|
Церковь святителя Андрея Критского, подворье Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербург |
|
Домовая церковь Экспедиции заготовления Государственных бумаг построена в честь чудесного избавления государя Императора Александра III и его семьи при крушении царского поезда в Борках 17 октября (29) 1888 года. Рабочие и служащие фабрики решили на собственные пожертвования построить церковь. Было собрано 32 тыс. рублей и этих денег было недостаточно. Свободного места для храма на фабричном дворе тоже оказалось мало, поэтому Карл Яковлевич Маевский (1824-1897) русский инженер-архитектор, академик архитектуры и тайный советник спроектировал храм на третьем этаже административного здания, выходившего фасадом на проспект.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа 1891 года, был заложен храм на 1500 человек. Храм предполагалось освятить во имя преподобномученика Андрея Критского ( 767), автора Великого покаянного канона, читаемого и ныне во время Великого поста. Именно в день памяти этого святого произошло спасение Императорской семьи.
В строительную комиссию входил будущий новомученик о. Философ Николаевич Орнатский. До 1913 года он был настоятелем нового храма.
Постройка здания производилась в 1891-1892 годы и обошлась в 60 тыс. руб.
18 октября 1892 года состоялось торжественное освящение домовой церкви во имя свт. Андрея Критского епископом Выборгским Антонием (Вадковским; впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) при участии отца Иоанна Кронштадтского.
Присутствовали также обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, министр народного просвещения статс-секретарь граф И.Д. Делянов и другие высокие должностные лица.
Храм стал одним из многих храмов, построенных в течение 1888-1896 годов в честь чудесного спасения Августейшего семейства (всего было сооружено 126 храмов, 32 придела и 320 часовен).
Церковь св. Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг располагалась на третьем этаже административного здания, стоящего вдоль проспекта, увенчав его главкой и звонницей над входом.
Вытянутое внутреннее помещение церкви было разделено на три нефа полированными гранитными колоннами. Арки были богато расписаны восковыми красками в технике энкаустики, стены украшены образами, фресками и мозаиками. Образа для резного дубового иконостаса были созданы художником Д.В. Труновым. Иконы в царских вратах писал А.И. Шарлемань. Другие иконы, в том числе "Нерукотворный Спас", исполнил В.А. Бобров, запрестольный витраж "Моление о чаше" исполнила фирма Франка. Снаружи, над входом, поместили копию картины акад. И.К. Макарова, изображавшую крушение в Борках.
В 1896-1897 годах близ фабричной больницы была выстроена Троицкая часовня. В начале 1918 года её настоятель - о. Петр (Ивановский) - освятил её как Никольскую церковь.
В советское время храм из фабричного стал приходским (1917). В мае 1923 года церковь совсем закрыли, крест сняли, купол разобрали, иконы изъяли "в пользу голодающих Поволжья". Помещение приспособили под общежитие для престарелых рабочих, а потом - под клуб им. Ногина. Часовню приспособили под фабричный медпункт.
В девяностых годах XX века помещение церкви было передано организации "Гознак" и с этого началось возрождение храма. В 1998 году, в день памяти преподобномученика Андрея Критского, в помещении церкви был совершен молебен. В том же году начался ремонт, который был завершен к осени 2006 года. Храм на третьем этаже дома, был полностью расписан внутри. Создан и новый иконостас. Мавританская колоннада сохранилась подлинная, хотя и имела многочисленные сколы на граните. Сейчас она восстановлена. Лестница сохранилась подлинная.
13 июня 2007 года состоялось полное освящение храма после ремонта. Освящение и первую Божественную литургию в обновленном храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении протоиереев Ипполита Ковальского, Александра Кудряшова, Геннадия Бартова, архимандрита Сергия (Стурова) и других клириков епархии. Освящение храма совпало с днем памяти священномученика протоиерея Философа Орнатского, служившего первым настоятелем храма с 1892 по 1913 годы и ставшего после Октябрьского переворота одним из первых пострадавших за Христа петроградских новомучеников.
Трехэтажный фасад храма украшен мозаичными вставками и образом св. Андрея Критского и увенчан золотым куполом с восьмиконечным крестом. На стене площадки между вторым и третьим этажами помещена картина "Се человек". Помещение храма разделено двумя рядами аркад щедро украшенных золотыми вставками.
Храм восстановлен стараниями директора Русского национального музея Александра Николаевича Иванова и генерального директора ФГУП "Гознак" Аркадия Владимировича Трачука.
26 сентября 2006 года здесь побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Церковь действовала как приписная к церкви в честь свв. равноапостольных Константина и Елены в поселке Ленинское, а после учреждения в 2006 году Константино-Еленинского женского монастыря стала его подворьем. Является памятником архитектуры (регионального значения).
В храме можно помолиться перед святыми мощами Святителя Спиридона Тримифунтского, Святителя Николая Чудотворца, Святых Захарии и Елизаветы, святого Аркадия Константинопольского, св. Великомученицы Татианы, св. Великомученика Георгия Победоносца. В храме есть частицы мощей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных Константина и Елены, святой Иустинии и многих и многих других почитаемых православных святых.
Адрес: СПб., Рижский проспект, дом 9.
Телефон: (812) 251-01-65 (бухгалтерия), (812) 251-99-28.
Проезд: метро "Балтийская", далее - 1 км пешком.
Музей христианской культуры
Музей располагается в здании храма преподобномученика Андрея Критского, по адресу: Рижский проспект, д. 9. Музей является отделением Русского национального музея.
Музей христианской культуры занимает просторное помещение на первом этаже здания. В его коллекции представлено собрание русской и византийской иконописи, включающее около двухсот памятников XI - начала XX века. Центральное место в экспозиции занимают византийские иконы XI - XVI веков, среди которых сеть уникальные произведения периода "Палеологовского классицизма".
Основную часть экспозиции составляют произведения русских иконописцев XV - начала XX веков. В коллекции музея находятся монументальные картины французского гравера и художника Густава Доре, которые на сегодняшний день являются единственными в собраниях Российской Федерации.
Музей отрыт для всех желающих. Вход свободный.
Храм Андрея Критского на Рижском проспекте. Слева от него на фото - корпус Государственной полярной академии (Рижский пр., 11), справа на фото - одно из зданий фабрики "Гознак". Фото: 2017 год.
|
Вид на храм Андрея Критского со стороны улицы Циолковского. За историческими зданиями возвышается коробка бывшей гостиницы "Советская", ныне - "Азимут Отель". Фото: 2017 год.
|
Храм Андрея Критского, вид с Рижского проспекта. Фото: 2017 год.
|
Купол храма возвышается ад зданиями, стоящими рядом. Фото: 2017 год.
|
Купол храма с золочёной главкой и восьмиконечным крестом. Фото: 2017 год.
|
Купол храма Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Купол храма на восьмигранном барабане и ярус звона под ним. Фото: 2017 год.
|
Звонница на колокольне храма Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Ярус звона с колоколами. Фото: 2017 год.
|
Третий этаж. Окна храма Андрея Критского и мозаичные вставки под ними. Фото: 2017 год.
|
Вход в храм со стороны Рижского проспекта. Фото: 2017 год.
|
Над входом - мозаичная икона св. Андрея Критского и мозаичные вставки, украшающие фасад. Фото: 2017 год.
|
Мозаичная икона св. Андрея Критского над входом. Фото: 2017 год.
|
Мозаичные вставки, украшающие фасад храма со стороны Рижского проспекта. Фото: 2017 год.
|
Мозаичные вставки, украшающие фасад храма со стороны Рижского проспекта. Фото: 2017 год.
|
Двери в храм Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Деревянная резьба, украшающая дверь. Фото: 2017 год.
|
Дверные ручки. Фото: 2017 год.
|
Колонны по сторонам входной двери храма. Фото: 2017 год.
|
Колонны по сторонам входной двери храма Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Фонарь возле входа в храм. Фото: 2017 год.
|
Капитель колонны. Фото: 2017 год.
|
Табличка на стене храма: Московский Патриархат Санкт-Петербургская епархия Подворье Константино-Еленинского женского монастыря Церковь святого преподобномученика Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Лестница, ведущая в храм Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Перила лестницы. Фото: 2017 год.
|
Картина между первым и вторым этажом. Фото: 2017 год.
|
Лестница, ведущая в храм Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Лестница, ведущая в храм. Фото: 2017 год.
|
Картина между вторым и третьим этажом - "Се человек". Фото: 2017 год.
|
Внутреннее пространство храма Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Внутреннее пространство храма Андрея Критского, южная часть нефа. Фото: 2017 год.
|
Храм Андрея Критского на рижском проспекте. Рядом с ним - въезд на маленький внутренний дворик. Фото: 2017 год.
|
Ворота, ведущие во внутренний двор. Фото: 2017 год.
|
Решетка ворот православной символики не содержит. Фото: 2017 год.
|
Дворик. Фото: 2017 год.
|
Угол здания храма. Фото: 2017 год.
|
Угол здания храма Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Табличка на стене "Музей христианской культуры". Фото: 2017 год.
|
Водосточные трубы ограждены решеткой. Фото: 2017 год.
|
Фрагмент решетки водосточной трубы. Фото: 2017 год.
|
Решетка на окне музея. Фото: 2017 год.
|
Монограмма Императора Александра III. Фото: 2017 год.
|
Музей православной культуры на первом этаже храма Андрея Критского. Фото: 2017 год.
|
Колокольня храма, отражающаяся в окнах дома напротив. Фото: 2017 год.
|
Храм Андрея Критского на Рижском проспекте. Фото: 2017 год.
|
Храм Андрея Критского, вид со стороны Лермонтовского проспекта. Фото: 2017 год.
|
Рижский проспект со стороны Лермонтовского и вид на храм Андрея Критского. Фото: 2017 год.
© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2017
|
|