Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Владимир Угловский. Есть ли у вас план, мистер Фикс? Да! Учебный план!

Разговоры про такую ересь, как обучение писательству, зацепили меня намного больше, чем я рассчитывал. Пора с этим завязывать. Посему закрываю гештальт к растакой матери и больше этой темы не касаюсь.

Давайте проведём мысленный эксперимент. Представим, что я слишком резко подскочил с сиденья, уступая в метро место обворожительной блондинке с глазами испуганной лани, и что есть дури влепился своей закреплeнной на почти двухметровой высоте тыквой в твeрдый железный поручень. Зачем такое членовредительство, спросите вы? А затем, что нужно же как-то обосновать, откуда у меня вдруг появилась иллюзия, будто я располагаю уймой совершенно лишних времени и сил, чтобы бездарно разбазарить их на такое неблагодарное дело, как учить кого-то писать книги.

Примем при этом, что я отбил тыкву об поручень не настолько сильно, чтобы из неё вылетели последние остатки соображения. Благодаря этому нюансу мне хватит остатка мозгов, чтобы додуматься сделать всё как следует, по науке.

Во-первых, я ограничу предмет курса развлекательными НФ и фэнтези. Жанров в литературе куча и все со своими особенностями, которые в одну отдельно взятую голову все не влезут, хоть кирзачом их утрамбовывай. А в этих я понимаю побольше, чем в прочих.

Во-вторых, я не сведу курс к выслушиванию моего трeпа, перемежаемого абстрактными упражненьицами. На мои проекты слишком много приходило вчерашних студентов, которые в теории всe знали, но на деле ни шиша не умели. Так что практика. Много практики. В условиях, приближенных к боевым.

И в-третьих. Я не стану набирать в группу на один заход больше пяти студентов. Арифметика здесь такая: день на теорию и по человекодню в сумме на разбор с микроскопом писанины каждого. А воскресенье я оставлю на то, чтобы плакать и отмывать мозги вискарeм от той фигни, в которую болезненно вчитывался всю неделю.

Учебный план я составлю следующий.

1. Вводная телега о том, зачем люди вообще пишут книги. Задание - к следующему дню зарегаться под левым никнеймом на каком-нибудь постороннем сайте фанфиков (чтобы ребята не угробили репутацию своих основных псевдонимов), выбрать сеттинг и придумать логлайн своего дипломного креатива. Логлайн, если кто не знал, это задумка произведения, выраженная одним предложением.

2. Лекция о том, чем важен вкусный герой произведения и какие его параметры важно прописать. Задание - к следующему дню сваять карточку героя, где эти параметры будут заполнены.

3. Лекция про экспозицию и завязку, которые важно не путать. С этого момента начинается практика. Студенты берут ноги в руки и начинают писать (и выкладывать по готовности глав) экспозицию+завязку своего креатива. Норматив - 10к знаков в два дня, больше можно, меньше нельзя. Глава - 5-10к знаков. Разбор написанного - ежедневный. К следующей лекции чтобы завязка была завершена.

4. Лекция про развитие действия и кульминацию, как серьeзность происходящего должна нарастать, пока не дойдeт до пика. Затем студенты шуруют писать то, о чeм слушали. Снова ежедневные разборы.

5. Лекция про спад действия и развязку, зачем они нужны и что в них должно быть. Как легко догадаться, студенты опять отправляются фигачить проду.

6. Семинар про то, как кому писалось и какие у кого наблюдения с ощущениями. Акцент на пользу грамотного тайм-менеджмента. После этого начинается неделя финальных индивидуальных разборов законченных креативов.

7. Заключительная лекция. Донесение до студентов, что все перечисленные правила можно и иногда нужно обходить - но строго художественно и обосновано, а не просто забивать. Ну, и что курс не сделал из них крутых писателей - но есть надежда, что полученные знания и навыки немного помешают им писать совсем уж полное фуфло. А хотят стать крутыми - пускай пишут побольше. Только так оно и работает.

Не буду утверждать, что описанное выше - это готовый план победы с гарантированной эффективностью. Я вообще крайне скептически отношусь к самой идее учить кого-то писать книги. Тем не менее, я честно попытался спроектировать такой вариант учeбы, который, на мой взгляд, не будет совсем уж бесполезен. Основные его характеристики, если тезисно, это тотально индивидуальный подход, абсолютный ноль каких-то откровений, теория чисто в качестве связующего элемента между этапами и много напряжeнно писать с реальной выкладкой на реальную аудиторию.

И видите, какая штука: я не вижу здесь ничего, чего бы любой автор не мог устроить себе сам, без учителей.



© Владимир Угловский. 2022 г.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх