Е.И. Замятин
«Цель»

Цикл «Лица»

На главную

Произведения Е.И. Замятина


ВУ нас пока вся литература еще заряжена ядами войны. Она строится на ненависти — на классовой ненависти, ее сложных соединяющих, ее суррогатах. На отрицательных чувствах — нельзя строить. Только тогда, когда мы вместо ненависти к человеку поставим любовь к человеку — придет настоящая литература. Век наш жесток, железен — да; это век войн и восстаний — да. Но тем нужнее отдых от ненависти (она разрушительно действует на человеческую психику). Не время механического равенства, не время животного довольства настает с уничтожением классов, а время огромного подъема высочайших человеческих эмоций, время любви. Впрочем, каково будет это грядущее — зависит от нас. Пока ни о каком воспитании высоких эмоций, свойственных эпохе осуществления коллективизма — мы не думаем. Постановления, резолюции, параграфы — деревья, а за деревьями нет леса. Что может увлечь в политграмоте?— ничто. 345 «Искусство всегда служило командующим классам...». Этим может восхищаться фашист, империалист, но не революционер, не диалектик. Все отличие командующего сейчас класса в том, что он командует временно, что он командует для того, чтобы как можно скорей перестать командовать — чтобы сбросить с человечества иго всякого государства и всякой команды, отличие в том, что командующий сейчас класс знает (верим, должен знать) все это. И вот об этом-то забывают. — Зародыш будущего всегда в настоящем Это правда, художники — всех родов оружия — в большинстве всегда скептически развращены, беспринципны в большинстве — они всегда были ландскнехтами, продавали себя тем, кто им хорошо платит. Но этот закон купли-продажи таланта — закон капиталистического общества, обществу, думающему строить жизнь на иных, новых, более высоких началах,— принимать этот позорный закон так же неуместно, как принимать без всякой борьбы торговлю собою женщин. С моей (еретической) точки зрения, несдающийся упрямый враг гораздо больше достоин уважения, чем внезапный коммунист — вроде скажем, Сергея Городецкого. Служба господствующему классу, построенная на том что эта служба выгодна,— революционера отнюдь не должна приводить в телячий восторг, от такой службы, естественно переходящей в прислуживание — революционера должно тошнить, услаждаться этим могут только такие типичные продукты переходной эпохи, совершенно лишенные обоняния,— как Горбачев или Лелевич, да, пожалуй, и такие, как Авербах от них недалеко. У этих молодых людей в руках не перо и чернила а хлыст и кусочек жареного. В основном критика их сводится к окрику «Служи!», писатель для них — только собачка, которую нужно выучить стоять на задних лапках,— тогда ей дают кусочек жареного и тогда все обстоит благополучно. Нет, дражайшие товарищи, не благополучно. Собачки которые «служат» в расчете на кусочек жареного или из боязни хлыста, — революции не нужны, не нужны и дрессировщики таких собачек. Нужны писатели, которые ничего не боятся — так же, как ничего не боится революция, нужны писатели которые не ищут сегодняшней выгоды — так же как не ищет этого рево 346 люция (недаром же она учит нас жертвовать всем, даже жизнью — ради счастья будущих поколений — в этом ее этика); нужны писатели, в которых революция родит настоящее, органическое эхо. Пусть это эхо в каждом писателе будет индивидуально, пусть писатели в работе не сообразуются с какими-то параграфами таких-то конференций: важно, чтобы это было искренно, важно, чтобы это вело читателей вперед, а не назад, важно, чтоб это их беспокоило, а не успокаивало. Куда же — вперед? Как далеко — вперед? В ответе на этот вопрос — основная ошибка большей части нынешней критики и большей части писателей, покорно идущих на поводу этой, не умеющей диалектически мыслить критики. Мы уверены, что правильным ответом на заданный вопрос должно быть: чем дальше вперед — тем лучше, ценнее. Снижение цен, санитарное благополучие города, тракторизация деревни — очень хорошо, это — движение вперед, конечно. Я представляю себе отличный газетный фельетон на эти темы (который завтра будет забыт). Но я с трудом могу вообразить Льва Толстого или Ромен Роллана, построенных на санитарном благополучии. Я с трудом вижу читателей, по-настоящему взволнованных таким санитарно-благополучным Толстым. Пора же, наконец, уразуметь, что упорное ограничение писателя областью «малых дел»—создает только филистерскую, служебную литературу, и ничего больше. Пора понять, что в литературе — так же, как в науке,— есть деление на большую и малую литературу, у каждой из которых — свои задачи. Есть твердое деление хирургии на «большую» и «малую»: «большая» двигает науку вперед, «малая» выполняет ежедневную, очередную работу, «большая» производит опыты Каррлея и Воронова, «малая» — бинтует вывихнутую руку Есть деление астрономии на большую и малую: большая занимается определением курса, по какому движется солнечная система; малая рекомендует способы определения курса корабля в море. Если мы заставим Каррлея бинтовать вывихи — мы получим лишнего фельдшера; это, конечно, полезно, но — глупо, потому что человечество, приобретая фельдшера, потеряет гениального ученого. Критика толкает сейчас русскую литературу — к фельдшерству; фельдшеризм — вот имя той болезни, 347 которой больна русская литература. Недаром же Мариетта Шагинян (писательница, от всех Горбачевых недавно получившая формальное звание «левого попутчика»), не выдержала и закричала в своей книге «Быт и искусство» об отсутствии всяких «проекций будущего», как об одной из причин того, что «писатель болен». Она ошиблась только в одном: это — не одна из причин, это — единственная причина, к этому — в широком смысле сводятся все остальные. ____________________ Цель искусства и литературы в том числе — не отражать жизнь, а организовывать ее, строить ее (для отражения жизни есть малое искусство: фотография). Что значит для художественной литературы «организовывать жизнь»? Авербах понимает это так: «молочная кооперация будет темой художественного произведения новых писателей, потому что она является делом социальной практики новой эпохи». Это звучит как злой анекдот, но этот злой анекдот на память потомству — Авербах сочинил сам о себе. Молочная кооперация, когда ею занимается не Авербах, а специалист,— дело очень почтенное: это — пусть маленький, пусть сантиметровый — шаг к определенной цели, это — одно из миллиона средств для достижения цели. Дело специалиста — говорить о средствах, о сантиметрах; дело художника — говорить о цели, о километрах, о тысячах километров. Организующая роль искусства в том, чтобы заразить, взволновать читателя пафосом или иронией: это катод и анод в литературе. Но сантиметровая ирония — жалка, а сантиметровый, молочнокооперативный пафос — смешон, увлечь это не может никого. Чтобы взволновать, художник должен говорить не о средствах, а о цели — о великой цели, к которой идет человечество.

1920


Впервые опубликовано: однодневный журнал «В защиту человека». Пб., 1919.

Евгений Иванович Замятин (1884-1937) - русский писатель, критик и публицист, киносценарист.



На главную

Произведения Е.И. Замятина

Монастыри и храмы Северо-запада