|
Памятник Екатерине II в центре одноименного сквера на Александрийской площади (ныне площадь Островского) Санкт-Петербург |
|
Памятник установлен в честь Императрицы Екатерины II в 1873 году. Екатерина II Великая (1729-1796), урожденная принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, супруга императора Петра III, после его свержения, с 1762 года - российская Императрица.
В 1860 году возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить памятник. Академией художеств был объявлен конкурс на сооружение памятника Императрицы для Царского Села. Одобрение получил проект художника Микешина Михаила Осиповича (1835-1896), автора известного памятника "Тысячелетие России" в Новгороде.
Через год по его проекту была выполнена модель памятника и отлита из бронзы на заводе Шопена. Модель была отправлена на Всемирную выставку в Лондон и удостоилась медали.
В 1862 году М.О. Микешин получил от Императора Александра II заказ на создание памятника по этой модели.
В следующем году петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов, внук знаменитого полководца, обратился к Императору с предложением установить памятник в сквере напротив "Александрийского театра в Санкт-Петербурге, в виду Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой Императрице". М.О. Микешин создал более значительный по размерам проект, отличный от модели 1861 года, и к середине августа 1864 года новая модель памятника была завершена. Мастером Соколовым был отлит макет памятника в масштабе 1/16, который позже был помещён в павильоне "Грот" Царского Села, ныне находится в Камероновой галерее в том же Царском Селе.
К середине августа 1864 года новая модель памятника была завершена, получив Высочайшее утверждение. 30 марта 1867 года советом Академии художеств принята модель статуи Екатерины, выполненная Матвеем Афанасьевичем Чижовым (1838-1916). К февралю 1874 года число фигур на постаменте было увеличено до девяти: Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, В.Я. Чичагов, А.Г. Орлов, А.А. Безбородко, И.И. Бецкой, Г.Р. Державин, Е.Р. Дашкова.
Одновременно с сооружением памятника шли работы по созданию сквера, который был разбит между Александринским театром и планирующимся памятником Екатерине II. Сквер был назван Екатерининским, он значительно превысил по размерам сквер, созданный ранее по проекту К.И. Росси.
Первоначально, задумывался целый ансамбль. Архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898) разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.
В рост должны были быть изображены: граф Н.И. Панин, адмирал Г.А. Спиридов, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский, фельдмаршал князь Н.В. Репнин и генерал А.И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах - издатель и журналист Н.И. Новиков, путешественник П.С. Паллас, драматург А.П. Сумароков, историки И.Н. Болтин и князь М.М. Щербатов, художники Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, архитектор А.Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г.Г. Орлов, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, С.К. Грейг, А.И. Круз, военачальники: граф З.Г. Чернышёв, князь В.М. Долгоруков-Крымский, граф И.Е. Ферзен, граф В.А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М.Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я.Е. Сиверс, дипломат Я.И. Булгаков, усмиритель "чумного бунта" 1771 года в Москве П.Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П.И. Панин и И.И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И.И. Меллер-Закомельский.
Однако, начавшаяся Русско-турецкая война (1877-1878) помешала осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи.
* * *
В сооружении памятника кроме М.О. Микешина и М.А. Чижова принял участие скульптор Опекушин Александр Михайлович (1838-1923), автор известного памятника А.С. Пушкину в Москве. Он создал фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лавровых гирлянд вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Д.И. Гримм, который и руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей (в стиле времен Людовика XVI) были изготовлены по рисункам архитектора Шретера Виктора Александровича (1839-1901). Основание этих канделябр состоит из бутовой кладки, в которую вделаны чугунные пирамидальной формы подножия; высота гранитных цоколей 10 вершк. (44,45 см), высота канделябра с фонарем 9 арш. 12 вершк. (6,93 м); вес бронзы каждого канделябра 111 пуд. 16 фунт. (1,825 т).
Гранит для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда - по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место.
При подготовке фундамента в землю были вбиты 1 200 восьмиметровых свай. На закладочный камень употреблен гранит, в котором выдолблено гнездо для помещения бронзового ковчега с медалями и монетами: ковчег этот сделан на заводе г. Кохуна, по рисункам профессора Д.И. Гримма. В него были вложены, кроме золотых, серебряных и медных монет, следующие 8 медалей: царствования Императрицы Екатерины, - на вступление на престол Екатерины II золотая, и бронзовые: на присоединение к России Крыма и Тамани, на вступление Грузии в подданство России и на возвращение русских областей от Польши; царствования Императора Александра II, - на коронование Государя Императора золотая, и бронзовые: на открытие памятника тысячелетия, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и в награду войскам за покорение Западного Кавказа. Государь Император, замкнув ковчег, передал ключ от него графу Бобринскому и собственноручно опустил ящик в приготовленное для него место, которое было прикрыто бронзовою доскою, прикрепленною к мраморной плите. На доске этой надпись:
"В лето от Рождества Христова 1869, царствования Императора Всероссийского Александра II в пятнадцатое, положен Его Величеством сей основной камень памятника Императрице Екатерине II в 24 день месяца ноября.
В бытность исправляющим должность министра путей сообщения, свиты Его Величества генерал-майора графа Бобринского, и составителя проекта художника Микешина".
Пьедестал, круглый в плане, изготовлен из гранита, привезённого с Карельского перешейка: на нижнюю часть - из каменоломен Путсало (принадлежащим Валаамскому монастырю), на базу и карниз - серый гранит из каменоломен Янисари и на постамент - тёмно-серый гранит из каменоломни Снескесальми (тоже составляющего собственность Валаамского монастыря). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита, он сделан из трех цветов гранитных камней: из красного путсальского гранита основание, состоящее из 4 тетив, расположенных крестообразно под прямым углом, и между ними по высоте 4 ступени, на верхней площадке лестницы цоколь, над ним из светло-серого гранита с ломок Яницарь база с выкружкою и над нею карниз. Переход от этого карниза к постаменту на высоте до скамейки, как совершенно облицованный снаружи бронзою, сделан из красного гранита: затем постамент над скамейкой и подножие статуи императрицы из темно-серого гранита с ломок Сюскесаломи.
Фигуры сподвижников Императрицы отлиты на бронзолитейном заводе Кохуна (фирма "Николс и Плинке") в Санкт-Петербурге. Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. На изготовление памятника и четырёх фонарей-канделябров пошло 3100 пудов (50,8 т) бронзы. Общая высота памятника - 14,9 м, высота скульптуры Екатерины II - 4,2 м, высота постамента - 10,7 м.
Императрица изображена в порфире, ниспадающей широкими богатыми складками, покрывающими позади часть пьедестала: в правую руку, несколько выдвинутую вперед и согнутую, вложен скипетр, в левую, спокойно опущенную, - лавровый венок, полускрытый складками порфиры. У ног ее возлежит корона Российской Империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.
Современники неоднозначно отнеслись к этой скульптуре. Вот что писал критик журнала "Зодчий", 1873, Вып. 12, С. 143: "Движение фигуры неопределенно, так сказать, двойственно. Если рассматривать статую en face - она стоит; со стороны - она не то летит, не то падает, так как движение ног скрыто под складками одежды. Эта двойственность вредит характеру статуи: нет того спокойного величия, которое зритель ожидает увидеть в изображении великой Императрицы. Идея лаврового венка в руке тоже непонятна; он имел бы значение на челе великой Государыни, в руке же не имеет никакого".
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова - к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский - к фронтону Александринского театра.
Далеко за пределами СПб, этот памятник прославился своим неофициальным названием: "Екатерина и её любовники". Однако, из всех изображённых на памятнике, фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г.А. Потёмкин.
На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово "ЗАКОН" и сделана надпись: "ИМПЕРАТРИЦѢ ЕКАТЕРИНѢ IIй./ ВЪ ЦАРСТВОВАНIЕ / ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА IIго 1873 г."
Установленный на пересечении взаимно перпендикулярных композиционных осей, памятник очень хорошо воспринимается в перспективе с Малой Садовой улицей, в особенности на фоне освещенного фасада Александринского театра, выстроенного в стиле ампир.
Памятник в стиле необарокко имеет некоторое сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре (до 1920 года - Екатеринодар), это была одна из последних работ скульптора.
Торжественное освящение памятника состоялось в день Св. великомученицы Екатерины - 24 ноября (н. ст. 6 декабря) 1873 года, в присутствии Государя и лиц Августейшей фамилии. Церемония сопровождалась салютом, военным парадом и праздничным обедом в здании Публичной библиотеки для чествования авторов памятника. В память торжественного открытия монумента Екатерине II выбиты медаль и жетон по эскизам академика М.О. Микешина.
Расход на сооружение монумента составил 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониала открытия и переустройством сквера - 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет - с 1862 по 1873 год.
Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём докладывал архитектор Бобров.
В начале 30-х годов коммунистические власти решили изменить облик города в соответствии с новой идеологией. Кроме уничтожения множества церквей и памятников неугодных новой власти людям, по инициативе Зиновьева была предпринята попытка заменить Ангела с крестом, венчающего Александровскую колонну на Дворцовой площади, на статую Сталина. Памятник Екатерине II собирались демонтировать, как "старорежимный", оставив только пьедестал, на котором вместо статуи Императрицы хотели поставить статую Ленина с протянутой рукой, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей "мудрого ленинского политбюро". И только сложность операции, голод, разруха, политическая обстановка в стране отвлекли их от этого намерения.
В годы Великой Отечественной войны памятник не был укрыт, вероятно, из-за своей "старорежимности".
В конце 1960-х годов, из рук А.В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды.
С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989-2001 годах здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году.
В 1990-е годы с бронзовой груди Императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам удалось найти вандалов, и во время последней реставрации в 2003 году, к трёхсотлетию города, предметы вернули на своё место.
В прежние времена в Екатерининском саду любили собираться шахматисты.
Монумент изображен на памятной монете номиналом 100 рублей, выпущенной в 2011 году в честь 225-летия со дня основания первого страхового общества в России. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 250 экземпляров и весом 1083,74 грамма.
Объект культурного наследия РФ № 7810623000 памятник архитектуры (федеральный).
Адрес: СПб., Островского пл., Екатерининский сад.
Проезд: от ст. м. "Невский проспект" или "Гостиный двор" пешком по Невскому проспекту в сторону Московского вокзала, 5-7 минут (ок. 400 м).
Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Клумба перед памятником ещё скромная, зато - с автополивом. Фото: лето, 2006 г.
|
Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Екатерининский сквер ещё закрыт для посещений. Фото: весна, 2013 г.
|
Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Аничкова сада. Фото 2016 г.
|
Вход в Екатериненский сквер с восточной стороны площади. Фото 2016 г.
|
Екатериненский сквер с восточной стороны. Створка ворот с монограммой Екатерины. Фото 2016 г.
|
Памятник с восточной стороны (со стороны Фонтанки и Аничкова дворца) Фото 2016 г.
|
Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Фото 2016 г.
|
Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Фото 2016 г.
|
Памятник Императрице Екатерине II с восточной стороны. Фото 2016 г.
|
Памятник Императрице Екатерине II с западной стороны - со стороны Российской национальной библиотеки. Фото 2016 г.
|
Высота скульптуры Екатерины II - 4,2 м. Снизу она выглядит весьма надменно. Фото 2016 г.
|
Памятник Екатерине с западной стороны. Мантия спускается прямо на головы приближенных. Фото 2016 г.
|
Скульптурные группы вокруг постамента. Начнём с восточной стороны. Всего изображено девять деятелей из окружения Императрицы. Они сидят группами по два-три человека и только Державин и Дашкова - сами по себе, друг на друга не смотрят. Фото 2016 г.
|
Державин Гавриил Романович (1743-1816) - крупнейший поэт XVIII века, член Российской академии. Занимал должность личного секретаря Екатерины II, был сенатором, министром юстиции. Дашкова Екатерина Романовна, княгиня (урожденная Воронцова, 1743-1810) - президент Петербургской и Российской Академий наук, директор Петербургской Академии наук, одна из образованнейших женщин своего времени, литератор, автор интереснейших мемуаров. Фото 2016 г.
|
Державин и Дашкова демонстративно игнорируют друг друга. Каждый занят своими делами: Державин, вероятно, стихами, Дашкова, судя по всему - мемуарами. Фото 2016 г.
|
Отвернувшийся от Дашковой Румянцев принадлежит уже другой композиционной группе. Фото 2016 г.
|
Следующая группа: Румянцев, Потёмкин, Суворов. Румянцев-Задунайский Петр Александрович, граф (1725-1796) - полководец, генерал-фельдмаршал, государственный деятель. Одержал крупные победы в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Генерал-губернатор Малороссии, автор учебника военного дела "Отряд службы". Потемкин-Таврический Григорий Александрович, светлейший князь (1739-1791) - государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Способствовал освоению Причерноморья и присоединению к России Крыма, был организатором Черноморского флота. Фаворит и ближайший помощник Екатерины II. Суворов-Рымникский Александр Васильевич, граф, князь Италийский (1729-1800) - полководец, генералиссимус, герой русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1891 годов. В 1799 году совершил беспримерный по трудности переход через Альпы, выведя русские войска из окружения. Не проиграл ни одного сражения. Фото 2016 г.
|
Над тремя вельможами - вензель Екатерины. Фото 2016 г.
|
Создаётся впечатление, что Румянцев и Суворов явно заискивают перед надменным Потёмкиным. Фото 2016 г.
|
За спиной Суворова следующая композиционная группа: Безбородко и Бецкой Фото 2016 г.
|
Безбородко Александр Андреевич, граф, светлейший князь (1747-1799) - государственный деятель, выдающийся дипломат, канцлер. С 1783 года руководил внешней политикой России. Бецкой Иван Иванович (1704-1795) - видный просветитель второй половины XVIII века, основатель первых воспитательных домов в Москве и Петербурге, вместе с Императрицей Екатериной II занимался организацией Смольного института благородных девиц. С 1764 по 1794 г. - президент Петербургской Академии художеств. Фото 2016 г.
|
Безбородко и Бецкой мирно обсуждают, как считается, план воспитательного дома, одного из благодетельных учреждений Екатерины II. Бецкой указывает расположение дома на плане, что лежит у него на коленях. Фото 2016 г.
|
Безбородко и Бецкой. Фото 2016 г.
|
Следующая группа: Чичагов и Орлов. Чичагов Василий Яковлевич (1726-1809) - мореплаватель, адмирал флота. Командующий Балтийским флотом. Во время войны со шведами в 1788 году, одержал несколько важных для России побед. Прославился полярными экспедициями в Северном Ледовитом океане. Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич, граф (1737-1808) - военный и государственный деятель, генерал-аншеф. С 1769 года командовал русской эскадрой в Средиземном море во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Один из тех, кому Екатерина II обязана своим восшествием на престол. Фото 2016 г.
|
Орлов опирается на подзорную трубу и смотрит на Чичагова, в некоторой степени, надменно. Фото 2016 г.
|
Эти сподвижники расположены со стороны Александринского театра и прямо им на головы падает мантия Императрицы. Фото 2016 г.
|
И вот мы опять вернулись к игнорирующим друг друга Державину и Дашковой. Фото 2016 г.
|
Державин и Дашкова, а также, отвернувшийся Румянцев. Фото 2016 г.
|
На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово "ЗАКОН" и сделана надпись: "ИМПЕРАТРИЦѢ ЕКАТЕРИНѢ IIй. ВЪ ЦАРСТВОВАНIЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА IIго 1873 г." Фото 2016 г.
|
Наглая птица уселась на "ЗАКОН". Фото 2016 г.
|
Памятник Императрице Екатерине II с фасада. Фото 2016 г.
|
Памятник со стороны, Александрийского театра. Фото 2016 г.
|
Памятник и клумба вокруг него. Фото 2016 г.
|
Александрийский театр за спиной Екатерины. Фото 2016 г.
|
Знаменитые фонари-канделябры Екатерининского сквера. Орнаментальные детали фонарей, в стиле времен Людовика XVI, были изготовлены по рисункам архитектора В.А. Шретера. Фото 2016 г.
|
Фонари. Фото 2016 г.
|
На месте крепления фонарей к канделябру почему-то изображена голова козла... Фото 2016 г.
|
Фонарь-канделябр. Фото 2016 г.
|
Верхняя часть фонаря. На нас опять смотрит голова козла. Фото 2016 г.
|
Верхняя часть фонаря. Фото 2016 г.
|
Часть стёкол на фонарях была открыта. Наверное, по рассеянности фонарщиков! Фото 2016 г.
|
Фрагмент фонаря. Фото 2016 г.
|
Украшения у основания фонарей. Фото 2016 г.
|
Один из четырёх фонарей-канделябров, окружающих памятник. Фото 2016 г.
|
Клумба, разбитая перед фасадом памятника. Фото 2016 г.
|
Общий вид на Екатериненский сквер со стороны Невского проспекта. Фото 2016 г.
© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016
|
|