Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Рецензия на неоконченный роман Анны Веневитиновой "Лазаревское кладбище"

Рецензия на первые главы, но я очень надеюсь своим скромным мнением стимулировать автора продолжить начатое.

За интригующим началом хочется увидеть необычную историю. Тем паче, предпосылки к ней уже есть, а в прологе для особо нетерпеливых уже раскрываются некоторые нюансы, указующие на незаурядность детектива.

Всё начинается с "наследства", обнаруженного на чердаке. Вы когда-нибудь лазали по чердакам? Мне приходилось. В родной финской деревне на чердаке хранились удивительные сокровища, которые сейчас я оценила бы куда выше, чем в раннем детстве, но тогда я ещё не в состоянии была понять, что самое ценное - это память о времени, которое сохраняют некоторые вещи, рукописи, старые газеты. Зато найденный на совсем другом чердаке, за 2000 километров от этого, старинный граммофон и целая кипа хрупких пластинок попались мне на глаза уже в зрелом возрасте, чему я весьма рада. И это всё - не говоря о мистических питерских чердаках заброшенных домов, где мы в годы учёбы (это ещё был Ленинград, а не Питер) такое находили!.. Но речь не обо мне.

Герой "Лазаревского кладбища" тоже нашёл своё "сокровище" на чердаке дядиного дома: наградное оружие с дарственной надписью от самого Ягоды, дневники сотрудника спецслужб - за таким богатством наверняка кроется целый мир, полный опасных, неожиданных приключений и тайн.

По стилю

Говоря о художественных достоинствах фрагмента, упомяну стиль. В лёгкой, повествовательной манере передана автором встреча с местным киевским участковым. Ни единого лишнего слова, но передан не только смысл встречи, но и даже обрисован портрет самого служителя порядка (модные очки, манера общения). Автор преподносит всё без занудных описаний, в несколько слов - и читатель получает полноценный портрет. Я считаю, что эпизодические персонажи должны быть такими же живыми и понятными, как и главные. Судя по стилю, автор придерживается того же мнения и акцентирует на деталях так, что мельком созданный образ воспринимается как нечто настоящее, увиденное мимолётно, но отпечатанное в памяти.

В целом, в произведении любопытный повествовательный стиль. Он как бы течёт по страницам, заставляя следовать за собой. Легко, непринуждённо, нигде не спотыкаясь.

По логике произведения

Интересные факты, которые ещё в прологе удалось выяснить персонажу, можно истолковать по-разному. Мне пришло в голову, что наверное, упомянутый Степан Ярыжкин лишь по спискам числился расстрелянным, а на деле - стал агентом, получив совсем другое имя. Будучи уже знакомой с другими произведениями автора, мне захотелось увидеть тут ещё и мистику, но если рассуждать о реалиях: так ли мало было людей в первые десятилетия советской власти, которые по архивным записям числиться расстрелянными, а на деле - судьба их куда сложнее и длиннее, чем зафиксировано документально? "(У самой есть одна такая история, приближенная к реальности).

Автор использует художественный оборот, говоря от имени персонажа, что тот предпочёл облечь найденные им исторические материалы в литературную форму, чтобы не прослыть сумасшедшим. Приём этот смотрится органичным применительно ко всему стилю повествования. Мне, как читателю, понравилось и показалось логичным именно так сделать отсылку к последующим событиям.

В первой главе стиль становится немного более сказочным. Но и события ему под стать. Странный, но привлекающий внимание сон, пробуждение в камере, под арестом, неожиданная особа товарищ Грибушина из ОГПУ, допрос. Кстати, очень реально описанный допрос. Именно так они и должны были проходить: если попал - считай, что пропал. На тебя сразу будут смотреть как на виноватого. Такое понятие, как презумпция невиновности, в молодом советском государстве сошло бы, разве что, за буржуазный пережиток.

А потом происходит нечто странное. Видение ли привиделось Стёпе, прошлое или некая параллельная реальность, но реакция Грибушиной говорит гораздо больше, чем даже её слова. И на этом месте читатель понимает, что за простым происшествием (ну, убили кого-то по пьяному делу) скрыто нечто гораздо большее. Такое, о чём ни один бравый "солдат коммунизма" вслух не скажет.

Хороший, просто отличный посыл у произведения! Сильный. С таким посылом можно развернуть по-настоящему увлекательный мистический детектив. Надеюсь, автор это сделает и порадует своих читателей добротной повестью.



© М.В. Гуминенко. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх