Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



А.В. Смирнов. Ведьмин Адвокат

Это случилось в Испании, в начале XVII века. Словом, тогда и там, где лютовала Инквизиция.

И надо же такому случиться, что север страны буквально захлестнул какой-то ненормальный наплыв дел о колдовстве, ведьмачестве и прочей нечисти. В городе Толедо Великий Инквизитор то и делает, что озадачено хмурит брови, задумчиво растирает виски и подбородок... Словом, пребывает в озадаченности от ситуации с одной стороны - все эти дела о колдунах и ведьмах - не совсем по ведомству и давно сидят костью в горле. Но с другой стороны - такая массовость!.. Короче, ситуацию на тормозах не спустишь, как говорится, "нада шота решать".

И этот самый Великий Инквизитор (Бернардо де Сандаваль) призывает к себе героя нашего рассказа - достаточно ретивого, относительно молодого иезуита Алонсо де Салазара.

Выписывает ему командировку в места буйства ведьм и колдунов. И напутствует, мол, Алонсо, ты уж там разберись. Радикально, по нашему, по-инквизиторски, что там за ведьмы такие. Ну и вообще - оглядись там повнимательнее. А то ведь этот гордиев узел, которым всё крепче пытаются привязать Инквизицию к делам о ведьмачестве, начинает уже напрягать и придушивать. Сам понимаешь, у нас своих дел с реальной ересью невпроворот, но и от колдовства откреститься не можем. Так что действуй там с учётом момента и в рамках политических интересов.

Короче, иезуит-инквизитор наш получил стандартный инструктаж, щелкнул каблуками, вскинул копыто к черепу, гаркнул "есть!" и упылил исполнять служебный долг. С прибытием на место действовал шаблонно и стандартно для Инквизиции - начал с изучения документов. С материалов допросов, показаний... Читал и сатанел от бредятины, от каких-то сюрреалистических фантасмагорий - вступление в сговор с Дьяволом посредством орального секса с кроликом, взывание к Дьяволу через дохлую кошку, сбор всяческих диковинных ингредиентов для колдовских зелий - жабьих лап, крыльев летучих мышей... И ахинеи такой было - аж 11 тысяч страниц.

Словом, вменяемый, хорошо образованный иезуит, изучая предоставленные документы, налетался по просторам человеческой глупости, что называется, аж до усё... до упору.

Можно себе представить, сколько раз ему истово хотелось в порыве чувств разметать все бумаги и, возопив, "Я понял. Тут же все кругом - идиоты, голимые клинические психи!", умчаться в монастырь, в уединение.

Конечно, из всех подозреваемых в колдовстве, нашлись и реальные преступники - например, с полдюжины задержанных упорно настаивали и продолжали настаивать на том, что они вот, прямо, всамоделешные колдуны и ведьмы, да десятка два упорствующих еретиков... Ну, как еретиков - в основной массе - иноверцев, мусульман и евреев, которые активно склоняли в свою веру католиков. По сути, не столько еретики, сколько сбрендившие на религиозной почве кексы, которым ударило в башку быть миссионерами своих учений и они занимались этой деятельностью "краёв не видя".

Словом, Алансо де Салазар наблюдает, что этот всплеск охоты на ведьм, по сути дела, - буря из ничего. И тут, он делает смелый и остроумный ход. Используя следственные материалы, доказывает, что ведьм не существует. Не криком и напором, не погонами и голосом, а с помочью логики и последовательных доказательных суждений Следственных материалов много, но ни один из них не доказывает того, что "колдовство" реально. Даже те шесть кексов, которые, ни смотря ни на что, пытаются убедить всех, что они взаправду в связи с нечистой силой, и те никак не могут доказать реально того, что способны на нечто сверхъестественное и потустороннее. А все приведённые случаи колдовства, ведьмачества и ворожбы настолько смешны и несуразны, что - без комментариев. И посему, несмотря на напор оппонентов, настаивает на вердикте "из изученного обширного материала однозначно следует, что такого рода человеческой деятельности как колдовство и ведьмачество не существует, всерьёз говорить о том, что он колдун или ведьмак может только конченый хвастун и враль, а верить во всякое колдовство - только непроходимый дурак".

И настаивать на этой мысли ему позволило, прежде всего, богатство статистического материала. Когда рассматривается, например, одно дело о колдовстве, то всякие "диковинные обстоятельства" вроде полётов на мётлах и участия в шабашах, при надлежащем уровне суеверия могут восприниматься сознанием как "бывает. хоть редко, но бывает". И потому в одном отдельно взятом деле любые, даже самые дивные и практически невозможные обстоятельства можно как-то меж собою примирить, кое что допустить, кое-что принять на веру и в итоге добиться осуждения обвиняемого. Даже в десятке или сотне дел, хоть и сложно, но можно при желании...

Но когда этих дел ТЫСЯЧИ - тут извините. Тут трудно поверить в правду, если воспринимать целостно ту картину, которая этими тысячами дел создаётся. Когда получается, что для того чтоб обеспечить все шабаши, фигурирующие в этих делах, потребуется население не только всей Испании, но и Франции с Италией. А в небе над Испанией должны бы летать даже не ведьмы-одиночки и не звенья, а целые их эскадрильи.

И доказательства иезуита при этом настолько наглядны и бесспорны, что он блестяще громит всех оппонентов в суде Инквизиции, чем спасает тысячи жизней. Решение этого суда в пользу точки зрения инквизитора Алонсо де Салазара вмиг расставило паритеты, убедило Великого Инквизитора Испании и Папу Римского. Именно тот самый процесс с участием Алонсо де Салазара, был отправной точкой, в которой Инквизиция заимела официальное основание не заниматься делами о колдунах, ведьмах и прочих волшебниках. И с тех самых пор Инквизиция не только подобных дел не рассматривала, но и светские власти призывала к умеренности в этом вопросе.


Вот такой след в истории оставил иезуит, инквизитор, юрист и, в последствии, архиепископ Таледо - Алонсо де Салазар Фриас (1564-1636).

Получив при этом обидное и не очень красящее инквизитора прозвище "Ведьмин Адвокат". Но зато, благодаря его стараниям, Инквизиция с 1614 года официально и обоснованно больше не принимала участие в делах о ведьмах и колдовстве.

P.S. ...А по всей Европе и Америке ещё долго продолжали пылать костры, на которых с прежним азартом жгли ведьм по приговорам светских судов. Председательствовали в этих судах, кстати, не узколобые фанатики и садисты-инквизиторы, а люди светские, образованные и просвещённые, ратующие за прогресс и свободу сознания, выпускники университетов...



© А.В. Смирнов. 2017.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ