Церковь во имя Святой Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской,
подворье Введено-Оятского женского монастыря, Санкт-Петербург


подворье Введено-Оятского монастыря


В 1894 году на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, на участке, который пожертвовал потомственный почетный гражданин Ф.П. Кручинин, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря, находившегося в Тверской губернии. Сначала было принято решение построить только часовню. Она была освящена 3 апреля 1894 года во имя святителя Николая Чудотворца, в память спасения Цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу.

В середине участка в 1901 году был построен трехэтажный каменный флигель по проекту С. Андреева. В глубине двора были построены различные каменные службы. Однако одной часовни было недостаточно и оставалась необходимость в постройке настоящего храма.

Проект храма в память рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Великого князя Алексия Николаевича был заказан епархиальному архитектору Андрею Петровичу Аплаксину (1879 - 1931). Первоначально предполагалось освятить храм во Имя Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святителя Алексия Московского. Помещение храма рассчитывалось на 1500 человек. Сначала был создан Комитет по постройке храма. На собранные Комитетом средства в сентябре 1907 года произошла торжественная закладка храма и началось строительство.

По проекту храм с часовней и колокольней, выходящими на Большой Сампсониевский проспект, соединялся своей северо-восточной частью с жилым флигелем во дворе и образовывал единый архитектурный комплекс подворья Кашинского Сретенского монастыря Тверской епархии.

В ноябре 1907 года была освящена новая часовня во имя святителя Николая Чудотворца. В феврале 1908 года в нижнем храме был освящён боковой придел Спаса Нерукотворного. Строительство храма было полностью завершено в 1909 году. Именно тогда было восстановлено почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской († 1368). Эта святая была канонизированная в царствование Алексея Михайловича - 25 июня 1650 года. Но через 27 лет, в царствование Фёдора Алексеевича, её имя было изъято из числа русских святых: святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви. Благоверная княгиня Анна через 230 лет была вновь канонизирована в царствование Императора Николая II в 1909 году. И главный престол нового храма подворья на Выборгской стороне Петербурга было решено освятить во имя этой святой. Торжество освящения состоялось 18 (31) декабря 1909 года.

Верхний придел двухэтажного храма освятили в 1911 году во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского, чудотворца.

Стройная четырёхъярусная колокольня, двухъярусная Никольская часовня, храм, жилой флигель с прилегающим к ним земельным участком в 2324 м² со службами, обнесенными каменной оградой, образовали на Выборгской стороне девичий скит.

Храм благоверной великой княгини Анны Кашинской относится к сооружениям неорусского стиля. В архитектуре храма отображаются черты псковско-новгородского зодчества XV века. В декоративно-художественное оформление фасадов включены элементы московско-ярославского зодчества - такие, как майолика и росписи, но в характерной для модерна трактовке. Стены были оштукатурены в тёмно-красный цвет. Майоликой, исполненной в мастерской П.К. Ваулина, был декорирован переход к луковичной главке на барабанах храма и колокольни. Росписи размещались в арочных нишах. Крыльцо главного входа, ныне утраченное, было выполнено в русском стиле и увенчано луковичной главкой с императорской короной.

Четырехстолпный храм с тремя полукруглыми алтарными апсидами стал ядром архитектурной композиции. Церковь венчает шлемообразный с заострением купол на невысоком барабане. Монолитный объем здания имеет трехлопастные завершения фасадов. Симметрично от входа расположены часовня и колокольня, которая является главной доминантой архитектурной композиции. Она увенчанная луковичной главой. В плане основная часть колокольни имеет квадратную форму, самый верхний ярус - круглый.

В храме Анны Кашинской были расположены один над другим три престола, что уникально не только для Петербурга, но и для всей России. Особенностью планировки является обращение главного алтаря и алтаря верхнего придела в общий объём церковного зала. Другой особенностью являются хоры, устроенные с четырех сторон кругом храма. На восточных хорах, ныне утраченных, и был освящен придел в честь царской фамилии, который ещё предстоит восстановить. Внутри храм был украшен только росписями в арочных нишах. До сегодняшнего дня они не сохранились.

После 1917 года храм некоторое время оставался подворьем, но в 1925 году был зарегистрирован уже как приходской. В 1932 года все монастырские насельницы были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 - в концлагеря. Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей также репрессировали. Церковная утварь и иконы разграбили, но некоторые почитаемые иконы уцелели: икона святой Анны Кашинской и Черниговской Божией Матери были переданы в Сампсониевский собор; майоликовый фриз С.В. Чехонина, выполненный в керамической мастерской П.К. Ваулина, демонтирован и ныне находится в Музее истории города. В 1933 году советская власть готовила храм к взрыву, который по счастью не состоялся. С 1939 по 1994 год в храме размещались мастерские изокомбината. Два последних из них года храм стоял в запустении, а 15 марта 1994 года был возвращен С.-Петербургской Епархии в аварийном состоянии: без куполов и крестов, с выбитыми стеклами, без электричества, с выведенными из строя инженерными системами, с затопленным нижним храмом. В таком виде храм был передан Введено-Оятскому женскому монастырю, подворьем которого он ныне и является.

С 1995 года в храме проводятся восстановительные работы. В 1996-1997 годах были разобраны поздние перекрытия и колонны, цементные полы, демонтированы лифт и санузлы в алтаре (что было характерно для эксплуатации храмовых зданий в советское время), выкачана вода из подвала, приведена в порядок кровля, восстановлены деревянные полы, окна остеклены, заново смонтировано центральное отопление, заново сооружены купола на барабанах храма, колокольни и часовни.

21 ноября 1996 года в день празднования Собора Архистратига Михаила над храмом был установлен последний из трёх ранее поднятых крестов.

С октября 1997 года к разработке проекта реставрации храма привлечен институт "Ленпроектреставрация". Под руководством главного архитектора проекта А.Г. Леонтьева восстановлены алтарная часть храма, заканчивается полная реставрация Никольской часовни.

В начале 2009 года, к 100-летию храма компанией "Ремфасад" закончен комплекс реставрационных работ на лицевых и дворовых фасадах, колокольне. По историческим фотографиям воссоздан ряд утраченных элементов декора.

В 1995 году на праздник Рождества Христова в храме была совершена первая, после шестидесятилетнего перерыва, литургия.

Нижний храм, когда-то освящённый во имя Спаса Нерукотворного и по сей день находится в аварийном состоянии.

Святынями храма ныне являются выполненный в период с 1996 по 1999 год запрестольный витраж "Богоматерь Оранта - Великая Панагия" (художник В. Таракановский); икона святой Анны Кашинской с частицей её мощей, принесённая в дар храму; Софринская икона Архистратига Михаила, мироточившая две недели, начиная с молебна в день Собора Архистратига Михаила в 1997 году.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7802315000].

Богослужения проводятся по субботним, воскресным и праздничным дням.
По средам - молебен, панихида (10.00).
По четвергам - молебен Свт. Николаю Чудотворцу в домовой Никольской часовне (18.00).
По пятницам - водосвятный молебен с акафистом Пресвятой Богородице (18.00).
По субботам - исповедь (с 8.30 до 9.30), Божественная Литургия (10.00), Таинство Крещения (12.00), панихида (17.00), всенощное бдение (18.00).
По воскресеньям - исповедь (с 8.30 до 9.30), Божественная Литургия (10.00), вечерня с акафистом св. блгв. вел. кн. Анне Кашинской, водоосвящение (18.00).
Иер. Алексий Галкин - служ. священник; инокиня София (Егорова) - управляющая подворьем.
Храм открыт ежедневно с 9-00 до 19-00 кроме понедельника.
Тел. 542-54-74 +7 (812) 542-54-74
Адрес: 190044 Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, 53
Проезд: Ст. метро "Выборгская"
Сайт - http://oyatsky.ru/podvore.html



подворье Введено-Оятского монастыря

Церковь во имя Святой Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской, подворье Введено-Оятского женского монастыря.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Колокольня церкви.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Подворье Введено-Оятского монастыря.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Церковь во имя Святой Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской. Слева от входа - часовня, справа - колокольня.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Подворье Введено-Оятского монастыря.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Табличка на стене храма.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Информация на стене храма.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Вход в храм.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Арка под колокольней.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Фрагмент старой мостовой под современным асфальтом.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Колокольня храма.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Храм подворья.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Колокольня и фрагмент храма.
Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря


Фото - апрель 2014.

подворье Введено-Оятского монастыря

Большой Сампсониевский проспект и колокольня церкви св. Анны Кашинской.
Фото - апрель 2014.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2014

Вернуться на Главную