Финляндский железнодорожный мост через Большую Неву,
Санкт-Петербург


Финляндский железнодорожный мост


Железнодорожный разводной мост перекинут через Большую Неву на Финляндской соединительной железнодорожной ветке (движение пешеходов запрещено). Он соединяет правобережную и левобережную части Невского района в створе Гранитной и Фаянсовых улиц. Мост связывает два берега Невы между Володарским и мостом Александра Невского. На левом берегу проходит над проспектом Обуховской Обороны, на правом - над Октябрьской набережной. Это единственный в границах Санкт-Петербурга железнодорожный мост через Неву.

Ныне это два почти вплотную примыкающих друг к другу моста, имеющих общее название. Верховой мост предназначен для движения поездов в восточном направлении (в сторону Ладожского вокзала), низовой - для движения в западном направлении с выходом на московское направление.

Длина моста 538,24 м (1139 метров с прилегающими эстакадами).
Тип конструкции - арка с ездой "понизу"
Материал - металл.
Число пролётов 7.
Центральный разводной пролёт длиной 44,7 м.
Над пересекаемой преградой - 538,24 м.
Высота свода над водой 10,5 м (51,0 в разведённом положении).
Полос движения - 2 железнодорожных пути.

Состоит из четырёх одинаковых пролётов длиной по 100 метров каждый, двух береговых пролётов и разводного пролёта посредине - в проекте 1910 года он был двухкрылым, раскрывающимся. Вес конструкции - 119 т, два противовеса - 203 т.

Возведение первого металлического моста было начато в 1910 году. Сооружение проектировали и строили инженеры Н.А. Белелюбский, Г.Г. Кривошеин, И.Г. Александров, архитектор В.П. Апышков, прораб Николай Арсентьевич Чистяков. Открытие моста состоялось в 1912 году. По проекту мост был однопутный, с пешеходным движением. Но пешеходную дорожку закрыли почти сразу же после открытия моста - угроза террористических актов во время Первой мировой войны была серьезной.

На правом берегу подъезд к мосту проходит по металлическому путепроводу. Но проложенный по левому берегу участок железнодорожного полотна прошёл мимо заводских корпусов и насыпь для прокладки рельс устроить было невозможно: пришлось бы сносить существующие постройки. Благодаря этому оказалось выгодным сооружение эстакады, а не земляной насыпи. Строительством этого сооружения руководил Г.П. Передерия. Используя этот опыт, он напишет впоследствии классический учебник, по которому будут учиться все последующие поколения мостостроителей - "Курс железобетонных мостов. Конструкция, проектирование и расчет".

Эстакада состоит из ряда раздельно расположенных рам с консолями, связанных подвесными балками. В те времена применение рамных узлов было новым явлением в технологии построения мостов. Проект был разработан датской фирмой "Христиани". Построенная в 1911-1913 годах эстакада Финляндского железнодорожного моста в то время стала одним из крупнейших железобетонных сооружений в России.

По конструктивному и композиционному решению мост близок к Большеохтинскому мосту (в создании проекта которого принимал участие тот же архитектор - В.П. Апышков), а также железнодорожный мост через Даугаву в Риге. Кроме того, он отдалённо напоминает знаменитый однопролётный арочный мост в Сиднее.

Первоначальное название - Железнодорожный мост - известно с 1910 года. 28 октября 1913 года ему присвоено наименование "Мост Императора Александра I" в честь российского царя Александра I Благословенного (1777 - 1825), победителя Наполеона. Сохранилась памятная табличка на одной из опор моста со стороны проспекта Обуховской Обороны на которой можно увидеть следы от сбитых букв "Император Александр I". Сама табличка находится в охранной зоне доступ в которую ограничен. Но решение по присвоении мосту имени Императора не было исполнено, как говорят, из-за событий Первой мировой войны. Некоторое время люди называли мост "Новый", а потом за ним закрепилось название "Финляндский" так как мост был построен в основном на средства Великого Княжества Финляндского, входившего в тот момент в состав Российской Империи. Мост имел стратегическое значение, соединив Финляндскую железную дорогу с другими железными дорогами страны. Однако, упоминание наименования "Новый мост" встречалось даже в 1955 году.

В советское время мост был признан стратегически важной переправой через Неву: он не только связал промышленные предприятия, расположенные на противоположных берегах, но и объединил железные дороги СССР с финляндскими. С советских времен по этому железнодорожному мосту, было запрещено движение пешеходов и велосипедистов. Однако в 1930-е - 40-е годы рабочие, которые жили и работали по разным сторонам Невы получали от предприятий соответствующие спецпропуска и могли по ним проходить по мосту. Это было объяснимо: в то время не было построено ни моста Александра Невского, ни Володарского, и добираться с одного берега на другой было чрезвычайно трудно. Пешеходное движение по мосту закрыли перед Отечественной войной, и больше уже никогда не открывали.

21 августа 1963 года прямо посреди Ленинграда, в результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. На борту его находились 44 пассажира, летевших из Таллина в Москву. Это событие является одним из шести счастливых приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы. Самолёт, снижаясь, пролетел на четыре метра выше в то время строящегося моста Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Ширина реки в этом месте - около 400 метров. Проходивший в тот момент по Неве паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.

К 1980-х годам мост уже не справлялся с нагрузкой из-за возросшего грузопотока, был значительно изношен и требовал ремонта, хотя движения пассажирских поездов по нему практически не было. Подъёмный механизм не соответствовал возросшим требованиям: чтобы поднять разводной пролет для пропуска судов, требовалось до трех часов. Однако ремонт постоянно откладывался из-за отсутствия средств у советского государства.

В 1983 году в этом месте Невы произошла авария: в мост врезался рефрижератор "Комсомолец Татарии" с 500 тоннами ряпушки на борту. Получив пробоину и пройдя ещё несколько сотен метров, он ушёл под воду посередине Невы, на полпути к мосту Александра Невского. Впоследствии судно было поднято и списано - разрезано (утилизировано в 1986 году).

Повреждение опоры моста наконец-то подвигло власти Ленинграда и Октябрьской железной дороги на принятие решения о проведении капитального ремонта моста.

В 1983-1987 годах мост был закрыт на реконструкцию. Параллельно старому мосту, с низовой стороны был сооружён новый мост-дублёр, также однопутный (главный инженер проекта О.Ю. Русин). Пролётные строения нового моста повторяют очертания арок старого. Только разводной пролёт однокрылый, раскрывающейся системы.

Устои и опоры старого моста были расширены (по проекту инженеров А.К. Васина, О.Ю. Русина, Н.Д. Шилова, В.П. Курцева и архитектора Ю.Ю. Синицына). Новый мост собран на сварке и болтах из сверхпрочной стали. Работами по возведению моста руководили инженеры В.Я. Дидов, Б.И. Цветков, А.А. Арьев.

В 1988 году старый мост был закрыт для движения поездов из-за серьёзных коррозионных повреждений. Ремонтные работы старого продвигались очень медленно и мост превратился в классический "долгострой", который почти не охранялся, а в технических постройках в 1990-е годы обитали бомжи. В 1994 году на мосту были демонтированы разводной пролёт и механизм разводного пролёта.

В 2002-2003 годах в связи со строительством Ладожского вокзала был произведён капитальный ремонт старого моста. МПС выделило на это 900 миллионов рублей. В реконструкции участвовали пятнадцать крупнейших проектных и строительных организаций страны, в том числе и "Кировский завод".

В ходе ремонта был смонтирован новый разводной пролет вертикально-подъёмной системы. Теперь мост разводится всего за три минуты. Финляндский мост - единственный из разводных мостов Санкт-Петербурга, который не разводится подъемом крыльев моста под углом к горизонту: вместо этого центральная часть моста, за счет работы специального механизма, поднимается вверх параллельно поверхности воды. На месте старого разводного пролета построили новую подъемную платформу с 40-метровыми башнями. Пролетные строения массой 540 тонн каждое сначала собирали на берегу, а к опорам доставляли на специальных понтонах. Кроме того заменены были опорные части. Произведён ремонт русловых опор путём устройства сталебетонной рубашки в оставляемой опалубке с применением метода подводного бетонирования. Также была капитально отремонтирована и прилегающая к мосту эстакада, произведена полная замена 43 опор и 42 пролетов. Историческая старая рамная эстакада (Передерия) была демонтирована и вместо нее была возведена новая с трапециевидными опорами.

Работы были завершены в январе 2003 года. К 300-летию города на переправе установили подсветку.

В данное время способы разведения моста совершенно различны: на низовой части моста однокрылый пролёт раскрывающейся системы, с осью вращения - на левобережной опоре разводного пролёта; на верховой части моста вертикально-подъёмный, масса пролёта - 120 т, масса двух противовесов - 203 т, высота подъёма над ординаром - 40 метров, высота башен составляет 51 метр.

Мост подлежит разводке по графику во время навигации: примерно с 20 апреля до 20 ноября. Время навигации может меняться из-за погодных условий. График разводки является стабильным во время конкретного навигационного сезона. В 2012 году мост разводился 1 раз за ночь - с 2:20 до 5:30, судоходство в разводной пролёт осуществляется с 2:40 до 5:10.

Финляндский железнодорожный мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России, объект № 7802132000.

Адрес: Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 20.
Проезд: от метро Александра Невского, далее - автобус № 58, 8, или троллейбус № 14, 16 до остановки "Улица профессора Качалова".
От метро: Новочеркасская - пешком 1,5 км.



Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост со стороны левого берега и проспекта Обуховской Обороны. Верховая часть моста (новая).
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост со стороны проспекта Обуховской Обороны.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост, верховая часть моста - вертикально-подъёмный разводной механизм.
Фото: 2006 г.

Эстакада Финляндского моста

Эстакада Финляндского железнодорожного моста над проспектом Обуховской Осороны.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост это два почти вплотную примыкающих друг к другу моста, имеющих общее название.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Низовая часть моста (старый мост).
Фото: 2006 г.

Нева

Нева возле Финляндского моста.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Низовая (старая) часть.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Фрагмент моста, вид на низовую часть.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Фрагмент Финляндского моста, видный с левого берега.
Фото: 2006 г.

Нева

Левый берег Невы в районе Финляндского моста.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост (фрагмент).
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост (фрагмент). Вид с левого берега.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост, вид из-под пролёта моста Александра Невского.
Фото: 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Верховая (новая) часть. Вид с левого берега.
Фото: 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост.
Фото: апрель 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Церковь во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте с грошиками и Финляндский железнодорожный мост за ней.
Фото: апрель 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Проспект Обуховской обороны и Финляндский железнодорожный мост (новая, верховая часть).
Фото: 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Прибрежные заросли и Финляндский железнодорожный мост.
Фото: июнь 2004 г.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

Вернуться на Главную