Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



А.М. Возлядовская. "Цветик-семицветик" - сказка о жизни и о любви

Когда я была маленькой, сказка Валентина Катаева "Цветик-семицветик" казалась мне чрезмерно нравоучительной. Не сочувствовала я ни глупой Жене, ни мальчику, волшебным образом обретшему здоровье. В моём детском представлении сказка уж слишком пропагандировала самоотверженный образ жизни: "Всё для других, ничего для себя!" Эдакое наивное назидание о том, что не нужно желать себе игрушек или каких-то развлечений, что нужно стараться только для товарищей, заботиться о больных, жертвовать другим тем, что у тебя есть. В общем-то, ничего особенного и ничего нового, все детские сказки учат, что нужно думать о ближнем и не желать себе неразумного количества благ и наслаждений. И только спустя много лет, когда я стала взрослой, я снова задумалась об этой сказке и она мне показалась уже далеко не такой простой, как в детстве.

Давайте взглянем на сюжет. Вот смотрите, девочка Женя заблудилась: побежала за собачкой, завернула за угол, попала куда-то не туда. Тут ей встретилась некая бабушка, добрая волшебница, которая ей вручила волшебный цветочек, на котором было семь лепестков, каждый лепесток мог исполнить одно желание.

Первый лепесток девочка расходует на то, чтобы выбраться из затруднительного положения, в котором очутилась. Казалось бы, это объективное желание: она не знает дорогу к дому, ей страшно и Женя тратит первый лепесток чтобы сразу оказывается дома. Лепесток, вроде как, потрачен правильно, хотя и его не обязательно было тратить: девочка могла бы проявить больше терпения, спросить дорогу. Вероятно, она побоялась промедления, испугалась, что за долгое отсутствие её будет ругать мама. Детки часто боятся, что их будут ругать и из-за этой боязни делают иногда очень большие глупости. И девочка предпочла выбраться из затруднительного положения, потратив первый лепесток. Не следует забывать, что в тот момент она ещё не знала цены лепестка и не до конца верила в волшебство.

Второй лепесток девочка тратит, когда разбивает вазочку. К этому моменту Женя знает волшебную силу семицветика. Она не может не понимать, что лепестков мало, ведь она умеет считать, но не задумывается об этом. Семь - в детском сознании, огромная цифра, кажется, что лепестков ещё очень много! Женя тратит второй лепесток по схожей причине: она боится, что мама будет её ругать. С помощью второго лепестка она восстанавливает разбитую вазочку. И лепестков остаётся всего пять.

Итак два лепестка потрачены на то, чтобы избежать ложного страха - быть отруганной мамой.

Потом Женя встречает во дворе других детей. Мальчики играют в папанинцев, в путешествие на Северный полюс, но они не хотят брать в игру Женю. Девочка разгневавшись на отказ и пренебрежение собой, не смиряется. Она желает настоять на своём и загадывает желание и тратит третий лепесток на то, чтобы ей оказаться на настоящем, а не игрушечном, Северном полюсе. Её желание тут же исполняется. Теперь она попадает в крайне затруднительную для неё ситуацию, исключительно ради того, чтобы досадить другим детям, восторжествовать над ними, добиться того, в чём ей отказывают, настоять на своём. Естественно, ей тут же приходится потратить и четвёртый лепесток, чтобы вызволить саму себя из гибельного состояния.

Далее Женя встречает девочек и снова попадает в очень похожую ситуацию, повторяет те же ошибки, что и в предыдущем случае. Она видит у своих подружек много игрушек и её начинает бороть зависть и обида. Возникает безудержное желание обладания, желание досадить девочкам или получить некую власть и славу.

Она загадывает совершенно неразумное желание: чтобы все игрушки в мире стали её. Она совершенно не подумала, что произойдёт, если оно исполнится. Конечно, Женя - маленький ребёнок и это её, в какой-то мере, оправдывает. Но тем не менее, она, даже будучи маленьким ребёнком, могла бы представить, что если все игрушки в мире будут у неё - получится такая гора игрушек, что маленькую Женю засыплет с головой. Но желание загадано, лепесток оторван. И на Женю устремляется огромная лавина игрушек. Опять неразумное желание приводит её в гибельное состояние - в первом случае она могла бы просто замёрзнуть на Северном полюсе, а во втором случае она могла быть завалена, заживо похоронена под горой игрушек. Женя вынуждена тратить ещё один лепесток ради того, чтобы выпутаться из той ситуации, в которую она сама попала по своей же глупости, ничем не наученная первым опытом.

Только последний лепесток девочка тратит на своего ближнего, чтобы облегчить состояние больного, страждущего человека. В этом и мораль всей сказки: девочка поступила правильно один раз из семи.

Можно смеяться или снисходительно улыбаться наивности маленькой девочки, но если вдуматься, все мы в своей жизни поступаем также, как она.

Мы, рождаясь в мир, получаем огромные возможности. Не хочу сказать - безграничные, ибо они ограничены. Ограничены нашей физической силой, ограничены временем, которое нам отпущено, ограничены состоянием нашего здоровья, которое не у всех хорошее, ограничены и самими возможностями, потому что у одного человека талант к одному, например, к музыке, у другого - к другому, к математике, например. Всё равно, мы получаем огромные возможности, которые вполне можно сравнить с волшебным семицветиком и мы получаем период жизни, достаточно длинный, чтобы можно было много чего создать и достичь. И мы, особенно в юности, далеко не сразу понимаем, что и возможности наши имеют строгие рамки, и время данное нам, тоже ограничено. Как девочке Жене семь лепестков казались таким большим количеством желаний, что она тратила их не считая, пока не растратила почти все, так и мы, вступив в жизнь, мало задумываемся о её конечности, опьянённые ожиданием будущего, т.е. исполнением загаданных желаний. Ведь мы можем многое, мы можем почти всё, что только может человек! И мы смело тратим свою жизнь, не задумываясь и порой с некоторым удивлением обнаруживаем, что все лепестки уже кончились, как и время, отпущенное нам в этом мире.

На что же человек, тратит данные ему возможности? Одну часть своей жизни он тратит на те потребности, что считаются объективными и необходимыми (как Жене нужно было найти свой дом). Вторую часть - на те, что только кажутся необходимым, но по сути ими не является - как восстановление разбитой посудины, чтобы избежать упрёков. И мало кто задумывается, стоит ли это "ложно-необходимое" части нашей жизни - целого волшебного лепестка? И даже страхи не достичь этого ложно-необходимого сами ложны и пусты, как женин страх, что мама её отругает.

А дальше получается всё интереснее! Мы, как неразумная Женя, совершенно не учась на своих ошибках, упорно наступаем на грабли, тратя бесценные лепестки своей жизни на то, чтобы достичь какого-то вожделенного состояния, а потом - очередные лепестки, чтобы ликвидировать последствия этого состояния. Мы тратим данную нам жизнь, данное нам время на то, чтобы кому-то доказать, кого-то переубедить, настоять на своём, добиться того, чтобы признали нашу правоту. Но в результате подучаем лишь то, что все наши старания, на которые мы потратили добрую половину жизни, ни на кого не произвели впечатления. Как Женя, вернувшись с Северного полюса, кричит мальчишкам пытаясь доказать истинность своих слов: "У меня даже сосулька на носу висит!" Но сосулька уже растаяла. Мальчики смеются и не верят.

В этой сказке на примере маленькой девочки автор нам рассказывает повесть о нашей же собственной жизни. О пустых желаниях, тщетных терзаниях, о том, что получив волшебный дар, мы не можем им распорядиться даже с пользой для самих себя. Мы даже не можем научиться на своих ошибках! В результате может оказаться так, что мы уже потратили шесть лепестков своей жизни, но так ничего и не добились и ничему не научились. Стремясь всё время что-то доказывать кому-то другому и делая кому-то что-то назло мы забываем о самих себе.


Чего добилась Женя, выпуталась из лабиринта улиц? Она оказалась в обыкновенном состоянии, в каком была до этого. Она волшебным образом склеила разбитую вазу. Но опять Жене от этого ни горячо, ни холодно - ваза как стояла, так и стоит. Далее, с этими игрушками и с Северным полюсом, Женя пережила какие-то совершенно необыкновенные потрясения, но в результате для себя она опять-таки ничего не сделала - не улучшила своё состояние, своё здоровье, свои возможности. Она могла бы очень многое сделать, но получилось так, что все возможности потрачены непонятно для чего, для каких-то глупых целей, без которых можно было бы обойтись, для нелепого доказывания другим своего могущества и для неразумного творения чего-то другим назло.

В результате у Жени в руках оказывается последний лепесток, а она ничего для себя так не сделала и единственное, что ей осталось, это потратить маленькую часть данных ей даров, чтобы сделать хоть что-то для другого человека.

Очень грустная история! Литературные критики, говоря об этой сказке, пишут, что девочка ведёт себя по детски недальновидно и загадывает наивные желания. Но мы-то не дети! И уже давно выросли из возраста наивного ребёнка. Почему же мы совершаем те же ошибки?

Существует такое мнение, что все на свете книги говорят о любви. Про сказку Катаева тоже можно было бы сказать, что она - о любви. О любви к ближнему - ведь Женя потратила последний оставшийся лепесток на то, чтобы вылечить больного мальчика. Но если посмотреть внимательно, эта сказка - об отсутствии любви. И о пагубности этого состояния.

В Евангелии сказано, что человек должен возлюбить ближнего, как самого себя. Но дело в том, что человек себя-то как раз и не умеет любить. Но как же он будет любить ближнего? Сказано ведь: возлюби ближнего КАК себя. Любовь к себе - это мерило любви к ближнему. Если я себя не люблю, как же я буду любить ближнего? Как же я пойму, как мне любить ближнего?

Разве девочка Женя любит себя? В её действиях этого не видно. Сначала она пугается, что потерялась. Но испуг - разве это любовь к себе? Нет, это - всего лишь страх. Женя пугается и второй раз, когда разбивает вазу, пугается, что её будет ругать мама. Но страх перед мамой, вовсе не любовь к себе. В третьем и в четвёртом случае Женя стремится кому-то назло что-то доказать, кому-то назло что-то сделать. Где же тут любовь к себе? Сделать что-то назло - это не любовь к себе. Это наоборот, состояние, когда человек вовсе забывает про себя ради упрямства, мстительности, ярости или агрессии. Где же тут любовь?

В результате получилось, что за свою маленькую детскую жизнь Женя не смогла проявить любви к самой себе даже с помощью семи волшебных лепестков.

Но, по-видимому, для Жени ещё не всё потеряно, потому, что она хотя бы к ближнему обращается и помогает ему. Однако, кто этот ближний? Это мальчик с явно выраженными признаками страданий. Только такая вопиющая картина могло расшевелить бесчувственную Женю. А ведь вокруг Жени было полным-полно ближних: это и мама и папа и маленький братик, это мальчики и девочки во дворе - но ко всем им Женя осталась равнодушной. Ни к кому из них, даже к самым близким своим родственникам она не смогла почувствовать любовь. Это не удивительно, ведь она не любит и саму себя - где же ей полюбить ближнего?

Чтобы Женя хоть что-то почувствовала, ей нужно увидеть бросающееся в глаза страдание - не иначе. Только тогда она сможет ощутить в своей душе хотя бы соболезнование. И этот её шаг всё-таки вселяет в нас надежду, что рано или поздно Женя научится любить саму себя, может быть также как ближнего.

Давайте учиться любить, начиная с себя и с самых близких наших людей - даже если они не испытывают в данный момент вопиющего страдания. Давайте любить просто так и тратить прекрасные лепестки данной нам жизни на любовь: к себе и к ближним!



© А.М. Возлядовская. 2015 г.
Опубликовано под названием "Сказка о жизни и о любви": "Сибирские истоки". 2016. N 1(72), март. С. 16-18.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ