Л.С. Выготский
К вопросу о длительности детства умственно отсталого ребенка

На главную

Произведения Л.С. Выготского


Вопрос о структуре и функции детства нормального и ненормального ребенка связан с вопросом о длительности детства и его отдельных стадий. Длительность детства зависит в основном от сложности организма и его поведения и сложности и изменчивости среды. Основные симптомы детства — развитие и пластичность. Есть научные основания для предположения, высказанного Г.В. Мурашовым на основе его собственных исследований, что детство умственно отсталого ребенка укороченное, а не растянутое по сравнению с детством нормального ребенка. Педагогические выводы из этого предположения, если бы оно оправдалось, выразились бы прежде всего в борьбе за более длительное детство умственно отсталого ребенка и пересмотре традиционного принципа пониженного возрастного подхода к такому ребенку. С теоретической стороны оно привело бы к изменению понимания умственной отсталости: умственно отсталый ребенок предстал бы как ребенок не только отсталый, но и ускоренно развивающийся в пределах своего типа.


Опубликовано: Вопросы дефектологии. 1930. № 8.

Лев Семенович Выготский (1896—1934) русский и советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.



На главную

Произведения Л.С. Выготского

Монастыри и храмы Северо-запада