Поиск по сайту

Балтийский вокзал, Обводный Двор, памятник К.Э. Циолковскому
Санкт-Петербург




Если вы живёте в Петергофе, Калище, Красном селе или Гатчине, проще всего попасть на Обводный канал, проехав на электричке до Балтийского вокзала.
Балтийская железная дорога начала функционировать в 1870 году, как частная железнодорожная ветка, ведущая в Петергоф. Два барона, Штиглиц и Фелейзин, заложили её ещё в 1852 году, а 21 июля 1857 по ней прошёл первый поезд: между Лигово и Петергофским вокзалом (как тогда он назывался). В течение следующих 20 лет ветки продолжили. соединив вокзал с Красным Селом, Гатчиной, Нарвой, Ревелем (современный город Таллин) и Балтийским портом. И с 1872 года вокзал стал именоваться Балтийским.

Собственно вокзал. Слева немного видно жёлтое здание - это метро (фото 2017 года):

Балтийский вокзал, СПб

Уникальное здание претерпело много переделок с тех пор, как его построили в 50-х годах XIX века, но по сути, осталось таким же. Даже уникальные часы «Павел Буре» на фасаде сохранились и до сих пор работают.

Вокзальные башенки, а между ними - те самые часы (фото 2008 года):

Балтийский вокзал, СПб

В 1930-1931 из-под крыши вокзала убрали железнодорожные пути, сделали выход прямо на площадь, а в 1955-м пристроили станцию метро "Балтийская". С тех пор идеальная симметрия комплекса нарушена, но вокзал функционирует. Кстати, электропоезда с него ходят аж с 1933. Балтийская железная дорога первая в Питере удостоилась чести быть электрифицированной.

Общий вид вокзала со стороны набережной Обводного канала (фото 2008 года):

Балтийский вокзал, СПб

На площади перед вокзалом кучкуются маршрутки, автобусы и много чего ещё (фото 2017 года):

Площадь перед Балтийским вокзалом, СПб

То самое здание, что на предыдущей фотографии, только фрагмент (фото 2017 года):

Площадь перед Балтийским вокзалом, СПб

Этот красивый дом в стиле эклектики построен в 1902 году. Жили в нём служащие, работники железной дороги и много кто ещё. Адрес его считается по набережной Обводного канала, дом 122. Обратите внимание: он пятиэтажный, а выглядит снаружи - на все семь! Это значит, что внутри - высокие потолки и много воздуха.

Уходим от этого дома через сквер посреди площади Балтийского вокзала (фото 2017 года):

Площадь перед Балтийским вокзалом, СПб

Подземный переход через Митрофаньевское шоссе. В советское время по нему так редко ходили машины, что перейти в любом месте не было проблемы. Сейчас шоссе продолжили, сделали из него хорошую дорогу. По нему идёт большое количество транспорта. Поэтому и появился подземный переход (фото 2008 года):

Балтийский вокзал, подземный переход, СПб

Набережная Обводного канала. Вокзал остался слева (фото 2017 года):

Набережная Обводного канала, СПб

А это мы стоим на Ново-Петергофском мосту. Вперёд уходит Лермонтовский проспект, слева от него, закрытое щитами здание - бывшие военные склады (фото 2017 года):

Лермонтовский и Ново-Петергофский мост, СПб

Дальше мы немного пофотографировали решётку Ново-Петергофского моста. Она очень красивая, с изображением львиных морд (фото 2017 года):

Ново-Петергофский мост, СПб

Если оглянуться направо - виден Балтийский мост, а далеко впереди - Воскресенский собор на Обводном (фото 2017 года):

Обводный канал, СПб

Когда Обводный канал был заводской окраиной - в собор ходил рабочий люд. В советское время церковь закрыли и прямо в её стену вдолбили крепления для проводов трамвайного кольца. Я даже написала об этом стихотворение:


 Памятник царю Николаю 2 и царице Александре

Опускается небо
Над старыми крышами.
И сгущается тьма
В подворотнях неслышимо.
Над промозглой водой
То ли пар поднимается,
То ли призрачным дымом
Здесь прошлое мается.

У собора, где раньше
Трамвай поворачивал,
Две фигуры, оковами
Бронзы охвачены.
Их порыв спрятать страхи
В объятия вечные,
Запечатало время -
Река быстротечная.

И корона Российская -
Тяжесть огромная,
Без главы государя
Осталась бездомная.
Так стоит здесь, под тяжестью
Неба привычного,
Скромный памятник веку,
У храма кирпичного.


А мы продолжаем любоваться решёткой Старо-Петергофского моста (фото 2017 года):

Ново-Петергофский мост, СПб

Ново-Петергофский мост, СПб

Ново-Петергофский мост, СПб

Табличка с названием моста (фото 2017 года):

Ново-Петергофский мост, СПб

И вот, мы с него уходим, перейдя на противоположный от Балтийского вокзала берег Обводного канала (фото 2017 года):

Обводный канал, СПб

Та же набережная, вид на Краснооктябрьский мост со стороны Балтийского вокзала (фото 2017 года):

Обводный канал, СПб

Впереди - всё тот же Краснооктябрьский мост, но уже с другого берега. По этой стороне мы будем двигаться вперёд, к цели нашего путешествия (фото 2017 года):

Обводный канал, СПб

Справа от моста и Лермонтовского проспекта расположены Измайловские провиантские магазины. На карте их проще найти по адресу - Лермонтовский пр., 56, а по Обводному это дома с 171 по 173 (фото 2017 года):

Обводный канал, провиантские склады, СПб

На противоположной стороне канала остался симпатичный дом, который стоит в начале улицы Шкапина. Раньше на ней было много старых домов, а сейчас часть их снесли и в начале улицы виднеется пустырь (фото 2017 года):

Обводный канал, СПб

На этом фото в глубине виднеются новые многоэтажки. В 2017 году между Шкапина и Розенштерна всё ещё был пустырь, а новый квартал начинался далеко от Обводного (фото 2017 года):

Обводный канал, ул. Шкапина, СПб

А мы продолжаем идти вперёд. Красивое кирпичное здание - это Первый дом трудолюбия и Ночлежный дом, построен в 1879-1902 годах (фото 2017 года):

Обводный канал, Ночлежный дом, СПб

Фрагмент кирпичного здания, украшенный поребриками (фото 2017 года):

Обводный канал, Ночлежный дом, СПб

Мы наконец-то подходим к Краснооктябрьскому мосту. В него упирается улица Розенштерна, справа от которой, большое жёлтое здание - жилой дом руководящих работников резиновой фабрики, именуемой в советский период "Красным Треугольником". От Розенштерна вправо - начинается территория фабрики (фото 2017 года):

Обводный канал, Красный треугольник, СПб

А на том берегу, по которому мы идём, после кирпичного Дома Трудолюбия - серое здание, которое я долгое время считала образчиком сталинской архитектуры. Но оказалось, что это - Дом просветительных учреждений, построенный в память 19 февраля 1861 г. В советское время в нём располагался Дом культуры им. А.Д. Цюрупы с кинотеатром. Модерн, 1911-1912 годов постройки (фото 2017 года):

Обводный канал, Дом просвет. учреждений, СПб

Фрагмент модернового дома (фото 2017 года):

Обводный канал, Дом просвет. учреждений, СПб

Дальше мы сфотографировали Краснооктябрьский мост во всех видах, его решётку, фонари и прочее (фото 2017 года):

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

Краснооктябрьский мост, из-за которого виднеются Дом Трудолюбия и Дос Просветительских Учреждений (фото 2017 года):

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

И ещё разочек - общий вид Краснооктябрьского моста со стороны Красного Треугольника (фото 2017 года):

Обводный канал, Краснооктябрьский мост, СПб

А дальше, по маршруту нашего следования, нас поджидал памятник К.Э. Циолковскому. Он установлен в створе улицы Циолковского, под которой погребена большая часть речки Таракановки (фото 2017 года):

Обводный канал, памятник Циолковскому, СПб

Циолковский был философом, который считал, что очень скоро Земля перенаселится и поэтому нужно срочно искать другие планеты, пригодные для жизни. Вокруг его памятника расположены гранитные изображения букв и цифр (фото 2017 года):

Обводный канал, памятник Циолковскому, СПб

Обводный канал, памятник Циолковскому, СПб

Обводный канал, памятник Циолковскому, СПб

Обводный канал, памятник Циолковскому, СПб

Чуть правее створа улицы Циолковского - мост Циолковского (Таракановский) и главное здание Красного Треугольника (фото 2017 года):

Обводный канал, памятник Циолковскому, СПб

С этого ракурса виден изгиб улицы, проложенной по засыпанному руслу Таракановки. А розовый дом справа от памятника - это особняк А. Куприянова. В нём - Производственное здание электротехнического завода фирмы "В. Савельев и Ко" и Бизнес-центр. Здание построено в 1857 году (фото 2017 года):

Обводный канал, памятник Циолковскому, СПб

Здесь кто-то устроил общественную пепельницу (фото 2017 года):

Обводный канал, СПб

А эта красивая дверь - один из входов в бизнес-центр (фото 2017 года):

Обводный канал, особняк Куприянова, СПб

Миновав розовый особняк Куприянова, мы вошли наконец на территорию Обводного Двора. На самом деле, это - комплекс построек 4-го казенного винного склада и завода, постройки 1896-1898 годов. Располагается по адресу: набережная Обводного канала, дома с 197-го по 201-й (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Прямо от входа во двор, в стене дома устроено вот такое интересное украшение в виде "носа" вагона метро (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Мы двинулись вперёд по экзотическому двору, к дальним аркам, которые ведут вглубь территории (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

А над ближней к нам аркой увидели схему, из которой стало понятно, что через весь комплекс можно пройти по кругу и вернуться в первоначальную точку (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Вот такая красивая кирпичная башня возвышалась над нами (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Дальше мы пустились в длинное путешествие по кирпичному лабиринту, удивительно точно и качественно восстановленному на протяжении почти всего нашего пути (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Новая наружная лестница, новые окна, но дух всё тот же. Кирпичная архитектура величественна и прекрасна (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Кое-где во дворах растут настоящие деревья, а мы двигаемся по воле подворотен, которые неуклонно ведут нас вперёд и влево, в обход территории (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Очаровательная арка над проходом! Сводчатая форма - одна из самых сложных архитектурных форм, но кирпичами ещё и не такие своды возводили (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Почему-то написано про опасную зону, хотя по верху не идёт ничего угрожающего (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

А следующая арка вывела нас в менее благоустроенную, но тоже очень интересную часть Обводного двора (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Оглядываемся назад, прежде чем продолжить наш круговой обход (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Труба в этой части явно доминировала, куда ни посмотри. Даже отражалась в застеклённой наружной лестнице, из которой сделали внутреннюю, укрыв от непогоды прозрачными стенками (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Этот домик ещё только реставрировали и восстанавливали (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

А следующий оформили очень красиво (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

И снова - вездесущая труба! Но куда же без собственной котельной? (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Основание трубы (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Все эти и последующие дома выходят на обширный двор. Скорее всего, тут когда-то были ещё дома. Об этом говорят пустые брандмауэры некоторых строений. Они были разрушены в ходе Великой Отечественной войны и Блокады (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Впереди, в правом углу - выход с территории. Мы почти завершили круг (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

За железно наружной лесенкой прячется подворотня, через которую можно выйти в самый первый двор, где в стенку вмурован вагон метро (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Подворотня узкая, поэтому на выходе установлен светофор. Иначе машины будут сталкиваться. А нам как раз горел зелёный свет (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Ныряем в узкий кирпичный проход (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

И оказываемся в первом дворе (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Уж не знаю, кого тут припечатало к стенке (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Калитка, через которую мы вернулись на набережную Обводного канала (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Фонарик над калиткой (фото 2017 года):

Обводный Двор, СПб

Обводный Двор, СПб

Последний дом комплекса: Казенный очистной винный склад N 4. Здание конторы, по адресу - набережная Обводного канала, дома 199-201А (фото 2017 года):

Обводный Двор, здание конторы винных складов, СПб

Сам дом и его фрагменты (фото 2017 года):

Обводный Двор, здание конторы винных складов, СПб

Обводный Двор, здание конторы винных складов, СПб

Обводный Двор, здание конторы винных складов, СПб

Обводный Двор, здание конторы винных складов, СПб

Обводный Двор, здание конторы винных складов, СПб

А потом мы зашли в уютную столовую и замечательно покушали (фото 2017 года):

Здание конторы винных складов, столовая, СПб

Здание конторы винных складов, столовая, СПб

На этом заканчивается очередное путешествие. В этот раз я не говорила о персонажах детектива "Звено цепи", но все эти места, по которым мы бродили, для них близки и знакомы - уж поверьте! Да и для нас - тоже.



© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2020



Вернуться на Главную