Ф.Ф. Зелинский
Золотой век

На главную

Произведения Ф.Ф. Зелинского


(Святки 1902 г.)

I.

В эти дни везде, где только дана возможность, стоят в домах обывателей рождественские елки, горят рождественские огни. Их свет золотым сиянием разливается по темным ветвям деревца, золотым туманом проникает в укромные его уголки, где искусно скрытые умелой рукой румяные яблоки и золотистые апельсины заманчиво мелькают из-под зеленой сени; он преломляется золотым бисером в граненом хрустале прозрачных безделушек, отражается золотыми искрами в волшебных нитях светлого " дождя " и — в радостно влажных, смеющихся глазках детей. Там, на дворе, зимний ветер хлещет прохожих в лицо холодными иглами жесткого, колючего снега; но здесь, под сенью елки — золотое царство. Нам, взрослым, докучливые думы отравляют праздничный покой; но здесь, в этих детских головках, ненарушимо царит золотой век.

Приятно бывает, стряхнув докучливые думы, смотреть на эту игру золотых огней, скользит взором по одной из этих искрящихся нитей с ветки на ветку, вплоть до того места, где она теряется в зеленом полумраке; приятно бывает также, объяв его в его цельности, этот золотой сон многострадального людского рода, проследить его судьбу от поколения к поколению, вплоть до того момента, где его нить теряется в глуби веков. Это вовсе не будет несерьезным занятием; если вам нужен ученый термин — мы можем назвать его предмет "филогенией иллюзии". Но лучше оставим на этот раз ученость — нам с вами теперь не до нее; лучше позвольте попросту, в угоду святочному времени, рассказать вам волшебную сказку про золотой век.

II.

Это было очень давно. Христианства, в честь Основателя которого учрежден наш праздник, тогда и в помине не было. Юпитера Капитолийского, кажется, тоже еще не было, а если он и был, то на него мало кто обращал внимание. Мыслящее человечество ютилось в мудреном лабиринте островков и побережий, окружающих голубое — тогда еще довольно грозное — Эгейское море, там сыны Земли трудились и боролись, думали и мечтали под всевидящим оком Олимпийского Зевса. Нельзя сказать, чтобы люди были особенно довольны его царством. Правда, его заслуга была очень велика: "он", по словам позднейшего поэта, "повел человека по стезе сознания, он повелел иметь силу слову: страданием учись!"; но иначе судил об этой заслуге поэт-мудрец, с высоты смотревший на жизнь, иначе — бедный труженик, своим собственным страданием обогащавший сокровищницу человеческой науки. С завистью смотрел он на зверя лесного, на птицу небесную: они, вот, не пашут и не сеют, а все же для каждого приготовлены и пища и кров заботами матери-Земли; чем же мы-то прогневили свою родительницу? Или, может быть, ее прогневил наш вождь и бог, Зевс Олимпийский?.. И вот фантазии открывается простор: хорошо, верно, было время, когда Зевса еще не было, миром же управлял его отец Кронос (он же и Сатурн); тогда еще не знали заповеди страданием учись: ни страданий, ни учения не требовалось, всякое знание доставалось даром...

Жили богов они жизнью, не ведая в сердце печали,
Горьких не зная трудов; не грозила им старости немощь.
Вечно цветущие крепостью рук и колен быстротою,
Смертные в вечных пирах беззаботно свой век проживали,
А умирали, что сном побежденные; всякого вдоволь
Было добра; от себя им рождала кормилица-нива
Хлеб в изобильи; они же, спокойствие в сердце вкушая,
Жили в своих деревнях, окруженные счастья избытком.

Таков был "золотой век" — так его и называет древний поэт Гесиод, у которого мы позаимствовали выписанные стихи.

III.

Но эти стихи дают нам только внешние контуры картины; дописать частности было предоставлено позднейшим временам, когда лучи поэзии и просвещения, исходившие от различных очагов греческой культуры, сосредоточились в Афинах. И что это было за письмо! Какая странная смесь идеальных и материальных, серьезных и комических элементов! Наш взор теряется в этих причудливых арабесках, мы готовы признать весь рисунок капризом ребенка или бредом безумца, — но вот мы замечаем, что все эти потешные узоры группируются, точно фигуры калейдоскопа, вокруг общего центра, общей идеи, настолько серьезной, что мы удивленно смотрим в лицо веселому краснобаю: да ты что же, собственно, хочешь сказать? И тут только мы различаем таинственный голубой огонек в его смеющихся глазах. Да, конечно, это не быль, а сказка; но в сказке утопия, а в утопии — пророчество. Что было, того не было; но чего не было, то будет.

Много стало хуже с тех пор, как Кронос-Сатурн был свержен Зевсом, и золотое племя поглотила Земля; боги удалились в свою небесную обитель, последнею дева-Правда покинула людей. Итак, при Сатурне дева-Правда жила между нами; каково-то было людям тогда? Одно ясно: если была Правда, то ни насилия, ни рабства быть не могло; все были равноправными детьми одинаково всех любящей матери-Земли. А если и без рабства жилось хорошо, то, значит, природа сама брала на себя весь людской труд...

Следует иметь в виду, что эта веселая наука читалась людям с подмостков сцены в праздники веселого бога Диониса; фантазия учителей-поэтов свободно могла разгуливать по всей области невозможного. И вот как у одного из них Сатурн (или родственное ему лицо) описывал прелести золотого царства (перевожу размером подлинника):

Вы послушайте, люди, про радость житья,
искони мною данную смертным!
Там п о к о е м дышала природа кругом;
постоянной он был ей стихией.
Там не страх, не болезни рождала Земля;
добровольно давала, что нужно.
Там в канавах златое струилось вино;
с калачами там сайки дралися,
Умоляя тебя: "что ж ты губы надул?
знай, бери из нас ту, что белее!".
Захотелось — и рыба валила к вам в дом
и, поджарив друг дружку румяно,
К вам взбиралась на стол: "хлеб да соль, господа!
вот, покушайте нас на здоровье!"
А близ стульев потоки похлебки неслись,
с ними глыбы вареного мяса;
Тут же с труб водосточных подливка текла:
вспрыснешь кус свой — и вдвое вкуснее!..
А с нагорных дерев, листопада порой,
сами колбасы козьи валились,
Да стерлядушки жирные — любо глядеть!
да поджаренных дроздиков кучи.

Да, конечно, все это мало серьезно; но надо всеми этими балаганными шутками, порожденными неукротимым аппетитом и разгульной фантазией, носился чудный, неземной аккорд:

Ни раба там мир не видел,
Ни рабыни никогда...

IV.

Пропустим еще несколько веков: мы в Риме, столице мира, под сенью могучей десницы Юпитера Капитолийского. Объединение народов стало действительностью, и хотя нельзя сказать, чтобы там "покоем дышала природа кругом", все же до этого вожделенного времени, невидимому, недалеко. Но дева-Правда по прежнему пребывает среди небесных светил и грустно, со своим колосом в руке, смотрит на людские дела: шире распространилось рабство, круче стали его условия; днем на работе, ночью в подземелье, и так изо дня в день, из года в год... Пусть солнце ежегодно "вступает в знак Девы"; земля, видно, в этот знак не вступит никогда.

Только один раз в год эта картина меняется — в декабре месяце, от 17 до 23 числа. Эти дни были посвящены Сатурну; сближение Рима с Грецией повело к тому, что сказка про золотой век стала популярна и (под влиянием многих условий, о которых можно и не распространяться) явилось желание превратить ее по мере возможности в действительность — хотя бы только на коротенькое время Сатурналий. Самой характерной чертой было то, что рабы на это время объявлялись свободными: "при Сатурне ведь рабов не было", поясняют наши авторы. Угощение полагалось общее; господа, клиенты, рабы — все пировали за одним и тем же столом. Наказаний не должно было быть, вольное слово сходило даром, — так требовала установленная предками libertas Decembris. Конечно, чудесную щедрость Земли, даром все дарившей, воссоздать было невозможно; как слабое подражание ей был заведен обычай подарков. Дарили всякую снедь, преимущественно орехи, которыми можно было и лакомиться и играть; затем также и те предметы, которые стали нужными вследствие развития культуры, начиная необходимой утварью и кончая произведениями художников; но особую важность — очевидно символическую — имели два рода подарков: во-первых, восковые свечки, во-вторых, детские игрушки, особенно — куклы. Полагают, что восковая свеча имела касательство к зимнему солнцеповороту, с которым совпадали Сатурналии, что "сатурвальские огни" должны были распространять повсюду приятную весть о наступившем периоде возрастания дня; полагают, затем, что куклы были первоначальным жертвоприношением Сатурну со стороны хозяина, который ими как бы выкупал у зимнего бога себя и своих. Толкования эти гадательны, но факт несомненен. Игрушки продавались в течение всей недели и долее на одной из улиц Рима, которая от них получила свое название; так-то Сатурналии были преимущественно праздником рабов и праздником детей.

V.

Популярность Сатурналий росла за все время процветания римской республики: первоначально однодневные, они к первому веку до Р. X. успели уже занять целую неделю; проникая из центра римской жизни в провинции, они повсюду распространяли иллюзию сказочного царства Сатурна и золотого века. Этим они способствовали возникновению легенды — одной из самых чудесных, о которых знает история.

Под влиянием с одной стороны — таинственных хронологических вычислений, с другой — страшных внутренних и внешних катастроф, в Риме первого века до Р. X. чем далее, тем более развивалась и крепла вера, что он доживает свои последние дни, что не сегодня-завтра наступит нечто в роде "светопреставления". Несомненным казалось, что великий период времени истекает; но будет ли его конец действительно окончательным, или за ним последует новое начало — это было неясно. В первое время преобладало более мрачное настроение; когда вскоре после убийства Цезаря произошло затмение солнца, испуганный народ был убежден, что это вечная ночь настала. Но молодому и счастливому преемнику Цезаря удалось разогнать эти страхи; возникло мнение, что по исходе последнего из периодов постепенного ухудшения человеческого рода опять должно воцариться то положение вещей, которое было в начале — т.е. новое царство Сатурна, царство правды и счастья, новый золотой век. Основателем этого нового мира будет не Август — он еще принадлежал старому, — а первый его потомок по крови. Приветствуя его ожидавшееся рождение, певец этой эпохи, Виргилий, сосредоточивает на нем все надежды, которые народ возлагал на предстоящую перемену; знамениты его пророческие слова:

Вот уж последнее время настало Сивиллиной песни,
Новое зиждя начало великой веков веренице:
Вскоре вернется и Дева, вернется Сатурново царство,
Вскоре с небесных высот снизойдет вожделенный Младенец.

Его рождение будет гранью между старым и новым миром.

Он, ведь, положит конец ненавистному веку железа,
Он до пределов вселенной нам племя взрастит золотое.

Счастье этого нового племени поэт нарочно описывает идиллическими красками, приноровляясь к наивно-материалистической фантазии народа, создавшей и вырастившей сказку про золотой век:

Козочки сами домой понесут отягченное вымя...

Сами, т.е. без помощи пастухов-рабов, труд которых станет, таким образом, ненужен.

Будут на львов-исполинов без страха коровы дивиться...

Вот он, тот "покой", которым "дышит природа кругом"...

Колос меж тем золотистый унылую степь украшает,
Сочная гроздь винограда средь терний колючих алеет,
Меда янтарного влага с сурового дуба стекает.

Краски умереннее, — идиллии не пристала шаловливая вольность комедии, — но содержание то же, что и в выписанных выше стихах греческого краснобая.

Бросит торговец ладью, перестанет обмену товаров
Судно служить: повсеместно сама их Земля производит.
Почвы не режет соха, уж не режет лозы виноградарь,
Снял уж и пахарь ярмо с исстрадавшейся выи бычачьей...

Вечный мир, вечное веселье, одним словом, — вечные Сатурналии предстоят миру. И он это знает:

Видишь? От тверди небесной до дна беспредельного моря
Сладкая дрожь пробежала по телу великому мира.
Видишь? Природа ликует, грядущее счастье почуя.

VI.

Младенец, рождение которого было предвещено народам Виргилием, не появился на свет; зато появился другой, гораздо более чудесный младенец, — далеко на Востоке, на берегах Иордана. Когда христианство стало господствующей религией на всем протяжении Римского государства, пророчество римского поэта было отнесено к его Основателю; Виргилий стал настоящим "пророком язычников", тем, который среди них первый дал свидетельство о Христе; Христос же сделался "царем Сатурналий", тем, от которого человечество стало ожидать осуществления сказки про золотой век, возвращения девы-Правды, водворения свободы и мира на все времена... Кстати: Рождество Христово было приурочено ко времени зимнего солнцеповорота; древние Сатурналии могли передать христианскому празднику добрую часть своей обрядности — и угощение прислуги, и одарение детей, и лакомства, и игры, и даже восковые свечи.

Да, приятно бывает при свете рождественских огней следить за золотой нитью легенды, тянущеюся через все без малого тридцать веков истории европейского человечества. Какая любовь к нравственной идее этого золотого сна, какая вера в его осуществимость, какая стойкая, неукоснительная надежда! Вот что значит символ: пусть многие передают его друг другу, не понимая его значения, — все же оно тлеет в нем, как искра под золой; дайте его коснуться духу, — и тотчас оно вспыхнет ярким, золотым пламенем.

Такой именно символ — рождественская елка; зажигая ее, мы воскрешаем на краткое время святочной недели древнейшие надежды многострадального человеческого рода, его волшебную сказку про золотой век, про свободу, правду и мир. И хотя бы мы сами и изверились в осуществимости этого золотого сна, — все же вера в него будет гореть для тех, чьи сердца еще согреваются полною, не отравленною сомнениями радостью, в чьих головках уже зарождаются светлые, не подрезанные неудачами надежды. Пусть же они теперь всею душою наслаждаются святочным весельем; и пусть они некогда в жизненной борьбе тверже нас держат знамя золотого века!


Опубликовано в сб.: Из жизни идей. Т. I. СПб. 1905.

Зелинский, Фаддей Францевич (1859-1944) — российский и польский культуролог, антиковед, филолог-классик, переводчик. Профессор Санкт-Петербургского и Варшавского университетов.



На главную

Произведения Ф.Ф. Зелинского

Монастыри и храмы Северо-запада