Л.А. Загоскин
Заметки жителя того света:

Статья II
Путь в Охотск

На главную

Произведения Л.А. Загоскина


Лена под Якутском разделяется тремя довольно длинными островами на четыре рукава. Левый берег реки, на котором расположен город, отстоит от правого верст на 8, а потому все товары, назначаемые для Охотска и чрез него в Камчатку и российско-американские колонии, перевозятся или на особо построенных в Якутске лодках, или, не заходя в Якутск, прямо на повозках пристают к месту сухопутной отправы.

Это место носит название "ярмарки" и состоит из довольно обширной прибрежной равнины, на которую сгоняются лошади, подряженные под своз товаров. По берегу врыто несколько сотен столбов, к которым привязывают лошадей. В нынешний год, по причине высокой воды в р. Сола, место ярмарки перенесено на 8 верст ниже по берегу Лены, так что отправляющиеся транспорты минуют глубокий брод разлившейся речки.

Не имея особых дел в Якутске, я отправился на другой день моего туда прибытия, то есть 3 июня, на четырехвесельной лодке, подымающей грузу пудов до 80. Весла якуты употребляют четырехугольные и на уключину надевают сделанную из дерева огибь; гребут, как называется у моряков, "повахтенно", то есть кто как сумеет и успеет. Около 8 часов вечера мы пристали к месту ярмарки; тут встретили новых спутников: священника, отправляющегося в колонии, и одного женатого приказчика. Всю ночь на 4-е число провели в окончательной увязке вещей и в распределении вьюков между якутами; каждый из них подходил к вьюку, поднимал, пробуя, не больше ли он Определенного веса 2 1/2 пуд, и потом увязывал по-своему ремнями для накладки на лошадь. Так прошло время до полдня.

Караван наш состоял из меня, вольного штурмана — кондуктора корпуса флотских штурманов, учителя, четырех приказчиков, священника с женой и двумя сиротами, взятыми им для отвоза в Охотск к дедушке, тамошнему богатому купцу, одного женатого приказчика, моего денщика, двух промышленников и компанейского приказчика при транспорте — всего 16 русских душ. Все эти души, исключая сиротских и транспортного приказчика, отправлялись за каким-то счастием на службу в российско-американские колонии. Под наши вещи поступило 25 лошадей: при них десять человек проводников и один подрядчик — все из якутов.

Прежде описания отправы я почитаю необходимым сказать несколько слов о подряде и выставке лошадей под своз клади. Главным подрядчиком обыкновенно бывает какой-нибудь богатый якут или известный князец (с 1837 года все князцы переименованы в старосты); но как ни один из них не имеет в наличии потребного числа лошадей, то сдает половину или, как часто- бывает, весь подряд другим якутам, оставляя при себе одно прозвание поставщика, но выговори небольшую плату с лошади; те сдают опять между собою, и случается так, что транспорт лошадей в восемьдесят раздробляется между пятью и шестью поставщиками. Необходимость и бедность якутов заставляют терпеть это зло. В нынешний год провозная цена до Охотска 40 рублей с лошади. По 5 рублей с каждой остается в залоге, который выдается купцом отправляющемуся при транспорте приказчику для расплаты за перевозы и доставления остальных в Охотск; но эта сумма выходит вся дорогой: бывают случаи, что якуты остаются в долгу у купца до следующего лета — это происходит от следующих причин.

Общая бедность якутов не дозволяет, как я выше показал, взять подряд на одно лицо. Многие из мелких подрядчиков приезжают на место ярмарки верст за полтораста на тощих и изнуренных лошадях, и необходимость заставляет купцов отправлять товары на приведенных так называемых "подставных" лошадях, которых в каждом транспорте можно насчитать наполовину. Пройдя верст двести, худые лошади истощаются еще более, пристают, накалываются и падают. Приказчик, боясь разбросать товары, вынужден бывает выдавать не только удержанные в залоге деньги, но и свои собственные или хозяйские для обмена или для покупки свежих лошадей.

Сибирской лошадиной язвы не было три года; иначе по дороге к Охотску якуты теряют в лето от 5 до 7 тысяч лошадей.

Когда увязка подходила к концу, половина проводников отправилась для поимки лошадей. Сначала привели под седла смирных, как они называли, но ни одна из них не могла терпеть русского духа. Лошади фыркали, храпели, били передом и задом, вырывали столбы, к которым были привязаны. Меня, кавказского ездока, это не беспокоило, но гг. приказчики, ревельские уроженцы, только что из-под матушкина крылышка, очистили носы. А дамы?.. Об них нельзя же всего рассказывать. Кончилось тем, что все подчинились необходимости.

Приступили к накладке вьюков. На каждую лошадь наложили по толстому соломенному потнику, потом подтянули небольшое седло, состоящее из трех дуг; средняя дуга составляется из двух особых отсеков, концы которых выдаются на 2 вершка выше седла, образуя между собою подобие буквы V; на эти рожки надеваются вьюки, обвязанные ремнями: вьюк с правой стороны на рожок левой и обратно. Десять лошадей связывались вместе хвостами. Невозможно выразить того, что они делали для освобождения от наложенной тяжести. Многие сбрасывали ящики, били их ногами и, высвободясь, убегали в горы. Около 4 часов за полдень кой-как устроились. Отслужили молебен "в путь шествующим"; вьюки тронулись, а за ними и мы. В полуверсте от места отправы разлив Лены, выступившей в этом месте из берегов, представил первый и довольно глубокий брод. Лошади в воде шли одна за другой, осторожно рассчитывая каждый шаг, но по дороге куст или малейший шорох пугал весь караван.

Согрешу против совести, введу в заблуждение читателя или доверчивого путника, назвав Охотский путь дорогою. Путь — слово неопределенное, означающее направление сообщения страны с страною. Просеки сажени в полторы, сделанные во время оно по лесу, или заросли, или закиданы поперек сгнившим на корне лесом, или оставлены караванами по причине топей; тропинки, прокладываемые ежегодно транспортами, змеятся по всему направлению к Охотску, и чтоб не сбиться с пути и не заехать в якутские улусы, расположенные близ пути от Якутска до р. Алдана, в иных местах чья-то благодетельная рука наложила на близрастущие деревья зарезы или зарубы.

Расстояния до Охотска считается 1 000 семисотсаженных верст (= 1 400 ныне принятым). На четыре версты с кудрявою надписью, кто и в каком году их ставил, наехал я на пути до р. Алдана; одну встретил у Удомокрестовской станции. Первые гласят, что поставлены в 1752 и 1756 годах, а последняя в 1769. В некоторых местах еще попадаются древние столбы; это столбы тщеславия: на них выписано, кто и когда поправлял дорогу.

Проехав 15 верст1, караван наш остановился для ночлега на берегу довольно большого озера. Путь лежит от ярмарки сосновым и лиственичным лесом, близ дороги попадается мелкий березник. Около палаток собралось множество якутов из ближних наслегов: женщины приходили со сливками и сметаной, мужчины приносили уток и говядины, но большая часть являлась с пустыми руками, в надежде получить листок табаку или напиться задаром чая. Узнав, что в транспорте находится священник, один якут пожелал окрестить недавно родившегося сына. На другой день в 7 часов утра на берегу прозрачного озера, при всех нас, в виду большой толпы окружных жителей, совершилось высокое таинство крещения. Некоторые из якутов в возрасте принимают таинства покаяния и причащения, но это случайно, при встречах с священниками, которые ежегодно посылаются из областного города по якутским наслегам. Якуты, не имея способов к наставлению в высоких правилах христианской религии, остаются при выполнении некоторых только внешних обрядов.

______________________

* Версты считаю семисотными — счисление, которому следуют издревле здешние путники.

______________________

Чтоб не быть помехой транспорту, я с первого дня расположился ехать верстах в двух впереди. Это доставило нам часа два для отдыха и обеда, потому что караван идет тише, но не останавливается до места ночлега.

Якуты при остановке на ночь дают лошадям выстаиваться, так что в первые дни пути пускают на корм часа на два, не более.

Это делается с опыту: у кормленых лошадей пухнут спины. До р. Алдана, чтоб лошади не разошлись по улусам, их треножат, но это не помешало одной уйти или быть украденной с первого ночлега. 5 июня день был прекрасный, толокнянка и незабудки в цвете, тропинки сухи, проехали около 30 верст. Ввечеру при сходе с лошадей некоторые шатались, садясь на мягкую мураву, украдкой поправляли платье, и это было поводом к шуткам между молодежью.

Совсем в противном расположении духа встали мы на другой день. Из навислых облаков сеяло мелким дождем, "бусой", по сибирскому наречию; небо, завешенное серой пеленой отделяющихся от земли паров, слилось с ближайшим лесом. Не отъехали с версту, как разорвались тучи и полило дождем, который в пять минут не оставил бы на нас сухой нитки, если бы мы заранее не обеспечили себя приличной одеждой. Такая одежда необходима для каждого по Охотскому пути и состоит из плаща и башлыка непромокаемой материи; впрочем, достаточно охраняет плащ из ровного коленкора или фламского полотна, пропитанный олифою. На ногах нужно иметь якутские сапоги, называемые сары: шитые из коневой шкуры, они мягки и не пропускают воды. Охотские длинные сэры, столько полезные в бродах, предпочитаются по их прочности. Цена якутским от 3 до 10, но охотские менее 25 руб. нельзя найти.

Мой Буцефал, пугаясь раздувавшегося от ветра и езды большого воротника, принудил меня ехать в фризовом сюртуке. Тропинки от дождя сделались скользки; постоянно выбиваемые копытами, они лежат ниже прилегающих к ним мест; дождевая вода, скопляясь, бежит по ним ручьями и в низких местах образует глубокие лужи. В целый день с трудом проехали около 25 верст, радуясь случаю, приведшему нас для обсушки в юрту богатого якута Алексея Неустроева.

Зимние юрты якутов, проживающих до р. Алдана, похожи на наши избы, без пола и потолка; сруб выводится накось, суживаясь к крыше. Посреди юрты стоит открытый камин с прямою трубою; эти камины вроде тех, которые делаются в ханах у персиян наших закавказских провинций. Передний угол и часть противоположной дверям стены занимаются образами, под которыми развешивают занавесы различных цветных материй. От образов, по протяжению трех стен, идут широкие лавки, устилаемые сеном. Столы и стулья домашнего изделия отделываются с некоторым вкусом резьбою. Хозяин, лет семидесяти, угощал нас говядиной, рыбой и сливками, отказывался от всякой платы, но намекал на чай, сахар и водку. Такой способ продажи обошелся ему вдвое выгоднее. На другой день поутру сам Неустроев, стоя пред образами, читал громко молитвы исковерканным русским языком: семья его крестилась в отдалении. В продолжение моего пути в Охотск это единственный случай, в который мне пришлось видеть якутов, молящихся стоя; вообще они молятся сидя, и то как бы нарочито показывая проезжающему свою приверженность к христианской религии, а вместе с тем и некоторую образованность. Неустроев считается в числе богатейших якутов: он ведет торги тысяч на десять в год. Таковы ли были прежние времена!

С 7-го по 16-е непрерывные дожди сделали дорогу непроходимою. Лошади тонули в грязи, накалывались на пни и лесины; проводники ели павших; подрядчик или приказчик транспорта замещали убылых лошадей свежими, выменивая или покупая у окольных якутов, — и таким образом караван наш тихо, но все подвигался вперед. Общее направление пути до р. Амги лежит к северу и северо-востоку, чрез тундру и болота, по скатам холмов к озерам, которые тянутся непрерываемою нитью одно за другим, отделяясь в иных местах перешейками не более 15 сажен шириною. Многие из этих озер, образуя естественные бассейны скопления снеговой и дождевой воды, высыхая летом, представляют якутам тучные сенокосы и пастбища; в других, как в Тюгюлю, Чуронче, водится мелкая озерная рыба; некоторые соединяются между собою небольшими протоками или речками, Таттой, Лебегынью и другими. Лебегынь, шириною в обыкновенное время не более 5 сажен, при глубине 1 1/2 фут, от необыкновенных дождей нынешнего лета поднялась так, что затопила станцию, залила мост и при переправе разлилась до 50 сажен. Прошедшему перед нами транспорту купца Шилова обязаны мы были небольшим плотом, на котором перевезли вьюки, иначе простояли бы лишний день за работой. Гати, или так называемые здесь мосты, транспорты объезжают целиком по болотам. Эти мосты, длиною иные до 3 верст, состоят из тонких неочищенных от коры и неотесанных жердей, настланных на другие продольные жерди и сбитых деревянными гвоздями или нагелями.

Верстах в 10 не доезжая р. Амги, начинает попадаться мелкий сосновый лес; я наехал на три белых гриба, что в здешних местах редкость. Перевоз через реку состоит из одной лодки, подымающей по восьми вьюков, то есть по 40 пудов; берега частью глинистого, частью песчаного сложения; ниже перевоза в версте правый берег обставлен крутыми обнаженными утесами, по видимому, глинисто-сланцеватого образования; русло каменисто; течение на месте перевоза простирается до 8 верст в час, но это, кажется, от необыкновенной прибыли воды; ширина реки до 75 сажен.

Здесь место упомянуть о памятниках, попадающихся по дороге до р. Алдана; они состоят из деревянных столбов, с различными украшениями и вычурными надписями. Ставятся русскими проезжающими и якутами во славу своего имени, большею частью на местах ночлегов. Примечательнейший памятник такого рода поставлен якутским князцем Пономаревым. Памятник состоит из трех столбов, поставленных в линию в некотором один от другого расстоянии, при дороге, не доезжая 7 верст до перевоза чрез р. Амгу. Вот надписи с точным соблюдением правописания:

На первом столбе:
"Сей столб поста, князец И. Пономарев. 1831 г. маия 24 дня".
На втором:
"Староста И. Пономарев".
На третьем:
"Усердие Пономарева Тройцу.
За подвиг Христовом,
Которым был утешен мир,
Когда Апостол мощным словом,
Потряс язычества кумир".

Усердие необразованного человека и высокость мысли, дурно выраженной, удержат критика.

От Амги до речки Нохи считается 65 верст; сложение земли глинистое, местами песчаное; направление дороги к северо- востоку, озера попадаются реже. На свете можно ко всему привыкнуть, и мы привыкли к езде по волнам застывающей грязи. Вдруг необыкновенное происшествие повергло наш караван в общее уныние.

Утро 15 июня обещало прекрасный день. Проводники только что встали, развели огни пред каждой палаткой для чайников, а сами принялись за роскошный завтрак — лошадину, доставшуюся им за день. Девочка 12 лет с братом по 11 году, находившиеся на попечении священника, проснувшись, вышли из палатки побегать по цветистому лугу. Промочив утренней росой ноги, девочка подошла к огню обсушиться, но, по несчастию, заговорясь с братом, не приметила, что на ней загорелось платье. Брат первый закричал сестре: "Ты горишь", та испугалась, побежала и пламя быстро обхватило ее. Якуты с большим трудом поймали испуганную девочку и, к большому несчастию, горевшее платье залили водою. Можно себе представить положение священника и его жены: они совершенно потерялись. Я спал. Узнав об этом происшествии спустя более получаса, приказал обкласть все обожженные места хлопчатой бумагой. У девочки оказались признаки горячки. Тетушка дала мне на дорогу, для отвращения всех недугов, каких-то — по-деревенски маркеловских — лепешечек: я употребил их в дело, разумеется не с большою верою; бред девочки уменьшился, но мало было надежды на сохранение ее жизни. Происшествие это случилось за 15 верст до р. Нохи; оставаться на месте было невозможно. Я настоял, чтоб была сделана качка, в которой Маша (так звали девочку) прибыла к перевозу, приметно успокоившись; но нанятый особо якут отказался вести далее качку, отзываясь тем, что по причине грязей он не может отвечать за безопасность в ней лежащей больной.

Качки состоят из двух длинных жердей или оглобель, прикрепляемых ремнями к двум лошадям, следующим одна за другою. Около средины этих продольных жердей кладутся две перекладины, перевязываемые ремнями, образуя род морской койки; в переплетенное пространство кладется постель и сажается больной. Из такого описания качки и по особой трусости якутских лошадей видно, что они не безопасны.

Речка Ноха не шире 10 сажен, с крутыми и топкими берегами. Не знаю, почему не сделают чрез нее моста, тем более что она никогда из берегов не выходит. Перевоз состоит из двух лодок, подымающих по четыре вьюка. Сколько времени потеряет купеческий транспорт, если случится с ним несчастие сойтись с другим или разом вместе с несколькими караванами.

Прошло десять дней со дня отправы, и мы отъехали всего 310 верст. Я должен был спешить и потому отделился. Взяв с собой двух мореходов, денщика и в провожатые одного якута, 16-го оставил караван. Вечером для ночлега расположился на берегу величественного Алдана. Дорога к станции выходит на левый берег реки, версты за две ниже перевоза. Эти две версты сухой, битой дороги, окраенной с одной стороны водою, а с другой — роскошным цветником роз, полевых жасминов, фиалок и других распустившихся цветов, представились мне чем-то очаровательным. Я не ожидал встретить в этой части Сибири такой богатой растительности.

Алдан вытекает из Яблонового хребта, — и после Лены самая большая река из протекающих по Якутской области. В нее впадают все внутренние речки области, начиная от Амги до Удомокрестовской. Алдан своими крутыми, лесистыми берегами, своим каменистым ложем, цветом своей воды много походит на Лену. При перевозе течет одним руслом, шириною около 300 сажен. Казаки содержат перевоз, плата — 30 копеек с вьюка, лошади или человека. Одна часть из выручаемой суммы поступает им, а две в казну. В гребле употребляются якуты. На моем карбасе случился казак, худо понимающий по-русски. Карбасы одной конструкции с судами, в которых перевозят скот из Ораниенбаума в Кронштадт, только несколько менее и без мачты, лошадей ставится по 27, тяжести помещается до 250 пудов. Строятся в Якутске, спускаются вниз по течению Лены к устью Алдана и потом до перевоза тянутся бечевою. От перевоза до устья Алдана считается 400 верст. В одно лето редко удавалось привести новый карбас из Якутска. Гораздо было бы выгоднее строить на берегу Алдана: строевого леса много, стоило бы прислать плотника, знающего свое дело.

Перевоз по быстрине и ширине реки затруднителен. Суда, чтоб попасть к назначенному месту, затягиваются вверх против течения людьми и потом спускаются к перевозу; в этой операции проходит до двух часов, так что в день один карбас не делает более двух, много трех концов взад и вперед. Притом с естественными трудностями крепко соединена лень казаков- перевозчиков, которые твердо уверены, что рано ли, поздно ли, но ни один вьюк не минет их перевоза. Чего бы, казалось, стоило употребить лошадь при затягивании судна вверх против течения? "Да как можно, этого не бывало прежде". И вот со мною на Алданском перевозе сошлось пять транспортов в числе 4 000 лошадей и 2 000 пудов клади. Последний из прибывших транспортов сколько напрасно потеряет благоприятного времени. Но расчет верен: все они достигнут места назначения — Охотска, все продадут свои товары, с одинакими барышами; куда ж торопиться? Таков еще дух торговли в большей части русских.

Станционный смотритель, старик лет под 70, поселившийся здесь с 1810 года, показывал мне огород. В нем растет морковь, редька, репа, огурцы и прочие огородные произведения, капуста вьется большими вилками (кочнами). Церквей нет до Охотска. Что иное, как не религия может надежнее вести к образованию диких племен; теперь якуты пренебрегают знанием русского языка, напротив, тогда старались бы его изучать для собственной пользы. Я слыхал, что предположена постройка 40 церквей по Якутской области. Дай Бог, чтоб это спасительное предприятие скорее было приведено в исполнение.

За четверть версты от правого берега Алдана начинается непрерывное болото до речки Торо-урях ("Поперечной"),

Мост чрез речку Торо-урях снесен, и мы перебрались вброд. На ночлеге в первый раз появились комары и мускиты [москиты] в такой силе, что все принуждены были укрыться в волосяные сетки, которыми нарочито запаслись в Иркутске.

18-го. От четырех дней вёдра тропинки подсохли; с левого берега Белой ("Тылках"), чрез которую мы переправились в полдень, страна принимает иной вид, болот и озер не приметно, почва становится каменистою. Белая при переправе шириною до 70 сажен, течение до 13 верст в час, вода светла, русло каменисто, берега усеяны валунами различных цветов и пород, между которыми попадается много зерен кварца и розового порфира. Белая считается в числе золотоносных рек по приискам, кажется с 1833 года, купца Баснина. 19-го ночевали на станции Чернолесской, проехав 44 версты. Дорога выходит несколько раз на берег Белой, которая величаво протекает одним руслом под самой станцией, но выше и ниже раздробляется на многие протоки.

Не доезжая 22 верст до Чернолесской станции лежит на пути горный хребет, называемый Силлях. В иных местах тропинки пролегают по краям утесов, спускающихся отвесно к реке: по скатам гор видно много кедрового кустарника и багульника в цвете. В этот день мы девять раз переправились вброд чрез различные протоки, стремящиеся с высей гор в Белую.

За 18 верст по ту сторону Чернолесской станции начинается собственно горная страна, образуемая отраслями Станового хребта, отроги которого тянутся на северо-восток к Чукотскому мысу. Путь уклоняется к югу, переходит на берега горного потока Кункуй-Самаа, протекающего извилинами в узких глубоких долинах, обставленных горами, в иных местах представляющими голые утесы, в других поросшие лиственицей. До Чаг-Дальского хребта, на расстоянии 14 верст, мы переезжали вброд проток Кункуй-Самаа двадцать пять раз, не считая мелких разливов. Путь чрез хребет Чаг-Даль идет крутой спиралью, спуск довольно полог и болотист. Из произрастений видны кедровые кустарники, образующие своими симметрически раскинутыми ветвями опрокинутые куполы. Никогда не зреющие орехи составляют вкусную пищу жителя этой страны, обоготворяемого якутами медведя.

За Чаг-Дальским хребтом почва горнокаменных пород переходит в известковые и сланцевые: гранитных не видно. Путь продолжает извиваться по узким долинам, опустошаемым наводнениями протоков Чохона, Итабыт и Барыбыл. Виды дики и унылы. Кроме неба и утесов, нет предмета, на котором бы остановился взор путешественника; на некоторых почти неприступных пиках виднеются кресты, поставленные проезжающими; но с вершины (point culminant) горного хребта, чрез который пролегает Нюно-Хана, Охотский путь, отстоящий от Чаг-Дальского в 45 верстах, вид великолепен. Окружные горы кажутся небольшими холмиками. Воздух ощутительно реже. Проток Кыты-Кыламы берет свое начало на вершине Нюно-Хана; тропинки переходят верст на 30 с берега на берег этого быстрого протока, потом, пересекая речку Сарды, входят в узкое ущелье гор черного сланцевого аспида, обгибают чрез так называемые Семь хребтов — Сетты-Давак — и протягиваются, извиваясь, по узкой каменистой долине, наполненной кругляками известкового сложения, до станции Аллах-Юна, которая расположена при речке того же названия в довольно обширном разлоге гор.

Общий вид страны от Чернолесской станции до Аллах-Юна горист и не представляет удобных мест для водворения оседлого жительства; не видно хороших лугов для продовольствия лошадей. Проходящие транспорты довольствуются, и то не везде, небольшими клочками земли, производящей скудную, редкую траву. Все такие лоскутки известны проводникам, и если они в пору остановки на ночлег наедут на истребленный передовыми транспортами лужок, то принуждены бывают ехать несколько верст вперед.

24-го. На станции освежась после семидневного поста молоком, переправились чрез речку Аллах-Юна в двух плохих лодках и, отъехав 7 верст, остановились на ночлег для отдохновения лошадей на берегу небольшого озера, из которого кочующие поблизости якуты наловили нам мелких карасей.

Далее верст на 18 путь идет по довольно болотистой долине, потом выходит на правый берег Анчи, которым и следует, отдаляясь местами в горы, до самой переправы на левый берег. Перевоз состоит из двух небольших лодок, подымающих по четыре вьюка; перевозчики якуты. Река быстра и усеяна камнями: в засухи можно ее переезжать бродом с четверть версты выше перевоза; ширина до 40 сажен. Вода кажется черною, протекая по почве черного аспидного сложения.

На правом и левом берегу Анчи попадаются медвежьи ловушки, состоящие из трехугольного сруба: на сторожку, как в мышеловке, привешивают кусок мяса, и лакомый житель лесов, схватив кусок, бывает придавлен огромным брусом.

Долины от Анчи начинают мало-помалу расширяться, и путь, пролегающий в них, пересекается протоками Анчихан, Эрга-Талнах, Мосолох, Мускул, Кен-чайерб, Энча и Сыл-и-ябат и множеством других мелких потоков. К нашему счастью, стояла хорошая погода, иначе, в дождливое время, бывают случаи, что транспорты, остановившиеся на ночлег, затопляются вышедшими из берегов ручьями, почему бывают принуждены проводить дни по три и по неделе на делаемых нарочито подмостках, на которые складываются товары.

Протяжение страны до Удомокрестовской станции весьма возвышенно, что примечается обширными снежными долинами, чрез которые пролегает путь, направляющийся к югу и местами к юго-западу. Нет ничего унылее этих долин: пред вами снежное, или, вернее, ледяное поле, обставленное обнаженными утесами черного аспида; приметно, что в былые годы растаивал снег, семена пали, вышли молодые побеги и замерзли. В так называемой Капитанской засеке никто из старожилов-путников не запомнит, чтоб когда-либо стаивал снег. Лед на ней толщиною до 2 сажен. Воды тающего на поверхности снега прорывают себе стоки, несутся в зеркальном русле, никогда не проникая до земли; но бывают случаи, — от необыкновенных дождей ледяное поле трескается и, носясь огромными глыбами, преграждает на некоторое время всякое сообщение. Главнейшее протяжение снежных долин от ONO к WSW.

Обнаженные наводнениями горных потоков три долины Кенчай примечательны по своему песку, содержащему слюдовидное золото. Честь такого открытия принадлежит мне по преимуществу, потому что, вздремав, я полетел с лошади, запнувшейся за камень, и упал прямо лицом в такое сокровище. Взяв около 5 фунтов песку и привезши в Америку, не знал, что с ним делать, но провидение, умудряющее слепца, не оставило и меня без напутствия. Не будучи в состоянии целую неделю заняться чем-либо путным, я крупинка по крупинке выбрал 7 гранов золотистых частиц, из которых по расплавке посредством паяльной трубки и потом в плавильном горшке получил слюдистую окалину и 00 гран чистого золота; по арифметическим выкладкам можно доискаться, что когда столько-то фунтов песку дают столько-то гран золотистых частиц, равняющихся 0 гранов чистого золота, то 100 пудов песку дадут столько-то нулей. Вследствие таких выводов с достоверностию можно заключить, что открытое мною сокровище не стоит трудов при обработке, или, прямее, вовсе ничего не стоит, то есть=0, или, что все то же самое, что я ничего не смыслю в этом деле.

Река Удом, или Удомокрестовская, имеет до 70 сажен ширины при перевозе под самой станцией, быстра, как Белая; цвет воды имеет молочный, впадает в Майну, а та в Алдан. Казаки содержат перевоз. При станции находится ветхая часовня во имя животворящего креста господня.

От станции путь направляется более к востоку; хребты гор отдаляются, но положение страны холмисто; почва камениста. Речка Сись-кюль есть последняя, впадающая в бассейн Лены. Невысокий горный хребет Сись-кюль отделяет его от вод, впадающих в Охотское море. Горные речки Таллах-Толон и Бала- бушку переезжают вброд, но чрез Урак, протекающий при магазинах, можно бродом проехать только в таком случае, когда он не разлился от дождей, иначе должно дожидаться погоды. При Балабушке есть небольшой холм и видны развалины хижин.

Рассказывают, что в этом холме находили драгоценные камни, но какие, — неизвестно. Я никаким исследованием не мог заняться, потому что около этого места 1 июля встретил эстафет, посланный из Охотска в Петербург с уведомлением о прибытии судна с мехами из Америки, того самого, которое следовало в мою команду. На берегу Урака провиантские хлебные магазины содержатся вахтером, заведывающим закупкою пушных товаров от бродячих тунгусов.

Все пространство лесов между обеими переправами чрез Урак наполнено медведями, которые за день до моего проезда растерзали за ночь 11 коров, гонимых в Охотск для гастрономических потребностей жителей. Остатки несведенных жертв составили запасную провизию моего якута.

С левого берега Урака холмы теряются, и за 4 версты до станции Мэяты, или Меты, почва изменяется в песчаную и наносную.

Станция Мета расположена при р. Охоте. Путь лежит на 16 верст по правому берегу, потом посредством перевоза переходит на левый и идет более или менее в его отдалении. В течение тридцати дней держась по 14 часов на лошади, в подобие буквы А, я весьма утомился и последние 44 версты желал сделать водою, но, не найдя при перевозе удобной лодки, принужден был продолжать путь верхом, и 5 июля, проехав последнюю станцию Элань, стоящую в 7 верстах от Охотска, надеялся добраться до места, как совсем неожиданно около 4 часов за полдень, не доезжая 3 верст до города, встретился с товарищем по службе, возвращавшимся из колоний.

Не видевшись 12 лет со времени выпуска, как было не воротиться. Женатый, раздобревший, с кучею детей, он не мог ехать поспешно. И вот в тени ив разбиты две палатки, вскипела вода, душистая жидкость разлита прелестной ручкой, и посыпались с обеих..., виноват, с трех сторон вопросы. Нужно ли описывать то, что не принадлежит собственно к описательной части пути в Охотск? и потому всю болтовню, продолжавшуюся чрез всю ночь, пропускаю. На другой день, напившись таким же порядком чая, вложив маленькую ножку в стремя, мы расстались, надолго ли, — неизвестно. А если навсегда? Мне от этого не будет ни тепло, ни холодно, — подумает, прочтя эти строки, мадам А; а мне...

Страна, прорезанная множеством протоков от Меты до города Охотска, есть, по всем признакам, завоевание земли от океана. На песчаной и глинисто-иловатой почве произрастают из деревьев одни ивы; сенокосы превосходны; повсюду раскиданы якутские юрты. На лугах пасутся лошади, пришедшие в Охотск с кладью. На Элани заметно несколько хорошеньких якутских головок на неопрятных туловищах. Сюда для разнообразия удовольствий собирается охотское beau monde, приезжая на собаках. В 3 1/2 верстах от Элани, при ручье Булгике, находится домик, прежний лазарет командира порта; при нем огород; далее, не доезжая 1 1/2 версты до вторичной переправы чрез Охоту и Кухтуй в город, простирается приморье, "plage", состоящее из солоноватой красноглинистой почвы, трескающейся при засухах. Лошади с удовольствием грызли эту землю. Но вот открывается взморье.

Охотск бедно вытянулся в линию по низменной кошке, открылись два вооруженные судна: одно казенное, другое Российско-Американской компании. Я прискакал к берегу, соскочил с лошади, привязал на палку белый платок вместо сигнала, водрузил ее в песок, раскурил сигару, лег на брюхо около шеста, прямо против американской конторы, и предался размышлениям касательно будущей со мною участи.

Не знаю, долго ли лежал в таком положении, как приметил, что вода подошла к моей бороде. Я догадался, что она идет на прилив, встал и вскоре увидел отделившееся от противоположного берега гребное судно; оно подошло, но оказалось, что было послано с пустыми бочками для наливки воды. Я послал якута на казенный перевоз, отстоящий от нас в полуверсте. Уложа на присланную лодку вещи и взгромоздясь на них, мы отправились, но на полпути были встречены прекрасной шлюпкой, посланной от конторы. Запоздалой честью я не заблагорассудил воспользоваться и, пристав к берегу, поступил на службу Российско-Американской компании.

Туманные впечатления о чем-то, носившиеся в голове, рассеялись при ласковом приеме г-на правителя конторы, дружеском расположении командира брига, которому, мимоходом сказать, я помешал при астрономических наблюдениях, и взгляде на щегольское вооружение брига, поступавшего в мое командование.

10 марта 1840 г.
Новоархангельск


Впервые опубликовано: Маяк современного просвещения и образованности. 1840. Ч. X. Гл. III. С. 103-113.

Лаврентий Алексеевич Загоскин (1808-1890) — русский морской офицер, исследователь Русской Америки: Аляски, Алеутских островов, Северной Калифорнии. Троюродный брат М.Н. Загоскина.



На главную

Произведения Л.А. Загоскина

Монастыри и храмы Северо-запада