Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



М.В. Гуминенко. От "Бегущего по лезвию" к "Экзистенции": современный нуар, или Мрачное будущее человечества

Экзистенция

"Экзистенция" (eXistenZ, 1999) - научно-фантастический/психологический триллер режиссёра Дэвида Кроненберга. В главных ролях Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли.

Фильм "Экзистенция" перечисляется в ряду фильмов, толчок к созданию которых дал в своё время фильм Ридли Скотта "Бегущий по лезвию" (Blade Runner, 1981). Продолжая традицию этого фильма, были поставлены "Тёмный город" (Dark City, 1998), "Экзистенция" (eXistenZ, 1999), "Матрица" (The Matrix, 1999), "Тринадцатый этаж" (The Thirteenth Floor, 1999), "Луна 2112" (Moon, 2009), и некоторые другие, менее известные картины.

Сюжет фильма (по Википедии): "Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли), лучший дизайнер игровых приставок в мире, вместе с группой тестирующих проводит в церкви презентацию своей новой приставки виртуальной реальности - "Экзистенции". Для того, чтобы сыграть, вы должны подключиться к поду, будущей версии органической игровой приставки, через био-разъём в районе поясницы. В самом начале презентации на Аллегру нападает фанатичный убийца, вооруженный причудливым органическим оружием, которое не обнаруживается датчиками службы безопасности. В страхе перед другими убийцами, она убегает со стажером-пиарщиком Тэдом Пайклом (Джуд Лоу), который поневоле оказывается её телохранителем. Но её под, содержащий единственную копию "Экзистенции", повреждён при попытке убийства. Чтобы узнать степень поломки, Аллегра уговаривает неохотливого Пайкла установить био-разъём в своё тело, таким образом он сможет принять участие в игре. Последующие события и результаты игры затягивают пару в странное приключение, где уже сложно понять, являются ли их действия собственными или же это влияние игры, и невозможно сказать, находятся ли они в игре или в реальном мире".

Фильм "Экзистенция" поставлен так, что ни его персонажи, ни зритель, не может понять, где кончается игра, и начинается реальная жизнь. Традицию фильмов, в сюжете которых обыгрывается подобная коллизия - столкновение реальной и кем-то сфабрикованной искусственной жизни, - начал именно "Бегущий по лезвию". Интересно, что слово "коллизия" помимо социологического, информационного, правового, геологического и других значений, имеет ещё очень любопытное значение в акушерской практике. Это "сцепление плодов во время родов при многоплодной беременности, когда во вход малого таза вступают одновременно крупные части обоих плодов". Интересно последнее значение слова "коллизия" тем, что фактически, при таком расположении плодов при родах, каждый из них стремится первым появиться на свет, и при этом застревают оба.

Во всех фильмах, начиная с "Бегущего по лезвию", так или иначе сталкиваются настоящий и искусственно созданный персонаж, и каждый стремится к превосходству, оттесняя своего оппонента. При чём, по сюжету, в этой борьбе и сами персонажи, и зритель, теряют нить реальности (или изначально её не знают), и разобраться, что же является естественным, а что - искусственным, становится невозможно. Обе противоборствующие стороны "застревают" где-то на полпути "к выходу". Взаимное отторжение, неприязнь, вражда, или борьба условно настоящего и условно искусственного - условие этого жанра. Договориться между собой "создание" и "создатель" не могут, что-то одно должно поглотить или уничтожить другое, или, в лучшем случае, убежать.

Основная мысль фильмов данного направления: то, что человек представляет себе о мире, и своём месте в нём, всегда может оказаться искусственно сфабрикованным некими третьими лицами, или чужим интеллектом. В какой-то мере, данное направление схоже своим смыслом с буддистской религией, по которой весь окружающий мир может быть всего лишь "игрой ума" самого человека. Бессмысленность реальности, которая на самом деле может оказаться грандиозной иллюзией, настраивает на явно пессимистический лад. Декард из "Бегущего по лезвию" не может быть уверен, что он сам - не репликант. Аллегра и Тед из "Экзистенции" не могут быть уверены, что вернулись в реальный мир, а не продолжают играть, согласно тем персонажам, которые были для них прописаны в "Экзистенции". Подобный пессимизм свойственен людям конца XX - начала XXI века, точно так же, как жанр Нуар (фр. film noir - "чёрный фильм") был порождением пессимизма 1940-1950 годов, навеянного последствиями Великой Депрессии, Второй мировой войной и началом противостояния так называемой "Холодной войны" между Штатами и СССР. Не случайно, "Бегущий по лезвию", по мнению критиков, во многих чертах перекликается с нуаром (характерная для героев нуара одежда Декарда, визуальный ряд фильма, антигерой - пересыщенный жизнью циник, и пр.). На момент создания "Бегущего по лезвию" новый жанр, который пытались прозвать "нео-нуаром" только формировался. Последующие картины уже практически не перекликаются с нуаром, но в целом, остаются такими же пессимистическими для персонажей, и, по версии создателей фильмов, для человечества в целом.

Получит ли это направление в кинематографе продолжение - покажет время. Что же касается фильма "Экзистенция" - то он сделан достаточно напряжённым, динамичным, привлекающим внимание. Во время просмотра с напряжением следишь за тем, что будет с персонажами, так что от фильма трудно оторваться (в отличие, к примеру, от фильма "Тёмный город", который сложно заставить себя смотреть, потому что никто из его персонажей не вызывает симпатии и желания переживать за свою судьбу).

На мой сугубо личный взгляд, фильм "Экзистенция" стоит того, чтобы его посмотреть хотя бы раз, а может быть, даже оставить в своей коллекции.

Экзистенция

Экзистенция

Экзистенция

Экзистенция




© М.В. Гуминенко. 2013.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ