Литература и жизнь        
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
На Главную
Современная публицистика
Роман "Созвездие Близнецов"
Зарисовки прошлого и настоящего
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки

Никита Севастьянов

Дракуломания

Дракула Копполы

Дракула / Dracula (1992)

Совсем недавно у меня появилось непреодолимое желание поочередно пересмотреть фильмы про всеми любимого Дракулу в хронологическом порядке.

Начал я с Белы Лугоши. Потом сразу метнулся из 31-ого в 1979-ый год дабы узреть Фрэнка Ланджеллу, ну и наконец, приступил к просмотру "Дракулы Брэма Стокера" Ф.Ф. Копполы.

Сюжет вышеперечисленных кинофильмов приблизительно один и тот же: Из средневековой Трансильвании в чуть менее средневековую Англию приезжает граф Дракула, поселяется в аббатстве Карфакс, кусает Люси, охотится за Мини, терпит поражение от рук доктора Ван Хельсинга и его сподвижников.

А теперь, непосредственно о постановке 1992 года в сравнительной манере:

Начинается кино с пролога: Вполне обычный бородатый мужчина в доспехах пафосно уходит на войну, а его жена рыдает горькими слезами. Далее коротенькая битва, поспешное уведомление о кончине Влада Цепиша (в смысле, Дракулы), самоубийство жены, возвращение рыцаря домой, отречение от Бога. Ничего подобного в предыдущих версиях Дракулы я не встречал.

Дальше - больше: как всегда безумный Том Уэйтс томится в психушке. Он исполняет роль Рэнфилда - слабоумного раба Дракулы. Но в отличии от всех остальных постановок, понять зачем нам вообще понадобился Рэнфилд, совершенно не ясно. Почему нельзя было сразу вместо него отправить Джонатана Хакера (Киану Ривз) в Трансильванию?

В ускоренном темпе Киану Ривз (я говорю Киану Ривз, ибо во время просмотра я частенько забывал кого собственно изображают именитые актёры, и думал про себя "Щас Олдман как укусит Вайнону в шейку.. ") прибывает в замок графа Дракулы. Мы наблюдаем довольно буквальный ремейк сцены из фильма 1931 с Белой Лугоши. Но вместо солидного, высокого и величественного Лугоши, на лестнице нас встречает заштукатуренный, одетый как на бал-маскарад, с неподдающимся описанию "причесоном" больной и немощный Олдман. "Ничего себе сдал мужик с 31-ого года!", подумал я…

Ох, и тяжело же признаваться, но Гари Олдман в образе Дракулы мне не понравился в приципе. Ни сам по себе, ни в сравнении с другими "Дракулами". И я не виню Олдмана (хоть тот и пил беспробудно во время съемок) - его актерская игра как всегда великолепна. Проблема тут иного рода - внешность. Я очень уважаю Денни де Вито, но кто из вас может представить его в роли Дракулы? Бела Лугоши мог молча стоять перед камерой (на момент съёмок Дракулы 1931-ого года английский Бела знал мягко говоря не в совершенстве, что очень даже слышно в его бесподобных двух-трёх фразах за фильм) в скромном черном костюме, и производить впечатление румынского вампира со стажем и достоинством. А Олдман что под штукатуркой, что с усиками и в шляпе (в таком виде он мне больше напоминал Джека-Потрошителя) - нет в нём ни харизмы, ни силы, ни достоинства. Его Дракула, как и по видимому он сам на тот период жизни, - меланхоличный алкаш, с большим прошлым (у Дракулы - героизм на полях сражений, у Олдмана - роль Сида Вишеса) и пустым настоящим.

Теперь пройдемся по Киану Ривзу. Ну что тут скажешь, даже Коппола в последствии пожалел во всеуслышанье о своем выборе исполнителя роли возлюбленного Мини (Вайнона Райдер). Роль Джоната Хакера безусловно не самая колоритная из персонажей Стокера, но Киану умудрился так обесцветить её, что к середине фильма я и вовсе забыл о его существовании.

Вайнона Райдер являлась идейной вдохновительницей проекта. В отличии от Киану Ривза Вайнона мне всегда нравилось. Быть может, из-за её роли в "Эдвард Руки-ножницы"… Но назвать её хорошей актрисой язык всё равно не поворачивается. По началу её дуэт с рыжеволосой Люси и вовсе попахивает то слабоумием, то лесбиянством, то дурным вкусом. Правда, постельная сцена с Дракулой (когда Олдман в виде уморительно-смешного зеленого дымка творит какие-то непристойности под одеялом Мини) доказала по крайней мере одно: не сложись у Вайноны кинокарьера вовсе, она всегда бы нашла работу в порнобизнесе - так пошло и наигранно стонать позволительно лишь в порно.

Единственный из всей этой плеяды звезд кто меня порадовал - Энтони Хопкинс. Учитывая его неразборчивость в выборе ролей (в этом его может переплюнуть только Гэри Олдман) Хопкинс тем не менее всякий раз вытягивал фильм, даже самый посредственный, железно на уровень 3+, а порой, как в случае с "молчанием ягнят", и того больше. Здесь ему отвели роль Абрахама Ван Хельсинга - знаменитого борца с вампирами. На сегодняшний день, Ван Хельсинг Энтони Хопкинса - лучший Ван Хельсинг и единственный резон смотреть "Дракулу" Копполы.

Итог. Что же мы имеем? А имеем мы претенциозную романтику, перенасыщенную декорациями, костюмами и гримом. Имеем чудовищную актерскую игру и расслоение персонажа Дракулы на тематику оборотней и "Красавицы и чудовища".

Дракула-31 подкупал зрителей актерской игрой и сумеречным кадром с завыванием ветра и полным отсутствием музыки - настоящим готическим аскетизмом.

Дракула-79 потрясал пейзажами английских равнин, приглушенной палитрой (привет "Сонной Лощине") и неожиданной концовкой.

Дракула-92 убил меня наповал "красотой кадра в ущерб сути", романтикой в стиле "эмо" и бесполезно томящимся в темнице Томом Уэйтсем.

Автор - Никита Севастьянов


© Севастьянов Н. 2010 г.
По вопросам использования материалов сайта обращаться по адресу: Kippari2007@rambler.ru