|
Памятник Ф.М. Достоевскому на Владимирской площади Санкт-Петербург |
|
Памятник Ф.М. Достоевскому находится с южной стороны Владимирской площади. Скульпторы: Л.М. Холина, П.П. Игнатьев, архитектор В.Л. Спиридонов.
Идея памятника Ф.М. Достоевскому возникла ещё в 1956 году, во время хрущёвской Оттепели. Скульптор Любовь Михайловна Холина (1918-1998) создала эскиз монумента, но он так и остался эскизом. Позже к вопросу установки памятника знаменитому писателю власти возвращались уже в Перестройку, в 1988 году. Был объявлен конкурс и его выиграла скульптор Л.М. Холина вместе с архитектором Петровым.
Многие знают скульптора Л.М. Холину по знаменитой композиции "Под солнцем Сталинской Конституции" и по горельефу "Текстильщицы", который можно видеть в холле станции петербургского метро "Нарвская".
По первоначальному замыслу Л.М. Холиной фигура Достоевского должна была изготавливаться не из бронзы, а из гранита и иметь значительную высоту: 3-3,5 м. В течение последующих лет модель неоднократно дорабатывалась с помощью художника Петра Александровича Игнатьева и скульптора Павла Петровича Игнатьева, сына и внука автора работы. Окончательный вариант материала памятника был решен так: фигура - бронза, постамент - гранит. Но по идее первоначального варианта, фигура Достоевского была, хотя и отлита из бронзы, но выполнена "под камень".
В 1990 году приступили к выбору места для установки памятника. Изначально Л.М. Холина хотела установить его на месте впадения Крюкова канала в канал Грибоедова, напротив Никольского собора - так называемое знаменитое "Семимостье", которое показывают всем туристам. Но установка памятника на гранитной набережной сочли слишком сложной и потому выбрали другое место: перед Владимирской площадью. Неподалеку находилась квартира писателя, где он проживал последнее время и скончался в 1881 году. Сейчас там Музей-квартира Ф.М. Достоевского.
Закладка памятника состоялась 11 ноября 1996, в день 175-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского.
Дата открытия: 30 мая 1997 год. Высота установленной в итоге скульптуры 220 см, высота полированного постамента из розового гранита - 150 см.
В анфас памятник напоминает знаменитый портрет Достоевского, созданный художником В.Г. Перовым в 1872 году.
Памятник Холиной принято считать "самым лучшим" и знаменитым памятником Достоевского, но лично мне он не нравится. Вообще, скульптура отличается от барельефа тем, что на неё можно смотреть со всех сторон и с каждой стороны она являет собой особенный портрет, особенную композицию.
Достоевского Холиной можно смотреть только спереди, как на барельеф, отступая в стороны не более, чем на 45º. Если посмотреть на изваяние в профиль - скульптура ужасна: круглая линия руки без локтя и круглая сутулая спина, писатель сидит на прямоугольном шероховатом предмете, который словно облеплен грязью. Сзади скульптура и вовсе никакая: продолговатый мешок на шероховатом прямоугольнике.
Гранит постамента - розовый. Когда на розовый постамент поставили памятник Александру III критики обозвали постамент - бонбоньеркой (Розанов В.В. Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III). Когда на розовый постамент водрузили камнеподобного Достоевского - это провозгласили шедевром. Но о вкусах не спорят.
Оформление площадки архитектором В.Л. Спиридоновым искусствоведы раскритиковали в пух и прах, обозвали бездарностью и фальшью: плиточное мощение нашли неудачным, а фонарики и вовсе - пошлыми (http://www.peterburg.biz/pamyatnik-f.m.-dostoevskomu.html). Хотя как эти несчастные фонарики могут испортить такую скульптуру - лично я не понимаю.
Другая волна воплей последовала, когда были снесены деревья с бульвара в центре Большой Московской, "и памятник лишился фона", который прикрывал его неприглядный анфас.
По мне так на фоне косматых кустов и деревьев (за которыми, естественно, никто не ухаживал) он смотрелся ещё хуже.
Ежегодно, каждую первую субботу июля, у подножья памятника открываются Дни Достоевского в Санкт-Петербурге.
Адрес памятника Достоевскому: Санкт-Петербург, Большая Московская, 1, перед Владимирской площадью.
Метро: "Владимирская" и "Достоевская".
Памятник обиженному Достоевскому. Фото: 2006.
|
Из всех отзывов об этом памятнике в интернете нет ни одного отрицательного или даже нейтрального. Все восторгаются. Одна я, наивная, кроме недовольства ничего не испытываю: аморфная масса одежды, прямой угол на рукаве по всей его длине, отчего рукава кажутся кубическими. Ноги сидящей скульптуры непонятно откуда растут, особенно левая - закинутая на правую. Такое впечатление, что она должна расти откуда-то из живота. Фото: 2006.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. За его спиной - улица Большая Московская. После поворота она переходит в ул. Правды (бывшая Кабинетская улица). Фото: 2006.
|
С этого ракурса кажется, что ноги не закинуты одна на другую, а просто стоят рядышком, но одна - на некой приступочке. Фото: 2006.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент. Фото: 2006.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент. Фото: 2006.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент. Фото: 2006.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому во стороны Владимирской площади. Фото: 2006.
|
По четной стороне Большой Московской улицы располагается пешеходная зона. Движение автомобилей только с одной стороны и направлено противоположно нумерации домов. Фото: 2006.
|
А это - пешеходная половина улицы. Фото: 2007.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент. Фото: 2008.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому на пешеходной части Большой Московский улицы. Фото: 2014.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2014.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2014.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2014.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому и площадка с пресловутыми фонариками. Фото: 2014.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2014.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2006.
|
Подсветка перед памятником. Фото: 2016.
|
Лаконичная надпись. Фото: 2016.
|
Увядшее приношение писателю. Фото: 2016.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2016.
|
Обходим памятник против часовой стрелки. Фото: 2016.
|
Вид сбоку. Фото: 2016.
|
Скульптура - одномерна, смотреть на неё можно только спереди: оба профиля и сзади - смотреть просто не на что. Фото: 2016.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому "вид со спины". Впереди виден Собор во имя Владимирской иконы Божьей Матери, который в данный момент, в реставрационных лесах. Фото: 2016.
|
Продолжаем обход памятника. Фото: 2016.
|
Наша любимая круглая спина, кубическая, без локтя, рука, непонятно свисающая пола одежды... Фото: 2016.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. О вкусах не спорят. Фото: 2016.
|
Ну вот, наконец-то мы добрались до ракурса, с которого хоть как-то можно смотреть на скульптуру. Фото: 2016.
|
Несчастный фонарик, вызвавший бурю искусствоведческих мнений. Фото: 2016.
|
Фонарик на противоположной стороне. Фото: 2016.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому и площадка перед ним, тоже много раз критикуемая и обзываемая "пошлою". Хорошо, плиточное мощение вам, господа критики, не нравился, а что лучше - закатать всё под асфальт? Уж это-то конечно было бы совсем не пошло! Фото: 2016.
|
Непонятно, почему так много шумихи вокруг фонариков. Эти фонарики этот монумент испортить не могут, потому что его вообще ничего испортить не может.
Достоевскому поставлено много памятников в разных городах. Любой из них лучше этого.
И выражение у Достоевского какое-то обиженное. Хотя, если прочитать двухтомник "Достоевский в воспоминаниях современников" (М., 1964), то, действительно, нельзя не отметить: Достоевскому в жизни свойственно было обижаться, замыкаться, чего-то себе накручивать, комплексовать... С этой позиции, автору скульптуры хорошо удалось передать характер! Фото: 2016.
|
Фонарик и памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2016.
|
Всё вышесказанное - сугубо моё частное мнение, а несогласным никто не мешает часами стоять "открывши рот и боясь шелохнуться" (слова одного комментатора), созерцая монумент Л.М. Холиной. Фото: 2016.
|
Обиженный Достоевский в одиночестве... Фото: 2016.
|
Памятник Ф.М. Достоевскому. Фото: 2016.
© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016
|
|