Варшавский мост — это автомобильный и пешеходный арочный мост через Обводный канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Он соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала. Находится в створе Измайловского проспекта.
Рядом с мостом расположена Церковь Воскресения Христова и здание бывшего Варшавского вокзала, по которому и возникло название моста. Выше по течению находится Ново-Московский мост, ниже — Митрофаньевский мост. Ближайшая станция метрополитена — «Балтийская» (500 м).
Варшавский вокзал Петербурго-Варшавской железной был построен в 1852—1853 годах. К 1860 году напротив него находился временный деревянный мост.
Первоначально предполагалось соорудить два моста: один против двора отходящих поездов, другой — у двора прибывающих поездов. В 1862 году был построен деревянный мост балочно-подкосной системы напротив двора отходящих поездов. Он располагался немного выше по течению от оси современного Варшавского моста.
В 1869—1870 годах Обществом Российских железных дорог был построен однопролётный стальной арочный мост на каменных опорах отверстием 21,7 м и шириной 22,1 м (проект инженера Н.С. Серебренитского).
На Варшавском мосту впервые в Петербурге были применены не чугунные, а клепанные стальные конструкции из сварного железа. Пролетное строение представляло собой двухшарнирную арку постоянного двутаврового сечения с надарочными сквозными конструкциями из прогонов на стойках и поперечных балках. Длина моста составляла 36 метров, ширина – 22,1 метра.
В 1876 году мост был расширен на 4,6 м для прокладки двойного пути конной железной дороги (конки).
В 1908—1910 годах из-за прокладки трамвайных путей потребовалась реконструкция: ширина моста увеличилась с 22,1 до 30,6 м (без изменения конструктивного решения пролёта). Проект переустройства моста (включая проект временного моста) был разработан инженерами-мостостроителями Анджеем Павловичем Пшеницким (1869—1941, автором Дворцового моста в Санкт-Петербурге) Вячеславом Андреевичем Берсом (1861—1907) и И.П. Стацевичем. Работы по перестройке моста производились инженером Н.Н. Баклановским. На время производства работ для сохранения экипажного движения был возведён временный деревянный мост. Проезжая часть моста была расширена до 30,6 метров за счет выноса тротуаров на консоли, длина осталась той же.
В 1954 году был выполнен ремонт гранитных парапетов на устоях моста.
В 1983 году произведен капитальный ремонт проезжей части с заменой гидроизоляции и установкой парапетного ограждения проезжей части.
В 1992 году распоряжением мэра Санкт-Петербурга (Собчак, Анатолий Александрович) от 30.01.1992 № 108-р «О взятии под охрану недвижимых памятников градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга и пригородов» Варшавский мост был признан объектом культурного наследия регионального значения. Рег. № 781711205490005 (ЕГРОКН), объект № 7802252000.
К началу 2000-х годов металлоконструкции пролётного строения пришли в неудовлетворительное состояние. С ноября 2006 года по август 2007 года произведён капитальный ремонт моста. Работы вела компания ООО «Ризалит». В ходе ремонта были полностью заменены верх пролётного строения, вспомогательные и поперечные балки. С моста были демонтированы трамвайные пути, расширена проезжая часть. На время ремонта был сооружен временный пешеходный мост ниже по течению. Для пешеходов мост был открыт 18 июня 2007 года, автомобильное движение открылось 24 августа. Стоимость ремонта составила около 145 млн рублей.
Конструкция моста
Мост однопролётный металлический арочный. Пролётное строение состоит из металлических двухшарнирных арок постоянного двутаврового сечения (сечение, близкое по форме к букве «Н») с надарочными сквозными конструкциями из прогонов на стойках и поперечных балок между ними.
Пролетное строение по конструктивной схеме подобно 1-Садовому, Поцелуеву, Пантелеймоновскому и Введенскому мостам.
Опоры, вынесенные в канал, облицованы путиловским известняком, с разделкой гранитом.
Длина моста составляет 38,2 м, ширина — 30,6 м.
Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — литой асфальтобетон, тротуаров — гранитные плиты (на открылках) и асфальтобетон. В центре моста устроен островок безопасности, вымощенный плиткой, хотя пешеходных переходов к нему нет. Тротуар отделен от проезжей части высоким гранитным поребриком.
Перильные ограждения представляют собой металлическую решетку с геометрическим рисунком, разбитую металлическими же квадратными тумбами на восемь секций.
Устои бутовой кладки, облицованные известняковой плитой, выдвинуты в русло канала. На открылках устоев установлены гранитные парапеты. На них местами видны следы от осколков снарядов, оставшиеся со времен блокады.
Варшавский мост в 2006 году, до ремонта. За мостом виден угловой дом бывшей Паровой мельницы, постройки 1867 года, по адресу Измайловский пр., 31. Фото: 2006 г.
|
Январь 2007 года, ремонт Варшавского моста. Справа от моста - Церковь Воскресения Христова. Фото: 2007 г.
|
Ремонт Варшавского моста в 2007 году. За мостом видна церковь Воскресения Христова и краснокирпичное здание 1896 года, построенное для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, ныне - Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек. Фото: 2007 г.
|
Ремонт Варшавского моста в 2007 году. Фото: 2007 г.
|
Вид с ремонтируемого Варшавского моста на Варшавской вокзал (слева на фото) и на комплекс зданий Варшавского вокзала и водонапорную башню (справа на фото). Фото: 2007 г.
|
Варшавский мост после ремонта. Фото: 2008 г.
|
Опоры моста, вынесенные в канал и облицованые путиловским известняком, с разделкой гранитом. Фото: 2008 г.
|
Варшавский мост. В перспективе - Измайловский проспект. Фото: 2008 г.
|
Спуск к воде на набережной Обводного канала (со стороны Безымянного острова), недалеко от Варшавского моста. Фото: 2008 г.
|
Набережная Обводного канала возле Варшавского моста, Безымянный остров. Фото: 2008 г.
|
Вид с Варшавского моста на Митрофаньевский мост через Обводный канал. Фото: 2008 г.
|
Вид с Варшавского моста на Ново-Московский мост. Слева на набережной - тот самый спуск к воде. Фото: 2008 г.
|
Вид с Варшавского моста на церковь Воскресения Христова. Фото: 2008 г.
|
Церковь Воскресения Христова и Варшавский мост перед ней. Фото: 2008 г.
|
Устои Варшавского моста. Фото: 2008 г.
|
Обводный канал, Варшавский мост, фрагмент здания Варшавского вокзала (справа) и церковь Воскресения Христова. Фото: 2008 г.
|
Обводный канал. Отражение солнца и туч в воде. Фото: 2008 г.
|
Обводный канал. Отражения. Фото: 2008 г.
|
Обводный канал, Варшавский мост, фрагмент здания Варшавского вокзала (справа) и церковь Воскресения Христова. Фото: 2008 г.
|
Варшавский мост через Обводный канал и здание бывшей Паровой мельницы за ним. Фото: 2017 г.
|
На Варшавском мосту впервые в Петербурге были применены не чугунные, а клепанные стальные конструкции из сварного железа. Фото: 2017 г.
|
Металлические арки двутаврового сечения. Фото: 2017 г.
|
Надарочные сквозные конструкции из прогонов на стойках и поперечных балок между ними. Фото: 2017 г.
|
Конструкции моста. Фото: 2017 г.
|
Решетка набережной Обводного канала и Варшавский мост. Фото: 2017 г.
|
Отражение металлических конструкций в воде канала. Фото: 2017 г.
|
Отражение узорчатой решетки моста в воде. Фото: 2017 г.
|
Решетка ограждения Варшавского моста. Фото: 2017 г.
|
Решетка ограждения Варшавского моста. Фото: 2017 г.
|
Варшавский мост, пешеходная часть. Впереди - Измайловский проспект. Фото: 2017 г.
|
Табличка с указанием названия моста. За мостом - краснокирпичное здание бывшей Паровой мельницы. Фото: 2017 г.
|
Варшавский мост, пешеходный переход. Фото: 2017 г.
|
Варшавский мост - 6 полос для движения автотранспорта и островок безопасности, выложенный в центре. Фото: 2017 г.
|
Здание Варшавского вокзала (ныне - Варшавский экспресс) и Варшавский мост. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде на набережной Обводного канала. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде на набережной Обводного канала. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде и решетка Обводного канала. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде и Варшавский мост через Обводный канал. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде и Варшавский мост через Обводный канал. Слева - фрагмент здания Варшавского вокзала. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде. Фото: 2017 г.
|
Краснокирпичное здание 1896 года, построенное для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, ныне - Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент лестницы и решётки спуска. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент лестницы и решётки спуска. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде и Варшавский мост слева. Фото: 2017 г.
|
Спуск к воде, Варшавский мост и фрагмент здания Варшавского экспресса слева. Фото: 2017 г.
|
Здание Варшавского вокзала (1852—1853 гг). Фото: 2017 г.
|
Обводный канал. Фото: 2017 г.
|
Фото: 2017 г.
|
Варшавский мост, вид со стуска к воде. Фото: 2017 г.
|
Вид на Обводный канал и Ново-Московский мост в Варшавского моста. Фото: 2017 г.
|
Фагмент решётки варшавского моста. Фото: 2017 г.
|
Вид на Митрофаноевский мост через Обводный канал. Фото: 2017 г.
© Фото: Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., 2006-2021.
|