Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Л.В. Корзникова. Факсимиле на моём сердце
Глава 1. Летний сад

Посвящаю моим любимым внукам Тимофею и Егору.

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

Самое концентрированное место в этом сердечном треугольнике для моей души это пятачок от Литейного проспекта до Марсового поля и от Невы до ул. Белинского. Аура, воздух этого места насыщен и пропитан духом искусств.

Летний сад. Верхний Лебяжий мост.

Дворцовая набережная в этом месте сильно горбатится и, когда на транспорте проносишься по мосту, от неожиданного подбрасывания сердце ухает куда-то вниз, замирает и вновь радостно бьётся.

На этом мосту над Лебяжьей канавкой...

Обмерная практика в техникуме. Кроки. Это чертежи, нарисованные от руки. Парапет, гранитные плиты, камни и все сколы их и ямки, и швы между ними зарисовываются и проставляются размеры. Как при археологических раскопах.

Мне кажется, что в Летнем саду не осталось дерева и скульптуры, что не было бы запечатлено в моих набросках. От техникума недалеко, а от Мухинского ещё ближе.

Как-то прогуливались с внуком на пароходике по рекам и каналам во время цветения лип. А в Летнем саду в основном все деревья – старые липы. Кто не знает - аромат цветущих лип самый сильный не под самими деревьями и близко к носу, самый насыщенный чувствуется как раз на расстоянии метров в десять -двадцать. И вот наш кораблик из акватории Невы свернул под Прачечный мост и мы окунулись в море блаженства густого аромата. У воды он оказался намного концентрированнее, чем в самом саду. Наверно вода как зеркало отражает, притягивает и снова отталкивая возвращает эти фитонциды?

Показала внуку на стеклянный купол Мухинского, он как и купол Берлинского Рейхстага, виден в этом районе отовсюду.

...Вступительный экзамен в Муху по композиции. Объявляют тему : "Летний сад". Отпускают в него на час – изучать. Моросит всегдашний питерский дождь. Тем не менее рисуем. Возвращаемся в аудиторию и продолжаем работать уже по наброскам. Мне кажется, что я могла тогда с закрытыми глазами его изобразить.)

Когда-то, в самом начале начал Петербурга, Петр Первый приказал засадить летниками (однолетними цветами) остров, где по проекту одного из лучших первых архитекторов Санкт-Петербурга – Доменико Трезини строилась его летняя резиденция. Отсюда и название сада - Летний.

Планировка сада соответствовала модному тогда «регулярному французскому» стилю. Это когда зеленые насаждения как бы прикидываются архитектурой. То конусы, то призмы, то кубики и обязательно штакеты. Кусты и деревья пострижены так, что превращаются в улицы с тёмными уголками и закуточками, в которых затаились скамейки.

Пётр I обожал фонтаны. Их при нём в Летнем саду построили очень много. И в боскетах, и в зелёных кабинетах, и в гротах, и в лабиринте, и даже в Карпиевом пруду. Первые фонтаны в России! Воду качали из Безымянного Ерика, вот так и появилось название реки – Фонтанка. А ещё Пётр начал собирать коллекцию античной скульптуры. И у первой мраморной обнажённой( !!! ) женщины стоял солдат с ружьём. Двадцать четыре часа. Караулил от вандалов. Позднее она переселилась в Таврический сад, а оттуда в Эрмитаж. Это Венера Таврическая.

При Екатерине в Летнем саду было уже больше двухсот скульптур. У меня конечно есть любимые. «Амур и Психея» одна из самых замечательных, спряталась в тени деревьев недалеко от Лебяжьей канавки.

Ещё один любопытный момент.

Про скульптуры.

Какое-то время садовником в Летнем саду работал шведский мастер. И он сделал две куртины, окружённые высокими шпалерами с местами для сидения. Государь приходил наблюдать за работой, а однажды спросил садовника, каким будет его предложение, чтобы гуляющие здесь находили что-либо поучительное. Садовник ничего не мог придумать, разве что сделать навесы и разложить книги, чтобы гости могли их читать. Государь в ответ рассмеялся и приказал переделать. Идея Петра заключалась в том, чтобы поместить в них скульптурные изображения персонажей басен Эзопа. Что собственно и было потом сделано. И у каждой скульптуры были поставлены таблички с разъяснением и толкованием басен.

В общем, вполне понятно, почему уже гораздо позже, в XIX веке, памятник Крылову оказался в Летнем саду. Хотя первоначально его планировали установить перед Публичной библиотекой или Академией наук. Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры, в итоге памятник творения Петра Клодта оказался в Летнем саду. Кстати, знаменитые кони этого скульптора на Аничковом мосту и памятник Николаю I на Исаакиевской площади гораздо удачнее и интереснее.

В 18 веке Летний сад состоял из трёх частей.

Это была дань регулярному "голландскому стилю". Петру он больше импонировал именно потому, что сад делился на самостоятельные части с собственной композицией, а главное не соблюдалась симметрия, как во французских регулярных, и царская резиденция располагалась в стороне от главной аллеи.

Первый Летний сад – парадный императорский- это дворец и водные затеи, развлекательная часть. Второй сад - это огород, кусты-ягодники и плодовые деревья, хозпостройки и Карпиев пруд. Третья часть Летнего сада за Мойкой - сейчас это территория Инженерного(Михайловского) замка, Михайловского дворца(Русского музея) и Михайловского сада.

Наводнение 1777 года нанесло огромный ущерб Летнему саду. Оно уничтожило все деревянные постройки и все фонтаны. Пострадали и мраморные герои античной мифологии, и деревья, и все посадки. Восстановили сад уже без фонтанов. Тут конечно сыграло роль то, что Екатерина II фонтанов не любила. Нет, не просто не любила, ненавидела, как она признавалась в письме к Дидро.

Как хорошо, что Петергоф никогда не затапливало.

В конце 18 века появилась знаменитая решётка Фельтена и Егорова с великолепным решением стыков ограды с мостами.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра, позже появилась возможность за деньги, причём немалые, прогуляться в Парадном саду военным и просто прилично одетой публике.

С 19 века Летний сад излюбленное место для прогулок петербургской знати. Здесь часто бывали Пушкин и Жуковский, Крылов и Гончаров, Чайковский и Петипа. А в начале 20 столетия здесь искали вдохновения поэты Серебряного века. И дама с большим чёрным бантом на голове, переживая любовную драму, рифмовала сад и ад.

Он сказал: «Прощайте, дорогая.

Может быть, я больше не приду».

По аллее я пошла, не зная,

В Летнем я саду или в аду.*

Долгое время в 20 веке, особенно в его второй половине, Летний сад, когда-то регулярный, выглядел уже сильно запущенным, с чахлыми безжизненными газонами, болеющими липами. Со скульптурами, на зиму заколачиваемые в деревянные скворечники, напоминающие туалетные будки на огородах. И никуда не деться было от вандалов, что обязательно норовили отбить пальцы, руки, ноги мраморным богиням. Или выломать чугунную голову Медузы горгоны из южной решётки ...(в один из летних дней 1979 года пострадало 26 скульптур!)

Нет-нет! Мы его любили и таким бессистемным, безстилевым, захолустно просторным. Но с огромной круглой цветочной клумбой. К великому сожалению он не выглядел парком в пейзажном стиле. Заброшенным - да, особенно с точки зрения ландшафтного дизайна. То ли дело Михайловский сад! Всем, кто тоскует по английскому пейзажному парку – туда! Да и кто ж такое не любит? Когда деревья и кусты посажены, будто они сами так красиво сгруппировались, собрались хороводы водить и соло выступать. Суть английского пейзажного парка в том и заключается, что парк притворяется чуть ли не лесом в первозданном виде. Сейчас Михайловский привели в такой великолепный вид! Стоит покинуть Летний сад, перейти дорогу, потом по Садовому мосту через Мойку, и вот он раскинулся...

А я останусь пока здесь, в Летнем саду, столичной резиденции российских императоров, а это отнюдь не сад культуры и отдыха.

Сейчас, когда провели грандиозную реставрацию, вернули часть фонтанов, с каждым годом он хорошеет. Высадили много новых деревьев, болеющие деревья подлечивают. Те, что после обрезки поначалу смахивали на пальмы, выпустили ветки-волчки и приобрели вполне выздоравливающий вид.

Шпалерные липы подросли и загустились, получая открытый солнечный свет между деревьями, вернее под ними. (Не просто же омолаживали старые деревья, занимаясь обрезкой нижних ветвей.)

Появился Менажерейный пруд с беседкой**, Аптекарский сад, восстановили деревянные павильоны. В одном из них, Птичнике, теперь Археологический музей Летнего сада с предметами из раскопок и снимками всех стадий реставрации. И интерактивными экранами. А напротив музея - клетки для живности. Мне понравилось решение - за сеткой в клетках вместо животных выставлены их фотографии в натуральную величину. Зоозащитники могут радоваться, никто животных не мучает, на их содержание не требуются деньги, да и запах стоит травянисто-лесной - парковый.))

Во время реконструкции вернули к жизни фонтаны. Но только те, о которых были найдены данные, достаточные для восстановительных работ. Раскопанные фундаменты зафиксированы и над ними восстановили то, что мы теперь видим. Точные копии. В одном из боскетов музеефицирован фонтан "Лакоста". Над раскопом установлена галерея с полом из стекла и видны трубы и кирпичная кладка петровского времени- законсервированного фонтана.

Любопытно заглянуть в глубь веков. Хотя... Какой это возраст - 300 лет???

Работы продолжаются и сейчас. Садом занимаются, берегут и обихаживают. Цветут и созревают апельсины и лимоны, выставленные в кадках вдоль центральной аллеи, растут на Аптекарском огороде пастернак и помидоры, кабачки с тыквами и сельдереем, лаванда и душица. И плавают в Карпиевом пруду не обращая внимания на людей лебеди Руслан и Людмила.

Честно сказать, не думала, не собиралась писать о реставрации. Но приехала с подругой послушать выступление военного оркестра, а тут выставка на главной аллее. Из архивов представлены все основные проекты ландшафтных решений за 18, 19, 20 век. И можно сравнить, что было задумано, что сделали, чего не стали делать. На мой взгляд, то что осуществили - самый гуманный вариант для живого сада.

По главной аллее дошли до площадки фонтана "Гербовый". Меня туда как на звук дудочки Крысолова прямо затягивало струйкой новогоднего аромата. На площадке густо витал запах ельника, казалось что в воду специально налили хвойные ароматизаторы. На моём веку елей в Летнем саду не было! Обошли вокруг фонтана, заглядывая во все коридорчики между шпалерами, пока наконец я не нашла источник аромата. Это в боскете "Крестовое гульбище" стригли молодые ели, придавая им идеальную форму.***

Дошли почти до Дворцовой набережной. Здесь у Лебяжьего мостика устроена настоящая прогулочная зона для царствовавших особ 18 века. Реконструирована чудесная площадка "Парадный партер" с "Коронным фонтаном", будто перенесённым из Петергофа, со скульптурами, орнаментальными газонами и дорожками из битого ярко-оранжевого кирпича. Рядом с такой красотой хочется выглядеть тоже по-царски... Неспешно прогуливаясь под липами.

У меня зонтик вместо трости. Удобно. И спешить уже некуда. Только созерцать великолепие и дышать, дышать этим воздухом. День нашей прогулки совпал с днём рождения Анны Андреевны. И как же не вспомнить и не подикламировать :

Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой. ****

Как раз роз нам с Леной не хватило. Но какие годы у Сада?

А решётка Фельтена! Лёгкая, стремительно возносящаяся и, как на струнах арфы, на тонких чугунных стержнях - элегантно скромные золотые медальоны-розочки. И ритм классических колонн из розового гранита с вазами на верху. И коронованные кружева главных ворот, и два чугунных «веера» из копий с золотыми наконечниками, как заключение и переход между оградой сада и мостами.

А за оградой Нева...

С другой, южной стороны сад ограждает решётка по проекту Шарлеманя – с Медузами горгонами. Тут у Карпиева пруда стоит темно-красная порфировая ваза, подарок короля Карла XIV в знак окончания войн между Россией и Швецией. Эта прекрасная ваза осталась в стихах Вс. Рождественского, как его"порфирная подруга"

К чему ей пустая манерность

Условных и пышных красот,

Когда она вся соразмерность

И линий высоких полёт?

Выйдя из Летнего сада с южной стороны перед тобой открывается вид на Инженерный замок, Фонтанку, Мойку, она тут как раз из неё вытекает. Стою в задумчивости. И смотрю на скульптуру Геракла. Он тоже в задумчивости стоит на широкой лестнице замка. Опёрся на свою дубинушку. Ему б мои проблемы))

Направо пойдёшь – к Марсову полю попадёшь, налево пойдёшь...

Мне налево больше по душе.

_____________________________

*отрывок из стихотворения И. Одоевцевой
** Удивительно, как Пётр любил воду. Летний дом окружён водой с трёх сторон. Набережной не было и Нева в то время подходила к самому фасаду дворца, с другой стороны вырыт гаванец, где швартовались шлюпки, завернувшие из Невы в Фонтанку и приставшие у дворца. А Пётр потребовал вырыть пруд, можно сказать с четвёртой стороны. И в этом пруду по центру поставить беседку. Ну вот любил он на лодочке добраться до беседки и оставшись наедине предаться своим размышлениям...
*** На самом деле, оказывается, на месте Марсова поля триста лет назад как раз существовал ельник.
****Отрывок из стихотворения А.А. Ахматовой "Летний сад"
***** Отдельно хотелось бы отметить. Прочитала в книге "Летний сад" Виктора Абрамовича Коренцвита, который занимался изучением и руководил археологическими раскопками в Летнем саду 30 тридцать лет, удивительную вещь. Даже не то, что в новгородских писцовых и окладных книгах конца XV – начала XVI веков на месте Летнего сада упоминается русская деревня Усадище. Потом уже там будет усадьба фон Конау.
То есть совсем не пустом месте...
А про хоромы Петра I.
Вот то, что ...в монографиях, посвященных первому архитектору Петербурга,в популярных брошюрах, буклетах и энциклопедиях Доменико Трезини считается бесспорным автором проекта Летнего дворца.

Коренцвит пытается доказать, что его истинным автором, как и автором соседнего здания Людских покоев, был сам Петр I.
В собраниях музея Академии художеств в Петербурге имеется рукописный чертеж, который в каталоге значится как «неосуществленный проект Летнего дворца».
Я не буду пересказывать все доказательства, но вызвал улыбку такой момент

"Есть в проекте странные ошибки: в сенях у подножия парадной лестницы расположен (кто бы мог подумать!) туалет. Не поверив своим глазам, я обратился к архитекторам. Да, это «очко», точно также изображены и остальные нужники вэтом здании. Трудно представить большую нелепость, чем вход на лестницу через нужник,но мы увидим, что этому странному казусу есть рациональное объяснение. В двух одинаковых по размерам комнатах в северной половине дома расположены в одной два окна, в другой – лишь одно. Странно выглядит оконный проем, освещающий полутемный коридор:на чертеже он получился «кособоким», так как с трудом втиснулся в пределы ограниченной пилястрами центральной креповки. Если нарисовать фасад в точном соответствии с планом,то простенки между окнами получатся разной ширины; между тем на чертеже они одинаковые.

Несоответствие плана фасаду – грубая ошибка, за которую «архитектурии ученикам»,как в прежние времена, так и сейчас, ставят «неуд».

Читатель, вероятно, уже догадался, к чему мы клоним: профессиональный архитектор не может так чертить!"
В. А. Коренцвит. «Летний сад Петра Великого. Рассказ о прошлом и настоящем»

Это ведь и о характере самого царя-Петра, о его желании во всё вникать ...до самой сути :))

_____________________________


Приложение 1. к Летнему саду. Ограда

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

1. Решётка Летнего сада и веер стыка с парапетом Прачечного моста.

2.Главные ворота. Вид из Летнего сада.

3.Главные ворота. Вид с набережной.

4.Фрагмент гл ворот

5. За оградой Летний дворец Петра первого

6. Петропавловский собор за Троицким мостом.

"Я к розам хочу в тот единственный сад,

где лучшая в мире стоит из оград."

Чудо оно и есть чудо. И вот ради того чуда...

В XIX веке в Петербург прибыл очень высокий гость. Говорили, будто бы он являлся членом британской королевской семьи.

Путешественник был уже стар и отправляясь в путь объявил своим близким, что он не может умереть, не повидав одно из чудес света в столице Российской Империи.

Прибыл он в Петербург по морю на своей личной яхте.

В столице в это время стояла пора белых ночей. Одно это было уже волшебством.

Великолепный парусник вошёл в Неву и бросил якорь напротив Летнего сада.

Представители знатнейших родов Петербурга приглашали путешественника сойти на берег, дабы осмотреть город и ознакомиться с его красотами.

Но ...

Путешественник вежливо отказался, сославшись на то, что он уже увидел чудо и ничего более прекрасного он уже никогда не увидит...

Приложение 2. к Летнему саду

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

В левом нижнем углу на фотографии фрагмент "Аптекарского огорода.

В кадках - цитрусовые. Вокруг фонтана грядки с пастернаком, кабачками, лавандой и пр.

Ах, как приятно в день весенний

Урвать часок на променад

И для галантных приключений

Зайти в веселый Летний сад.

Там, средь толпы жантильно-гибкой,

Всегда храня печальный вид,

С разочарованной улыбкой

Поручик Лермонтов стоит! . .

А белой ночью, как нелепость,

Забывши день, всю ночь без сна

На Петропавловскую крепость

Глядеть из темного окна!..

И, лишь запрут в Гостинном лавки,

Несутся к небу до утра

Рыданье Лизы у Канавки

И тoпoт Меднаго Петра!..

Ах, Санкт-Петербург, все в тебе очень странно,

Серебряно-призрачный город туманов!

Ах, Петербург, красавиц "мушки,"

Дворцы, каналы, Невский твой!

И Александр Сергеич Пушкин

У парапета над Невой! . .

Из сборника Николай Агнивцев. Блистательный Санкт-Петербург 1923 год.

И наверно в Приложении стоит поместить кое-что про Коренцвита.

О себе.Виктор Абрамович Коренцвит.В 1969 г. окончил ЛГУ, Исторический факультет, кафедру «Археология». Раскопки в Новогрудке , Илурате под Керчью, Ольвии на Бугском лимане, Елизаветинское на Дону. С 1974 г. по 2010 г. вел раскопки на территории Петербурга и дворцовых пригородов.

Трудовая деятельность связана с реставрацией и охраной памятников архитектуры Петербурга. 30 лет работал в реставрационных проектных организациях. 12 лет - в органах охраны памятников (ГИОП, КГИОП). Автор более 100 публикаций, исторических справок и научных отчетов о раскопках в Летнем саду, Петергофе, Ораниенбауме, Павловске, Царском Селе, Троице-Сергиевой пустыни, Приютине, Петербурге, Пскове, Тихвине. Книга «Летний сад Петра Великого». СПб., 2015 г.

По данным исследований разработаны проекты реставрации Летнего сада и ряда объектов в Петергофе, Ораниенбауме, Павловске, Царском Селе, Приютине, Тихвине. Около 60 памятников, условно говоря, археологии Петербурга взято под охрану, в том числе: Химическая лаборатория М. В. Ломоносова, церковь Рождества Богородицы (Первый Казанский собор), деревянный Зимний дворец на Невском пр., фонтаны в Летнем саду, Ораниенбауме, Петергофе и пр.

Нашел на территории Троице-Сергиевой пустыни захоронения архитектора А. И. Штакеншнейдера, принца П. Г. Ольденбургского, герцога Н. М. Лейхтенбергского, лицейского друга Пушкина канцлера А. М. Горчакова, героя войны 1812 г. Н. С. Сулима (деда П. Кропоткина). Установил, опираясь на исторические планы, местонахождение утраченных захоронений для установки на кладбище Пустыни крестов.

Приложение 3 к Летнему саду

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

При жизни Петра летом в парадной части сада проходили ассамблеи и торжества в честь побед в Северной войне.

В боковых аллеях накрывали столы, а в самой большой средней устраивали танцы. Аллеи были украшены скульптурами, которые по приказу Петра доставили в Петербург из Италии.

Царь хотел, чтобы скульптуры стали не просто украшением парка, но и способствовали просвещению гостей: каждая из них олицетворяла какое-то понятие - времена года, стихии, время суток, кроме того, некоторые скульптуры изображали героев античных мифов.

На верхней правой фотографии парадный партер с "Коронным фонтаном".

Значит за спиной - дом И.И.Бецкого, дворец принца Ольденбургского

Немножко хулиганистого:

В 1791–1796 годах здесь жил баснописец И.А.Крылов. Здесь он обустроил типографию, где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Кроме того, Крылов любил музицировать на скрипке. Причем делал это он весьма экстравагантным образом — обнаженным. И дамы, которые прогуливались по Летнему саду, частенько видели в открытых окнах совершенно голого мужчину, играющего на скрипке. Пришлось вмешаться полиции, которая предписала Крылову «спускать шторы, в то время как он играет, а то по саду в этой части гулять нельзя».

Приложение 4. к Летнему саду

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

Художник Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947). 1921 год.

"Развлечения подростков в императорском саду Петрограда."

Приложение 5. к Летнему саду

Санкт-Петербург, Факсимиле, Корзникова

"Парадный партер" с "Коронным фонтаном"

На переднем плане скульптура "Похищение сабинянок".


Пролог
Глава 2. Улица Пестеля. Туда



© Л.В. Корзникова. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх