Сампсониевский собор в Петербурге - один из немногих памятников архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Храм во имя Св. Сампсония заложен Петром I в честь воинской победы. Эта традиция уже наблюдалась при закладке и освящении церкви Св. великомученика Пантелеимона. Именно в день его памяти 27 июли (ст.ст.) Петру I удалось одержать две победы в Северной войне - при Гангуте 27 июля 1714 г. и Гренгаме 27 июля 1720 г.
В день празднования памяти св. Сампсония Странноприимца - 27 июня 1709 года, также произошла значительная военная победа, решившая исход Северной войны - русские войска нанесли сокрушительное поражение шведской армии в битве под Полтавой.
В ознаменование этого Император Петр I распорядился построить церковь возле Выборгской дороги, ведущей в сторону владений шведского короля. Поначалу это была маленькая деревянная церковь, освящена в 1710 г. Перестройка церкви в собор велась в 1728-1740 годах. Часть средств пожертвовал ярославский купец И.А. Лапшин, но средств не хватило и собор достраивали за казённый счёт. Окончен собор был только при императрице Анне Иоанновне.
Собор и колокольня возведены в 1740 году. Архитектор собора - П.А. Трезини, архитектор колокольни неизвестен. Собор представляет собой одноэтажное сооружение на ленточном бутовом фундаменте из лещадной плиты, с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Высота здания до карниза - 8,2 м; до креста купола - 35,1 м. Луковичные купола собора, тесно скомпонованные на одном барабане, находятся в центре крыши. Колокольня разделена на три яруса. Нижний ярус имеет две боковых пристройки, из-за этого он становится шире других двух верхних. В середине яруса имеется арочный проём и проезд, вымощенный лещадными плитами. Второй и третий ярусы украшены пилястрами тосканского ордера. В нише второго яруса вместо звонниц на каждой грани находятся декоративные "глухие окна". В нише третьего яруса располагается звонница с колоколом XVIII века. Каждая из граней третьего яруса заканчивается треугольным фронтоном. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, шатёр увенчан луковичной маковкой с крестом.
Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по образцу Ф.Б. Растрелли, который заметно отличается от собора и колокольни, архитектор - А.П. Аплаксин.
В 1711 году возле Сампсониевского храма устроили кладбище, на котором были похоронены люди искусства, чьи произведения во многом определили облик Санкт-Петербурга. Среди них - зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К.Б. Растрелли, живописцы Л. Каравак и С. Торелли. Ныне кладбище утрачено - на его месте - Сампсониевский сквер (в советское время - парк им. Карла Маркса). Из захоронений осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина, казненных в 1740 году по обвинению в заговоре против Бирона. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник, созданный по проекту скульптора А. Опекушина и архитектора М. Шурупова.
В 1938 году собор был закрыт, после чего там размещался магазин готового платья, а в 1933 году с него были сняты все колокола, за исключением главного, повреждённого в результате попадания снаряда 10 февраля 1942 года.
После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже был передан Оптово-закупочной базе Ленгорунивермага. Архивные документы подтверждают, что разрушенная крыша собора была восстановлена только в 1957 году.
В 2000 году собор был открыт, но не как собор, а как музей. Он получил статус государственного музея-памятника. По субботам и воскресеньям, и в двунадесятые праздники в храме разрешили проводить богослужения.
После большого перерыва, 21 мая 2002 года в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя честь которого освящён один из приделов собора, настоятелем храма протоиереем Иоанном Малининым была отслужена первая Божественная Литургия. Директором Собора в это время был Николай Викторович Нагорский. С 2010 года в Сампсониевском Соборе проводятся ежедневные богослужения.
На данный момент здание собора входит состав Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".
Адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 41.
Телефон: (812) 314-21-68; (812) 542-33-77.
Проезд: метро "Выборгская".
Март 2009 год. Сампсониевский собор на реставрации.
|
Сампсониевский собор на реставрации. Фото: март 2009 г.
|
Часовня и колокольня в реставрационных лесах. Фото: март 2009 г.
|
Ограда собора. Первоначально у храма было каменное ограждение с глухими дверными полотнищами. Во время реставрации 1909 года его заменили легкой металлической оградой с ажурными въездными воротами под звонницей, исполненными по эскизу архитектора Н.Е.Лансере. Фото: март 2009 г.
|
О том, что здесь и в марте 2009 года проводились церковные службы, гласит объявление на ограде: "По понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам (кроме праздничных дней) в Храме с 11.50 до 15.00 совершаются требы - молебны, панихиды, заочное отпевание".
|
Унылая картина - на паперти собака и указатель "Вход в музей". На соседнем пюпитре - описание выставки в "музее". Фото: март 2009 г.
|
Сампсониевский собор после реставрации. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор со стороны Гренадерской улицы, сквозь деревья Сампсониевского сквера. Фото - май 2014 г.
|
Колокольня Сампсониевского собора с северной стороны. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор и ограда перед ним. Фото - май 2014 г.
|
Северные ворота Сампсониевского собора. Фото - май 2014 г.
|
Теперь церковь и музей существуют вместе. Фото - май 2014 г.
|
Колокольня Сампсониевского собора (фрагмент первого яруса). Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом. Мемориальные чугунные доски содержат тексты обращения Петра Алексеевича к воинам - участникам Полтавской баталии. Фото - май 2014 г.
|
Главный вход в Сампсониевский собор. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор, фрагмент ограды и храма. Фото - май 2014 г.
|
Вид на Сампсониевский собор сквозь арочный проезд в первом ярусе колокольни. Фото - май 2014 г.
|
Наружная входная дверь Сампсониевского собора декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е. Лансере). Фото - май 2014 г.
|
Одна из двух полуниш с головками херувимов по бокам от главного входа в собор. Фото - май 2014 г.
|
Северные ворота изнутри. Слева на фото - одна из двух боковых флигелей-пристроек колокольни. Фото - май 2014 г.
|
Арочный проезд в первом ярусе колокольни и вид сквозь него на памятник Петру I перед собором. Фото - май 2014 г.
|
Собственно памятник Петру I. В 1909 году Российская Империя отмечала 200-летие Полтавской победы, на площади напротив колокольни, был открыт памятник Императору Петру Первому, работы М. Антокольского. Фото - май 2014 г.
|
Колокольня храма. Вид со стороны Сампсониевского собора. Фото - май 2014 г.
|
Южные ворота Сампсониевского собора. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор с южной стороны. Фото - май 2014 г.
|
Домик на территории Сампсониевского собора. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор, южная стена храма (фрагмент). Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор, южная стена храма (фрагмент). Фото - май 2014 г.
|
Каменная плита в стене собора. Буквы надписи - утрачены. Фото - май 2014 г.
|
Ближе к алтарю часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В низ расположены южные и северные двери в храм. Фото - май 2014 г.
|
Галерея в восточной части собора. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор с восточной стороны (фрагмент). Фото - май 2014 г.
|
Южная стена собора. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор. Фрагмент южной галереи и фрагмент алтарной стены. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор. Алтарная часть. Фото - май 2014 г.
|
Вид на южную галерею собора с восточной стороны. Фото - май 2014 г.
|
Алтарная часть собор. Фото - май 2014 г.
|
Северная галерея. Фото - май 2014 г.
|
Дверь в храм, находящаяся в северной галерее. Фото - май 2014 г.
|
Колокольня храма. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор в северной стороны (фрагмент). Фото - май 2014 г.
|
Фрагмент церковного двора: колокольня и северные ворота. Фото - май 2014 г.
|
Вид сквозь арку Колокольни Сампсониевского собора на площадь впереди. Фото - май 2014 г.
|
Фонарь под сводом арки колокольни. Фото - май 2014 г.
|
Вид на Сампсониевский собор со стороны Большого Сампсониевского проспекта. Фото - май 2014 г.
|
Колокольня собора с южной стороны. Фото - май 2014 г.
|
Памятные доски на стене колокольни. Текст на правой доске: "Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собою правду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея". Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор с противоположной стороны Большого Сампсониевского проспекта. Фото - май 2014 г.
|
Сампсониевский собор и памятник Петру I перед ним. Фото - май 2014 г.
|
Отражение Сампсониевского собора в зеркальных окнах здания, расположенного напротив. Фото - май 2014 г.
|
Колокольня собора с противоположной стороны Большого Сампсониевского проспекта. Фото - май 2014 г.
|
Большой Сампсониевский проспект и Колокольня. Фото - май 2014 г.
|
Часовня Сампсониевского собора. Пары колонн на углах, скруглённый фронтон, овальная люкарна и луковичный купол на фонаре придают зданию облик XVIII века. Фото - май 2014 г.
|
Вход в Часовню Сампсониевского собора. Здание часовни ориентировано на север. Фото - май 2014 г.
|
Часовня Сампсониевского собора с восточной стороны. Фото - май 2014 г.
|
Собственно дверь в часовню. Фото - май 2014 г.
|
Купол часовни. Фото - май 2014 г.
|
Расположенный под фронтоном часовни барельеф "Всевидящее Око Господне". Фото - май 2014 г.
|
Барельеф над окном часовни. Фото - май 2014 г.
|
Часовню Сампсониевского собора почти не видно со стороны Большого Сампсониевского проспекта - её скрывает стоящий впереди дом. Фото - май 2014 г.
|
Зато со стороны Гренадерской улицы здание часовни хорошо видно. Фото - май 2014 г.
|
На Сампсониевском кладбище почти не сохранилось никаких захоронений. Только этот символический могильный памятник говорит о том, что это было за место. Фото - май 2014 г.
|
Памятник. Фото - май 2014 г.
|
Фрагмент двора собора. Фото - май 2014 г.
|
Наверное, это единственное из сохранившихся надгробий кладбища - братская могила "врагов Бирона": Волынского, Еропкина и Хрущова. Фото - март 2009 г.
|
Надгробие выполнено в 1885 году по проекту архитектора М.А. Щурупова. Фото - март 2009 г.
|
С восточной стороны надгробия надпись: Артемiй Петровичъ Волынской. Род 1689 25 iюня 1740 г. Неужели пылкому любовнику красавицы Мариорицы, описанной Лажечниковым в "Ледяном доме" был 51 год?
|
Северная грань памятника. Фото - май 2014 г.
|
Южная сторона памятника. Фото - май 2014 г.
|
Задняя сторона памятника обращена к Большому Сампсониевскому проспекту. Фото - май 2014 г.
|
Общий вид захоронения. Фото - май 2014 г.
© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009, 2014.
|