Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. Несколько слов о фильме Питера Эдвардса "Стрелки чести: Быстрый курок" (Guns Of Honour. Trigger Fast. 1994)

Стрелки чести

Это второй фильм из дилогии "Стрелки чести" (по другому переводу - "Ружья чести"). Первый фильм - "Дерзкие мятежники" - найти не удалось. По аннотации к фильму понятно, что хотя фильм "Стрелки чести" и является продолжением предыдущего, его можно рассматривать и как самостоятельное произведение.

Действие фильма происходит в каком-то мало известном уголке Техаса. Вернувшиеся с проигранной Гражданской войны Джек Ньюман и генерал Хардин пытаются заниматься мирными делами. Однако, некий Брент Малик, чиновник с Севера, которого прислали надзирать за сбором налогов с местных фермеров, хочет помаленьку прибрать к рукам их земли. У него есть "группа поддержки" - банда головорезов - бывших солдат-янки, которые, используя малейшую задержку в уплате налогов фермерами, начинают применять силовые методы - добиваясь даже не своевременной уплаты налога, а того, чтобы напуганные фермеры бросили свою землю и уехали в другие места. Вероятно, сборщик налогов Брент Малик хочет стать самым крупным землевладельцем в этих местах, скупая брошенные владельцами земли.

Пытаясь остановить бесчинства банды Малика, Ньюман открыто обвиняет его в незаконных действиях и останавливает его людей, когда они пытаются "пощупать" не уплатившую налоги фермершу по имени Фреда.

Предчувствуя, что дело может обернуться плохо для Ньюмана, генерал Хардин вызывает телеграммой остальных членов их бывшего отряда, однако те опаздывают. В первую же ночь головорезы Малика убивают непокорного Ньюмана и сжигают его ранчо.

Однако, поведение сборщика налогов Малика несколько странно: у его есть младший брат - Джеб, которого он, по видимому любит. У брата есть девушка - та самая Фреда, которую пытались запугать молодчики Малика. Джеб, судя по всему, очень дорожит расположением Фреды, но Малик не щадит даже подругу своего родного брата, натравливая и на неё свою шайку. Действия Малика не логичны, т.к. можно предвидеть, что младший брат рано или поздно взбунтуется и пойдёт против него из-за своей девушки. Более того, если Малик хочет во что бы то ни стало заполучить землю Фреды, он должен понимать, что если его брат женится на ней, ей земля и ферма всё равно перейдут в семью Малика. Таким образом логичнее было бы не притеснять Фреду, а напротив, поспособствовать свадьбе своего брата.

На помощь не уплатившей налоги Фреде приходят вызванные телеграммой члены отряда генерала Хардина с бывшем капитаном техасских рейнджеров Дасти Фогом во главе. Они приехали слишком поздно, чтобы помочь своему другу Ньюману, однако не могут не вмешаться в происходящее в округе.

Одновременно с этими событиями к группе головорезов Малика присоединяется некий Марк - тоже член отряда Хардина, оказавшийся в городке случайно. Марк при первой же стычке в салуне показывает себя, как крутой боец и Малик тут же предлагает ему работу у себя. Оказавшись таким образом на стороне врагов своих бывших сослуживцев, вместо того, чтобы помогать Малику, Марк берётся шпионить за ним, за что едва не платится жизнью.

После некоторого количества приключений отряд генерала Хардина объединяется, на их сторону переходит и брат Малика Джеб. Совместно они расправляется с Маликом и его бандой.

С первых же кадров фильма возникает вопрос: почему фермеры не желают вовремя заплатить налоги, предпочитая дотянуть до того, что на них нападают солдаты Малика? Может быть, у них нет денег? Но это не так. Когда солдаты привозят Фреде - той самой девушке брата Малика - ордер на выселение, по которому она обязана в течение семи дней заплатить налог на землю или убираться восвояси, оказывается что деньги у неё есть, уже отложены и приготовлены. Фреда объясняет то, что до сих пор не уплатила налоги тем, что не хочет отдавать деньги лично Малику, опасаясь, что он попросту присвоит их себе. И поэтому просит кого-нибудь из отряда капитана Дасти отвезти деньги прямо в форт Бенц, через который осуществляется передача налогов выше стоящим инстанциям и привезти ей расписку. Почему она не сделала этого раньше, а дождалась, когда к ней заявится куча головорезов с ордером на выселение? Ведь она должна понимать, что если бы не присутствие Дасти и его людей одной передачей предписания люди Малика могли бы и не ограничиться.

Все окрестные фермеры, не заплатившие налоги исправно покупают необходимые вещи и продукты для своих ферм, патроны для своего оружия, но почему-то упорно тянут с уплатой налогов. Может быть, они считают, что раз Юг проиграл войну, то южанам налоги платить необязательно? Однако, даже самый недальновидный зритель поймёт абсурдность этого мотива.

Не исключено, что ситуация выглядит странной по причине того, что она не проработана создателями фильма. Допустим, Малик сам препятствовал бы уплате налогов, чтобы потом под благовидным предлогом отбирать земли у фермеров. Например, он посылает людей перехватить посланца Фреды, который везёт деньги в форт, чтобы она не смогла в течение семи дней заплатить. Но у Малика не так много людей, их меньше десятка. А фермеров, не платящих налоги, в округе очень много. Как бы ни хотел Малик, он физически не может воспрепятствовать абсолютно всем, если бы люди всё-таки решили отправить деньги в форт. Итак, мотивы фермеров зрителю не ясны.

Ещё один существенный недостаток фильма - странные отношения между фермершей Фредой и братом Малика Джебом. В начале фильма они встречаются пару раз. Фреда в первом случае демонстрирует своё безразличие к Джебу, молча проезжая мимо и не отвечая на его приветствие. Во втором эпизоде, когда Джеб приезжает к ней поговорить, она крайне недовольна, смотрит на него с презрением и явно видно, что никаких положительных чувств к нему не испытывает. У зрителя создаётся впечатление, что это только Джеб считает Фреду свой девушкой, но сама Фреда вовсе так не считает и равнодушна к Джебу. Тем не менее, в финале фильма Фреда бросается Джебу на шею и зритель с удивлением обнаруживает, что они, оказывается, любят друг друга и чувство их на столько сильно, что они могут моментально позабыть обо всём на свете: о трупах, которые валяются у их ног, о перестрелке, о том, что Джеб только что своими руками убил родного брата, о раненом, которого нужно срочно везти к доктору. Забывают всё это от счастья снова оказаться рядом.
Фреда и Джеб Малик в финальной сцене

Фреда и Джеб Малик в финальной сцене

Весь фильм нам показывают красивых молодых парней (отряд Дасти), которые только и делают, что рискуя своей жизнью, бескорыстно защищают Фреду, она явно расположена к ним и принимает их услуги. Было бы закономерно видеть, как Фреда предпочла, например, молодого рейнджера слабовольному брату местного воротилы Малика, однако, как оказывается видно по финалу фильма, она горячо любит именно этого самого Джеба. Неплохо было бы, чтобы о чувствах Фреды или об их отношениях с Джебом создатели хотя бы намекнули заранее, потому что, по показанным нам отношениям, в Фреде можно увидеть только антипатию к Джебу - и ничего больше.

Можно предположить, что наверное Фреда и Джеб поссорились из-за его старшего брата Малика и Фреда считает, что Джеб должен выбрать, на чьей он стороне. А в конце он выбирает "правильную сторону" - и она тут же ему всё прощает. Но это - лишь догадки, потому что сюжетная линия Джеба и Фреды не проработана и их горячая любовь в финале вызывает недоумение.

Другая особенность фильма. В целом он достаточно хорошо костюмирован, мужчины одеты очень основательно, когда продумана каждая деталь: и верхняя одежда, и конфедератские шляпы, и оружие, и нижнее бельё. Однако, костюм Фреды портит всё впечатление о фильме. Главная героиня почему-то никогда не одевает юбку, а всегда, чем бы ни занималась, ходит в обтягивающих джинсах. Это было совершенно недопустимо для женщины второй половины 1860-х годов, да ещё и на консервативном Юге. Были женщины-ковбои, но они поверх ковбойской одежды носили юбки, потому что ходить в одних брюках женщине считалось неприличным [ http://wild-west.my1.ru/publ/20-1-0-47 http://wild-west.my1.ru/publ/24-1-0-113 ] В эпизоде из романа "Одинокого голубя" Л. МакМертри, получившего Пулитцеровскую премию в области литературы и признанного американскими читателями лучшим романом о Диком Западе, когда героиня Лори появляется в лагере ковбоев в мужской одежде, все эти как молодые, так и взрослые парни не знают, что им делать: глазеть на неё как на диковинное зрелище, или отворачиваться и стараться не смотреть вообще на зрелище, считающееся ещё и неприличным. Они смущены и озадачены присутствием рядом девушки в мужской одежде, потому что это - из ряда вон выходящее явление в 1870-х годах на Диком Западе.

Фреда не просто ходит в брюках постоянно, они ещё и сидят на ней в облипочку, что для человека, который ведёт образ жизни фермера и вынужден постоянно ездить верхом, совершенно нерационально. В обтягивающих джинсах можно покататься верхом полчаса, но работать по 12 часов в сутки - невозможно.
Фреда и Джеб Малик в финальной сцене

Фреда не только демонстрирует зрителю свои тощие ноги, туго обтянутые штанинами, когда изображает ковбойскую работу на ранчо. Она не одевает платье даже тогда, когда едет в бричке в город за покупками. К слову сказать - остальные женщины в фильме одеты соответственно эпохе. Внешность Фреды разбивает всё впечатление от фильма, потому что выглядит она благодаря обтягивающим штанам и непродуманному костюму как девочка из современного сериала.

Несомненно у фильма есть и достоинства. Прежде всего удачная подборка актёров на две главные роли: капитана Дасти Фога и вставшего на сторону Малика бывшего конфедерата Марка.

Дасти Фог в исполнении Кристофера Аткинса - образ молодого рейнджера, умного, спокойного, уверенного в себе, настоящего командира. Он ловкий человек, меткий стрелок, умелый солдат, который в бою не делает лишних движений и побеждает благодаря своей выдержке и профессионализму. У него спокойный, уравновешенный характер, он не суетиться, не выводит поспешных выводов. В персонаже чувствуется человек, прошедший войну и хорошую жизненную школу. Такому человеку хочется верить и такой человек вызывает симпатию. Актёр сделал всё, что мог, в скупых кадрах преподав характер капитана Дасти на столько, на сколько это вообще было возможно.
Капитан Дасти Фог

Капитан Дасти Фог

Марк в исполнении Джерарда Кристофера так же привлекает внимание и производит хорошее впечатление. Бывший солдат конфедерации, молодой, полный сил, уверенный в себе, в чём-то ещё неопытный, когда сталкивается с более искушённым противником. Персонаж живой и понятный благодаря стараниям актёра.
Марк

Бывший конфедерат Марк

Остальные актёры, к сожалению, далеко не всегда выглядят соответственно эпохе, изображаемой в фильме. В частности, в отряде капитана Дасти есть некто "Полукровка" - ловкий боец и охотник, пошляк и хитрец. Я не знаю, что хотели сказать создатели фильма, называя его "Полукровкой". Может быть, что он - наполовину мексиканец или наполовину индеец. Но по имиджу и по поведению хочется сказать, что "Полукровка" он потому, что наполовину из 19-го века, наполовину из 21-го. Современная стрижка, грим, да и сам образ предполагают персонажа минимум конца 20-го века, но никак не середины 19-го.
Полукровка

"Полукровка"

Хочется несколько слов посвятить знаменитой банде из солдат-янки, который набрал для своих целей Малик. Головорезы Малика выглядят как не профессионалы. Например, двое людей Малика, преследуя "Полукровку", даже не могут организовать преследование так, чтобы самим не быть обнаруженными. При этом они совершенно не учитывают, что сам "Полукровка", видя за собой погоню, может устроить им засаду и попросту перестрелять издалека. Возникает вопрос: неужели они, хорошо зная местность, которую "Полукровка", только что приехавший сюда, хорошо знать не может, не могли сами устроить засаду и действовать хитрее?

Солдаты Малика могли бы пристрелить "Полукровку" издали. Ведь Малик приказал им не дать этому человеку добраться до определённого пункта и не ставил условие, что тот непременно должен остаться живым. Почему бы им не остановиться у ближайшего камня и не пристрелить "Полукровку" из винтовки? А люди Малика, как овцы за пастухом, идут за ним следом у него на глазах. Недальновидно и неправдоподобно с их стороны. Как они держат в страхе всю округу, если сами действуют настолько непрофессионально, если не сказать - наивно? Впечатление создаётся такое, что "Полукровка" побеждает не потому, что умён, хитер, ловок и пр., а потому, что его противники - умственно отсталые люди.

Бросается в глаза ещё один непроработанный момент фильма, рассказывающего об истории США. Природа Америки очень своеобразна: ущелья, горы, причудливые скалы из слежавшегося песчаника, каньоны, красная земля, сочетание ярко синего неба и буро-жёлтой почвы, кое-где покрытой колючим кустарником или огромными кактусами. Экзотический ландшафт в вестерне часто играет самостоятельную роль, являясь не только местом действия, но как бы сопровождая и порождая само действие. Американские кинематографисты любят показывать природу прерий во всей её красе. Есть очень примитивные по сюжету вестерны, которые приятно посмотреть хотя бы из-за красивых пейзажей, несмотря на незамысловатый сюжет. Например, фильм "Джо Кидд" ("Joe Kidd", 1972, реж. Джон Стёрджес). В нём действие разворачивается осенью, зритель видит синее небо, дикие скалы, через зрительное восприятие ощущает свежесть утра на фоне американской природы. Но в фильме "Стрелки чести" создатели то ли постеснялись, то ли не захотели продумать натурные съёмки и даже этого специфического момента для вестерна здесь нет. Пейзажи выглядят - как пустыри средней полосы России. Характерной американской природы в нём тоже нет.
Пейзаж

Типичный пейзаж, на фоне которого разворачивается действие
Та самая упомянутая выше сцена погони, когда двое солдат Малика едут за "Полукровкой", на виду, даже не пытаясь использовать рельеф местности.

Безусловно, есть в фильме и положительные моменты. Например, ряд персонажей хорошо костюмирован. Неплохо подобраны артисты на главные роли. Некоторые эпизоды поставлены довольно грамотно и динамично. Но в целом фильм производит впечатление недоделанного, недоработанного произведения с большим количеством неточностей и нарушением логики повествования.

---------------------------------------------

Несколько кадров напоследок
Джеб и Брент

Два брата: Джеб и Брент Малики
Стрелки чести

Головрезы Малика жаждут разобраться с Марком (он у них проститутку посмел отобрать)
Стрелки чести

Марк и та самая проститутка, которую он отвоевал у людей Малика. Когда Марк узнаёт, что Малик посылает людей напасть на "Полукровку", он посылает проститутку, чтобы та встретилась с капитаном Дасти и передала предупреждение. Но Марку не приходит в голову объяснить девице, что не нужно делать это на глазах всего города. Естественно, её замечают все, в том числе и люди Малика, а сам Малик очень быстро узнаёт у проститутки, что именно ей поручил передать Марк. И понимает, что в его ряды затесался шпион (правда, совершенно непрофессиональный). Малик хитростью залавливает Марка (открыто на него нападать не решаются, слишком крутой) и устраивает допрос с пристрастием на тему "Ты на кого работаешь?!"
Стрелки чести

"Ну что, дядя, будешь брать деньги? Или я тебя зарэжу в натуре!"
"Полукровка" привёз налоги Фреды и теперь жаждет, чтобы их приняли и дали расписку. А то по хорошему брать не хотят.
Стрелки чести

Люди Малика допрашивают Марка
Стрелки чести

Раненый Марк готов защищаться до последнего
Стрелки чести

Финал фильма.
Все живы, все (почти) здоровы. Отряд снова собрался вместе.



© М.В. Гуминенко. 2010.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ