П.А. Вяземский
Самовар

На главную

Произведения П.А. Вяземского


                      (Семейству П. Я. Убри)


                                              Отечества и дым нам сладок и приятен.
                                                  Державин

      Приятно находить, попавшись на чужбину,
      Родных обычаев знакомую картину,
      Домашнюю хлеб-соль, гостеприимный кров,
      И сень, святую сень отеческих богов, —
      Душе, затертой льдом, в холодном море света,
      Где на родной вопрос родного нет ответа,
      Где жизнь обрядных слов один пустой обмен,
      Где ты везде чужой, у всех — monsieur N. N.
      У тихой пристани приятно отогреться,
      И в лица ближние доверчиво всмотреться,
      И в речи вслушаться, в которых что-то есть
      Знакомое душе и дней прошедших весть.

      Дни странника листам разрозненным подобны,
      Их разрывает дух насмешливый и злобный;
      Нет связи: с каждым днем всё сызнова живи,
      А жизнь и хороша преданьями любви,
      Сродством поверий, чувств, созвучьем впечатлений
      И милой давностью привычных отношений.
      В нас ум — космополит, но сердце — домосед:
      Прокладывать всегда он любит новый след,
      И радости свои все в будущем имеет:
      Но сердце старыми мечтами молодеет,
      Но сердце старыми привычками живет
      И радостней в тени прошедшего цветет!
      О, будь благословен, кров светлый и приютный,
      Под коим как родной был принят гость минутный!
      Где беззаботно мог он сердце развернуть
      И сиротство его на время обмануть!
      Где любовался он с сознаньем и участьем
      Семейства милого согласием и счастьем,
      И видел, как цветут в безоблачной тиши
      Младые радости родительской души;
      Оттенки нежные и севера и юга,
      Различьем прелестей и сходством друг на друга
      Они любовь семьи и дому красота.
      Одна — таинственна, как тихая мечта,
      Иль ангел, облаком себя полузакрывший,
      Когда, ко праху взор и крылья опустивши,
      На рубеже земли и неба он стоит
      И, бедствиям земным сочувствуя, грустит.
      И много прелести в задумчивости нежной,
      В сей ясности, средь бурь житейских безмятежной,
      И в чистой кротости, которыми она,
      Как тихим заревом, тепло озарена!
      Другая — радостно в грядущее вступая,
      И знающая жизнь по первым утрам мая,
      На празднике весны в сияньи молодом
      Свежеет розою и вьется мотыльком.
      А третья — младший цвет на отрасли семейной,
      Пока еще в тени и прелестью келейной
      Растет и, на сестер догадливо смотря,
      Ждет, скоро ль светлым днем взойдет ее заря?

      У вас по-русски здесь — тепло и хлебосольно,
      И чувству и уму просторно и привольно;
      Не дует холодом ни в душу, ни в плеча,
      И сердце горячо, и печка горяча.
      Хоть вы причислены к Германскому Союзу,
      Германской чинности вы сбросили обузу.
      За стол не по чинам садитесь, и притом
      И лишний гость у вас не лишний за столом.
      Свобода — вот закон домашнего устава:
      Охота есть — болтай! и краснобаю слава!
      На ум ли лень найдет — немым себе сиди
      И за словом в карман насильно не ходи!
      Вот день кончается в весельях и заботах;
      Пробил девятый час на франкфуртских воротах;
      Немецкой публики восторг весь истощив,
      Пропела Лёве ей последний свой мотив;
      Уж пламенный Дюран оставил поле брани,
      Где, рыцарь классиков, сражался он с Гернани;
      И, пиво осушив и выкурив табак,
      Уж Франкфурт, притаясь, надел ночной колпак.
      Но нас еще влечет какой-то силой тайной
      В знакомый тот приют, где с лаской обычайной
      Вокруг стола нас ждет любезная семья.
      Я этот час люблю, — едва ль не лучший дня,
      Час поэтический средь прозы черствых суток,
      Сердечной жизни час, веселый промежуток
      Между трудом дневным и ночи мертвым сном.
      Все счеты сведены, — в придачу мы живем;
      Забот житейских нет, как будто не бывало:
      Сегодня с плеч слегло, а завтра не настало.
      Час дружеских бесед у чайного стола!
      Хозяйке молодой и честь, и похвала!
      По-православному, не на манер немецкий,
      Не жидкий, как вода, или напиток детский,
      Но Русью вещщий, но сочный, но густой,
      Душистый льется чай янтарною струей.
      Прекрасно!.. Но один встречаю недостаток:
      Нет, быта русского неполон отпечаток.
      Где ж самовар родной, семейный наш очаг,
      Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?
      В нем льются и кипят всех наших дней преданья,
      В нем русской старины живут воспоминанья;
      Он уцелел один в обломках прежних лет,
      И к внукам перешел неугасимый дед.
      Он русский рококо, нестройный, неуклюжий,
      Но внутренно хорош, хоть некрасив снаружи;
      Он лучше держит жар, и под его шумок
      Кипит и разговор, как прыткий кипяток.
      Как много тайных глав романов ежедневных,
      Животрепещущих романов, задушевных,
      Которых в книгах нет — как сладко ни пиши!
      Как много чистых снов девической души,
      И нежных ссор любви, и примирений нежных,
      И тихих радостей, и сладостно мятежных —
      При пламени его украдкою зажглось
      И с облаком паров незримо разнеслось!
      Где только водятся домашние пенаты,
      От золотых палат и до смиренной хаты,
      Где медный самовар, наследство сироты,
      Вдовы последний грош и роскошь нищеты, —
      Повсюду на Руси святой и православной
      Семейных сборов он всегда участник главный.
      Нельзя родиться в свет, ни в брак вступить нельзя,
      Ни «здравствуй!», ни «прощай!» не вымолвят друзья,
      Чтоб всех житейских дел конец или начало,
      Кипучий самовар, домашний запевало,
      Не подал голоса и не созвал семьи.
      ....................................................................
      Поэт сказал — и стих его для нас понятен:
      «Отечества и дым нам сладок и приятен!»
      Не самоваром ли — сомненья в этом нет —
      Был вдохновлен тогда великий наш поэт?
      И тень Державина, здесь сетуя со мною,
      К вам обращается с упреком и мольбою
      И просит, в честь ему и православью в честь,
      Конфорку бросить прочь и — самовар завесть.

              1838, Франкфурт


Впервые опубликовано: Утренняя заря / Альманах, изданный В. Владиславлевым. Спб., 1840.

Петр Андреевич Вяземский (1792—1878) — поэт, критик, государственный деятель.



На главную

Произведения П.А. Вяземского

Монастыри и храмы Северо-запада