Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



А.М. Возлядовская. Наследство XX века: Отношение к женщине

Помню как-то в конце 90-х, довелось мне стать свидетельницей одного разговора, который происходил рядом со мной в тамбуре головного вагона электрички. В тамбуре, кроме меня был ещё один человек. Вдруг дверь из салона открылась и в тамбур вошла "коробейница" - из тех, кто ходит по вагонам с огромными клеенчатыми сумками: обложки для паспортов, бактерицидный лейкопластырь, мужские носки, носовые платки и прочее, чем набиты её огромные сумки и что она громогласно предлагает пассажирам за сходную цену. "Коробейница" тоже решила ждать конечной остановки в тамбуре. Торговля окончена (во всяком случае в данной электричке) не зачем толпиться в вагоне, тем более, что в вагоне она только загораживает и без того узкий проход своими огромными сумками. Стоявший в тамбуре мужчина окликнул "коробейницу" по имени - она оказалась его старой знакомой.

- Аня! - (может быть, Таня или Лена или Ира - имя стёрлось в моей памяти, да и не очень-то это важно, на месте Тани вполне могла оказаться и Ира и Лена...) - Ты что, теперь торгуешь? Денег не хватает? - участливо спрашивает мужчина свою старую знакомую.

- Да, и деньги, конечно, тоже немаловажно, но деньги - не главное! - отвечает она и тут же рассказывает свою историю. Она потеряла работу, как и многие в начале 90-х, Свекровь работает, муж - тоже (живут все вместе). Двое детей ходят в школу. Женщина занялась домашним хозяйством.

- Встаю рано, - рассказывает она. - Надо приготовить всем завтрак, Сначала провожаю свекровь, потом уходит на работу муж, потом дети в школу. Только успеваю сходить в магазин за продуктами, нужно что-то приготовить младшему: он приходит из школы раньше. У старшего - шесть уроков, приходит позже на два часа, надо подогреть обед, накормить. Потом приходит на обед муж - тоже подогреть, накормить, помыть посуду (свекровь на обед не приходит - ей далеко ездить). Потом срочная готовка ужина. Все приходят с работы в разное время - нужно успеть всё приготовить, а кроме этого постирать, погладить, успевать в своё время вымыть пол, за всеми убрать. Они приходят с работы - сидят, телевизор смотрят, я весь вечер бегаю за ними ухаживаю. Устаю страшно: мой рабочий день - часов 15-16. Меня уже ноги не держат, а в ответ мне постоянные попрёки от всех домашних: "Вот ты дома сидишь, ничего не делаешь! Как это так? Ведро с мусором не успела вынести?!!" И это без конца: "Ты сидишь дома - ничего не делаешь! Вот мы - работаем!"

- В конце концов, я так устала всё это выслушивать каждый день, что нашла эту работу и теперь вполне счастлива, больше никаких забот не знаю! - Заключила свой рассказ женщина. - Утром ухожу раньше всех, даже не позавтракав. Нужно ехать в офис (т.е. на склад) за товаром. Там мы, то есть такие же "коробейники", собираемся, пьём кофе, разбираем товар и расходимся по электричкам. У каждого свой маршрут. Я хожу с товаром обычно весь день - с восьми утра практически до восьми вечера. За день я распродаю почти всю эту сумку разной мелочи. Возвращаюсь теперь домой позже всех: пока я после восьми вечера до дома доберусь! Прихожу - они уже сами там что-то нашли, приготовили, поели. Кто детям завтрак готовил - я без понятия, наверное, свекровь пораньше встала и приготовила. Кто детей после школы кормил и чем - я без понятия! Наверное, муж, когда пришёл на обед с работы они вместе втроём что-то на кухне соображали, готовили из того, что в холодильнике нашли. Кто встречал их всех после работы, кто ужином кормил и кто этот ужин приготовил - я не знаю! Нашли они как-то выход, наверное, после работы по магазинам прошлись. Я прихожу, ужинаю остатками кем-то приготовленного ужина и спокойно полноправно отдыхаю, лежу на диване, смотрю телевизор - все довольны и больше ни слова попрёка в мой адрес - мама деньги зарабатывает!

Этот рассказ незнакомой женщины в электричке произвёл на меня удручающее впечатление.

Сразу вспомнился пример из русской классики: семья Достоевских. Там никто не упрекал мать в бездельи. Более того, Андрей Михайлович Достоевский, брат писателя, пишет в своих воспоминаниях о том, что в их семье, семье врача в которой было семеро детей, кроме мужской прислуги, работали постоянно ещё две женщины: кухарка Анна и прачка Василиса. В воспоминаниях описываются две взрослые женщины, которые работали на семью: кухарка, которая покупала продукты и готовила еду, и прачка, которая стирала и гладила бельё для всей семьи и всей прислуги. Никому из современных людей и из людей XIX века почему-то в голову не приходит, что эти две женщины всю свою жизнь пробездельничали. А говоря о современной женщине, которая занимается работой этих двух женщин одновременно, почему-то срабатывает штамп что она - "ничего не делает". Тогда это было рационально и нормально.

Но вот наступает ХХ век - век "освобождения" женщины. Меняется менталитет, юное поколение начинают воспитывать совсем по-другому. Прекрасный пример тому - диалог из повести Б.Л. Васильева "Завтра была война":

"- Это я сейчас комсомолка. А потом я хочу быть женщиной.

- Как не стыдно! - с гневом воскликнула подруга. - Нет, вы слыхали, ее мечта, оказывается, быть женщиной. Не летчицей, не парашютисткой, не стахановкой, наконец, а женщиной. Игрушкой в руках мужчины!

- Любимой игрушкой, - улыбнулась Зиночка. - Просто игрушкой я быть не согласна.

- Перестань болтать глупости! - прикрикнула Искра. - Мне противно слушать, потому что все это отвратительно. Это буржуазные пошлости, если хочешь знать".

На протяжении всего ХХ века насаждается презрение к женщине и к женскому труду. Один из самых распространённых идеологических штампов: уважение заслуживает только та женщина, которая занимается мужским трудом. Раз её угораздило родиться женщиной, значит, она должна это побороть и заниматься, во что бы то ни стало мужской работой. Но при этом она должна ещё и исполнить свой долг - родив несколько (лучше - как можно больше) детей. Дети и рожающая женщина, ухаживающая за детьми, в принципе государству была не нужны (несмотря на противоположные лозунги). Государству нужна была работающая наравне с мужчиной женщина. В советской стране была всеобщая трудовая повинность и, как стимул этого - маленькая заработная плата, чтобы человек любого пола и положения должен был всё время работать, чтобы прокормить себя. Надежды на то, что женщину прокормит мужчина - не было. Если же всё же какая-нибудь из женщин выбирала именно женские обязанности - управление домом, рождение и воспитание детей - она подвергалась общественному осуждению, получала клеймо бездельницы, барыни, лентяйки. Как ни странно, женщины XIX века, ведущие хозяйство и воспитывающие детей нигде, ни в учебной литературе, ни даже в критических статьях либералов-западников, бездельницами не назывались. Несмотря на то что стирала в семье прачка, а готовила кухарка, женщина, ведущая хозяйство, руководящая домом и воспитывающая детей, пользовалась уважением не только у своих современников, но и у людей ХХ века: никто из нас не назовёт бездельницей и тунеядкой мать Тургенева или Гончарова, да и мать "вождя всех пролетариев мира" тоже не стояла ни у токарного станка, ни у чертёжной доски.


Что же изменилось в ХХ веке? Вопреки красивым лозунгам, советское государство вовсе не настоящим жертвовала ради прекрасного будущего, а как раз будущим, ради настоящего. Родившийся ребёнок станет полноценным работником только через 20 лет, а взрослая женщина может в большинстве профессий работать наравне с мужчиной прямо сейчас. Поэтому выгоднее использовать её как работника прямо сейчас, нежели дожидаться 20 лет, когда её дети вырастут в полноценных работников. В связи с этим отпуск по беременности и родам был очень небольшой - 56 дней до родов и 56 дней - после, чтобы по максимуму можно было задействовать женщину на производстве. Только в 80-е годы советские женщины получили право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Предоставлялся этот отпуск работающим матерям без сохранения заработной платы. До восьмидесятых годов в СССР отпуск по уходу за ребёнком был гораздо меньше.

В советское время пособие на ребёнка выплачивалось только начиная с рождения четвёртого ребёнка. Т.е. среднестатистическая советская семья (а среднестатистическая советская семья имела менее 3-х детей) пособий на детей никогда не получала. Положение стало меняться только в перестройку. Дети не нужны - советскому государству нужна была работающая женщина.

Сейчас положение в стране изменилось. Нет поголовной трудовой повинности, да и пособие, хоть и не очень большое, мать получает с рождения самого первого ребёнка. Однако менталитет, воспитанный ХХ веком, остался. До сих пор мать, воспитывающая сама своих детей - в понимании окружающих "бездельница", а бросившая своих детей, ради какой-то пустой даже фиглярской работы - нормальный человек, достойный уважения.

"Ты же не будешь говорить женщине "спасибо" за то, что она готовит обед!" - с апломбом произносит Гоша из кинофильма "Москва слезам не верит" (1979, сценарий В. Черных). И в этом вся психология взаимоотношения полов конца ХХ - начала ХХI века. Да, спасибо говорить не будут. Вдобавок обзовут "бездельницей" и "лентяйкой", вынудят сбежать на любую работу, чтобы обед кто-нибудь, как-нибудь без неё сделал и кто-нибудь чем-нибудь, когда-нибудь накормил её детей. А её место - у станка, в кабине башенного крана или с сумкой "коробейника" в электричке - где угодно, только не дома, с детьми!

Упоминаемая в тексте литература:

Васильев Б.Л. Завтра была война. М.: Вагриус, 2007.

Кваша A.Я. О некоторых инструментах демографической политики http://demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold_fund03.html

Отпуск (по беременности и родам) // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 томах. - М., "Художественная литература", 1964.



© А.М. Возлядовская. 2011.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ