Никольский собор в Кронштадте - самый крупный из морских соборов Российской Империи. Воздвигнут он в 1903-1913 году, но за сто лет своего существования он служил храмом в общей сложности лишь 24 года. Остальное время он вмещал в себя кинозал, концертный зал, клуб и даже комнату смеха. Лишь при Брежневе из него сделали хотя бы филиал военно-морского музея Ленинграда - что было не так позорно.
Итак, в конце XIX века, в 1897 году с Высочайшего разрешения вице-адмирал Н.И. Казнаков открыл подписку добровольных пожертвований на постройку нового храма в Кронштадте. Строительство инициировал протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский. Для проекта храма было обязательным условием, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря. Кроме того, Морской Собор должен стать памятником чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга. Сбор добровольного пожертвования на строительство Морского Собора в размере четверти процента месячного жалования всех чинов флота продолжался до 1913 года и составил общую сумму 280 000 рублей или 1/7 часть всей стоимости Собора, а 6/7 были выделены от казны Морского ведомства.
Император Николай II одобрил проект храма В.А. Косякова и утвердил его 21 мая (3 июня н. ст.) 1901 года.
Василий Антонович Косяков (1862-1921) архитектор, ректор (1905-1921) Института гражданских инженеров (ЛИСИ, ныне - СПбГАСУ), автор проектов других храмов в Санкт-Петербурге: церкви Милующей Божией Матери в Галерной гавани, церкви Богоявления на Гутуевском острове, Успенской церкви в подворье Оптиной пустыни на набережной Лейтенанта Шмидта, Казанской церкви в подворье Валаамского монастыря на Старо-Петергофском проспекте, церкви Николая Чудотворца в Саблино (сохранился только фундамент), Казанской церкви в Воскресенском Новодевичьем монастыре и многих других объектов не только в Петербурге, но и в Астрахани, Ярославской области и других городах. Никольский Морской собор в Кронштадте - самая выдающаяся его работа. В проектировании кронштадтского собора участвовали и другие гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Иванович Виксель. Помогали в строительстве инженеры А.А. Ламагин, А.А. Алексеев, инженер-профессор П.И. Дмитриев, художник архитектор Н.Л. Подберезкий.
1 (14 н. ст.) сентября 1902 года протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С.О. Макарова был совершён молебен и началась подготовка участка для постройки собора. До освящения собора Иоанну Кронштадтскому не суждено было дожить - он скончался в 1908 году.
8 (21 н. ст.) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии Императора Николая II, Императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день Император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. Далее строительство проходило под особым вниманием Николая II.
В 1907 году здание было закончено и началась внутренняя отделка. С 1908 года введена в строй система отопления храма и работы по отделке стали вести круглый год. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
10 (23 н. ст.) июня 1913 года состоялось освящение собора протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского, кронштадтского духовенства и морских чинов. Присутствовала Императорская семья и тысячи молящихся.
Собор в тот момент не был ставропигиальным, а состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора.
Стиль здания - неовизантийский. В целом, собор подобен храму Св. Софии в Константинополе, но меньше размером и немного других пропорций. Например, диаметр купола Святой Софии 31 метр, а диаметр купола Морского Собора - 26,7 м. Но планировка, с опорой центрального купола на апсиды, боковые колоннады и росписи сделаны в традиционном византийском стиле. Размеры здания:
сторона внутреннего центрального зала - 24 метра;
пролёты главных арок - 23 метра;
высота до основания главного купола - 52 метра;
внешняя высота с крестом - 70,5 метров.
Центральная часть храма вмещает 3000 прихожан, все храмовые помещения вместе - до пяти тысяч человек.
Фасад собора облицован серо-желтым кирпичом и гранитным цоколем, терракотовыми орнаментами, майоликой и мозаикой, украшен гранитными полированными наличниками и колоннами порталов. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В.А. Фролова.
Крыши покрыли медью. Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мордану. Мордан - это масляный лак на основе янтаря. Используется как клеящая основа для сусальных покрытий. Морданное золочение - это не только прочное покрытие, но и хорошая защита, позволяющая позолоте даже при нынешнем загрязнении воздуха больших городов и кислотных дождях сохранять свои свойства.
Два полукупола с востока и запада примыкали к огромному центральному подкупольному пространству, освещенному из окон барабана.
Над северным входом помещался образ Божьей Матери, над южным - образ святителя Митрофания, над западными входами - св. Апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и св. Иоанна Рыльского. В восточной (алтарной) части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства. Их двери богато декорированы бронзовым орнаментом.
В нише главного входа со стороны Якорной площади располагалась часовня Спаса Нерукотворного.
Башни двух звонниц, примыкающих с обеих сторон ко входу, и портал - "романского" характера. Интерьер и роспись были выдержаны полностью в византийском стиле, но внешние формы были выполнены в "византийско-романской" стилистике. Это уже соответствовало стилю эклектика.
Храм трёхпрестольный:
Главный - освящён 10 июня 1913 года во имя святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя мореплавателей.
Северный придел - во имя апостолов Петра и Павла. Освящён архиепископом Финляндским Сергием (Страгородскии) 14 сентября 1909 года.
Южный придел - во имя преп. Иоанна Рыльского - небесного покровителя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Освящен в июне 1920 года священномучеником митрополитом Вениамином Петроградским в сослужении протоиерея Виктора Плотникова, впоследствии - епископа Венедикта, и протоиерея Михаила Чельцова, будущих новомучеников.
Подкупольное пространство храма окружено двухъярусными галереями-хорами которые поддерживались колоннами из искусственного мрамора. Во время ненастья крытая галерея вокруг храма могла служить для крестных ходов.
Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами.
Роспись храма была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор. Остальные части храма были окрашены ровным колером. Роспись осуществлялась по оригиналам М.М. Васильева, иконы - А.В. Троицкого, наружные мозаичные и майоликовые иконы по оригиналам Ф.Р. Райляна. При реставрации храма в 2013 году было решено закончить роспись.
Алтарная часть храма приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из натурального белого и цветного уральского мрамора с мозаичными вставками и бронзовыми украшениями. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями и изображением Святого Духа в виде голубя.
Иконостас был уничтожен в 1929 году. Во время последней реставрации он был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам. Царские ворота украшает Андреевский флаг, а одну из дверей - якоря и буквы "альфа" и "омега", символизирующие начало и конец земной жизни.
Первый ярус иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери, Св. Апостолов Петра и Павла, Св. Николая Чудотворца, Св. Иоанна Рыльского, Св. Ольги и на северных и южных дверях приделов четыре Архангела.
Следующий ярус, вернее, неширокий орнаментальный фриз, включает в себя иконы с изображением Двунадесятых праздников.
Над ними ярус икон с изображением двенадцати святых Апостолов.
В следующем ярусе - иконы, изображающие Пророков.
В киотах у западных устоев образа Св. Николая Чудотворца и Св. митрополита Алексия с десятью малыми изображениями событий из их жизни.
В алтарном полукуполе изображен Христос-Эмануил.
На западной стене написана картина Страшного Суда.
Паникадила, в виде древних хоросов (двухъярусное паникадило каждый ярус которого сделан в форме обода) с лампадообразными светильниками, выполнены из оксидированной бронзы, украшенной писанными изображениями Святых Угодников, чеканными орнаментами и подвесами. Паникадила, и другая церковная утварь по большей части были изготовлены Московским Торгово-промышленным товариществом "И. Оловянишников и сыновья", Товариществом серебряных, золотых и ювелирных изделий "Н.П. Хлебников, сыновья и Ко", "Студией художественной индустрии" О.С. Кошкиной и Н.Н. Дивова.
Императором Николаем II был пожертвован бухарский ляпис-лазурь с Петергофской гранильной фабрики для отделки престолов. Двери и мебель выполнялись из дуба с медными и металлическими коваными деталями.
На ступенях солеи от престолов лежали ковры, вышитые шерстью вручную женами военных моряков и серебром мастерской Е.М. Бертенсона. Работа эта заняла около года и выполнялась безвозмездно.
Огромные круглые окна храма украшены витражами. Стекольные работы выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, витражи - мастерская братьев Франк. Всего витражей в соборе было пять, два были площадью по 52 м2.
Западное окно с изображением "Деисуса" ныне воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции - Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя - выполнены в стиле работ В.М. Васнецова. Два других окна первого яруса: "Распятие с предстоящими" с северной стороны и "Чудесный улов" с южной - созданы заново.
Пол устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.
В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.
Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора. На внутренних стенах галереи нижнего яруса были закреплены 130 памятных досок из черного мрамора с именами погибших моряков и 20 досок из белого мрамора с именами погибших священников кораблей, начиная с 1695 года.
Мемориальные доски, находящиеся в храме в настоящее время, - это копии, изготовленные при воссоздании памятника архитектуры. Фамилии погибших восстановлены по сохранившимся архивным записям.
Весь собор внутри был освещен 5-ю тысячами электрических лампочек по 5-10 свечей.
Для уборки имелась расположенная в подвале стационарная пылесосная станция системы А. Бордига. Она была установлена фирмой "Иохим и Ко". Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку всего собора. В подвале размещались и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную центральную систему отопления. Котлы находились в отдельном здании, к востоку от собора. Там же имелись 10 комнат для служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем.
От центральной электростанции до восточной ограды сквера проходила воздушная электропроводка на 18 решетчатых железных столбах. Далее шел подземный кабель в подвал собора, где располагались три главных масляных трансформатора.
Площадь перед собором предназначалась для военных парадов. Вскоре здесь был установлен памятник адмиралу С.О. Макарову (1848-1904) работы Л.В. Шервуда. Вблизи по пректу Э.Г. Гильбиха, был разбит парк.
1 июня 1929 года президиум Леноблисполкома вынес постановление о закрытии храма и передаче здания для использования под "культурно-просветительские цели". Приходской совет обратился во ВЦИК с просьбой оставить храм верующим. Президиум ВЦИК отклонил ходатайство.
14 октября 1929 года храм был окончательно закрыт. Церковное имущество и реликвии из галереи военно-морской славы перешли в ведение Государственного фонда. 14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг: с храма сбросили колокола и кресты. После демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, со стен галерей и алтаря демонтировали памятные мраморные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей. Их использовали как электрощиты, ступени, надгробия и даже в качестве сидений в городской бане. Собор переоборудовали в кинотеатр имени Максима Горького, именуемого в просторечии "Максимкой". Над главным входом вместо образа Спасителя, повесили портрет пролетарского писателя. Часть помещений использовалась под склады.
В 1939 году решением Совнаркома СССР здание собора (с кинозалом внутри) было передано Балтийскому флоту.
В годы Великой Отечественной войны в пространстве под куполом храма был размещен наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В здание собора попало несколько артиллерийских снарядов: три с юго-восточной стороны пробили купол и разорвались внутри здания, один с северной - ударил в восьмигранник основания купола. В конце войны пробоины в куполе заделали, зрительный зал отремонтировали и кинотеатр возобновил свою работу.
После реставрации 2013 года был оставлен, как памятный знак, след неразорвавшегося снаряда немецкой бомбы, которая пробила купол и упала на гранитный пол в 1943 году.
В 1956 году в здании собора оборудовали концертный зал на 1250 мест с театральной сценой на месте иконостаса. Иконы на фасадах забили досками и заштукатурили, разрисовав под кирпич. В стены храма были врезаны металлические конструкции подвесного потолка, который перекрыл пространство купола. На галерее второго этажа разместили балкон концертного зала. Отгороженное подкупольное пространство было заброшено и не отапливалось. Кровля местами протекала, так как медные листы, покрывающие купола были частично сняты, а медные трубы водостоков обрезаны. Из-за нарушения теплового режима здание храма стало разрушаться и советские власти вынуждены были провести восстановительные работы на средства, выделенные Военно-Морским флотом.
В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Решением Ленгорсиполкома № 650 от 25 августа 1975 года здание Морского Собора приняли под охрану государства как памятник архитектуры местного значения.
С 1978 по 1989 годы здесь располагался Матросский клуб, а в 1980 году открыт музей "Кронштадтская крепость" - филиал Центрального военно-морского музея Ленинграда.
Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года памятник получил статус федерального, который подтвержден Постановлением Правительства № 527 от 10 июля 2001 года.
24 октября 2002 года при благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и силами Балтийской Строительной Компании на соборной колокольне был установлен православный крест. В дальнейшем Морской собор передали в подчинение церкви.
19 декабря 2005 года состоялась первая за 75 лет литургия. Настоятелем с октября 2005 по 2014 год был протоиерей Святослав Викторович Мельник (род. 1965).
20 ноября 2010 года в храме служил патриарх Кирилл, литургия транслировалась по TV.
19 апреля 2012 года патриарх Кирилл совершил чин малого освящения собора в присутствии президента Д.А. Медведева.
По личному гранту Президента России был разработан "Проект воссоздания памятных досок Кронштадтского Морского собора с именами моряков, погибших за Родину" и подготовлена историко-архитектурная документация для полной реставрации храма. Реставрационные работы начались 1 июня 2009 года и продолжались до весны 2013 года.
Воссозданием витражей в 2011-2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.
В столетие собора - 28 мая 2013 года, в день памяти святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца после капитальной реставрации и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Ныне Собор ставропигиальный, т.е. подчиняется напрямую Патриарху РПЦ. С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.
Объект культурного наследия РФ № 7810287003, памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.
Настоятель собора - архимандрит Алексий (Ганьжин).
Адрес: Кронштадт, Якорная площадь, 1.
Телефон собора: 8-921-379-29-93.
Заказ экскурсии: (812) 311-91-34.
Никольский Морской собор, вид с северной стороны. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор, вид с северной части Якорной площади. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор со сттроны Якорной площади. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор со стороны главного входа. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Купола Морского собора. Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мордану. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Купола Никольского Морского собора в Кронштадте. Крест на куполе вписан в штурвал, а края куполов украшает переплетение якорей и канатов Фото: сентябрь 2017 года.
|
Звонница с колоколами. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Звонница. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Золоченый орнамент на куполе - с элементами морской тематики. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Главный вход в собор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Ниша главного входа со стороны Якорной площади. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Главный вход в Никольский Морской собор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Главный вход в собор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Ажурные ворота перед главным входом. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Икона Спаса Нерукотворного над главным входом. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Тройная лампада в виде корабля перед иконой Спаса. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Креста на своде арки главного входа в храм. По углам от Креста - четыре символа Евангелистов, вписанные в круги (к сожалению, одного не видно) Фото: сентябрь 2017 года.
|
В северной нише икона с фрагментом жития Святителя Николая. В левом нижнем углу её надпись (если я её правильно расшифровала): "Царь освободив некиих осуждённых на смертную казнь и сказал - Не я даю вам жизнь, а великий Господень служитель Николай, которого вы призвали себе на помощь". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Икона, на которой изображено поставление свт. Николая Архиепископом. В правом нижнем углу надпись: "Примите братие своего пастыря, которого помазал Святый Дух и которому Он поручил управление ваших душ, сказал старейший из епископов при поставлении Св. Николая Архиепископом Мирликийским". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Двери главного входа в собор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Иконы на дверях: Свт. Николая Мирликийского и св. праведного Иоанна Кронштадтского. Свт. Николай изображен на фоне собора св. Софии в Константинополе и Морского собора, держит он в руках Евангелие. Св. Иоанн - на фоне Кронштадтского морского собора и держит он в руках икону св. Иоанна Рыльского - своего небесного покровителя. Оба святых осеняются Ангелами. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Иконы в верхней части дверей. Слева икона Спасителя, по краям от неё иконы вмч. Димитрия и вмч. Георгия. Справа - икона Богородицы с Младенцем, а по сторонам от неё - св. благоверный кн. Владимир и св. праведный Феодор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Икона Богородицы и иконы св. князя Владимира и св. прав. Феодора по сторонам от неё. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент решетки и двери главного входа на ней. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент украшения главного входа в храм. Фото: сентябрь 2017 года.
|
В арке над главным входом изображения Серафимов. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Серафима на арке над главным входом в собор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Серафима на арке над главным входом в собор . Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Серафима. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Серафима в центре над входом. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Серафима. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Серафима. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение Серафима. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент арки главного входа в храм. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Терракотовые орнаменты, украшающие Никольский Морской собор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Терракотовые украшения собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Гранитные полированные колонны порталов. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Терракотовые украшения собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Терракотовые украшения собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Терракотовый барельеф сбоку от главного входа. Крест и птицы. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент барельефа с птицами. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Украшение стен собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Фрегмент. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Украшение окна. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Украшение стен собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Южная звонница и южная стена храма. Фрагмент. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Северная звонница. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Портал "романского" характера. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Терракотовые украшения собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент портала и купол собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент портала, нижняя часть. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Боковой портал главного входа (с южной стороны). Фото: сентябрь 2017 года.
|
Икона над дверьми бокового портала изображает святых, во имя кого освящён придел: святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Икона святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского за которыми виден образ Спаса Нерукотворного. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Украшение бокового входа портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Икона над другим боковым входом портала (северным). Изображение святых апостолов Петра и Павла. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Икона Петра и Павла над входом. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Боковые двери портала, полированные колонны и терракотовые украшения. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Барельеф над боковым входом портала храма. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Два агнца стоят по обе стороны Креста, на котором написано: "Азъ есмь алфа и омега, начатокъ и конецъ". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Терракотовое украшение входа. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент терракотового орнамента. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент терракотового орнамента. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Гранитные колонны портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Водосточная труба. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Капители на колоннах разного рисунка. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Капитель. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент главного входа портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Двери бокового входа портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент украшения боковой двери портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент украшения боковой двери портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент украшения боковой двери портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Нижняя часть боковой двери портала, с дверными кольцами-ручками. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Дверное кольцо боковой двери портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Другое дверное кольцо. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Барельеф на двери. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Барельеф на двери. Рыбы - один из символов христианства, а не только фигура морской тематики. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Барельеф на двери. Буквы "Р.Х." означают "Рождество Христово". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Барельеф на боковой двери портала с изображением Креста. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент орнамента на боковой двери Портала храма. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Боковая (северная) дверь портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Боковая (северная) дверь портала. Входим в собор. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Внутреннее пространство Морского собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Внутреннее пространство Морского собора . Фото: сентябрь 2017 года.
|
Паникадило в виде древних хоросов (двухъярусное паникадило каждый ярус которого сделан в форме обода) с лампадообразными светильниками. Сейчас они не зажжены - в данный момент службы нет. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Паникадило хорос. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Подкупольное пространство и икона Спасителя в центре свода купола. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Колонны из искусственного мрамора, поддерживающие двухъярусные галереи-хоры. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Колонны из искусственного мрамора, поддерживающие двухъярусные галереи-хоры. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Памятные доски на внутренних стенах галереи нижнего яруса. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Вид на центральную часть из галереи. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Галерея второго этажа. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Галереи Морского собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Алтарный полукупол. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Солея и иконостас. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Западное окно с изображением "Деисуса" ныне воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции - Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя - выполнены в стиле работ В.М. Васнецова. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Главный вход изнутри храма. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Памятные доски и андреевские флаги. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Пространство под галереей. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Южная часть. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Скамья для немощных. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Капители колонн. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Служится молебен. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Подсвечник. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Сидение возле мемориальных досок. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение корабля на решетке. Фото: сентябрь 2017 года.
|
План эвакуации. Фото: сентябрь 2017 года.
|
В центре храма - недольшое огороженное месте, это - Архиерейский амвон. В богослужебных книгах архиерейский амвон называется также: "место, где облачается архиерей". На этом амвоне архиерей не только облачается, но и совершает часть службы (на Литургии), или всю службу (молебен). Фото: сентябрь 2017 года.
|
Пол в соборе особенный, он украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Цапля со змеёй. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Другая цапля со змеёй. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Кальмар, кажется, или осьминог... Фото: сентябрь 2017 года.
|
Мозаика - корабль под парусами. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Мозаика - птицы с ягодами. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Мозаика - рыба. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Мозаика - рыбы и медуза. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент мозаичного пола. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Барельеф над выходом. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Деревянная дверь с резьбой. Фрагмент. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Свод над боковым входом. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Боковой вход портала. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Южный фасад Морского собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Решетка подвального окна. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Фрагмент. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Окно собора. За стеклом просматривается лестница на галерею. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент южного фасада. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Южное круглое окно с витражом. Витраж виден только изнутри храма. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Южный вход в храм. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Южные двери и икона святителя Митрофания над ними. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Южные двери. Держатель для лампады перед иконой св. Митрофания выполнен в виде якоря. Только лампады на нём пока нет. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Украшения дверей южного входа. Справа на фотографии видны перила приспособления для входа людей с ограниченными возможностями. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Южный фасад храма. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Алтарная часть Морского собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Алтарная часть и купол собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Алтарная часть храма (восточный фасад). Фото: сентябрь 2017 года.
|
Алтарная часть. Фрагмент. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент восточного фасада с северной стороны. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Восточный фасад. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Купол собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Памятник адмиралу Федору Ушакову перед северным фасадом Морского собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Северный вход в Морской собор и икона Богородицы над ним. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Круглое окно другого витража. Сам витраж, опять-таки, виден только изнутри храма. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Майоликовое изображение Ангела, слева от витражного окна. В правой руке Ангел держит посох с крестом, в левой - круг с буквами IС, означающими "Иисус". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Другой Ангел - справа от окна. Он держит в правой руке круг с буквами "ХС", означающими "Христос", а в левой - потир. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Слева от окна также изображён Орёл - символ Евангелиста Иоанна. Орёл держит книгу, на которой написаны первые слова Евангелия от Иоанна: "В начале бе Слово, и Слово бе к Богу". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Напротив - символ Евангелиста Марка - Лев. Он держит книгу с первыми словами Евангелия от Марка: "Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Северный фасад собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Ограда с фонарями. Они созданы в 1913-1914 годах. Архитектор - Косяков Василий Антонович. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Ограда с фонарями. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фонарь. Фрагмент. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фонарь. Фрагмент. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Основание фонарного столба. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Сад с восточной стороны Морского собора создавался в 1911-1914 годах. Садовый мастер - Гильбих Э.Г. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Сад Никольского собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Сад Никольского собора в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Сад и ограда Никольского собора в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Четырёхэтажный жилой дом по адресу Якорная пл., 3. Окна его выходят на собор. Говорят, год постройки дома - 1936. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Памятный камень в саду собора. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Ограда сада Морского собора. Вдалеке, сквозь зелень, виднеется одноэтажное здание светло-оранжевого цвета (Якорная пл., 2А). В XIX веке оно принадлежало Адмиралтейству, в советское время там размещалась столовая, ныне - это один из корпусов музея истории Кронштадта. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Фрагмент ограды сада. В узор центрального креста вписаны буквы "α" и "ω". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Другой фрагмент ограды - в центральную часть секции вписан якорь. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Сад Морского собора в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Вид на Морской собор из сада. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Вид на Никольский Морской собор с Коммунистической улицы (бывшая Княжеская улица). Справа на фото - памятник С.О. Макарову, слева - мемориал "вечный огонь". Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор, перед ним - памятник вице-адмиралу С.О. Макарову (скульптор Л.В. Шервуд). Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор со стороны Якорной площади. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор со стороны Якорной площади. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор в Кронштадте. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Изображение якоря на площади трудно увидеть, когда находишься прямо на ней. Кто автор этого "якоря" и когда изображение появилось на площади, мне установить не удалось. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Мостовая площади. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Вид с Советского моста через Обводный канал. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Вид с Советского моста через Обводный канал. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Вид с Советского моста через Обводный канал. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Купол Морского собора, возвышающийся над деревьями Екатерининского парка. Фото: сентябрь 2017 года.
|
Никольский Морской собор. Вид с ул. Рошаля. Фото: сентябрь 2017 года.
© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2018
|