Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на рассказ Анны Веневитиновой "Мерцанка"

Люблю произведения, в которых "словам тесно, а мыслям просторно"!

Рассказ мне понравился. Он затрагивает тему, общую для множества современных писателей, даже если они сами об этом не задумываются. Это явление называется - эскапизм.

А сейчас будет длинное (боюсь, длиннее самого рассказа) отступление.

Термин эскапизм появился в 1939 году и очень быстро закрепился в значении "бегство от реальности". Явление имеет как отрицательные, так и положительные стороны. В частности, эскапизм может привести человека к творчеству: он начинает создавать свои воображаемые миры, описывать их - и в результате становится писателем, художником, музыкантом. Некоторые люди, которым крайне не нравится окружающий мир, сбегают в лес, чтобы вести уединённый образ жизни, не соприкасаясь с остальным обществом. Это тоже эскапизм.

Лёгкий эскапизм в психологии рассматривается, как способ снятия стресса. Человеческая психика ищет разрядки, поэтому человек начинает сочинять, становится поклонником ролевых игр, киноманом, сексоголиком, алкоголиком. Иногда бегство выражается в приёме наркотиков и психтропных препаратов.

Аутизм иногда признаётся крайней степенью эскапизма, но этой областью уже занимается не психология, а психиатрия.

Я бы добавила от себя, что ностальгия - тоже пример эскапизма. Пожилой человек понимает, что большая часть его жизни уже прошла и впереди его ждёт только старость и смерть. Поэтому он начинает идеализировать прошлое, хотя на самом деле, оно дорого ему по одной причине: тогда он был молод, полон сил и у него всё ещё было впереди. "Убегая" в воспоминания о прошлом, занимаясь восхвалением прошедшего времени, человек отгораживается от настоящего, где ему уже ничего не светит.

Несмотря на то, что термин "эскапизм" появился в XX веке, это явление много раз описывалось в литературе. Первым литературным эскапистом можно признать Дон Кихота. Произведение о "хитроумном рыцаре" Мигеля де Сервантеса Сааведры впервые было опубликовано в 1605 году. Дон Кихот спасается от обыденной, однообразно скучной реальности, воображая себя рыцарем, совершает множество глупостей, пытаясь переделать окружающий мир под рыцарские романы и многократно терпит поражение. Вернувшись в реальность, он умирает.

У Генрика Ибсена, в его произведении "Пер Гюнт" (впервые опубликован в 1867 году), тема экскпизма затрагивается, когда речь идёт о безотрадном детстве персонажа. Мальчик и его мать постоянно сочиняют разные приключения для себя самих, чтобы хоть на время забыть о реальности, в которой пьющий отец-бездельник и очень тяжёлая жизнь.

Яркий пример XXI века - Российский фильм "Кома" (2020 год) режиссёра Никиты Аргунова. В нём главный "злодей" создаёт возможность "убежать" от действительности в сложный, многосоставной и зрелищный мир при помощи комы.

Вернёмся к рассказу.

Фима - пожилой человек, когда-то он был доцентом столичного вуза, теперь - пенсионер, который коротает свои дни в деревне Нижнее Днище, торгуя семечками на местном рынке.

Безотрадную картину существования персонажа автор даёт в пару коротких абзацев, скорее обозначает, чем описывает, но всё становится понятно. Перспектив у пенсионера никаких, жизнь прожита и даже то дело, которым он занимался и за которое получал вознаграждение, выглядит сомнительным с точки зрения практической пользы для человечества.

Но у Фимы находится возможность сбегать от скучной действительности и становиться "самим собой" в мире, где достаточно того, что он - просто Фима. И это отличает его от всех, кого только можно встретить.

Автор рассказа проводит параллель с картофельным полем. Картошка себя не осознаёт, ей всё равно, картошка она или баклажан. Наверняка, именно такой "картошкой" персонаж чувствует себя в реальности. Там ему больше делать нечего. Лучше бродить по мирам, в которых довольно всё время идти вслед за солнцем, чтобы оно не закатывалось, а по ходу продвижения может, удастся по-настоящему кого-то спасти...

Такие миры, в которых ты отличаешься от миллионов "картошек", просто потому, что ты - это ты и носишь своё имя, устраивают героя гораздо больше. Может, он был бы рад вообще не возвращаться в реальность. Никогда. Тут, где он оказывается в очередной раз, ему гораздо комфортнее, даже если приходится претерпевать трудности и сражаться с опасными противниками.

Впечатление от рассказа остаётся безотрадное. Конечно, человек сам выбирает, прожить ли ему остаток дней, радуясь окружающему миру, или замкнувшись в свои грёзы. Есть хороший фильм на подобную тему: "Вторая жизнь Уве" (реж. Ханнес Хольм, Швеция, 2015). Его персонаж хотел "убежать" от действительности, повесившись. Но жизнь повернулась так, что он оказался нужен окружающим. Преодолев ностальгию, он ещё успел в своей жизни порадоваться, принести пользу, а однажды тихо скончался в своей постели. Но ушёл не чокнутым старикашкой, который только раздражает окружающих, а человеком, о котором будут вспоминать с теплом.

Тема эскапизма в рассказе "Мерцанка" выражена отлично. Стиль - ровный, добротный, легко читаемый. Я уже привыкла к тому, что произведения Анны Веневитиновой - это всегда удовольствие и от получения интересной информации, и от самого процесса чтения.

Замечаний нет. Уверена, что автор работает над каждым словом, поэтому добивается совершенства стиля. По содержанию - Фиму жаль. Такие, как он - явление нередкое.

Спасибо за то, что затронули столь непростую тему!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх