Памятник Петру I у Инженерного (Михайловского) замка
Санкт-Петербург


Памятник Петру I


Памятник Петру I - бронзовый конный памятник, исполненный Бартоломео Карло Растрелли, находится на Кленовой улице, перед главным (южным) входом в Михайловский замок.

Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) изготовил модель памятника ещё в 1716 году, при жизни Петра I и под его руководством. Однако скульптура была завершена лишь к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. К этому времени и заказчик и скульптор скончались.

По первому проекту, памятник имел пирамидальное построение и должен был быть в 64 фута вышиной. Первоначально Петр планировал установить монумент на Коллежской площади, находящейся на Васильевском острове - в то время главной площади Санкт-Петербурга. Ещё один конный памятник, по тому же проекту, немного меньше размером - в 52 фута, предназначался для Летнего сада и должен был стоять перед Летним дворцом Петра I.

Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком. Эскиз памятника Растрелли. 1716. На цоколе должен был помещаться большой барельеф "Полтавская баталия"; фигуры побеждённых "полоняников" служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь - из пёстрого мрамора. Многие детали монумента - барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие "уборы" предполагалось позолотить. Для овального барельефа Растрелли просил Петра самого выбрать соответствующий сюжет.

В 1717 году Растрелли решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра. В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела 76 сантиметров в высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя "Река" с четырьмя купидонами и "Земная сфера", поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главный акцент был сделан на прославление "добродетели" и посрамление "зависти". Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (Невы) и Глобуса - земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и "облачают в златую обёртку", означало обновление и исправление карты мира, то есть возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал и работа в очередной раз остановилась.

Труды скульптора по изготовлению моделей были оплачены только в 1734 году при Императрице Анне Иоанновне.

Распоряжение об отливке в бронзе было дано следующей Императрицей Елизаветой Петровной - 22 июня 1743 года. При этом Растрелли переработал первоначальную модель, утверждённую Петром: свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись к первому проекту памятника. Композиция стала более лаконична, а форма - пластически обобщена.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Для отливки, которая должна была проходить под наблюдением автора, был построен специальный "литейный амбар". Скульптору помогали свыше 20 человек, но завершить работу он не успел - 18 ноября того же года Б.К. Растрелли скончался. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. Под его руководством в 1745-1747 годах были построены две литейные печи, доставлены 1300 пудов зелёной и 130 пудов красной меди. 3 ноября 1747 года отливка из меди была закончена.

Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-1755 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В связи с переносом к этому времени центра Петербурга на левый берег Невы, памятник Петру I предполагалось установить перед Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к Троицкому мосту, где под деревянным навесом она простояла 45 лет. Екатерине II памятник не понравился и в 1766 году она заказала новый монумент Петру французскому скульптору Э.М. Фальконе.

В 1782 году Растреллевский памятник был подарен Екатериной князю Г.А. Потёмкину, который планировал отправить памятник на Украину, но передумал и поместил в амбаре Таврического дворца, где памятник и простоял до 1791 года.

Лишь в августе 1798 года Император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года было повелено "отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить". Было назначено новое место - площадь Коннетабля перед строившимся Михайловским замком. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По сути она являлась островом. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре этой площади должно было установить памятник Петру I, а за памятником находились ров и три моста.

Установкой памятника занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна.

22 марта 1800 года изготовление гранитного пьедестала по рисунку Федора Ивановича Волкова (1754-1803) поручили "архитектурии помощнику Лериону Шестикову". Тивдийский светло-красный и рускольским серовато-белым мрамор для облицовки поставил крестьянин Василий Одинцов, сердобольский гранит для цоколя - ржевский купец Иван Одинцов и петрозаводский купец Фёдор Бекренев.

28 апреля 1800 года литейщик В.П. Екимов взялся отлить барельефы в металле. Он же реставрировал фигуру Петра Первого и лошадь под ним: у статуи была усилена железная арматура, заделаны дыры в брюхе коня, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя "прикрыта колером", т.е. патинирована. Полости ног лошади для устойчивости были залиты свинцом, которого понадобилось более 12 пудов.

15 октября 1800 года скульптор Пьер Луи Анжи (1752-1828) взялся за создание модели венка, воинских трофеев, орлов с коронами. Он же позолотил буквы надписи.

По приказу Императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись "Прадеду - правнук 1800 год", очевидно, в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру Первому Екатерина Вторая". К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, возвышается фигура Петра одетая в воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь. На ногах императора римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Голова Петра повёрнута чуть влево. На голову возложен лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени - сомнительная аллегория.Деревянная модель коня. 1717

Убор коня роскошен: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка. Скульптором изображен жеребец персидской породы по имени Лизетта. По другим источникам лошадь Петра I была карабахской породы, но все сходятся на том, что Петр приобрёл этого коня в Риге, выменяв на свою собственную лошадь. Лошадь, носящая женское имя, была мужского пола. Говорят, именно Лизетта является прообразом коня на всех конных статуях Петру I. Судя по тому, что Растрелли изобразил у коня длинную, прогибающуюся бабку - у лошади Петра была очень мягкая рысь. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

Конная статуя имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

Возможно, Растрелли вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи: конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме и эпохи Возрождения конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя.

Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами - "Полтавская баталия" и "Битва при Гангуте", а также аллегорической композицией с трофеями.

Барельефы исполнены скульпторами Иваном Ивановичем Теребенёвым (1780-1815), Василием Ивановичем Демут-Малиновским (1779-1846), Иваном Е. Моисеевым под руководством Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).

Во время блокады Ленинграда статуя Петра I была снята с пьедестала и скрыта в котловане, вырытом рядом. В 1945 году статуя была возвращена на место.

Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989-1990 годах: Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей.

Памятник является Культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810540000.
Проезд: от станции метро "Гостиный двор" пешком по Садовой улице до Инженерного замка, 10-15 минут.



Памятник Петру I

Памятник Петру I. Фрагмент.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I. Фрагмент.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I перед Инженерным замком.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

"Прадеду - правнук 1800 год".
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I.
Фото: 2014 год.

барельеф Гангутский бой

Памятник Петру I. Детки изучают барельеф "Гангутское сражение".
Фото: 2014 год.

барельеф Гангутский бой

На барельефе "Гангутский бой" слева на флагманском корабле изображен Пётр I, который командует "авангардией". К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа изображен захваченный шведский корабль, над которым поднимают русский флаг. Над плененным кораблем изображен знак зодиака Лев, как напоминание о месяце победного боя, которое произошло 27 июля (7 августа), 1714 года. На переднем плане изображена драматическая сцена - спасение тонущего моряка.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

В центре барельефа "Полтавская баталия" на переднем плане Петр I указывает шпагой А.Д. Меншикову на отступающих шведов. В левой части на заднем плане - на носилках уносят раненого короля шведов Карла XII. В небе над полем боя парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лаврами победителей. Над русскими войсками изображен знак зодиака Рак - 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско.

Считается, что потрогать копыто коня Петра I или ботфорд - это к удаче. А если подержаться за пятку тонущего моряка - это отведёт опасность утонуть. Потому данные части барельефа отполированы руками суеверных туристов.

Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Аллегорическая композиция с трофеями на задней поверхности пьедестала.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I и грустные голуби...
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I перед Михайловским замком.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I перед Михайловским замком.
Фото: 2014 год.

Памятник Петру I

Памятник Петру I.
Фото: 2014 год.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

Вернуться на Главную