Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Вестерн: тема справедливости, ответственности и воздаяния (по фильму "Одинокий голубь")

Не исключено, что найдутся зрители, которые не ожидают от вестерна особенно глубокой философии или тонкостей психологии. Подумаешь, кино о ковбоях... Но хорошее кино - это не какой-то отдельный вид жанра. Это прежде всего умение создателей фильма поделиться своими мыслями со зрителем. В любом жанре киноискусства может оказаться фильм, вся суть которого отражается в формуле: этот мужик с оружием - "плохой", а тот мужик с оружием - "хороший"; "плохой" даёт "хорошему" в ухо, после чего "хороший" убивает сотню людей, добирается до "плохого" и его тоже убивает. Если смысл фильма ограничивается красивым обыгрыванием подобной схемы, в каком бы он ни был снят жанре - вряд ли его можно признать особо глубокомысленным. А если подобная схема использована лишь как основа для того, чтобы поговорить о преступлении и воздаянии, о честности или о вреде необдуманных решений, то весь фильм приобретает уже совершенно иное звучание и действительно может чему-то научить или что-то рассказать. Создатели фильма могут и в простой детской сказке обыграть глубокий философский смысл. Например, поговорить о послушании родителям и вреде самонадеянности при помощи сказки о Колобке, который укатился от бабушки и дедушки и нашёл свою смерть в пасти коварной лисы.

Иными словами, не важно, какой жанр взял за основу создатель фильма. Важно то, что он вложил в свой фильм.

Но вернёмся к вестерну. О чём в основе своей повествует этот жанр? Прежде всего о том, как на Диком Западе складывалась новая цивилизация. Это короткий период в истории Америки, примерно с 1860 по 1890 года, когда американцы, чаще эмигранты, двинулись с густонаселенного восточного побережья Америки на ещё не освоенный Запад Американского континента. А ещё вестерн - это почти всегда противостояние героя и бандита. Герой должен остановить бандита, который убивает других людей.

Вестерн - это не только кино. Это и литература, и живопись, и музыка. Специфический вид американского искусства, в котором можно найти всё: комедию, триллер, детектив, мелодраму и даже фантастику. Подобно музыке кантри, вестерн рождается на просторах бесконечных прерий, среди маленьких городков, обширных ранчо, в атмосфере борьбы человека за своё место в новом мире. Никто не говорит, что снимать вестерны или писать музыку кантри и петь под неё могут только американцы. Но тем не менее, как американец не споёт "Степь да степь кругом", чтобы почувствовалась вся глубина русской души, так и русский, венгр, немец или итальянец никогда не создаст такого вестерна, в котором запечатлелась бы душа покорителя Дикого Запада. Дикий Запад... Звучит почти так же, как - дикий мустанг. Сперва скачет, извивается и норовит сбросить всадника, а потом укрощает свой норов и верно служит человеку.

Классический вестерн - это своеобразный бренд американского кинематографа. Хотя изначально вестерн появился в литературе, уже с 1898 года вестерны начали перекладывать на язык кино и не прекращают создавать по сей день. Что же это за специфический вид искусства и чем он характерен помимо места и времени действия?

Кто-то сказал, что вестерн - это прежде всего сага о мужском одиночестве. Это не просто повесть о покорении бескрайних пространств, о преодолении трудностей, борьбе с бандитами и индейцами, а обязательно, всегда и прежде всего - история о сильных мужчинах, которые умеют принимать решения и нести за них ответ. У вестерна есть непременная внешняя атрибутика: конь, ружьё и экзотический ландшафт, который в вестерне под час играет вполне самостоятельную роль, являясь не только местом действия, но как бы порождая само действие, влияя на героев и их мировоззрение. Привычные составляющие мира, который окружает мужчин с их мужским одиночеством - это ранчо, салуны, маленькие городки и красивые женщины (в малом количестве).

И вот об одном из настоящих американских вестернов пойдёт речь в этой статье. Точнее, об одной очень значимой теме, которая вполне может определить, на сколько вдумчиво создавался вестерн. Это тема справедливости, воздаяния и ответственности.


Шестичасовой четырёхсерийный фильм "Одинокий голубь" (Lonesome Dove), снятый по одноимённому роману Лэрри МакМертри режиссёром Саймоном Уинсером в 1988 году, американцы называют одним из лучших вестернов в истории кино. Это - отрывок истории становления американского народа, который сам по себе является продуктом завоевания Америки. Американцы завоевали Америку, а Америка завоевала их. Американская лёгкость на подъём, привычка преодолевать огромные расстояния ради того, чтобы найти ещё более хорошую землю, ещё более пригодные для жилья места, любовь селиться "на отшибе", когда вокруг на много миль нет живой души, формировалась как раз на уровне Дикого Запада.

В фильме "Одинокий голубь" показаны все препятствия, которые встречает на своём пути колонист, американец, который осмеливается пересекать эти земли из конца в конец в поисках лучших пастбищ, лучших мест для жилья. Герои фильма проходят насквозь всю территорию будущих США, от самого южного штата Техас до самого северного - Монтаны. Проходят со своим стадом более двух тысяч миль (то есть, около четырёх тысяч километров). Их подстерегают бандиты и индейцы, они преодолевают бурные реки, пылевые бури, грозы, холод, засуху, потери. Они идут много месяцев. И, благодаря руководству своего капитана, который ведёт их, проходят все преграды и возводят новое жилище среди огромных, ещё плохо освоенных просторов Монтаны.

В центре фильма - судьбы трёх бывших рейнджеров. Самый южный штат США породил этот своеобразный род полиции, характерный именно для Техаса. Изначально рейнджеров нанимали объезжать лошадей и охранять мирные ранчо от набегов индейцев-команчей, мексиканцев и всевозможных бандитов, которые едва ли не хуже любых команчей. Постепенно стало понятно, что ловя бандитов, некогда заниматься заездкой лошадей. И рейнджеры стали служить только как хранители порядка. Как род конной полиции они существуют и сейчас. Характерно для их подразделения отсутствие какой-либо специфической формы. И по сей день единственная "форменная" принадлежность рейнджера - серебряная звезда.

Капитан Вудро Ф. Коул (Томми Ли Джонс) и капитан Огастес МакКрай (Роберт Дюваль). Те самые рейнджеры, которые 10 лет назад несли справедливое воздаяние тем, кто нарушал человеческие законы.


Опасности Дикого Запада - это не только большое количество индейцев, охотящихся за скальпами "бледнолицых". Сюда, в поисках более привольной жизни, в своё время съехались люди, которые покинули Европу в надежде найти новую родину. И кто сосчитает, сколько среди переселенцев было бандитов и преступников, для которых бегство в Америку означало возможность скрыться от правосудия или найти новую поживу в неведомых краях. Ведь места здесь много, при случае есть где спрятаться. Достаточно сесть на коня и умчаться в прерию, затеряться среди скал и бездорожья.

Но проблема не только в бандитах, которые изначально не утруждают себя исполнением закона. Слишком много здесь, на Диком Западе, мужчин с оружием, и слишком многие считают для себя обычным делом пускать это оружие в дело. И далеко не все - только при крайней необходимости. Человек должен вести себя очень сдержанно и каждую секунду помнить, что спустив курок, он может легко поставить себя вне закона. Он должен понимать, что несёт ответ за каждое своё действие. Тем более, что законы Дикого Запада суровы. И воздаяние за преступление адекватно проступку.

Ещё в Ветхом Завете Бог устанавливает человеку такие законы, которые сдержали бы его пыл в попытках превысить возмездие за чужие проступки. Например: "Око за око и зуб за зуб". Только зуб за зуб, а никак не голову. Не будь этого закона - человек мог бы себя и не сдерживать и отрывать головы всем, кто пытается лишить его зуба. Как часто в том же кинематографе "благородный герой" походя, "устанавливая справедливость" убивает гораздо больше народу, чем успел прикончить бандит, которого он преследует?

На самом деле проблема справедливости и воздаяния касается не только вестернов и не только жизни в ХIX веке. Это тема, наверное, всех времён и подавляющего большинства произведений. Возьмём пример из современной литературы. У М. Семёновой в её романе "Волкодав" как образец справедливости показывается племя, из которого вышел заглавный герой. К примеру, упоминается, какое воздаяние получает мужчина, если он изнасилует (или совершит попытку насилия) над женщиной. За это ему вспарывают живот и его заставляют измерить шагами собственные кишки. Воздаяние, в данном случае, превосходит вину во много раз. Особенно если учесть, что женщина, над которой совершено насилие, может остаться жива. Автор ничего не говорит о том, что женщина должна быть убита, чтобы её обидчика казнили таким вот ужасным способом. Но в любом случае столь извращённый способ казни никак нельзя прировнять к справедливому воздаянию.

Но такой "закон", видимо, считается автором произведения, нашим современником, вполне справедливым. А вот в "Одиноком голубе" подобную кару обещает своей пленнице за попытку побега бандит Синяя Утка, который считается жутким убийцей без совести и чести. Метис, который убивает направо и налево, в том числе и своих собственных сотоварищей, если они его чем-то не устроили. То, что в произведении "Одинокий голубь" грозится сделать самый последний бандит, считающийся подонком даже среди бандитов, в романе "Волкодав" выведено в пример некой "высшей справедливости". В обоих случаях, таким жутким способом наказывается проступок, совершенно не заслуживающий смерти.

Существует устойчивое мнение, что "у них там, на Диком Западе" жизнь ровным счётом ничего не значила. Дикий Запад - это едва ли не синоним общества, в котором за жизнь не дадут и стреляной гильзы. И никакой справедливости там по определению быть не может, потому что каждый стреляет в кого хочет и когда хочет. Но нельзя не обратить внимание на тот факт, что воздаяние за убийство на Диком Западе (по фильму "Одинокий голубь") - смерть. Если тот, кто отнимает жизнь человека, платит за это собственной жизнью - можно такое воздаяние назвать справедливым? Наверное, можно.

Жизнь на Диком Западе стоит очень дорого. Потому что отнимающий чужую жизнь должен расплатиться своей. И человек, даже случайно застреливший другого человека, оказавшегося не вовремя на траектории движения пули, ему не предназначенной, предпочитает бежать и скрываться. Потому что убийство - это убийство. Не тюремное заключение и не каторга, а именно смертная казнь, к которой один человек приговорил другого. И кто-то может потребовать справедливого возмездия за подобный поступок. Хочешь здесь жить - будь ответственным, умей держать себя в руках и стрелять только тогда, когда действительно нужно защитить себя и своих близких.

В "Одиноком голубе" события и начинаются с того, что через 10 лет отсутствия в крошечный городок возвращается Джейк Спун, тоже бывший рейнджер и друг главных героев. Джейк вынужден бежать, потому что случайно, по свойственной ему несдержанности, застрелил человека, в неподходящий момент проходившего мимо. Волей случая встретившись со своими старыми друзьями и поведав, почему в бегах, Джейк делится своими впечатлениями о виденных новых землях. Джейк рассказывает своим старым товарищам о бескрайних и свободных просторах далёкой Монтаны. Говорит, что это - настоящий рай для скотоводов, что там настолько красивые места, каких он более нигде не видел. И капитан Вудро Ф. Коул увлекается идеей собрать стадо и ехать в Монтану, осваивать эти ещё никому не принадлежащие земли. Разумеется, решив так, он все силы отдаёт на осуществление своего решения. И уговаривает следовать с собой своего друга Огастеса МакКрая.

Два уже пожилых рейнджера, бывших товарища Джейка, представляют собой интересную парочку.

Вудро Ф. Коул - суровый и авторитетный капитан, ответственный (иных определений и не подыщешь), одно присутствие которого, один жест способны прекратить драку в его отряде.

Можно поверить, что этот принципиальный человек когда-то был грозой всех бандитов Техаса. Вся его сущность передана игрой прекрасного американского актёра Томми Ли Джонса.


Огастес (Гас) МакКрай в исполнении Роберта Дюваля, его друг и соратник - совсем иной человек. Если капитан Коул - это голова, то Гас - душа общества. Он любит женщин (и поэтому они любят его). Он вызывает симпатию и уважение у своих товарищей по походу, непосредственностью и ненавязчивым юмором поддерживает тех, кто с ним рядом. Один из героев фильма говорит в его отсутствие: "У меня словно уши ватой заткнуты без его разговоров".


Дуэт Роберта Дюваля и Томми Ли Джонса как нельзя лучше повествует о том самом мужском одиночестве, о котором, по существующему мнению, и должен прежде всего повествовать вестерн. Но главное, с их помощью автор фильма раскрывает суть того, какой должна быть справедливость, о том, что человек должен быть ответственным за то, как он живёт и что делает. И они же, под час прямым текстом, говорят о воздаянии человеку, прежде всего мужчине, за его жизнь и его поступки.


Почему именно мужчине? Потому что он строит жизнь на Диком Западе. Это - его ответственность и его время. Женщины, как верные подруги, как хранительницы создаваемого очага, как украшение одинокой жизни, на Диком Западе играют более подчинённую роль. В "Одиноком голубе" на примере женщин тоже говорится о об ответственности за поступки и решения мужчин. Потому что от правильности решения, от продуманности поступка мужчины, от его ответственности зависит прямо судьба женщины. Например, такой, как Лори (Дайан Лейн), которую Джейк Спун сперва берёт с собой, а потом бросает одну посреди прерии, когда ему вздумалось поехать поиграть в карты.

Джейк Спун (Роберт Урич) мог бы остаться героем, каким его знали во время его службы рейнджером. Но он оказался недостаточно добрым. Человек не добрый - это не значит, злой. У него просто не хватает силы для доброты и он поддаётся на злые дела. Разумеется, речь не о физической силе, а о силе духа. Но по крайней мере, у Джейка Спуна хватило мужества признать себя ответственным за свои ошибки и раскаяться.


Умение быть ответственным - это черта, которая необходима мужчине, чтобы быть настоящим мужчиной. Ведь в его руках и будущее всей страны, которая рождается на просторах Дикого запада, и каждого отдельного человека, живущего здесь. Например, судьба девушки по имени Лори, которая целиком и полностью оказывается в руках у двух мужчин. И распоряжаются мужчины этой вверенной в их руки судьбой совершенно по разному.

Сперва Лори оказывается с Джейком, в котором она стремится найти свою мечту. Но Джейк - совсем неподходящая компания для женщины. Его характер обрисовывается в фильме несколькими достаточно красноречивыми деталями. Вот он ради эффекта пообещал Лори, что возьмёт её с собой в Сан-Франциско, а потом легкомысленно оставил на берегу какой-то речки, уехав на двое суток поиграть в карты в ближайший городок. Вот он занозил себе палец ядовитой колючкой и вместо того, чтобы вытащить шип, предпочитает лежать с раздутым пальцем в лихорадке и, по всей вероятности, ждать, когда "оно само рассосётся". А когда во время его очередного отсутствия Лори похищает бандит по кличке Синяя Утка, вернувшийся Джейк набрасывается с упрёками на парнишку, которого послали присмотреть в его отсутствие за девушкой, но Синяя Утка ухитрился стукнуть того по голове. Джейк готов свалить ответственность за свой собственный проступок на того, кто по его мнению оказывается крайним. Но его старший товарищ, капитан Коул, останавливает его и напоминает, что только Джейк виноват в том, что произошло. Он бросил Лори одну и из-за этого её похитили.

Из-за неумения Джейка быть ответственным за того, кто рядом с ним, женщина, которая ему поверила и положилась на него, претерпевает муки и насилие над собой. Спасает её не Джейк. Спасает её Гас МакКрай, который проходит по следам бандитов и в одиночку справляется со всеми, благодаря своему опыту и умению в нужную минуту взять ответственность за судьбу другого человека на себя. Гас, который охотно увиливает когда может от работы со стадом, в нужный момент готов рисковать своей жизнью ради того, чтобы спасти и защитить того, кто в этом нуждается. Хотя в отличие от Джейка он никогда не пытался добиться внимания девушки тем, чтобы задурить её голову, пообещав взять с собой в Сан-Франциско или ещё куда-то. Напротив, он честно говорит ей, что едет в надежде увидеться с другой женщиной, которую когда-то любил и любит сейчас. И тем не менее, взявшись опекать Лори, он ни при каких обстоятельствах ни на секунду не забывает, что на нём теперь лежит ответственность за эту девушку. Гас понимает, что Лори нуждается в помощи. У неё ничего нет. Она пережила страшное потрясение, побывав в руках у Синей Утки. Гас поддерживает Лори, как может. Помогает ей справиться с её ужасом, везёт с собой, охраняя её и утешая. И в конечном итоге, умирая, Гас именно ей оставляет все свои деньги, обеспечив её дальнейшую жизнь, на сколько ему это было по силам.

А Джейк Спун не способен быть ответственным. Он не только легкомысленный, но и легко поддающийся чужому влиянию. Можно предположить, что когда-то он поддался влиянию своих старших товарищей Гаса и Вудро и стал рейнджером. А расставшись с ними, он поддаётся влиянию бандита, предложившего ему ехать с ними грабить банк. Казалось бы, как он может так поступать? Он ведь сам когда-то боролся с такими же бандитами, которым теперь позволяет себя уговорить на преступление. И даже по дороге к этому мифическому банку, когда его новые напарники начинают убивать и грабить мирных фермеров, Джейк лишь слабо протестует. Он боится предпринять категоричные меры или хотя бы попытаться удрать. Он продолжает ехать в той же компании. Но воздаяние касается и его. Ведь по справедливости за каждое преступление ждёт неминуемая кара. Капитан Коул, Гас и их товарищи уже идут по следу банды, хоронят убитых бандитами людей и наконец настигают банду.

Конечно же, очень не хочется верить, что твой бывший товарищ оказывается вместе с бандитами и убийцами. И решать судьбу Джейка для этих двоих старых рейнджеров очень тяжело. Но Джейк переходит черту, из-за которой уже нет возврата. Он принимает участие в преступлении, за которое должен заплатить жизнью. И несмотря на то, что он их бывший товарищ, Гас и Вудро не могут сделать для него исключение. Мужчина не должен становиться бандитом, вставать на один уровень с негодяем, который убивает просто потому, что не любит "этих червей, которые копаются в земле", подразумевая под "червями" мирных фермеров, обрабатывающих своё поле. Джейк Спун должен быть повешен вместе с остальными бандитами. Как ни ужасен такой исход, но он закономерен не только для бывших рейнджеров Гаса и Вудро, но и для самого Джейка. Это - справедливое воздаяние за действия Джейка. И в самый последний момент своей жизни раскаявшийся Джейк совершает наконец решительный поступок, сам толкнув лошадь, на которую его посадили чтобы повесить, не вынуждая делать это кого-то из своих бывших товарищей.

Жизнь и смерть тесно переплетена в этом мире. Справедливость - в том, чтобы Дом, который строят на Диком Западе люди, понемногу становился настоящим Домом. Бандит и убийца рано или поздно должен получить по заслугам.

А какое воздаяние получает тот, кто стремится быть справедливым? Какова награда героя? Добрая семья на старости лет и куча ребятишек? Конечно же, это было бы очень хорошо, если бы было так. Но многим награда и воздаяние за их жизнь - это память других людей. Один из таких героев - Огестес МакКрай. Как человек, он не чужд некоторого тщеславия. Он переживает из-за того, что прошло всего 10 лет - и таких, как он или его друг капитан Коул, забыли. У людей свои заботы и печали и от бывших подвигов отважных рейнджеров осталась одна выцветшая, засиженная мухами фотография на барной стойке в салуне, на которую мало кто обращает внимания. Переживая из-за человеческой забывчивости, Гас говорит своему другу Вудро: "Это потому, что нас не убили. Вот если бы нас подстерегла сотня команчей в каком-нибудь ущелье и перерезала нам глотки, тогда о нас бы помнили и пели песни ещё сто лет". Но сожалеет ли он действительно о своей прошедшей жизни?

Гас не такой. Да, как человек, которому уже далеко за сорок и у которого нет каких-то особенных перспектив на будущее, он вспоминает прошлое, те места, на которых когда-то был счастлив. Но он живёт днём сегодняшним. И готов, как и прежде, защищать справедливость.

Каждый персонаж фильма так или иначе служит тому, чтобы показать важность выбора между правильным путём и преступлением. Кино, конечно же, может идеализировать персонажей, показывать их более рельефно, чтобы зритель знал: этот - плохой, а этот - хороший. Но главное, чему должно служить любое произведение искусства - это возможности показать, как должно быть. Как не должно - это мы каждый день вокруг нас в окружающем мире наблюдаем. Но человек вряд ли научится поступать правильно, если ему постоянно показывать "изнанку жизни". Да, сейчас популярна так называемая "чернуха" и её поклонники объясняют необходимость такого направления в искусстве тем, что оно якобы учит людей быть лучше. Но уместнее тут припомнить старую байку о том, как котёнка тыкали носом в дерьмо, когда он гадил не там где надо, после чего вышвыривали на улицу, рассчитывая, что таким образом он научится выходить туда, чтобы сделать свои дела. Но данный способ себя не оправдал, а привёл к совершенно парадоксальному поведению котёнка. В конце концов, после очередного акта дефекации, котёнок развернулся, сам ткнулся носом в кучу и с воем выскочил в окно. Вы действительно считаете, что подобный способ, старательное показывание "изнанки" или дерьма, может научить людей стать лучше?

Чтобы научить жизни, нужно непрестанно показывать, КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ, а не какой НЕ должна.

Ребёнок учится понимать мир благодаря тем людям, которые его воспитывают. И если воспитатель будет вести себя нечестно, жестоко, глупо - ребёнку очень трудно будет научиться поступать честно, по доброму или развивать свой ум. Кино, как обширный пласт искусства, доступного большинству людей с очень раннего возраста, не может не накладывать своего отпечатка на наше сознание. Именно поэтому фильм должен показывать злодеев так, чтобы они не казались привлекательными. А положительные герои фильма должны быть мужественными, честными и должны побеждать, чтобы как раз их дела и поступки были привлекательными и им хотелось бы подражать. Стремясь показывать "правду жизни", мы прежде всего забываем, что зритель должен видеть альтернативу, должен понимать, как надо поступать. И именно в вестерне "Одинокий голубь", о котором идёт речь, смысл дел и поступков персонажей направлен на то, чтобы показать: да, есть бандиты, которые совершают преступления, но рано или поздно возмездие за их поступки настигнет их. И применительно к Дикому Западу в этом нет ничего показного. Потому что для того, чтобы построить новый мир и начать в нём жить, его нужно вывести из состояния хаоса, в которое он непременно скатится, если каждый будет стрелять в кого хочет и смеяться над человеческими законами.

А воздаяние за доброту, честность, за то, что мужчина выполняет свой долг, так или иначе тоже будет. Пусть даже только в чьей-то памяти. Но прежде всего это важно самому герою. Он живёт, чтобы дать жить другим. И пусть часто он бывает одиноким, но ему нечего стыдиться в прожитой жизни. И пусть любимая женщина так и не дождётся никогда, чтобы он назвал её женой. Её жизнь сложится как надо, если мужчина не будет забывать о том, что он в ответе за мир, который строит.

Идеалы Дикого Запада, к сожалению, ушли в прошлое. И даже в вестернах часто мы, современные люди, видим только возможность сделать зрелищный боевик, когда хорош тот, кто быстрее спустит курок.

Для того, чтобы действительно продумать, прочувствовать обстановку, о которой повествуешь, нужно вспомнить, как оно должно быть. Вспомнить, что не скорость реакции и не умение перестрелять кучу народа создавало мир на Диком Западе. А создавали этот мир мужчины с мужественными, добрыми и честными сердцами. Авторам "Одинокого голубя" удалось передать эту мысль. И можно сказать, что хорошее дело для своих зрителей они сделали.

Несколько кадров напоследок:

Неуловимый злодей по прозвищу Синяя Утка. Финальной решающей битвы между ним и главными героями так и не произошло. Они прошли своей дорогой, он - своей. Возмездие за преступления настигло его в лице других людей. Но главное, что настигло.


Иногда бурные реки приходится преодолевать и вот в таком виде. Особенно когда уже не осталось лишней сухой одежды. Но тому, кто знает, куда стремится, такие мелочи не помеха.


Они ещё не знают, что больше не увидят своего героя, который уезжает от них, как и положено сильному мужчине, не оглядываясь назад. А может быть, они догадываются...


Последний бой Огастеса МакКрая. Он уже обречён. Сейчас он не обращает внимания на те две стрелы, которые настигли его. Так и должно быть, в бою некогда отвлекаться на раны. Если бы он знал, что эта поездка окажется для него роковой, отказался бы он в ней участвовать? Вряд ли.


По несколько строк короткого письма - это всё, что останется тем, кто любил его, любит и будет любить...


Вот она, вожделенная Монтана. О чём думает сейчас отважный капитан? Может быть, о том, сколько он потерял, обретя этот простор?


Может быть, Гас МакКрай и не мечтал о том, что кто-то станет так о нём горевать. Но ему хотелось, чтобы его помнили и он своего добился.


А другой любящий и преданный мужчина будет сидеть всю ночь, незаметно охраняя её, пока она рыдает на гробе. Может быть, когда-нибудь его терпение и его любовь будут вознаграждены и ему удастся поселиться в сердце Лори где-нибудь рядом с Огастесом МакКраем...


Вездесущие журналисты и в те времена одолевали известных людей. Вот только этому не суждено добиться сенсационных рассказов от капитана. Всё, что он пережил - глубоко личное. Это его дело и дело тех людей, которые прошли свой жизненный путь вместе с ним.




© М.В. Гуминенко. 2009.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх