Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Н. Севастьянов. "Казанова Феллини"

Казанова Феллини

Федерико Феллини, вместе с Бергманом, Поланским и ещё парой-тройкой творцов, входит в неофициальную группу "знаменитых авторских режиссеров". То есть, тех режиссеров, чьи имена на слуху, но само их творчество либо в тени их личностей, либо не понято большинством. Например, многие упорно считают, что Роман Поланский снимает мистические триллеры - наверно, судят по "Ребенку Розмари" и, конечно, "Девятым вратам" с Джонни Деппом.

О Феллини "толпе" известно, что он снимал "Сладкую жизнь" с Мастроянни, о любовных похождениях непутёвого журналиста, а ещё "однажды удачно отделался от продюсеров, сняв фильм о творческом кризисе, будучи в творческом кризисе" (имеется в виду "8 с половиной").

Лента 1976 года "Казанова Феллини" не входит в число наиболее известных произведений итальянского режиссера. "Простые смертные" о ней либо вообще не слышали, либо легкомысленно записывают её на счёт Тинто Брасса (и тому есть причины, далее поясню). Фильм провалился в прокате, обруган критиками и благополучно забыт, несмотря на то, что поклонники Дональда Сазерленда, талантливого и разнопланового американского актёра, считают роль Джакомо Казановы - лучшей ролью этого "плодовитого" канадца. И вновь, не беспричинны такие доводы.

С первых же кадров "Казановы" мы имеем честь наблюдать явно-картонную Венецию. Декорации, поражающие своей театральностью, даже не пытаются выдать себя за нечто естественное и натуральное. Напротив, режиссер насильно создаёт ощущение балагана, цирка, низкопробного зрелища для праздных зевак. Богиня любви Венера (опять же, не сама богиня, а лишь её макет, созданный в честь карнавала) тонет - "Плохой знак!" раздаётся крик в толпе. Далее начинаются непосредственно приключения Казановы. Назвать эти "приключения" чрезвычайно захватывающими язык не поворачивается. Но всё по порядку.

Наконец я понял, почему Кена Рассела (режиссера серии "безумных биографий" о Франце Листе, Чайковском, Валентино, Малере и др.) нередко именовали "английским Феллини". Абсурд и балаган, едва не посягающие на территорию безвкусицы - стандартные жанровые ярлыки, типа "драма", "комедия" не подходят для этих кинолент. Федерико Феллини в "Казанове" использует брезент вместо воды, плоские рисованные декорации вместо натуры (казалось бы, уж итальянец то мог снять настоящие, живые, Венецию и Рим). Даже Сазерленд по-своему неестественен. Феллини сбривает актёру брови и рисует их выше на пару сантиметров. Затем сбривает чёлку - узкое лицо Сазерленда становится ещё уже, а лоб - неимоверно высок.

Постельные сцены (снова аналогии с Кеном Расселом) выполнены в акробатических и комедийных стилях. Феллини высмеивает "мастерство" занятий любовью.

Не раз уже упоминали критики, что книга, на которой "как будто" бы базируется фильм, не пришлась итальянскому метру по душе, впрочем, как и её главный герой. И именно оттого Казанова Феллини жалок. Его не понимают. Уже в первом увиденном нами свидании наглядно показан конфликт героя и внешнего мира: Хозяин, подсматривавший из-за ширмы за "необузданной постельной сценой", расхваливает гостя на все лады, но стоило Казанове завести речь о своей научной деятельности, которая, по его словам, несказанно превосходит эти пошлые "акробатические номера", как хозяин замолкает и теряет всякий интерес к его персоне.

Конфликт не нов. Отказавшись от "комедии пинков и затрещин", Чарли Чаплин так до конца жизни и не смог убедить публику в своём драматическом даровании, и навсегда остался в истории 20-ого века в образе "Бродяги". Так и Казанова, идеалист и романтик, образованный, интеллигентный человек будет вынужден мериться "мужской силой" с кучером, обедать с прислугой, и травить гостям хозяина истории о "бурной молодости".

Казанова, по версии Феллини (ведь фильм даже называется "Казанова Феллини"), самовлюбленный, инфантильный мечтатель. Он воодушевлённо рассказывает придворным людям, как улучшить экономическое положение страны, но его никто не слушает. Вокруг него - скот. Обезумевшее общество потребления и разврата. Аналогий такого общества в кинематографе множество: "120 дней содома" Пазолини, "Большая жратва" Феррери, более поздний "Повор, вор, его жена и её любовник" Гринуэйа, и конечно, "Сатирикон" самого Феллини. И Джакомо Казанова не вписывается в это окружение. Его красивые слова о чистоте и возвышенности представительниц женского пола уже не находят отклика в сердцах тех самых "представительниц" - ныне развратниц, пьяниц и грубиянок. Идеалом женщины (скромной, красивой, элегантной и молчаливой) для Казановы оказывается деревянная кукла - недвусмысленный намёк на резиновых секс-игрушек, изобретённых и вошедших в массовое потребление в 70-х годах прошлого столетия. Казанова настолько высокомерен и самовлюблён, что ему просто не нужен собеседник - не имеющая собственного мнения кукла мечта многих (а на подсознательном уровне - если по Фрейду - то всех без исключения) мужчин.


Дональд Сазерленд великолепен в образе Казановы. Даже предположить боюсь, что за фильм получился бы, возьми Феллини на главную роль своего любимца - Марчелло Мастоянни. К Сазарленду испытываешь поочерёдно, то жалость, то отвращение, то симпатию. Ни в одном голливудском фильме Дональд Сазерленд не играл столь многолико, столь надрывно, но без сантиментов. Позднее, актёр упоминал, что работа с Феллини была каторгой, и временами он даже боялся, что эта роль погубит его карьеру. Нет, не погубила. Хотя его американский путь к "звездам" беззаботнее от того не стал.

Фактически, всё вышесказанное о Сазерленде, можно отнести и к Малькольму Макдауэлу, исполнившему через три года заглавную роль в голливудском варианте как "Казановы Феллини", так и "Сатирикона Феллини" под названием "Калигула". Как ни странно, в фильме "Казанова" 1976 года имеется небольшая перекличка с ещё даже не начатым фильмом Тинто Брасса: Казанова оглядывается по сторонам на застольную оргию и говорит "Кажется, Рим не очень-то изменился со времен Калигулы". Мелочь, но показательная.

И, правда, в 1979 году вышел фильм "Калигула", продемонстрировавший, сколько тонка грань шедевров Феллини (а заодно и Кена Рассела) с костюмированным порно. Доходчивый, нарочито картонный и фасадный, "Калигула" прекрасно прошёл по американским кинотеатрам, собрав приличную кассу. Вторичный во всём (пожалуй, лишь за исключением Малькольма МакДауэла), фильм Тинто Брасса (впоследствии ставивший "простенькие и не очень" эротические мелодрамы) пришёлся зрителям по душе, в отличие от холодного, даже озлобленного и пессимистичного "Казановы Феллини".

Два с половиной часа экранного времени - несколько глав из жизни мечтательного идеалиста, посреди мирского хаоса. Символ романтической любви - богиня Венера - заточён под толщей льда, а на образовавшемся катке Казанова плавно вальсирует с деревянной спутницей жизни. Очень красиво. Очень театрально. Местами, даже, очень смешно. Берясь за не интересующую его тему, Феллини таки вывернул "сказочку" наизнанку, высмеяв (или, грамотнее будет, сыронизировав) как слепую романтику, так и животную похоть.

Конечно, утверждать с пеной у рта, что "Казанова" - лучший фильм Федерико Феллини я бы не стал. И не потому, что он плох. Нет. Просто он не похож на Феллини. Он не показателен для его творчестве в целом. Да, на лицо, вроде бы, все атрибуты чисто "феллиниевских" лент - цирк, театральные декорации, сны, запутавшийся, заблудившийся в себе главный герой/героиня. Но нет. Если Кена Рассела 70-х годов называют "английским Феллини", то "Казанову" 1976 года, как мне кажется, можно по праву именовать не "Казанова Феллини", а "Казанова итальянского Кена Рассела". "Не суть"? Может и "не суть", но мне так ближе.



© Никита Севастьянов. 2009.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх