Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Владимира Макаревича "Сын разведчика раскрывает семейные тайны"

Книга мне очень понравилась. Захватила, заставила перечитать дважды (не считая третьего просмотра перед тем, как писать рецензию). Легко, живо, без лишних рассусоливаний, просто и по существу. Именно так и должны, на мой взгляд, выглядеть настоящие мемуары.

Кстати, о мемуарах. Это удивительный жанр. Кому-то он может показаться скучным или слишком простым, но написать о своей жизни так, чтобы это стало интересно другим людям - очень сложно. Тут не обойдёшься россказнями типа: "Поехал я на деревню к дедушке и поймал вот такого леща!"

Самое ценное и самое интересное в мемуарной прозе для читателя - это умение автора отразить время, нарисовать характерную картинку, которая стала бы понятна другому человеку, насытить своё произведение информацией, а не только бередить собственные ностальгические чувства.

"Сын разведчика" Владимира Макаревича - это не только собранные в сборник воспоминания о забавных эпизодах из детства. Это возможность познакомиться с жизнью определённой группы людей, советских дипломатов (которые, как было сказано в одной старой передаче, все были разведчиками, отслеживая изменения в зарубежном мире и вовремя поставляя сведения своему правительству).

СССР того времени - это почти полная изоляция от других стран. Чтобы вырваться за границу, нужно быть особо убеждённым партийцем, которого со скрипом могут отпустить с делегацией, снабдив длинным списком, как себя надо вести и что говорить. Со спортсменами, которые выезжали на зарубежные соревнования, проводилась не менее плотная "просветительская" работа (после чего их возили определёнными маршрутами и толком они заграницы всё равно не видели).

И только дипломаты, которые подолгу проживали в чужой стране, имели подобие свободы. Хотя, я хорошо помню, как вернулась из Индии одна из моих одноклассниц. Её отец тоже был дипломатом. Её рассказы оказались очень скудны. Русских за рубежом селили на специальной территории, в особо отведённых местах. Они мало видели той таинственной, чужой жизни, которая нас так интересовала.

Автор произведения "Сын разведчика" смог вынести из своего пребывания в Каире - городе чужой, далёкой страны, гораздо больше. А главное, смог интересно пересказать, используя полученный в далёком детстве опыт, чтобы это вызвало любопытство сейчас, в 21 веке.

Стиль

Повествование ведётся простым языком, достаточно неторопливо, создавая впечатление отрешённости автора от тех событий, которые он упоминает. Рискну сказать, что именно так и нужно писать мемуары, стараясь не вносить в текст собственные эмоции и не ностальгировать открыто. Ведь ностальгия у каждого своя. Чужую понять сложно. А то, что непонятно, рискует сделаться неинтересным. Если автору удалось создать впечатление беспристрастного пересказа, читателю легче поставить себя на место персонажа и вникнуть в его историю, испытывая уже не авторские, а свои собственные эмоции.

Повествование

Каждый рассказ предваряет эпиграф. Обязательно их прочитывайте! Они выбраны писателем не спроста. По сути, каждый эпиграф передаёт основную мысль последующего текста.

Первый рассказ называется "Ртуть". Он - о неосведомлённости. У меня, как у читателя, после его прочтения возникло ощущение, что автор говорит о явлении, более обширном, чем частное незнание одной отдельно взятой семьи о том, что ртуть ядовита. Мы всю жизнь играем с опасностями, природу которых плохо себе представляем. То, что именно рассказ "Ртуть" поставлен первым в сборнике - очень символично.

Второй рассказ "Карниз" продолжает начатую тему. Теперь уже рамки сужаются и автор повествует об опасной детской забаве, вовремя замеченной взрослыми людьми. Мальчишки! Что только они не придумают, пока плохо знают жизнь! Интересно, что вырастая во взрослых, они мало меняют своё поведение, но рисковать начинают уже осознанно.

Далее автор рассказывает о своих детских впечатлениях, связанных с такой желанной мальчиковой игрушкой, как духовое ружьё. (Мне как-то раз такие мальчики чуть не прострелили ногу, зарядив ружьё гвоздём, вставленным тупым концом в пробку. Понятно, что ружьё было не такое, может, даже самодельное. В асфальт гвоздь воткнулся на сантиметр).

И конечно, не обошёл автор самого главного вопроса, который на определённом этапе детства очень интересовал советскую малышню. Это сейчас можно "обо всём на свете узнать в интернете". Детки, особенно когда собираются хоть небольшой компанией, страшно любопытны и вопрос, чем мальчики отличаются от девочек, их интересует в числе первых.

Забавным мне показалось наблюдение за тем, как местный египтянин, чтобы подольстить русским, кричит "Хайль Гитлер!" Египтянину всё равно, русский или немец перед ним, все светлее его самого. А с немцами местное население во время второй мировой воевало против англичан. Поэтому неразумный египтянин и не подумал, что русским его восклицания окажутся неприятными.

Рассказывает Владимир Макаревич и о том, как воспринимался тогда, в далёкое советское время, фильм "Судьба барабанщика" (кто из молодого поколения сейчас его знает?), и про отношение к ругани. Вспоминаем мы вместе о периоде, когда везде и всюду кукуруза считалась чуть ли не панацеей от всемирного голода. Все эти мелкие эпизоды детства создают общую картину того, как тогда жили, о чём думали, что считали правильным.

Среди этих общих проблем и событий автор выделяет частные моменты жизни своей семьи. Рассказывает про неожиданные конфликты и обиды. Без подробностей, но достаточно ярко, чтобы на это хотелось обратить внимание. У меня, например, возник вопрос: и как долго папа главного героя обижался на то, что его обозвали во время игры в шахматы?

Много места посвящено в рассказах истории семьи и маме. Это не удивительно, она показалась мне удивительной женщиной. И её собственная семья прожила удивительную историю, так похожую и одновременно непохожую на истории других семей в СССР. Всё было - и отношение к хохлам, и про белогвардейское прошлое, и про многое другое. Мне особо понравилось, что автор так много материала собрал из того периода, который ещё не мог видеть сам - о событиях до своего рождения. Хорошо, когда человек хранит эти воспоминания и может ими поделиться, возвращая нас к истории нашей страны. Она вся состоит из таких частных моментов, которые складываются воедино и формируют народ с его особым менталитетом и судьбой.

Есть среди рассказов и про первую любовь, и про детские шалости, среди которых много поступков, которые сам ребёнок ещё не в состоянии определить, как шалость. Но не забывает автор и про общий фон, постоянно возвращаясь к заграничной жизни. Например, милый и трогательный эпизод про то, как мальчик учился ездить на велосипеде и наехал на местного старичка-араба. Позабавило происшествие всех, в том числе араба, но только не самого автора, который с тех пор очень осторожно вёл себя на дорогах.

Всё есть в сборнике. И про молитву, и про взрывоопасные химические опыты с марганцовкой и глицерином, и про раскраску чернилами белых бантиков, и даже про то, как проснулся в мальчике первый писательский зуд благодаря пережитой неприятности. Немного жаль бедного араба, которого уволили за то, что не предупредив, сделал доброе дело для хозяйских детей. Про Таллин, про знойных негритянок и девушку Стасю с её непростой жизненной историей. Кажется, что некоторые из эпизодов запросто можно развернуть в приключенческий роман.

Пересказывать можно долго. Но наверное, куда лучше, если вы сами это всё прочитаете. Оно того стоит, потому что перед вами предстанет жизнь. Хоть мы и не любим чужие жизненные истории, страстно желая внимания только к самим себе, судьба другого человека, преподанная на фоне непростого исторического периода, не только развлечёт, но и наверняка принесёт пользу.

По поводу того, что не понравилось

Вот совсем не хочется об этом говорить. Понятно, что рассказы нужно ещё раз внимательно вычитать, подкорректировать, убрать повторы, поправить опечатки. Всё это - сущие мелочи. Поэтому и не буду об этом говорить.

Автору хочется пожелать, чтобы он продолжал в таком же духе. Мемуары нужны. (Кому не нужны - пусть проходит мимо). Хорошо написанные мемуары нужны вдвойне.

Пишите! У вас здорово получается!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх