Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Senzar "Я не хочу такого перерождения!"

Блюдо с кровью, остро приправленное сарказмом. Предназначенное к поеданию без ножа и вилки. А если серьёзно, книжка меня неожиданно удивила. Поэтому всё ниже сказанное ни в коем случае не претендует на объективность.

Мне понравилось! Увлекательно написано, по тексту буквально летишь, не останавливаясь. Несмотря на значительный объём, не создаётся впечатления большой книги, именно потому, что проглатывается на на раз. Следить за "пирушками" персонажа становится интересно почти сразу, несмотря на мою личную нелюбовь к кровавым сценам. Вообще, с самого начала и до конца романа, в нём сплошные оторванный головы, распотрошённые части тел, питьё крови и пожирание душ. Но как-то всё это... энергично преподносится, поэтому отторжения не вызывает.

Мне не понравилось! Я не люблю компьютерные игрушки. Поймите правильно, в книге вовсе не игрушка, несмотря на некоторую специфику построения и упоминание Системы. Если даже вы, как и я, ни разу в жизни не играли ни в одну компьютерную игру - это не значит, что вам не понравится произведение. Но я отвлеклась. Благодаря автору, я поняла, чем именно мне не нравятся компьютерные игрушки.

В игровом мире, каким бы сложным он ни был, ограниченный выбор. А когда этот выбор тебе навязывают и от него нельзя отказаться - получается абсолютная несвобода. Либо делай так, либо иди нафиг!

Игровой ресурс конечен. Ты можешь пройти все уровни, набрать кучу очков, баллов, способностей, но общий смысл не будет отличаться от тетриса: сыграл, выиграл, получил "призовую игру" - всё, либо начинай сначала, либо ищи что-то новенькое. Теряется смысл, приходит разочарование.

Но всё это - лирические отступления. Теперь поговорим о романе "Я не хочу такого перерождения".

1. Персонажи

В произведении их много, большая часть - проходные, на один-два эпизода. Основной герой один - парень по имени Вася (Дюшер - в том мире, куда он попадает по воле Богини). Саму Богиню я бы не поставила в ряд основных действующих лиц, несмотря на то, что она там - нечто вроде "двигателя прогресса". Она мне напомнила мыслящую программу, способную изображать некоторые эмоции и совершать некоторые вполне человеческие действия, чтобы "подбодрить" игрока. Увидеть за ней личность не удалось, но наверное, так и было задумано. Какая же она личность, когда поступает по ею же выработанным шаблонам, без возможности свернуть вправо или влево (например, испытать чувство сострадания или настоящую ненависть)?

Теперь про Васю. Одинокий парень, как выразился сам автор - компьютерный задрот, у которого в жизни одна радость: новеллы про попаданцев и компьютер. Именно его зашвыривает в сложный мир, где несколько уровней, все друг друга едят с переменным успехом и на каждом шагу - только опасности, больше ничего.

Не исключено, что сам мир, в который попадает Вася, скомпилирован Богиней именно под него, под его мышление, собран из самых гадостных кусочков тех новелл, которые ему так нравились. Он становится злодеем, Монстром - но правильно ли называть такое существо монстром на фоне мира, в котором каждый первый с лёгкостью питается человечинкой?

Вася вынужден проходить через накопление сил и способностей, путешествовать по уровням мира, в которые его занесло. У него, в принципе, нет выбора. То есть, он может убивать одних и пытаться защищать других, завести семью и даже надеяться, что его жена родит ему ребёнка. Но всё это в любой момент сворачивается в жгутик серой дымки - и исчезает. И все попытки Васи остаться человеком терпят крах не потому, что он мало старался, а потому, что такой возможности у него не было изначально.

Под конец он вроде бы находит единение с Богиней, но так ли это на самом деле? И сможет ли существовать тот персонаж, в которого превратился Вася/Дюшер, набрав бесконечное количество силы и способностей? Это вопрос к автору.

2. Символика

Когда я дошла до конца книги, мне пришло в голову, что за всем этим может скрываться подсознательное неприятие смерти в том понимании, которое распространено среди людей. Герой умирает, после чего проявляется в некоем ином мире, накапливает силы, под конец становится практически неуязвим и сливается с руководившей им высшей сущностью. Это не бессмертие, это протест против смертности человека. Возможно, только я увидела за содержанием книги такой философский подтекст, но автор часто пишет больше, чем сам осознаёт. Да и откуда мне знать, что осознаёт автор? В отличие от дипломированных психологов, я не считаю, что один человек может понять мотивацию другого. Мы себя-то не всегда понимаем.

3. Художественная выразительность

На первый взгляд, текст написано очень просто. Я не буду цепляться к мелочам, упомяну лишь общее впечатление. Выразительность достигается путём конкретизации деталей. Например, когда автор говорит о Васе:

"— Вот бы мне когда-нибудь переродиться в могучего дракона! Или демона! Или, на худой конец, в героя! — прочитанное лезет в голову, мешая думать над задачей по математике".

Такие истории — это настоящая отрада для тех, кто не может нормально общаться с людьми и замыкается в себе.

Или описание Богини:

"...она милашка. Оно выглядело как помесь европейского и японского лиц, находящихся в полном балансе. По моему скромному мнению, это лучшее сочетание. Правда, красные глаза и светлые волосы придавали дикости образу, а вытянутые вертикальные зрачки его только усиливали".

Короткие, выразительные описания, иногда междометия, которые раскрывают эмоции не менее ярко, чем длинные занудные описания:

"— Ха-ха-ха, — нервно рассмеялся тот. — Мда..."

Картинка ведь сразу понятна!

И везде этот лёгкий, нескрываемый сарказм, который вместе с "пофигизмом" помогает герою выжить и побеждать противников.

Гулин выпучил глаза и посмотрел на шары уже по-другому. Теперь в его глазах горело желание. Надеюсь, у них нет побочного эффекта, а то я превращусь в какого-то магического наркодилера...

Хорошая находка: сны Васи, в которых он вынужден защищаться от своего "наставника", чтобы выработать навыки. Мне понравилось. Но чтобы оценить стиль - советую прочитать самостоятельно.

Послесловие

Автор утверждает, что это его первое произведение, но создаётся ощущение, что над романом велась долгая и тщательная работа. Поэтому получилось интересно и захватывающе.

В целом, книга не для широкого круга читателей. В ней много насилия. Можно сказать, что она вся, за исключением редких эпизодов, состоит из насилия. Иногда ощущаешь себя "попаданцем" в компьютерную игру. Там тоже постоянно кто-то кого-то мочит. Реалистичность не зашкаливает, но всё-таки присутствует, несмотря на полную фантастичность, стычки с вампирами и оборотнями. Герой не просто преодолевает все преграды, но и повышает свой "игровой уровень", наращивая неуязвимость. Соответственно, на каком-то этапе перестаёшь относиться к нему как к человеку, начинаешь видеть в нём именно персонажа игры (или кино).

И всё же, книга очень захватывающая! Не удивлюсь, если автор задумывал её, как идеальную новеллу, которую хотел бы прочитать сам. И у него явно получилось, потому что когда пишешь прежде всего для себя - становится интересно и другим.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх