Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Ольга Виттингтон. Главы из книги "Очарование американской нации". Америка. Штат Миссисипи

В начале своей книги я написала, что была примерной ученицей в школе, отличницей, и могу определенно заявить: наша советская школа давала высочайший уровень знаний практически по всем предметам. Я до сих пор помню все важные даты мировой истории, не говоря уж об этапах "славного" пути коммунистической партии, которую мы изучали и в старших классах, и в университете. Мы зачитывались историческими романами, читали классиков - не только русских, но и зарубежных, издававшихся в Советском Союзе. Мои любимые американские авторы: Марк Твен, Фенимор Купер, Джек Лондон; их произведения сформировали мое представление об американской нации, о рабовладельческом Юге. Прожив уже несколько лет на юге Америки и общаясь с американцами-южанами, я, приступая к главе о Миссисипи, проштудировала немало различных материалов, но мой рассказ - это мои личные ощущения, мое собственное понимание американской истории, мой американский жизненный опыт.

Впервые район реки Миссисипи был открыт в 1540 году испанцем Эрнандо де Сото (Hernando de Soto). В настоящее время на этом месте находится государственный парк (Desotо lake park). За прошедшие столетия река изменила свое течение, и вся эта территория представляет собой заболоченные пространства с озерами, протоками, лесами, деревьями, растущими в воде. Парк находится примерно в километре от дома, где родился мой американский муж и каждый раз, приезжая в Миссисипи, мы с ним едем навестить места, где прошло его детство (едем, так как никто в Америке не ходит пешком на такие расстояния). Река отступила, но весенние разливы затопляют весь парк, и поэтому в Миссисипи повсюду построены дамбы, защищающие поля от паводков. Летом вода отступает, и, гуляя по этому дикому парку, я наслаждаюсь птичьими трелями, стрекотанием кузнечиков; разглядываю больших черепах, неподвижно сидящих на черных стволах в озерах, вдруг с плеском падающих в воду, расходящиеся круги от рыбы, иногда выпрыгивающей из воды, и слышу постоянные предупреждения Вэйда: "Будь осторожна, тут много змей!" Здесь, как и в любом парке Америки, установлены скамейки со столами, урны для мусора, грили для барбекю.

Вэйд мне рассказывал, что его отец был заядлый рыбак, причем любил рыбачить с берега; в озерах и протоках водилось много рыбы, особенно после весенних паводков. Любимым их местом было небольшое частное озеро Big Eddy, хозяин которого никому не разрешал рыбачить, но отец Вэйда всегда устраивался на рыбалку именно у этого озерка, и хозяин, как ни пытался его поймать, так никогда и не смог этого сделать.

После открытия реки Миссисипи начались столетия войн, завоеваний, сражений за эту территорию между испанцами, французами, англичанами, индейцами. Должна оговориться, что в те далекие времена это был огромный регион, включающий практически весь юг США от Атлантического океана (Флорида) до нынешних границ с Мексикой.

После войны за независимость и победы над Англией в 1776 году американцы получили всю землю к востоку от реки. Остальная территория, на запад от Миссисипи, находилась во владении то Испании, то Франции, но в 1803 году была выкуплена за 15 млн. долл. у французов, у хорошо нам известного императора Наполеона Бонапарта. Это была довольно знаменитая сделка в истории США, называемая Louisiana Purchase. Кстати, название Луизиана произошло от имени французского короля Луи (Людовика) XIV, и долгое время так называлась вся территория вдоль реки Миссисипи. Я думаю, русскому читателю будет любопытен следующий факт: французы, жившие в Новом Орлеане, снарядили корабль для освобождения Наполеона с острова Святой Елены, правда, когда они приплыли, Наполеон был уже мертв. Для него был приготовлен дом в Новом Орлеане, в знаменитом ныне французском квартале (French Quarter). Этот дом стоит и сейчас, называется Napoleon House, и в нем расположены бар и ресторан.

Все земли к востоку от Миссисипи в начале XVIII века являлись единым целым и включали в себя нынешние штаты Миссисипи, Алабама и часть Флориды. В 1817 году Конгресс разделил эту территорию на штат Миссисипи и территорию Алабамы, а в конце года Миссисипи официально присоединился к США и стал 20-м американским штатом. С этого времени начинается расцвет, затем упадок экономики штата и самые спорные и больные моменты американской истории.

Штат Миссисипи получил свое название, естественно, от названия реки, в переводе с языка индейцев оно означало "Большая река". Действительно, вся жизнь в штате была связана с рекой: плодороднейшая земля, леса (ими занято 60% территории), судоходство. Основным богатством была земля, которая позволяла выращивать любые сельскохозяйственные культуры. Теплый климат обеспечивал идеальные условия для выращивания хлопка, и он стал главной экономической культурой. К началу Гражданской войны (1862-1865 гг.) Миссисипи превратился в один из пяти богатейших штатов Америки.

Во всем мире существует мнение, что Гражданская война между Севером и Югом возникла из-за наличия рабства в южных штатах, с целью освобождения негров. После изучения множества документов и исторических фактов я бы сказала, что это была война за деньги и власть между северными и южными элитами. Прежде всего хочу объяснить, как произошло официальное деление штатов на северные и южные. Во времена колониальной Америки английский король Георг III (George III) направил астрономов Мейсона и Диксона (Mason and Dixon) определить границы между двумя штатами - Пенсильвания и Мэриленд. Граница пролегла по отметке 39°43'26" северной широты. Сначала эта условная линия была небольшой по протяженности, но с возникновением новых поселений, новых штатов, условная линия Мейсона-Диксона разграничила всю территорию страны, стала определять принадлежность штатов к Северу или Югу. Не удивляйтесь, дорогие читатели, услышав в Америке слово Дикси (Dixie) в разговорах, названиях музыкальных групп, ресторанов. Для американцев это слово означает юг, многие связывают его происхождение с сокращенным именем английского астронома Диксона (запомните, американцы очень любят сокращать слова и выражения), другие - с французским названием денег в Луизиане, третьи рассказывают о богатом плантаторе Дикси (Dixie) на юге, который хорошо обращался с неграми, и попасть к нему означало чуть ли не жизнь в раю. Так или иначе, условная линия Мэйсона-Диксона заложила разделение штатов на Север и Юг и спровоцировала накопление экономических, социальных и политических противоречий в США.

Рабство возникло в колониальной Америке в начале XVII века и поощрялось европейскими государствами, которым подчинялась Америка до войны за свою независимость. Поощрялось оно и африканскими царьками, которые продавали в рабство своих пленников и вассалов, и, конечно, европейскими работорговцами. Безусловно, в Америке в то время раб считался частью собственности, как земля, дом, стул, и так продолжалось около 100 лет, когда американцы стали задумываться над безнравственностью такого положения негров. Согласно всеобщим экономическим законам, рабский труд был неэффективен на Севере по климатическим и иным условиям; не буду утомлять вас, дорогие читатели, названием северных штатов, годов и законов, которые принимались в то время, но самое главное: северяне стали продавать своих рабов на Юг, поощрять южан вкладывать свои деньги в рабов, чему способствовал хлопковый бум и революция в текстильном производстве. Так, например, в штате Миссисипи перед гражданской войной 1862-1865 гг. черные рабы составляли 437 тыс., а белое население - 354 тыс. человек. Безусловно, безнравственно использовать рабский труд, но рабы были собственностью как в северных штатах, так и в южных, причем государство получало 10 долл. в виде налога за каждого привезенного раба, и великая Конституция США не запрещала рабства. Американцы понимали необходимость решения этого вопроса, и гражданская война, возникшая в связи с выходом 11 южных штатов из Союза по экономическим и политическим разногласиям, впоследствии провозгласила своим главным лозунгом борьбу за освобождение негров из рабства. Знаменитый 16-й американский президент Авраам Линкольн (Abraham Lincoln) (довольно противоречивая фигура), во время президентства которого началась война, завершил ее принятием в 1865 году знаменитой 13-й поправки к Конституции США, юридически запретившей рабство на всей территории США.

11 южных штатов, в числе которых находились Миссисипи и Техас, образовали государство - Конфедеративные Штаты Америки (Confederate States of America), первым и последним президентом которого был Джефферсон Дэвис (Jefferson Davis), уроженец Миссисипи. Конфедераты проиграли гражданскую войну, войну кровавую и жестокую, как и наша гражданская война в России, где часто брат сражался против брата, принесшую разорение всей экономике южных штатов.

Я не могу согласиться с устоявшимся мнением, что Миссисипи был оплотом рабовладельчества и расизма в Соединенных Штатах. Безусловно, существовали большие плантации, где жестоко эксплуатировали рабов, но существовало множество мелких ферм, где негры становились практически членами семьи и где сами владельцы работали на полях хлопчатника вместе с неграми. Меня поразил такой исторический факт: еще в 1834 году, задолго до Гражданской войны, капитан Исаак Росс (Isaac Ross), плантация которого была близ города Лорман (Lorman) в Миссисипи, освободил своих рабов и отправил их в Африку, где они основали государство Либерию. Впоследствии представители Либерии посетили его могилу и установили надгробный камень в честь его величайшей доброты. (Может быть, он был мой дальний американский свойственник со стороны мамы Вэйда - Росс?)


После Гражданской войны штат Миссисипи так и не оправился от разорения и до сих пор остается одним из самых бедных штатов в США: выращивание хлопка, бобов, сахарного тростника, кукурузы, годовой доход на душу - около 18 тыс. долл. и самая большая доля негритянского населения - около 40%.

Жители Миссисипи высоко чтят память своих погибших солдат, и это единственный штат в США, сохранивший в своем государственном флаге часть флага конфедератов. Даже знаменитый американский праздник День Памяти (Memorial Day) возник в Миссисипи: в апреле 1866 года женщины штата украсили цветами и гирляндами могилы солдат - как северян, так и южан на одном из кладбищ в городе Колумбус (Columbus) в Миссисипи.

Рабство было уничтожено, но сегрегация негров оставалась не только в Миссисипи, но и во всех Соединенных Штатах. Мой американский муж, родившийся в 1940 году, застал это время, и я попробую воспроизвести его рассказ и рассказы его мамы.

Родители Вэйда поженились в начале тридцатых годов, перед Второй мировой войной. Отец, Эллис (Ellis), родился на юге Миссисипи, где его отец владел большой фермой, но, как мне рассказывала мама, не смог заставить работать своих четверых сыновей и двух дочек, обанкротился и продал ферму. После этого Эллис переехал на север Миссисипи, где женившись, работал на хлопковой ферме издольщиком (sharecropper). Издольщики - люди, которые брали в аренду часть земли у владельца большой плантации, он обеспечивал их домом, всем необходимым для выращивания хлопка. После уборки и продажи урожая, после вычета всех затрат, остаток денег доставался так называемому арендатору - тяжелый труд и малые деньги. С объявлением войны Эллиса забрали в армию, где он служил во флоте, но после болезни его сначала отправили на военную базу в Чикаго, а затем списали с флота. В это время действовал закон, по которому государство выделяло военнослужащим землю для покупки с очень небольшими процентами и на долгий срок. Отцу Вэйда досталось около 100 акров (40 га) земли с домом. Владелец большой плантации продал государству всю свою землю, и она была разделена на мелкие фермы. Так семья Вэйда стала обладателем своей земли и маленькой фермы. Не знаю, как в России, но в Америке государство и банки дают настоящие кредиты населению, особенно в сельскохозяйственной сфере. Берешь кредит в начале года, отдаешь деньги после продажи урожая, но нужно действительно трудиться, иначе обанкротишься, как произошло с отцом Эллиса. Семья Вэйда переехала на новое место жительства в 1941 году. Отец был в армии, мама работала на военном аэродроме и управляла фермой до возвращения мужа в 1943 году.

Вначале, когда не было машин и химикатов для уничтожения вредителей и сорной травы, на территории их фермы было построено три небольших дома, где жили негритянские семьи, помогавшие в посадке, прополке, уборке урожая. Закон был такой: сначала вы работаете на меня, когда вся работа будет сделана, можете работать на других владельцев.

Самая горячая пора - уборка хлопка. Работали все. Когда Вэйд был малышом, мама клала его в корзину и передвигала по полю вместе с продвижением по полосе. (На все мои расспросы о рабстве мама Вэйда отвечала, что они всю жизнь работали, как рабы, почему все говорят только о неграх!) Отец Вэйда определял норму - задание для каждого работника и члена семьи на день. Вэйд начал работать на плантации, когда был школьником, и его норма была 150 фунтов хлопка в день, отец собирал 300, средняя норма - 250. Вэйд вспоминает, что один из их работников, высокий худощавый негр по имени Хэмбоун (Hambone), собирал 450 фунтов в день, это был рекорд, никто не мог превзойти его, даже отец. После своего рабочего детства на уборке хлопка Вэйд терпеть не может джинсов, но никакая другая ткань не выдерживала передвижения на коленях среди кустов хлопчатника. Даже летние каникулы у них в школе начинались в июле и заканчивались в октябре, чтобы школьники смогли помочь своим родителям в уборке урожая.

Отношения с негритянскими семьями у них были прекрасными. Вэйд играл с их детьми; если его мамы не было дома, он всегда бежал за помощью к мамам своих негритянских друзей, и они лечили его своими, природными средствами. Вэйд не забыл до сих пор, как он буквально вопил, когда его укусила змея, и пожилая негритянка Флорида (Florida) схватила его и приложила сырое мясо к ранке (позже, правда, выяснилось, что это не был укус змеи). Работники-негры часто обращались к Эллису с просьбой одолжить денег на еду. Он никогда не отказывал в помощи, правда, давал продукты - деньги могли пойти на выпивку.

На ферме держали коров, свиней, кур, возделывали огород, и все требовало непрестанного труда. "У меня было прекрасное, беззаботное, обеспеченное детство, - говорит мне Вэйд. - Ведь хлопок - хотя и самая тяжелая, но сезонная работа, а в остальное время мы были предоставлены сами себе в окружении великолепной природы".

Затем в хозяйстве появилась техника, и негритянские семьи исчезли - отец Вэйда вместе с сыновьями прекрасно справлялись с работой на ферме. Легковой машины в семье долго не было, и ребята ездили на тракторе, а в школу их забирал автобус.

В своем дневнике я уже писала о маме Вэйда, Лине - великой труженице, копившей каждую копейку (пенни), работавшей всю жизнь и имевшей большое хозяйство, правда, трудилась вся семья, помогая отцу и маме. Брат Пол был нянькой для Вэйда, и у каждого в семье были свои обязанности в соответствии с возрастом. Семья была настолько уважаема в округе, что отца, Эллиса, избрали судьей (местного значения, для решения мелких спорных вопросов). Вэйд вспоминает, что у них всегда была прекрасная еда, красивая одежда, но все доставалось тяжелым трудом.

В воскресные дни - обязательное посещение церкви (отец обладал прекрасным басом и пел в церковном хоре), от которого ребята старались отлынивать любым путем; поездка в их небольшой городок на автобусе за покупками или в кино. В городе большую часть населения составляли негры. В те времена в Миссисипи, как и во всей Америке, существовала сегрегация негров и это воспринималось как само собой разумеющееся. Негр останавливался на тротуаре, поднимая шляпу и приветствуя белую леди, пропуская ее, все было разделено табличками для белых (whites only) и негров (colored), даже в автобусах была занавеска, отделяющая задние сидения для негров от передних для белых. Негритянские дети ходили в школы, но школы тоже были раздельными. Вэйд застал и все это, и начало движения за истинное равноправие негров в 1960-е годы. В Миссисипи произошли трагические события в связи с движением негров за равноправие. В памяти Вэйда сохранилось воспоминание, как губернатор штата стоял на ступенях университета, не допуская черного студента в его стены. Такое происходило не только в Миссисипи - в Арканзасе и других штатах приходилось вызывать национальную гвардию, охраняя черных студентов, направлявшихся на занятия в школу или университет.

Я считаю, что существовавшие в то время организации за гражданские права при попустительстве правительства США спровоцировали трагические события в Миссисипи. Это был самый бедный штат, с самой большой долей негритянского населения. В 1964 году был провозглашен Летний Проект Свободы в Миссисипи (Mississippi summer project freedom). Десятки молодых людей, как правило белых, с севера США, направились сюда для регистрации голосов негритянского населения, создания школ свободы, проведения лекций. Невозможно в один миг изменить сознание людей, и трое сотрудников правозащитной организации были убиты тем летом: двое белых и один негр. Все эти события отражены в знаменитом фильме "Миссисипи в огне" ("Mississippi Burning"), и за штатом закрепилась слава самого расистского и тоталитарного в США. Убийства правозащитников были совершены членами "Ку-клукс-клана", Белыми Рыцарями ККК - организации, которая существовала на всей территории США (даже один из нынешних сенаторов с Севера был членом этой организации).

Я прочитала много документов, касающихся ККК. Безусловно, это расистская организация, которая провозглашает своей основной идеей чистоту американской нации; хотя их задачи и цели менялись с течением времени. Впервые ККК был создан в городе Пуласки (Pulaski), штат Теннесси (а не Миссисипи), в декабре 1865 года бывшими солдатами-конфедератами с целью защиты своих семей после поражения в гражданской войне. Думаю, многие из вас видели фильм "Унесенные ветром": какое разорение принесла война и любители легкой наживы - как белые, так и негры. Правда, странное название, белые одеяния, секретность членства придавали таинственность этой организации.

Название произошло от греческого слова Kuklos (круговая порука), что дало два слова "Ку" и "Клукс", а третье К - "клан" указывало на их шотландско-ирландское происхождение. Организаторы ККК добились своей цели - их боялись, и в середине прошлого века он был весьма могуществен. В Миссисипи, к сожалению, он был наиболее склонным к насилию. ККК существует в США и сейчас, но потерял былую силу и значимость.

Вообще, в истории этой организации много белых пятен и различных интерпретаций. Дочь одного из основателей первого ККК - Susan Lawrence Davis написала и издала в 1924 году книгу об истории и целях возникновения первой организации ККК – "Authentic history of the Ku Klux Klan" (1865 - 1877 гг.). В своей книге, пользуясь оригинальными материалами, она обосновывает точку зрения на возникновение этой организации в целях защиты обиженных, правосудия.

В 1877 году первый ККК перестал существовать, но, как отмечают многие исследователи, этим именем пользовалось множество групп для прикрытия своих насильственных действий. Затем в 20 веке Ку Клукс Клан возникал и распадался два раза в начале и в середине века. В этих случаях его возникновение было связано, в первую очередь, с "заботой" о чистоте американской нации, часто направленное против эмигрантов (например, евреев) или идеологии (коммунистической) или религии (католической). В этих двух случаях расисткая направленность ККК была выражена совершенно четко.

Мой муж, вспоминая 50 годы прошлого столетия, рассказал мне семейный факт, произошедший практически на его глазах. Они приехали навестить свою многочисленную родню на юге Миссисипи. Его тетя Мэгги (aunt Maggie) имела маленькую ферму и небольшой деревенский магазинчик, расположенный вдоль дороги. Муж её был моряком, плавал на торговых судах, она сама управлялась со своим хозяйством и 7 детьми. В один из летних дней в её магазинчик ворвался негр, пытался ограбить и изнасиловать её. Крики женщины услышали мужчины, работавшие неподалеку, и грабитель убежал. Все местные мужчины собрались в магазинчике тети Мэгги с оружием, сказав, что найдут обидчика. Минут через 30-40 прозвучали выстрелы в лесу, затем мужчины вернулись. Никто не упоминал больше об этом происшествии.

После событий в Миссисипи все негры были уравнены в правах, отменена сегрегация, но в сознании людей на Миссисипи осталось клеймо расистского штата, и, должна отметить, несправедливо. Южане - добрые, открытые люди, реагирующие на чужую беду, независимо от цвета кожи. Как я уже отметила, Миссисипи - один из самых бедных штатов, при этом перечисляющий на благотворительность больше денег, чем какой-либо другой штат в США.

В Миссисипи великолепные дороги, многие построены благодаря игорному буму в связи с разрешением игорного бизнеса в 1990 году. Все казино расположены на воде: либо на реке, либо на берегу Мексиканского залива. Вы можете проехать штат с севера на юг, останавливаясь на ночь в великолепных отелях при казино, которые отличаются большой дешевизной по сравнению со знаменитым Лас-Вегасом (Las Vegas, городом греха (Sin city), как называют его американцы), с прекрасными ресторанами, бесплатными спиртными напитками во время игры и бесплатными парковками. Казино играют большую роль в экономике штата, и их владельцы стараются привлечь игроков первоклассным сервисом, низкой ценой обедов и проживания. Самое главное отличие от русских казино: владельцы понимают, что основную массу денег приносят обыкновенные простые американцы, и на тебя никогда не посмотрят свысока, играешь ли ты на пятицентовых автоматах или за игровым столом. Все одеты очень просто, играют люди разных возрастов, я встречала много пожилых мужчин и женщин, единственное исключение - молодежь до 21 года. Они даже с родителями не могут приблизиться к игровому автомату, казино может быть оштрафовано на 5000 долл.

Некоторые казино принадлежат индейским родам и освобождены от уплаты многих налогов. На территории Миссисипи жили три больших племени индейцев: чикасо (Chicasaw), чокто (Choctaw) и начез (Natchez). Штат бережно охраняет памятники индейской культуры. Я проезжала мимо древних индейских захоронений (indian mounds), представляющих высокие холмы, покрытые зеленой травой.

В Миссисипи замедленный спокойный ритм жизни, связанный со сменой сезонов, практически не бывает снега, но часто льют дожди, особенно весной. Миссисипи называют штатом магнолии, это государственный цветок штата. А как красивы магнолиевые деревья весной! Огромные белые цветы величиной с тарелку зацветают на больших раскидистых деревьях с такими же, может быть, чуть-чуть меньше, темно-зелеными листьями. Говорят, что сорванный цветок магнолии может сохраняться на поверхности воды в течение месяцев, но никогда в вазе.

Здесь много плантаций грецких орехов, жители Миссисипи обожают эти орехи. Они также любят наши "русские" цветы, у каждого дома посажены ирисы и нарциссы. Вэйд рассказывал мне, что на их ферме тоже росли грецкие орехи, они собирали их и продавали перед Рождеством, покупая на вырученные деньги подарки. К рождественскому столу мама всегда готовила курицу, ветчину, картофельный салат, бобы и обязательно - большая ваза с фруктами, орехами, конфетами.

По-русски мама Вэйда - для меня свекровь, но мне никогда не приходило в голову назвать ее этим словом по-английски (mother-in-law), так как она удивительно добрая и сильная в моральном плане женщина, с ее разрешения я зову ее бабушкой (grandmother). Не каждая невестка в России может похвастаться, что свекровь будит ее в 8 утра словами: "Ольга, Вэйд, вставайте, завтрак готов!" На столе приборы с салфетками и типичный южноамериканский завтрак: яичница-болтунья (scrambled eggs), свежеиспеченные булочки (biscuits), небольшие котлетки из свиного фарша (sausage), чай, кофе, апельсиновый сок, виноградное желе. Иногда котлетки заменяются жареным беконом (американцы не едят полукопченый бекон), оладьями, плавленым в духовке сыром, но всегда яйца, булочки, сок, виноградное желе или сироп.

Навсегда в моей памяти образ Миссисипи будет связан не только с великолепной природой, рекой, полями, но и со старым испещренным морщинами лицом моей 93-летней американской мамы и ее словами: "Olga, Wade, get up! Breakfast is ready!"



© О. Виттингтон. 2008.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх