Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Анны Макиной "Долина Белого Камня"

Есть в повестях Анны Макиной некая внутренняя поэтичность, которая подкупает меня как читателя. Повествование простое, без особой интриги. В том, что персонажи лишь кажутся обычными людьми, уверяешься сразу, с первой встречи. Поэтому и ждёшь, когда же приоткроется очередная тайна, с любопытством первопроходца, попавшего на не обозначенный ни на одной карте остров.

На этот раз речь пойдёт о произведении, главный герой которого - юноша по имени Мирген. Он - потенциальный носитель особого дара, природу которого в начале сам не понимает. Он ещё юн, с ним происходят странные вещи, так что Мирген считает, что болен некой таинственной болезнью, которая измучила его до крайности, но которую не могут распознать доктора. Он постоянно возвращается мыслями к смерти, считая, что это для него единственный выход - но оказывается, что это лишь начало. А его тяга к смерти - не более, чем указание на предназначение, которое ему суждено либо принять, либо отвергнуть, оставшись обычным человеком. Но кто же согласится остаться обычным, когда есть возможность получить новые способности, а с ними - удивительную жизнь и даже бессмертие?

Тут можно было бы усмотреть парадокс: юноша не хочет жить, но рад, что ему суждено стать бессмертным. Но жить надо ради чего-то. С появлением цели, появляется и смысл. А цель настолько необычна и велика, что отступают любые малодушные желания.

Почему-то мне кажется, что автор не просто знакома с верованиями, связанными со смертью, переходом из реального мира в загробный, а даже изучала этот вопрос в подробностях. После чего создала свой, некий усреднённый мир между бытием и небытием, который охраняют существа, способные не только расхаживать в человеческом обличье, но и обращаться в животных, наделённых мистическими способностями. Вспомните Цербера. Он из того же числа, только "переработан" нашим сознанием в пугающий миф. Человек страшится всего, что связано с переходом из реального мира в загробный, поэтому и Цербера не смог бы представить по-иному.

Цель персонажей понятна. Они помогают душам, едва покинувшим тела, не попасть в лапы демонов, найти правильный путь. Как говорят сами герои - они охраняют мёртвых. Такой интересной тематики мне ещё не приходилось встречать в художественных произведениях. Тема смерти как таковой затрагивается часто, но с других позиций.

Персонажи, с которыми знакомится главный герой, производят впечатление обычных людей. У каждого свой характер. Например, Кира, она же Кора Кобра - удивительно юная и одновременно древняя, уверенная в себе, простая и опасная для тех, кто встанет на её пути. Или Роман - в магическом мире - Рамзес Морской Кот, потомок древних фараонов, мудрый и сильный, способный отвечать на бесконечные вопросы новичка и легко добиться повиновения. Их много и они называют себя Стражами. В их число соглашается вступить Мирген, навсегда поменяв своё отношение к жизни и смерти.

Странные события переплетаются с обыденными: шашлыки, успокоительные капли в стеклянном стаканчике, путешествие на современном автомобиле - и таинственные катакомбы, которые служат своеобразным "опорным пунктом" для Стражей, охраняющих путь новопреставленных душ.

Наверное, нет смысла пересказывать содержание небольшого произведения. Всего 4 главы, с прологом и эпилогом. Поэтому перейду к критике.

В тексте есть незначительное количество помарок. В основном, это касается диалогов. Думаю, автору достаточно ещё разок перечитать произведение и ударить несколько раз на клавишу Enter. В целом текст чистый, вычитанный и грамотный, что я считаю огромным плюсом.

Описание природы. Когда писатель создаёт картинку того, что видел собственными глазами - это всегда чувствуется. Если я не права и Анна Макина не видела тех гор, холмов, берёзовых колок и юрт, о которых говорит - значит, она гений. Чтобы с такой лёгкостью "рисовать" перед читателем картинки окружающего мира, нужно очень хорошо их себе представлять. Иначе будет много слов и мало смысла. А тут:

"Ветер перебирал ковыльные метёлки на лугу, шевелил листья на ветвях деревьев. На склоне низкого холма росла маленькая берёзовая роща, а на её опушке устремлялись к солнцу в зените высокие малиновые соцветия иван-чая. В ажурной тени берёз..."

И так далее! Красиво, понятно и поэтично. Или описание кладбища:

"Кое-где сохранились памятники советских времен с красными звездами, но больше попадалось крестов. Пахло разогретыми травами. Над головой ветер шелестел листьями берёз, и в их тени было чуточку прохладнее".

"Ветер перебирал чёрные ленты запылённых венков. Искусственные цветы уже выгорели на ярком летнем солнце".

Ничего необычного. Кажется, что каждый может так написать. Но почему тогда не все пишут, предпочитая тяжеловесные, сложносоставные описания, в которых картинка не рождается, а безнадёжно исчезает? Автор "Долины Белого Камня" не тратит много слов, зато даёт впечатление:

"Очертания гор и холмов напоминали то гребни на хребте дракона, то плавные изгибы женской фигуры".

Этого достаточно. Но это надо увидеть, чтобы написать.

По подаче персонажей, событий или даже схватки с птиценогими тварями у меня замечаний нет. Всё чётко и динамично. Мотивация главного героя понятна. Интересный юноша получился!

А вот к финальной главе у меня замечания есть, поэтому перейду к ним.

Я не совсем поняла задумки автора. В четвёртой главе происходит диалог между Миргеном и его новыми знакомыми. В этой беседе автор выкладывает практически всю информацию по Стражам, их происхождению, особенностям, возрасту, назначению и прочее и прочее. Иными словами, глава пересыщена информацией.

Если "Долина Белого Камня" - это начало большого произведения, то все сведения сразу и не нужно выдавать. Достаточно, что Мирген ушёл учиться, а в дальнейших его похождениях он оценит каждого из своих новых друзей и начальников, смысл их дела и познакомится с иерархией.

Если "Долина Белого Камня" - законченное произведение, то длинный диалог с пояснениями тем более не нужен. Лучше оставить что-то на фантазию читателя, дать основное, а ключевые моменты пояснить, например, в эпилоге: "Вскоре он узнал, что такая-то старше такого-то, что они занимаются тем-то, что..." - и так далее. И желательно коротко, в один-два абзаца. Иначе исчезает прелесть художественного произведения. Не помогает даже живая непосредственность Миргена, у которого просто неиссякаемый источник вопросов о своей новой жизни.

Мне, как читателю, конечно хочется, чтобы "Долина" оказалась началом чего-то большего. Потенциал я вижу значительный. На тему, которую предложила Анна Макина, можно огромный роман написать. Но решать автору. Поэтому напоследок (без всяких там оценок) скажу: пишите! Это интересно. А интерес читателя к произведению - самый главный результат, который хочется пожелать любому автору.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх