Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, 2006 год.
Спасо-Преображенский собор и каре, надвратная Церковь св. ап. Петра и Павла,
Церковь иконы Божьей Матери "Валаамская"


Валаам. 2006


Мне довелось побывать на Валааме дважды, в 2004 и 2006 году. Оба раза я привозила из своих поездок фотографии. В 2004 году - около 100 снимков, сделанных механическим фотоаппаратом на плёнке Кодак, второй раз - с только что приобретённой цифровой мыльницей, мы привезли порядка тысячи кадров. Именно для того, чтобы "показать народу эти снимки" и создан был данный сайт с таким широкоохватывающим названием "Православные Монастыри и храмы Северо-запада России". Честно говоря, чтобы он полностью соответствовал заданной цели, мне следует посетить ещё и монастыри Вологды, Архангельска, Мурманска, а также других городов и областей, включая Коми и Калининград. Надеюсь, Бог благословит и мне удастся посетить хотя бы часть намеченного.

Итак, в начале я сделала ряд альбомов с двумястами валаамскими фотографиями, которые посчитала самыми лучшими. Теперь, спустя 10 лет, я полагаю, что вряд ли снова попаду на Валаам в ближайшем будущем, а потому лучше выложить всё, что было привезено из тех давнишних поездок. Оба путешествия состоялись в августе месяце и длились несколько дней.
По традиции - сначала несколько слов о истории Валаамского монастыря.


Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.

Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие "от восточных стран", греческие священноиноки. Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века.

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова. В 1611 году, после полугодовой осады, пала русская крепость Корела (ныне г. Приозерск) и весь Карельский уезд, к которому относился и Валаамский монастырь оказался под властью шведов. Сам монастырь был разорен, многие жившие в нем погибли. Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции.

Северная война (1700-1721), вместе с землями в Прибалтике, утраченными в Смутное время, вернула России и Валаам. В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор. В 1719 году на завоёванных землях была образована Выборгская провинция, вошедшая в Санкт-Петербургскую губернию. В новую провинцию попал и Валаамский архипелаг, входивший в Кексгольмский лен. В 1721 году, подписав Ништадтский мирный договор, Швеция официально признала присоединение к России Ингерманландии, Кексгольмского лена и части Карелии с дистриктом Выборгского лена.

Императрица Елизавета Петровна также прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.

Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 году, начал большое каменное строительство.

В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской Империи.

На XIX век пришёлся наибольший подъём обители. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Максимович Горностаев.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек.

После революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, что позволило на время сохранить обитель. Финляндия укрепляла свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на островах велись интенсивные фортификационные работы.

Финляндская православная церковь - новостильная, приняла западную Пасхалию, вынудив и Валаамский монастырь перейти с Юлианского на Григорианский календарь. Переход в 1920-е годы на новый стиль был причиной разрушения единства Валаама. В конце-концов монахи-старостильщики выехали из Валаама в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов монастырь попал в зону боевых действий. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. Монахи, принявшие к тому времени финское подданство, в начале февраля 1940 года покинули острова. В бывшей усадьбе Папинниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 г. на территории Финляндии, началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам.

19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было создано две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов.

В 1949 году на острове был создан совхоз. Стремительно, буквально за несколько десятилетий, беспощадно было разрушено то, что создавалось веками. Монастырские здания, представляющие собой уникальный по архитектуре ансамбль, даже формально не состояли под государственной охраной.

В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно, помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. С 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник. Дом инвалидов переведён на материк в 1984 году.

В Спасо-Преображенском соборе из-за конденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена пред мощами великих Валаамских подвижников, хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. "На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо", - пишет современный автор В.Р. Рывкин. По воспоминаниям островитян, "директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни - отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы". В 1950-е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950-х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар.

Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (ныне Патриарха Московского и всея Руси, священноигумена Валаамского монастыря Алексия II) 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил "передать в пользование" Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Наместником обители был определен архимандрит Виктор (Пьянков), впоследствии епископ Подольский.

Первые шесть насельников - иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил), прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов ("Морской дом")

С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть он перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С января 1993 г. монастырскую братию возглавляет игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), ранее состоявший в братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на послушании эконома. Братия за это время значительно возросла, теперь она составляет около 150 человек. Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы.

В очерке использована информация Официального сайта Валаамского монастыря
Адрес монастыря: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам.
Паломническая служба: тел.: +7 (812) 902 86 11
Канцелярия Валаамского монастыря в СПб (понедельник-пятница с 10-00 до 18-00) : тел./факс +7 (812) 252 77 00


Речной вокзал СПб. 2004

Первая наша поездка, в 2004 году состоялась на теплоходе, названном в честь русского физика профессора, изобретателя и статского советника А.С. Попова. Наш теплоход стоит второй от причала Речного вокзала в СПб.
Фото: август 2004 года.

Речной вокзал СПб. 2004

Речной вокзал СПб. Теплоходы у причала.
Фото: август 2004 года.

Речной вокзал СПб. 2004

Речной вокзал СПб. У соседнего причала получился "Литературный ряд": теплоходы Николай Добролюбов, Николай Чернышевский, Леонид Соболев (если кто забыл - это советский писатель, журналист и военный корреспондент, застрелившийся в 1971 году).
Фото: август 2004 года.

Теплоход А.С. Попов. 2004

Фрагмент нижней палубы нашего теплохода "А.С. Попов".
Фото: август 2004 года.

Теплоход А.С. Попов. 2004

Впереди - Большой Обуховский (Вантовый) мост.
Фото: август 2004 года.

Теплоход А.С. Попов. 2004

Фрагмент палубы теплохода "А.С. Попов". Впереди - ладога.
Фото: август 2004 года.

Теплоход А.С. Попов. 2004

Выходим в Ладогу. Путь до Валаама на теплоходе занял ночь. Утром мы были уже на острове.
Фото: август 2004 года.

Ладога

В пасмурный вечер вода на Ладоге кажется свинцового цвета.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2006

Прибываем на Валаам и входим в Монастырскую бухту. Здесь раньше, на Старом Валааме, располагалась "застава", где досматривались все, прибывшие на Валаам. Попадались "озорники", пытавшиеся провести монастырской братии табак или водку. Всё это изымалось и уничтожалось. Народное название этого места было "пьяная бухта" - по количеству вылитого в неё алкоголя.
Слева на берегу - часовня Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская часовня). Год постройки: 1820. Копия восстановлена в 1990-х годах. Находится в Нижнем монастырском саду.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Валаам. Идём по Монастырской бухте, позади нас остался Никольский скит, шатровый купол его церкви едва виднеется среди зелени в центре кадра. Данная фотография - уже со следующей поездки, а потому справа виден борт не теплохода, а метеора.
Кстати, в Монастырскую бухту заходят только лишь небольшие суда и метеоры. Остальные теплоходы швартуются у Причала Никоновской бухты. Фото: август 2006 года.

Валаам. 2004

Валаам. Берег бухты.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2004. Причал

Валаам. Причал Монастырской бухты, каким он был в 2004 году.

Валаам. 2004

Валаам. Монастырская бухта, причал.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2006

По дороге, ведущей от причала, мы поднимаемся на Центральный, т.е. в Главную усадьбу: к собору Преображения и монастырскому каре. Валаамский монастырь начал застраиваться в конце XVIII века по единому плану. Комплекс Центральной усадьбы был сформирован в XVIII - XIX вв.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2004

Здесь и далее несколько кадров с Преображенским собором, каким он был в августе 2004 года.
Спасо-Преображенский собор, построен в 1887-1896 годах. Авторы проекта архитекторы А.Я. Силин и Г.И. Карпов. Это третий по счету Спасо-Преображенский собор в монастыре. Предыдущие были разрушены во время военных действий. Работы велись под руководством академика архитектуры Н.Д. Прокофьева.
Длина собора 50 метров, ширина - 30 м, высота - 42 м. Четырехугольный в плане пятиглавый собор имеет два этажа. Нижняя церковь освящена во имя св. Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, здесь под спудом покоятся их мощи. Верхний храм освящен во имя Преображения Господня. С запада к Спасо-Преображенскому собору примыкает пятиярусная колокольня высотой 72 м. Она покрыта шатровой кровлей, которую венчает главка оригинальной формы на глухом восьмигранном барабане.

Валаам. 2004

Купола Преображенского собора и фрагмент внешнего каре.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2004

Фрагмент ограды перед алтарной частью собора.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2004

Преображенский собор. Часть построек к 2004 году ещё не восстановлена, как например, Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и Троицы Живоначальной, которую вы видите справа от собора, стоящую в лесах и без купола.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2006

Через два года (2006 г) - Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и Троицы Живоначальной восстановлена. Церковь была построена примерно между 1814 и 1837 годом, за годы советской власти - почти полностью разрушена.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2004

Преображенский собор, виднеющийся из-за ограды Паисьева сада.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2006

Схожий ракурс, только два года спустя.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Далее две похожие фотографии - лишь немного меняется точка съёмки. Перед нами - Паисьев сад, за ним - Преображенский собор.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Валаам. Преображенский собор.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Преображенский собор в утренних лучах. Перед ним - внешнее каре и восстанавливающиеся постройки.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Преображенский собор виден со многих мест острова.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2004

А это фото 2004 года. Все дороги ведут к храму...
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2004

Итак - внешнее каре. С противоположной стороны от упомянутой выше Церкви иконы Божией Матери "Живоносный источник" и Троицы Живоначальной располагается Церковь св. ап. Петра и Павла, построенная в стиле русского классицизма XVIII века. К 2004 году она уже восстановлена.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2006

Церковь св. ап. Петра и Павла. Слева на фото, в маленьком тёмном деревянном домике располагался магазин.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Церковь св. ап. Петра и Павла со Святыми воротами под ней и здание магазинчика справа. За стенами каре видна колокольня Преображенского собора.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Под зданием Церкви Петра и Павла - Святые ворота - главный вход, ведущий ко внутреннему каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Идём ко внутреннему каре через Святые ворота.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Надвратная мозаичная икона Спасителя.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Церковь св. ап. Петра и Павла и Святые ворота со внутренней сторны каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Со внутренней стороны над Святыми воротами - Иверская икона Божьей Матери.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фрагмент Святых врат. Проход для пешеходов, который мы проигнорировали.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Над стенами внутреннего каре возвышаются купола собора.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Преображенский собор, перед ним - внутреннее каре и западная часть церкви Валаамской иконы Божией Матери (белое двухэтажное здание с небольшой чёрной главкой).
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Купола собора. Фрагмент.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2004

Это другие ворота, восточные. Сквозь них видна грунтовая дорожка и толпа туристов-паломников вдалике.
Фото: август 2004 года.

Валаам. 2006

Внешнее каре и Преображенский собор с восточной стороны.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Внешнее каре и Преображенский собор.
Внешнее каре монастыря представляет в плане замкнутый четырехугольник. Строилось каре с 1801 по 1838 год и неоднократно перестраивалось.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Вид из арки ворот на Церковь Петра и Павла и маленький садик внутри каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Деревья в садике были украшены висячими горшками с цветами.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Крыльцо - вход в келии внутреннего каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Украшение окна.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Одно из окон внутри каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Мощёный дворик внутри монастырского каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Дворик внутреннего каре. Фотография сделана из окна медпункта, который располагался в одном из помещений внутреннего каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Также фотография из окна медчасти: внутреннее каре (Келейный корпус 1785-1801 годов постройки) и фрагмент Преображенского собора. Слава, за келейным корпусом видна чёрная главка церкви Валаамской иконы Божьей Матери.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фрагмент кровли церкви Валаамской иконы Божьей Матери.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Чердачное окно здания внутреннего каре и отдыхающая на нём чайка.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Западные ворота и хозяйственные постройки.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Главная усадьба. К сожалению, не могу восстановить в памяти, что это за здание.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Чердачное окно внешнего каре с характерным "валаамским крестом".
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фрагмент зданий внешнего каре. К сожалению, в 2006 году ещё не всё было восстановлено.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фрагмент здания внешнего каре. Думаю, ныне оно уже давно отремонтировано.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фрагмент здания внешнего каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фонарь на углу здания внешнего каре.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Решетка ограды перед алтарной частью Преображенского собора и здание библиотеки (постройка: 1801-1837 гг.).
Фото: август 2006 года.

Фрагмент решетки

Фрагмент решетки ограды. Справа на фото - угол алтарной части Преображенского собора. За решеткой - с трудом различимо белое здание церкви Валаамской иконы Божьей Матери с чёрным маленьким куполом и крестом.
Фото: август 2006 года.

Фрагмент решетки

Фрагмент решетки огрды.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

В основании решетки надпись, свидетельствующая, что она простояла здесь более ста лет.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Икона на алтарной стене Преображенского собора изображающая св. прп. Сергия и Германа Валаамских, стоящих перед Божьей Матерью.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Справа - Преображенский собор, слева на фото - здание библиотеки. Между ними - крытая галерея-переход. В просвете под галереей - мы видим реставрирующееся здание церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Преображенский собор со стороны алтарной части.
Фото: август 2006 года.

Преображенский собор. 2006

Преображенский собор, южный фасад. Слева на фотографии - фрагмент алтарной части Церкви Валаамской иконы Божьей Матери с иконой на стене.
Фото: август 2006 года.

Церковь Валаамской иконы Божьей Матери. 2006

Преображенский собор, южный фасад. Слева - Церковь Валаамской иконы Божьей Матери. Церковь была построена в 1793 году, изначально освящена во имя святителя Николая. В 1853 году в связи с постройкой одноименного скита Никольская церковь была упразднена, а в здании было устроено епархиальное древлехранилище.
В 1897 году здесь была обретена Чудотворная Валаамская икона Божьей Матери.
Фото: август 2006 года.

Церковь Валаамской иконы Божьей Матери . 2006

Церковь Валаамской иконы Божьей Матери с северной стороны. За ней виднеется купол (серого цвета) Церкви Св. ап. Петра и Павла.
Фото: август 2006 года.

Церковь Валаамской иконы Божьей Матери

Церковь Валаамской иконы Божьей Матери в арке восточных ворот внешнего каре.
Фото: август 2006 года.

Преображенский собор. 2006

Преображенский собор и Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и Троицы Живоначальной, встроенной во внешнее каре. Вид с северной стороны.
Фото: август 2006 года.

Преображенский собор. 2006

Преображенский собор. Фрагмент. Вид с северной стороны.
Фото: август 2006 года.

Валаам. Преображенский собор

Вид с противоположного берега монастырской бухты. Спасо-Преображенский собор и причал перед ним. На причале видны две маленькие часовни: слева - часовня во имя иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радости", справа - Благовещенская часовня. Вдалике, слева на фото - с трудом виден белый шатровый купол. Это - Никольский скит.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Тот же ракурс крупным планом. Вид с противоположного берега монастырской бухты. Спасо-Преображенский собор, а перед ним на пристани - Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Нижний сад на берегу монастырской бухты. Справа - теплицы.
Фото: август 2006 года.

Гостиница летняя . 2006

Летняя гостиница. Нам посчастливилось сфотографировать старое здание. Эта гостиница сгорела в 2007 году. Сейчас в монастыре выстроена новая летняя гостиница, взамен сгоревшей. Новое здание гораздо больше и красивее.
Фото: август 2006 года.

Валаам. Гостиница летняя 2006

Летняя гостиница. Старое здание.
Фото: август 2006 года.

Валаам Гостиница летняя 2006

Летняя гостиница. Здание сгоревшее в 2007 году.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Спасо-Преображенский собор в закатных красках.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фигурка Ангела с трубой на ограде братского кладбища, расположенного неподалёку.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Фрагмент ограды братского кладбища.
Фото: август 2006 года.

братское кладбище. 2006

Фрагмент ограды братского кладбища: угловая башенка с фигуркой Ангела наверху.
Фото: август 2006 года.

Ограда

Фрагмент деревянной ограды.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Одно из строений монастыря. К сожалению, точнее не могу сказать.
Фото: август 2006 года.

Заготовка дров местными жителями.
Фото: август 2006 года.

Ветхое строение, вероятно чей-то сарай.
Фото: август 2006 года.

Это, кажется, не сарай, а дом.
Фото: август 2006 года.

Старое строение. Судя по окну - дом, хотя двери больше похожи на вход в сарай. Мне думается, что это постройка советского времени, а не дореволюционная: Украшений нет, брёвна тонкие. Над двустворчатой дверью была приколочена какая-то табличка. Сейчас уже не разберёшь, о чём она вещала. Может, это контора находящегося здесь в ХХ веке дома инвалидов...
Фото: август 2006 года.

Сохнущее бельё живописно украшает руины, как и фигурки двух бабушек, отдыхающих после стирки.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Валаам. Разрушающиеся советские строения и устоявшие, несмотря на невзгоды, строения монастыря.
Фото: август 2006 года.

Сухая береза

Сухая береза. Просто сухая берёза.
Фото: август 2006 года.

Валаам. 2006

Двухэтажный домик на четыре квартиры. В 2006 году здесь жила наша Маша.
Фото: август 2006 года.

Крыльцо и лестничная площадка этого двухэтажного дома.
Фото: август 2006 года.

Быт. На подоконнике - таз с запасом воды: в водоснабжении бывают перебои. Это в 2006 году тут такой санузел. В 2004-м - была проста дырка в полу.
Фото: август 2006 года.

Местная флора.
Фото: август 2006 года.

Местная фауна.
Фото: август 2006 года.

Местная фауна среди местной флоры.
Фото: август 2006 года.

Одна из квартир дома. Здесь иногда шьют монашеские облачения.
Фото: август 2006 года.

Быт суров и экзотичен. Печь, чугунки и сковородки - всё функционирует.
Фото: август 2006 года.

Смешение времён: мобильник и подвесной рукомойник.
Фото: август 2006 года.

Валаам. Местный ветеринар.
Фото: август 2006 года.

Печное отопление.
Фото: август 2006 года.

Быт. Письменный стол ветеринара.
Фото: август 2006 года.

Кухонный натюрморт.
Фото: август 2006 года.

Мне нравится разглядывать этот кадр: местный валаамский телефон, медикаменты, ножницы, чётки, отксереный тропарь на церковно-славянском языке, керосинка. Всё необходимо, всё функционирует: и местная телефония, и керосиновая лампа, когда отключают электроэнергию.
Фото: август 2006 года.

А это - что? Это - карикатура, на отца Софрония, который исполнял послушание врача в монастыре. В одной руке - корнеплод какой-то свёкла или морковь, в другой - конфета, в мыслях - таблетки, капельницы и уколы, а перед ним - "хвостокрутительная машина", чтобы "накрутить хвоста" непослушным пациентам. Да-да, на Валааме тоже болеют и ничуть не меньше, чем в миру.
Фото: август 2006 года.

За оградой - аконит (ядовитый, между прочим).
Фото: август 2006 года.

А в ограде - огурец (вполне съедобный).
Фото: август 2006 года.

Ветеринар готовит ужин.
Фото: август 2006 года.

И вечернее правило.
Фото: август 2006 года.

Продолжение: фотоальбом "Монастырская бухта. Причал"


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2004, 2006.

Вернуться на Главную