Как быстро исчезает память. Особенно о тех местах-мостах - объектах, которые мы видим каждый день, из года в год, проезжая по утрам на работу или по выходным гуляя с детьми.
В том месте, где реку Дудергофку пересекает проспект Ветеранов, построен одноименный мост. Вот то, что мне удалось найти о нём в интернете:
• он построен в 1970-е годы, архитекторы: А.Д. Гутцайт, Л.Н. Соболев ("Ленгипроинжпроект");
• он арочной конструкции (хотя это видно невооружённым глазом);
• он однопролётный (чтобы это определить, нужно уметь считать хотя бы до двух);
• что ограждения его металлические, с простым рисунком (тоже очевидно);
• что покрытие его асфальтобетонное;
• что имеет четыре полосы автодороги и две - трамвайные (опять-таки всё это заметно при простом взгляде на мост).
И лишь сведения о том, что ширина его 38,4 метр, а длина - 30,75 метра, были для меня новыми и избавили от необходимости самостоятельно бегать по мосту с рулеткой.
Итак, я почти ничего не узнала о мосте из Всемирной Паутины. Пришлось обратиться за помощью к старожилам, тем более, что старожилы, по примерноуказанной дате строительства моста, должны были быть не очень-то старыми.
По свидетельствам людей, живущих неподалёку, мост уже существовал в 1974 году, и именно в таком виде, как сейчас, с теми же полосами авто- и трамвайного движения. Стало быть, построен он был не позже 1973 года.
Если обратиться за помощью к сайту http://ligovo-spb.ru и рассмотреть опубликованные на нём карты, можно убедиться, что на картах и планах 1966-1969 годов Проспекта Ветеранов нет и моста ещё не существует. Значит, мост был построен в промежутке с 1970 по 1973 год. Википедия этому не противоречит. В ней указано, что в 1961 году поселок Сосновая поляна вошёл в состав Ленинграда, в 1964 году Серединная улица была переименована в Проспект Ветеранов, а в 1971 году, соединилась с Монетным переулком Сосновой поляны, который вошёл в состав Проспекта Ветеранов.
Таким образом, мост уже должен был существовать к 1971 году и срок его возведения сужается до 1970-1971 годов.
Особенностью моста является "прогиб" (существующий с 1974 года). Он наблюдается на участке, где проходят трамвайные пути, т.е. с низовой (северной) стороны. Видимо, проект моста не совсем подходил для такой нагрузки и систематическое движение трамваев заставило мост деформироваться. Для борьбы с "прогибом" был установлен знак, ограничивающий скорость трамваев до 30 км/ч.
Адрес: мост находится по проспекту Ветеранов, недалеко от дома № 120 и Аллеи Славы. На берегу реки, вблизи моста, располагается кафе "Дудергофка".
Так мост Ветеранов выглядит летом. Фото: 2011 г.
|
Мост Ветеранов с низовой стороны. На него как раз надвигается трамвай. Фото: 2017 г.
|
Трамвай проехал. На этой фотографии хорошо виден прогиб моста в середине. Фото: 2017 г.
|
Пешеходная часть моста. Прогиб и тут заметен по кривой линии перил. Фото: 2017 г.
|
Низовая сторона моста и река Дудерговка под ним. Фото: 2017 г.
|
Перильное ограждение моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Рисунок перильного ограждения и река Дудергофка, виднеющаяся с моста. Фото: 2017 г.
|
Река Дудергофка с низовой стороны моста. Фото: 2017 г.
|
Река Дудергофка. Фото: 2017 г.
|
Река Дудергофка, вид с моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент перильного ограждения моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Пешеходная часть низовой стороны, прогиб моста, видный по линии перил. Фото: 2017 г.
|
Проезжая часть моста: трамвайные пути, за ними автомобильные полосы движения. Говорят, что железобетонное ограждение, разделяющее автомобильную дорогу и пешеходный тротуар появилось в 1985 году. Фото: 2017 г.
|
Низовая сторона моста Ветеранов и Дудергофка, протекающая под мостом. Фото: 2017 г.
|
С низовой стороны такого мощного ограждения проезжей части, как с верховой, нет. Фото: 2017 г.
|
Проезжая часть моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент перил моста Ветеранов и Дудергофка. Вдали виднеется здание общежития ("кукуруза") и здания детской городской больницы № 1. Фото: 2017 г.
|
Дудергофка. Вид с моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент ограждения моста. Фото: 2017 г.
|
Деревья на берегу Дудергофки. Фото: 2017 г.
|
Дудергофка возле моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Подходим к мосту с низовой стороны. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов с низовой стороны. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Так прогиб выглядит снизу. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов - мост однопролетный железобетонный в виде трехшарнирной рамы с ригелем переменной высоты. Фото: 2017 г.
|
Мостотрест утверждает: "В связи с неравномерным прогибом консолей пролетного строения автодорожного и трамвайного мостов образовался зазор до 200 мм. За мостом ведется постоянный инструментальный контроль". Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов, низовая сторона. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов снизу. Бетонные плиты, вероятно, размыты паводком. Фото: 2017 г.
|
На фотографии хорошо видно, что мост состоит из двух частей: трамвайной и автомобильной. Мостотрест утверждает, что возводились они по очереди: автомобильный на год раньше, чем трамвайный. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Дудергофка вблизи моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Дудергофка вблизи моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Дудергофка вблизи моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов с низовой стороны, фрагмент. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов с низовой стороны. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Дудергофка, протекающая под мостом Ветеранов. Вдали виднеются декоративные зеленые насаждения возле кафе. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов с верховой стороны, со стороны кафе. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов (фрагмент) с верховой стороны. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Устои моста массивные из монолитного железобетона на свайном основании без облицовки. К устоям примыкают низкие подпорные стенки. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
В центре русла Дудергофки под мостом видны два ряда старых деревянных столбов, торчащих из воды. Возможно, это остатки прежней переправы. Фото: 2017 г.
|
Река Дудергофка возле моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
А это те самые "устои с подпорными стенками". Вдали - микрорайон по пр. Жукова. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов (фрагмент). Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов (фрагмент). Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов, автомобильная часть. Она выглядит явно лучше, чем трамвайная, низовая. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фрагмент. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. На этой фотографии также хорошо видно, насколько трамвайная и автомобильная части моста отличаются. Трамвайная часть провисла на 20 см. Фото: 2017 г.
|
Всё те же столбики посреди русла Дудергофки. Фото: 2017 г.
|
Под мостом Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Сосульки или, как выражалась г-жа Матвиенко, "сосули". Фото: 2017 г.
|
Дудергофка под мостом. Фото: 2017 г.
|
Устои моста на противоположном (западном) берегу. Фото: 2017 г.
|
Дудергофка возле моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Дерево, растущее на откосе возле моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов с верховой стороны. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов с верховой стороны. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов, проезжая часть. Фото: 2017 г.
|
Дерево возле моста. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент Полежаевского парка возле моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Пешеходная часть с верховой стороны моста. Фото: 2017 г.
|
Фрагмент моста Ветеранов и Дудергофка. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Пешеходная часть. Фото: 2017 г.
|
Ограждение моста. С него видна территория кафе "Дудергофка". Фото: 2017 г.
|
Фрагмент ограждения моста и Полежаевский парк виднеющийся за ним. Фото: 2017 г.
|
Река Дудергофка. Вид с моста Ветеранов. Фото: 2017 г.
|
Середина автомобильной части моста. Стык перильного ограждения. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов, пешеходная часть. За деревьями Полежаевского парка видны дома по проспекту Жукова. Фото: 2017 г.
|
Трубы, проложенные через Дудергофку. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов, верховая сторона. Фото: 2017 г.
|
Мост Ветеранов. Фото: 2017 г.
© Текст статьи: Возлядовская А.М., 2017.
© Фото: Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., 2006-2017.
|