Памятник Екатерине II в центре одноименного сквера на Александрийской площади (ныне площадь Островского)
Санкт-Петербург


Памятник Екатерине II


Памятник установлен в честь Императрицы Екатерины II в 1873 году. Екатерина II Великая (1729-1796), урожденная принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, супруга императора Петра III, после его свержения, с 1762 года - российская Императрица.

В 1860 году возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить памятник. Академией художеств был объявлен конкурс на сооружение памятника Императрицы для Царского Села. Одобрение получил проект художника Микешина Михаила Осиповича (1835-1896), автора известного памятника "Тысячелетие России" в Новгороде.

Через год по его проекту была выполнена модель памятника и отлита из бронзы на заводе Шопена. Модель была отправлена на Всемирную выставку в Лондон и удостоилась медали. В 1862 году М.О. Микешин получил от Императора Александра II заказ на создание памятника по этой модели.

В следующем году петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов, внук знаменитого полководца, обратился к Императору с предложением установить памятник в сквере напротив "Александрийского театра в Санкт-Петербурге, в виду Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой Императрице". М.О. Микешин создал более значительный по размерам проект, отличный от модели 1861 года, и к середине августа 1864 года новая модель памятника была завершена. Мастером Соколовым был отлит макет памятника в масштабе 1/16, который позже был помещён в павильоне "Грот" Царского Села, ныне находится в Камероновой галерее в том же Царском Селе.

К середине августа 1864 года новая модель памятника была завершена, получив Высочайшее утверждение. 30 марта 1867 года советом Академии художеств принята модель статуи Екатерины, выполненная Матвеем Афанасьевичем Чижовым (1838-1916). К февралю 1874 года число фигур на постаменте было увеличено до девяти: Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, В.Я. Чичагов, А.Г. Орлов, А.А. Безбородко, И.И. Бецкой, Г.Р. Державин, Е.Р. Дашкова.

Одновременно с сооружением памятника шли работы по созданию сквера, который был разбит между Александринским театром и планирующимся памятником Екатерине II. Сквер был назван Екатерининским, он значительно превысил по размерам сквер, созданный ранее по проекту К.И. Росси.

Первоначально, задумывался целый ансамбль. Архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898) разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н.И. Панин, адмирал Г.А. Спиридов, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский, фельдмаршал князь Н.В. Репнин и генерал А.И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах - издатель и журналист Н.И. Новиков, путешественник П.С. Паллас, драматург А.П. Сумароков, историки И.Н. Болтин и князь М.М. Щербатов, художники Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, архитектор А.Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г.Г. Орлов, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, С.К. Грейг, А.И. Круз, военачальники: граф З.Г. Чернышёв, князь В.М. Долгоруков-Крымский, граф И.Е. Ферзен, граф В.А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М.Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я.Е. Сиверс, дипломат Я.И. Булгаков, усмиритель "чумного бунта" 1771 года в Москве П.Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П.И. Панин и И.И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И.И. Меллер-Закомельский.

Однако, начавшаяся Русско-турецкая война (1877-1878) помешала осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи.

          *   *   *

В сооружении памятника кроме М.О. Микешина и М.А. Чижова принял участие скульптор Опекушин Александр Михайлович (1838-1923), автор известного памятника А.С. Пушкину в Москве. Он создал фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лавровых гирлянд вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Д.И. Гримм, который и руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей (в стиле времен Людовика XVI) были изготовлены по рисункам архитектора Шретера Виктора Александровича (1839-1901). Основание этих канделябр состоит из бутовой кладки, в которую вделаны чугунные пирамидальной формы подножия; высота гранитных цоколей 10 вершк. (44,45 см), высота канделябра с фонарем 9 арш. 12 вершк. (6,93 м); вес бронзы каждого канделябра 111 пуд. 16 фунт. (1,825 т).

Гранит для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда - по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место.

При подготовке фундамента в землю были вбиты 1 200 восьмиметровых свай. На закладочный камень употреблен гранит, в котором выдолблено гнездо для помещения бронзового ковчега с медалями и монетами: ковчег этот сделан на заводе г. Кохуна, по рисункам профессора Д.И. Гримма. В него были вложены, кроме золотых, серебряных и медных монет, следующие 8 медалей: царствования Императрицы Екатерины, - на вступление на престол Екатерины II золотая, и бронзовые: на присоединение к России Крыма и Тамани, на вступление Грузии в подданство России и на возвращение русских областей от Польши; царствования Императора Александра II, - на коронование Государя Императора золотая, и бронзовые: на открытие памятника тысячелетия, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и в награду войскам за покорение Западного Кавказа. Государь Император, замкнув ковчег, передал ключ от него графу Бобринскому и собственноручно опустил ящик в приготовленное для него место, которое было прикрыто бронзовою доскою, прикрепленною к мраморной плите. На доске этой надпись:

"В лето от Рождества Христова 1869, царствования Императора Всероссийского Александра II в пятнадцатое, положен Его Величеством сей основной камень памятника Императрице Екатерине II в 24 день месяца ноября.
В бытность исправляющим должность министра путей сообщения, свиты Его Величества генерал-майора графа Бобринского, и составителя проекта художника Микешина".

Пьедестал, круглый в плане, изготовлен из гранита, привезённого с Карельского перешейка: на нижнюю часть - из каменоломен Путсало (принадлежащим Валаамскому монастырю), на базу и карниз - серый гранит из каменоломен Янисари и на постамент - тёмно-серый гранит из каменоломни Снескесальми (тоже составляющего собственность Валаамского монастыря). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита, он сделан из трех цветов гранитных камней: из красного путсальского гранита основание, состоящее из 4 тетив, расположенных крестообразно под прямым углом, и между ними по высоте 4 ступени, на верхней площадке лестницы цоколь, над ним из светло-серого гранита с ломок Яницарь база с выкружкою и над нею карниз. Переход от этого карниза к постаменту на высоте до скамейки, как совершенно облицованный снаружи бронзою, сделан из красного гранита: затем постамент над скамейкой и подножие статуи императрицы из темно-серого гранита с ломок Сюскесаломи.

Фигуры сподвижников Императрицы отлиты на бронзолитейном заводе Кохуна (фирма "Николс и Плинке") в Санкт-Петербурге. Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. На изготовление памятника и четырёх фонарей-канделябров пошло 3100 пудов (50,8 т) бронзы. Общая высота памятника - 14,9 м, высота скульптуры Екатерины II - 4,2 м, высота постамента - 10,7 м.

Императрица изображена в порфире, ниспадающей широкими богатыми складками, покрывающими позади часть пьедестала: в правую руку, несколько выдвинутую вперед и согнутую, вложен скипетр, в левую, спокойно опущенную, - лавровый венок, полускрытый складками порфиры. У ног ее возлежит корона Российской Империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Современники неоднозначно отнеслись к этой скульптуре. Вот что писал критик журнала "Зодчий", 1873, Вып. 12, С. 143: "Движение фигуры неопределенно, так сказать, двойственно. Если рассматривать статую en face - она стоит; со стороны - она не то летит, не то падает, так как движение ног скрыто под складками одежды. Эта двойственность вредит характеру статуи: нет того спокойного величия, которое зритель ожидает увидеть в изображении великой Императрицы. Идея лаврового венка в руке тоже непонятна; он имел бы значение на челе великой Государыни, в руке же не имеет никакого".

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова - к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский - к фронтону Александринского театра.

Далеко за пределами СПб, этот памятник прославился своим неофициальным названием: "Екатерина и её любовники". Однако, из всех изображённых на памятнике, фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г.А. Потёмкин.

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово "ЗАКОН" и сделана надпись: "ИМПЕРАТРИЦѢ ЕКАТЕРИНѢ IIй./ ВЪ ЦАРСТВОВАНIЕ / ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА IIго 1873 г."

Установленный на пересечении взаимно перпендикулярных композиционных осей, памятник очень хорошо воспринимается в перспективе с Малой Садовой улицей, в особенности на фоне освещенного фасада Александринского театра, выстроенного в стиле ампир.

Памятник в стиле необарокко имеет некоторое сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре (до 1920 года - Екатеринодар), это была одна из последних работ скульптора.

Торжественное освящение памятника состоялось в день Св. великомученицы Екатерины - 24 ноября (н. ст. 6 декабря) 1873 года, в присутствии Государя и лиц Августейшей фамилии. Церемония сопровождалась салютом, военным парадом и праздничным обедом в здании Публичной библиотеки для чествования авторов памятника. В память торжественного открытия монумента Екатерине II выбиты медаль и жетон по эскизам академика М.О. Микешина.

Расход на сооружение монумента составил 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониала открытия и переустройством сквера - 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет - с 1862 по 1873 год.

Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём докладывал архитектор Бобров.

В начале 30-х годов коммунистические власти решили изменить облик города в соответствии с новой идеологией. Кроме уничтожения множества церквей и памятников неугодных новой власти людям, по инициативе Зиновьева была предпринята попытка заменить Ангела с крестом, венчающего Александровскую колонну на Дворцовой площади, на статую Сталина. Памятник Екатерине II собирались демонтировать, как "старорежимный", оставив только пьедестал, на котором вместо статуи Императрицы хотели поставить статую Ленина с протянутой рукой, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей "мудрого ленинского политбюро". И только сложность операции, голод, разруха, политическая обстановка в стране отвлекли их от этого намерения.

В годы Великой Отечественной войны памятник не был укрыт, вероятно, из-за своей "старорежимности".

В конце 1960-х годов, из рук А.В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды.

С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989-2001 годах здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году.

В 1990-е годы с бронзовой груди Императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам удалось найти вандалов, и во время последней реставрации в 2003 году, к трёхсотлетию города, предметы вернули на своё место.

В прежние времена в Екатерининском саду любили собираться шахматисты.

Монумент изображен на памятной монете номиналом 100 рублей, выпущенной в 2011 году в честь 225-летия со дня основания первого страхового общества в России. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 250 экземпляров и весом 1083,74 грамма.

Объект культурного наследия РФ № 7810623000 памятник архитектуры (федеральный).

Адрес: СПб., Островского пл., Екатерининский сад.
Проезд: от ст. м. "Невский проспект" или "Гостиный двор" пешком по Невскому проспекту в сторону Московского вокзала, 5-7 минут (ок. 400 м).



Памятник Екатерине II. 2006

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Клумба перед памятником ещё скромная, зато - с автополивом.
Фото: лето, 2006 г.

Памятник Екатерине II. 2013

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Екатерининский сквер ещё закрыт для посещений.
Фото: весна, 2013 г.

Памятник Екатерине II

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Аничкова сада.
Фото 2016 г.

Екатериненский сквер

Вход в Екатериненский сквер с восточной стороны площади.
Фото 2016 г.

Екатериненский сквер

Екатериненский сквер с восточной стороны. Створка ворот с монограммой Екатерины.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник с восточной стороны (со стороны Фонтанки и Аничкова дворца)
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник Императрице Екатерине II с восточной стороны.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник Императрице Екатерине II с западной стороны - со стороны Российской национальной библиотеки.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Высота скульптуры Екатерины II - 4,2 м. Снизу она выглядит весьма надменно.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине с западной стороны. Мантия спускается прямо на головы приближенных.
Фото 2016 г.

Державин Дашкова

Скульптурные группы вокруг постамента. Начнём с восточной стороны. Всего изображено девять деятелей из окружения Императрицы. Они сидят группами по два-три человека и только Державин и Дашкова - сами по себе, друг на друга не смотрят.
Фото 2016 г.

Державин Дашкова

Державин Гавриил Романович (1743-1816) - крупнейший поэт XVIII века, член Российской академии. Занимал должность личного секретаря Екатерины II, был сенатором, министром юстиции.
Дашкова Екатерина Романовна, княгиня (урожденная Воронцова, 1743-1810) - президент Петербургской и Российской Академий наук, директор Петербургской Академии наук, одна из образованнейших женщин своего времени, литератор, автор интереснейших мемуаров.
Фото 2016 г.

Державин Дашкова

Державин и Дашкова демонстративно игнорируют друг друга. Каждый занят своими делами: Державин, вероятно, стихами, Дашкова, судя по всему - мемуарами.
Фото 2016 г.

Румянцев

Отвернувшийся от Дашковой Румянцев принадлежит уже другой композиционной группе.
Фото 2016 г.

Румянцев, Потёмкин, Суворов

Следующая группа: Румянцев, Потёмкин, Суворов.
Румянцев-Задунайский Петр Александрович, граф (1725-1796) - полководец, генерал-фельдмаршал, государственный деятель. Одержал крупные победы в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Генерал-губернатор Малороссии, автор учебника военного дела "Отряд службы".
Потемкин-Таврический Григорий Александрович, светлейший князь (1739-1791) - государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Способствовал освоению Причерноморья и присоединению к России Крыма, был организатором Черноморского флота. Фаворит и ближайший помощник Екатерины II.
Суворов-Рымникский Александр Васильевич, граф, князь Италийский (1729-1800) - полководец, генералиссимус, герой русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1891 годов. В 1799 году совершил беспримерный по трудности переход через Альпы, выведя русские войска из окружения. Не проиграл ни одного сражения.
Фото 2016 г.

Румянцев, Потёмкин, Суворов

Над тремя вельможами - вензель Екатерины.
Фото 2016 г.

Румянцев, Потёмкин, Суворов

Создаётся впечатление, что Румянцев и Суворов явно заискивают перед надменным Потёмкиным.
Фото 2016 г.

Безбородко и Бецкой

За спиной Суворова следующая композиционная группа: Безбородко и Бецкой
Фото 2016 г.

Безбородко и Бецкой

Безбородко Александр Андреевич, граф, светлейший князь (1747-1799) - государственный деятель, выдающийся дипломат, канцлер. С 1783 года руководил внешней политикой России.
Бецкой Иван Иванович (1704-1795) - видный просветитель второй половины XVIII века, основатель первых воспитательных домов в Москве и Петербурге, вместе с Императрицей Екатериной II занимался организацией Смольного института благородных девиц. С 1764 по 1794 г. - президент Петербургской Академии художеств.
Фото 2016 г.

Безбородко и Бецкой

Безбородко и Бецкой мирно обсуждают, как считается, план воспитательного дома, одного из благодетельных учреждений Екатерины II. Бецкой указывает расположение дома на плане, что лежит у него на коленях.
Фото 2016 г.

Безбородко и Бецкой

Безбородко и Бецкой.
Фото 2016 г.

Чичагов и Орлов

Следующая группа: Чичагов и Орлов.
Чичагов Василий Яковлевич (1726-1809) - мореплаватель, адмирал флота. Командующий Балтийским флотом. Во время войны со шведами в 1788 году, одержал несколько важных для России побед. Прославился полярными экспедициями в Северном Ледовитом океане.
Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич, граф (1737-1808) - военный и государственный деятель, генерал-аншеф. С 1769 года командовал русской эскадрой в Средиземном море во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Один из тех, кому Екатерина II обязана своим восшествием на престол.
Фото 2016 г.

Чичагов и Орлов

Орлов опирается на подзорную трубу и смотрит на Чичагова, в некоторой степени, надменно.
Фото 2016 г.

Чичагов и Орлов

Эти сподвижники расположены со стороны Александринского театра и прямо им на головы падает мантия Императрицы.
Фото 2016 г.

Державин Дашкова

И вот мы опять вернулись к игнорирующим друг друга Державину и Дашковой.
Фото 2016 г.

Державин Дашкова

Державин и Дашкова, а также, отвернувшийся Румянцев.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово "ЗАКОН" и сделана надпись:
"ИМПЕРАТРИЦѢ ЕКАТЕРИНѢ IIй.
ВЪ ЦАРСТВОВАНIЕ
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА IIго 1873 г."
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Наглая птица уселась на "ЗАКОН".
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник Императрице Екатерине II с фасада.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник со стороны, Александрийского театра.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Памятник и клумба вокруг него.
Фото 2016 г.

Александрийский театр

Александрийский театр за спиной Екатерины.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Знаменитые фонари-канделябры Екатерининского сквера. Орнаментальные детали фонарей, в стиле времен Людовика XVI, были изготовлены по рисункам архитектора В.А. Шретера.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Фонари.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

На месте крепления фонарей к канделябру почему-то изображена голова козла...
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Фонарь-канделябр.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Верхняя часть фонаря. На нас опять смотрит голова козла.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Верхняя часть фонаря.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Часть стёкол на фонарях была открыта. Наверное, по рассеянности фонарщиков!
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Фрагмент фонаря.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Украшения у основания фонарей.
Фото 2016 г.

фонари Екатерининского сквера

Один из четырёх фонарей-канделябров, окружающих памятник.
Фото 2016 г.

Клумба

Клумба, разбитая перед фасадом памятника.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине II

Общий вид на Екатериненский сквер со стороны Невского проспекта.
Фото 2016 г.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

Вернуться на Главную