Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Дополнительные тезисы по теме вестернов

Кадр из Одинокого голубя

Вестерн - историчка про Дикий Запад. Настоящий вестерн, а не то, что снимают в Италии под видом вестерна. Из прочитанных и просмотренных мной вестернов, могу назвать трёх крупных писателей, по произведениям которых снято некоторое количество известных фильмов: Ларри Макмертри, Джон Эдсон, Луис Ламур.

Первый автор моего списка.

Самое значимое произведение Макмертри, за которое в 1985 году он заработал Пулитцеровскую премию - "Одинокий голубь". Произведение того стоит, как и фильм, снятый очень скоро после выхода романа - в 1989 году. Развёрнутая картина Дикого Запада, атмосфера, характеры - всё прописано великолепно. Это не "пиф-паф", это вдумчивая повесть. Автор использовал реальные прототипы для героев, реальные события. Фильм я просмотрела несколько раз, просто не могла остановиться (хотя в нём 4 серии).

Слава пришла к Макмертри быстро. Конечно, он захотел этим воспользоваться. Получилось плохо. Последующие романы и фильмы содержат отдельные интересные моменты, но не идут ни в какое сравнение с "Одиноким голубем". Я бы сказала: не увлекайтесь флешбэками. Начал человек додумывать детство-отрочество-юность персонажей - и посыпались несоответствия с первым произведением. Стало непонятно, как герои смогли вырасти такими умными, умелыми, целостными, если всего лет 20 назад были такими тупыми и ограниченными. Наконец, стало просто неинтересно.

Второй автор.

Джон Эдсон мало известен у нас, поэтому даю ссылку на статью о нём: https://wiki2.org/en/J._T._Edson. Статья на английском. Познакомилась я со взглядом Эдсона на вестерн в процессе просмотра двух фильмов: "Стрелки чести: дерзкие мятежники" и "Стрелки чести: быстрый курок". Оба - о приключениях основного персонажа Эдсона - Дасти Фога. У этого героя тоже есть прототипы. Даже в дешманском исполнении (фильмы снимали на натуре ЮАР), Фог сразу привлекает внимание. По счастью, играют в фильме американские актёры и снимал картину американский режиссёр. Кинематограф ЮАР я ценю, он выдал миру множество интереснейших фильмов, но чтобы юаровцы смогли снять вестерн - сомневаюсь.

Заинтересовавшись автором, я стала искать книги Эдсона. Он весьма плодовит, настрекотал несколько циклов. Самый большой - про приключения Дасти Фога и его "Летучего отряда". Кстати, цикл так и называется - "Floating Outfit". Перевода мне найти не удалось, пришлось читать в оригинале. Работа тяжкая, если учитывать, что объёмные художественные тексты переводить очень трудно. Признаюсь честно, не всё мне удалось понять из прочитанного, но общее впечатление: лёгкий стиль, уверенная, образная манера подачи персонажей, хорошая, динамичная проработка действий. Дасти Фог с тех пор - мой любимчик в мире вестерна. Хитрый такой, сильный, целеустремлённый, готовый бороться за свои идеалы, но не чуждый компромисса там, где это надо. Главное, что не компромисса с совестью.


Третий автор.

Ламур меня не впечатлил, хотя он, наверное, самый известный российскому читателю и зрителю. И фильмов по нему снято много, и книги переведены. Хочется в очередной раз сказать: хорошая раскрутка - большая часть популярности. И писатель может быть средний, и произведения не из лучших, но если нашлись люди и средства для создания бренда - такой писатель выйдет на первый план. Даже имея большой талант, без раскрутки завоевать популярность по силам лишь единицам.

У Ламура мне не понравились две вещи: плоские персонажи, поверхностные сюжеты. Сугубо моё мнение - фильмы недостаточно зрелищные, чтобы смотреть с восторгом и не выискивать глубокого смысла. Должно присутствовать хотя бы одно: либо зрелищность, либо смысл. Но как образчик классического вестерна, конечно же, посмотреть можно.

Вестерн как жанр построен на менталитете американцев и отражает этот менталитет. Если смотреть фильмы разных лет, можно проследить, как изменялись взгляды на Дикий Запад у потомков переселенцев, о которых повествуют вестерны. У каждого народа есть подобные произведения, которые отражают реальные моменты истории, предлагают осмыслить то, что происходило сотню или несколько сотен лет назад. Благодаря развитой киноиндустрии США, вестерны выделяются среди исторического кино. Их смотрят по всему миру. Не думаю, что они правдивее, лучше или хуже, чем множество других исторических фильмов. Но они интересны, зрелищны. Поэтому популярны.

Подробно почитать об "Одиноком голубе" и о спагетти-вестернах можно в других моих статьях:

Вестерн: тема справедливости, ответственности и воздаяния (по фильму "Одинокий голубь")

Что такое "спагетти-вестерн", и с чем его едят...



© © М.В. Гуминенко. 1990, 2020 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ