Л.С. Выготский
Культурное развитие аномального и трудновоспитуемого ребенка

На главную

Произведения Л.С. Выготского


1. Культурное развитие ребенка охватывает не только процессы формирования высших интеллектуальных функций, но и развитие высших характерологических образований.

2. Уклонения и задержки в развитии интеллекта и характера у аномального и трудного ребенка, как правило, всегда связаны с культурным недоразвитием каждой из этих сторон личности или личности в целом (примитивизм при олигофрении и гипобулические механизмы при истерии).

3. Правильная методологическая постановка вопроса о соотношении первичных и вторичных уклонений и задержек в развитии аномального и трудного ребенка дает ключ к методике исследования и к методике социального воспитания такого ребенка.

4. Изучение вторичных осложнений в развитии аномального и трудного ребенка (культурное недоразвитие) открывает весьма важные в теоретическом и практическом отношении конкретные симптомокомплексы, наиболее пластические и динамические по психологической природе и потому являющиеся основной сферой приложения лечебно-педагогического воздействия.

5. Клинически-психологическое и экспериментально-психологическое исследование культурного недоразвития при глухонемоте, олигофрении и истерии доказало, что задержка в развитии высших интеллектуальных функций и высших характерологических слоев личности является вторичным осложнением, уступающим правильному лечебно-педагогическому воздействию.


Опубликовано: Психоневрологические науки в СССР. М.; Л. 1930.

Лев Семенович Выготский (1896—1934) русский и советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.



На главную

Произведения Л.С. Выготского

Монастыри и храмы Северо-запада