Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на роман Константина Бояндина "Обратный отсчёт"

Во время прочтения частенько звучала эта "шарманка":
"Зависая над земною жизнью бренной,
Как в лесу над муравейником склонясь,
Неопознанные странники Вселенной
Скрупулезно изучают нас".
(Р. Рождественский, "НЛО")

Вряд ли у меня получится написать стройную рецензию на книгу "Обратный отсчёт". Она написана потрясающе, захватывающе, с огромным количеством увлекательных подробностей, в которые погружаешься с головой. Но если начать говорить о ней детально - не избежать многочисленных спойлеров. Поэтому я попробую поделиться мыслями, к которым меня подтолкнуло прочтение.

Господин Бояндин создал не просто оригинальный мир, а целую систему, в которой есть место даже синтезированным мирам, создаваемым конкретным человеком. Счастье, что такой человек - один на несколько миллиардов. Худо, что обладающие могущественными технологиями стороны с самого начала не могут договориться между собой и действовать сообща. Под конец, они всё-таки договариваются, но сначала создаётся чёткое впечатление, что они излишне секретятся друг от друга. Впрочем, невозможно не секретиться, когда технологии этих "сторон" отступают друг от друга наверное, на тысячелетия научно-технического прогресса. Поясню проще: это когда нормальные способности одних воспринимаются другими как магия.

Все прочитанный мной произведения автора связаны между собой. Мир в них общий и он не теряется. Его сущность остаётся и постепенно развивается, дополняясь новыми деталями. Я бы рискнула порекомендовать тем, кто захочет детально изучить "вселенную" Константина Бояндина, читать его произведения именно в таком порядке: "Обряд", "Ведьма", "Фуга с огнём", "Гори, гори ясно" и "Обратный отсчёт". Это позволяет оценить созданный писателем мир со всех сторон, посмотреть с позиции персонажей, которые точно так же знакомятся с таинственным и неведомым, существующим рядом, в их реальной жизни.

Феномен мирового зла

Тема, как все понимают, популярная для современной литературы и кинематографа. Но начну не с неё.

Когда читаешь "Обратный отсчёт", создаётся то же ощущение, что и у персонажей: человек - не главный на Земле. Настолько не главный, что некоторые "высшие" сущности защищают его, как редкий вид животного мира. Иногда среди людей появляются те, кто умеет не просто смотреть, но ещё и видеть то, что скрыто от глаз большинства. И тогда за ними начинается охота.

Противоборствующих сторон куда больше, чем две, хотя в результате оказывается, что они действуют сообща против общего врага. Этот враг поначалу не совсем понятен, а в конце непонятен совсем. Но в его наличии почему-то не остаётся сомнений.

Интересно, что ИИ действительно имеет "оператора", даже если кажется, что он действует сам по себе. Тут я бы поставила автору ещё один особый респект. Тематика искусственного разума, который "по своей воле" решил избавиться от людей - всегда граничит с дурным комиксом. Даже самая совершенная вещь может лишь имитировать свободную волю, по заранее вложенной программе. Нужно нечто большее, чем единички и нолики, чтобы научиться "хотеть". Поэтому конкретный разум, стоящий за "коварным" ИИ - понятнее для восприятия.

Итак, что такое "мировое зло"? Кажется, человек не может не фантазировать на тему этого "противоположного полюса"... чему? Добру? Нечто такое, что прорывается на Землю лишь за одним: посеять хаос и уничтожать всё живое. И для достижения цели "оно" пытается создать и открыть некие "врата". Честно - я не совсем поняла, зачем же нужно было "злу" непременно устроить на Земле "судный день" (власть, ресурсы, еда?). Но от этого сюжет книги не становится менее интересным.

Путешествия

Не помню, кто первый "изобрёл" гиперпространство. Точнее, некое пространство, отличное от обычного, через которое можно "перепрыгивать" огромные расстояния и оказываться в нужной точке, не прибегая к телепортации. Но путешествовать можно и через "коридоры" или "проходы", которые открываются не только между отдельными участками Земли, но и между иными планетами в отдалённых звёздных системах. Нужно лишь иметь достаточный запас энергии (или достаточный уровень морально-технического развития) - и гуляй куда хочешь!

У автора замечательная способность - делать так, чтобы его версия мироустройства казалась реальностью. Пока читала, вспомнила, что несколько лет назад случилась сильная магнитная аномалия и действительно, северное сияние видели в самых неожиданных местах по всему миру (в том числе и в Новосибирске). Именно такие, реальные вкрапления, создают эффект присутствия. Читать интереснее, когда автор позволяет тебе вжиться в обстановку, прочувствовать её так, словно ты находишься внутри созданного им мира, буквально живёшь в соседнем городе.

Позабавили некоторые детали. Например, персонажи используют в качестве "двери" для своих путешествий в пространстве помещения моргов. Добровольно никто не сунется, замаскировать вход под обычный холодильник не представляет труда. Гениально!

Заманчивая идея: некоторые люди, погибая, на самом деле оказываются на отдалённой планете вселенной и там продолжают жить. Вам никогда не приходилось задумываться о чём-то подобном? Смотришь на звёзды и кажется, что именно туда, в недосягаемость, переселяются те, кто уходит.

Вкрапления

В тексте постоянно соприкасаешься с упоминаниями других известных произведений. Многие из упомянутых вселенных мне неизвестны. Просто не заинтересовали в своё время. Это не мешает восприятию. Текст понятен, в нём не остаётся дыр из-за того, что я не смотрела "Звёздный десант" или не читала фантастические ужастики Лавкрафта (тем более, не играла ни в одну компьютерную игру, чем безмерно горжусь).

А вот ещё одного писателя, который мне чем дальше по тексту - тем сильнее лез в голову, автор не упомянул: Роберта Желязны. Есть в романе нечто общее с Хаосом. Противоположность Янтарю (Амберу), Хаос позволяет видоизменять практически всё. В "Обратном отсчёте", как выясняется, независимые друг от друга стороны тоже обладают властью "видоизменять" очень многое. Не произвольно, а "по науке", но граница между наукой и волшебством весьма условна для того, кто отстал по развитию научно-технического прогресса на несколько столетий.

Возможно, в произведении многовато "научных объяснений" и детализации (особенно в области математики и смежных наук - для меня это тёмный лес). Тем более, что сам автор, устами одного из персонажей, признаёт: некоторые вещи невозможно объяснить, потому что уровень осведомлённости собеседника на несколько порядков ниже. Сперва нужно изучить кучу всего, а уж потом приступать к разъяснению "тонких материй". Но учиться - процесс естественный для человека. Мы всю жизнь чему-то учимся. Главное, чтобы были хорошие учителя.

Одно маленькое замечание всё-таки сделаю напоследок. Первые несколько страниц воспринимаются с некоторым трудом. Возможно, кто-то и не заметит, но текст мне показался запутанным. В нём сперва ухитряешься завязнуть. Не могу конкретно сказать, почему именно. Может, события странные и непонятные и в них сперва нужно вчитаться.

С главы "День 45. Непредвиденное" этот эффект исчезает и дальше уже катит как по маслу.

Финал очень понравился. Хотя сцена с песнями в кафе как-то не задела. Показалась лишней. Но это - сугубо моё восприятие.

Собственно, на этом хотелось бы закончить. Роман большой, насыщенный событиями, остросюжетный и захватывающий. Даже если есть в тексте мелкие недостатки - они проходят незамеченными.

Как всегда, будут зеркала, сгустки тьмы, зомбированные люди, жаркие схватки... Так много всего, что даже не буду пытаться перечислить. Это нужно оценить самостоятельно!



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх