| ||
(И. Эренбург. Огонь. Изд. "Века и Дни". 1919.) Из русских поэтов поколения десятых годов Илья Эренбург является самой крупной и своеобразной фигурой, плохо укладывающейся в рамки старых литературных делений. Он несколько раз менял свое поэтическое лицо. Даже больше: можно сказать, что каждая его новая книга является отрицанием всего его предыдущего творчества. И еще более того: он в своем творчестве всегда бродил по самой грани художественных возможностей, и казалось, что в следующий раз он прорвет границы и уйдет в область чистого религиозного богоборчества — действенного, но безмолвного по существу. И все же это еще не случилось и не случится с ним, так как он слишком поэт всем своим существом, и именно во всех его изменениях и самосжиганиях оказывается его подлинная и целостная поэтическая индивидуальность. Он начал с эстетически-кощунственных стихов, перешел к жестокому и безвыходному реализму "Будней". Под влиянием Франсиса Жамма написал прекрасную и ясную книгу "Детское". Война разверзила пророческие бездны в душе Эренбурга. Безумные апокалиптические видения обступили его исступленный дух. Эта книга носит имя "Кануны". Это были кануны великого сдвига Европейской жизни и Русской Революции. Анархический период русской революции, закончившийся октябрьской катастрофой, нашел достойное отображение в его книге "Молитва о России". Казалось, дальше некуда идти по пути отчаянья. Но тут в творчестве Эренбурга наступает неожиданное углубление и просветление. Он пишет глубоко христианскую мистерию "Золотое сердце", драму из революционной жизни "Ветер" и мистически-бытовой роман "В звездах", поразительный по своим ритмам и необычайной трактовке свободного стиха. Сейчас перед нами лежит его последняя книга стихов "Огонь", написанная в 1919 году, в которой мы находим такие строки: Наши внуки будут удивляться,
Так в душе поэта "Канунов" среди ужаса современной жизни, сквозь апокалиптические видения пророческих ожиданий прорастают простые и ясные побеги жизни. Этой надеждой, этим упованием на самодовлеющие силы жизни проникнут последний период творчества Эренбурга. В среду во "Флаке" феодосийская публика услышала его последние стихотворения и его доклад на тему "Новая эра и искусство". Впервые опубликовано: Крымская Мысль (Феодосия). 1920. № 70. 27 марта.
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, общественный деятель украинского происхождения. | ||
|