М.Н. Катков
Русские галичане и "польская справа"

На главную

Произведения М.Н. Каткова


14-го сего месяца, на торжественном заседании Славянского Комитета в Петербурге, в председательстве митрополита Московского высокопреосвященного Иоанникия, по его начинанию открыта подписка в пользу угнетенных и гонимых "польскою справой" русских галичан, которые переживают теперь критическое время. Лица во всех отношениях достойные, виновные единственно в том, что родились русскими и чувствуют себя таковыми, были, как известно, судимы польским судом за государственную измену. Польский суд над государственной изменой! Какая грубая ирония в этом сопоставлении! С точки зрения этого суда, государственная измена состоит в том, что русские люди хотят быть русскими, а не поляками. Всем народностям, населяющим Австрию, предоставляется право быть самими собой: немцам немцами, мадьярам мадьярами, чехам чехами, полякам поляками, а русским быть русскими это значит государственная измена! Все помнят этот возмутительный суд, это наглое попрание всякой справедливости и всякого смысла. Дело это тем возмутительнее, что изо всех народностей Австрии самой в политическом отношении честной и твердой, самой преданной династии, никогда не подававшей повода ни к каким опасениям с точки зрения государственной, всегда была русская народность, живущая в Галиции, Буковине, Венгрии. Если б Австрия была цельной национальностью, которая ассимилировала бы себе все застрявшие в ее государственной области племенные элементы, то выделение той или другой народности из общего состава могло бы казаться опасным и было бы изменой если б имело тот характер, каким отличается, например, "польская справа" в России; но австрийской национальности нет, и Австрия по самому существу своему есть конгломерат разных народностей, соединяемых, в сущности, только династическим началом. Это предание русской народности на пожирание "польской справой" не может не возмущать нас, не может не оскорблять русского чувства при всех добрых отношениях России к Габсбургской империи. За что же делается только для русской народности столь оскорбительное исключение, за что она не только оскорбляется в своих народных и церковных симпатиях, но и прямо отдается во власть искони враждебному ей началу? Дозволительно ли нам, русским, в России оставаться равнодушными при таком обидном исключении, постигающем нашу народность, можем ли мы не сочувствовать нашим гонимым братьям, особенно в лице столь достойных представителей нашей народности, как отец Наумович, гг. Добрянский, Площанский и другие, и должны ли мы скрывать это сочувствие и не давать ему хода? Благодарность Московскому владыке, который, поминая свв. Кирилла и Мефодия, дал выражение этому столь справедливому и столь естественному сочувствию гонимым братьям!



Сбор пожертвований в пользу пострадавших от польского гонения галичан продолжается, и дай Бог, чтоб он дал сколько-нибудь ощутительные для пострадавших результаты!

Мы не преминем познакомить наших читателей с содержанием апелляции, поданной священником Наумовичем в качестве униата папе Льву XIII. Теперь же считаем не лишним по поводу открывшейся подписки в пользу подвергшихся от поляков гонений галичан обратить внимание публики на польскую политику в том крае.

Польская печать и даже польская наука (хороша наука!) старается доказать что русский народ это значит польский народ и не имеет ничего общего с российским народом, то есть вся западная часть русского народа должна превратиться в поляков. Извращая и перетолковывая факты истории, предавая проклятию Богдана Хмельницкого, "справа" внимательно следит за тем, что творится в Малороссии и Белоруссии. Под рубрикой: "Из земель Польских" постоянно встречаются в газетах известия из русских городов, из Киева и Гродна, из Чернигова и Смоленска как городов польских.

Польские газеты ликуют при всяком удобном случае, когда какой-нибудь сумасбродный украинофил где-нибудь торжественно заявит свое исповедание веры, и о всех таких случаях, преувеличивая их значение и придавая им характер необычайной политической важности, сообщают читателям, иногда даже на первом месте. Эта польская радость по глупости, содеянной каким-нибудь русским крикуном, обыкновенно сопровождается поучением к "братиям русским" и воззванием соединиться с поляками против России. Но забывают при этом польские газеты проповедывать заведомую ложь о тех "благах", какими пользуются русские под господством поляков в Галиции, о свободе "русинского" языка, об уважении поляков к "русинской" церкви и т.д.

О том, какой свободой пользуется этот "русинский" язык, свидетельствует хотя бы тот факт, что всякое очищение "русинскаго" языка от польской чуждой ему примеси и сближение с литературным русским объявляются в Галиции признаком государственной измены и что за подобные попытки сидят в польских тюрьмах русские люди. Всем памятно, как недавно во Львовском университете приказано было читать лекции по-польски профессору педагогики, несмотря на протесты и просьбы русских студентов богословского факультета. Самый кирилловский шрифт считается в Галиции чем-то опасным, и Польская Матица издает книги для русского народа польской латиницей, ломая этим несчастный "русинский" язык на польский лад.

В начале текущего года Dziennik Pozncmski (№ 17 от 20 января) напечатал статью под заглавием: "Русины под Русским правительством". После общих жалоб на русское правительство автор статьи передает несколько интересных фактов. Он рассказывает, что в 1881 году член земского собрания Киевского уезда "русин" Гольштейн из Бердичева заявил требование ввести "язык русьский" (разумей: украйнофильский) в элементарной школе. Но "русская молодежь осуждена тут на принудительное изучение российского языка!", патетически восклицает автор статьи, проливая польские слезы над участью малороссов в России. Наконец, сообщается факт, что в Золотоноше один из земских деятелей, некто г. Коссюра, в заседании земства предложил назначить на земские деньги премию за учебники "на русьском", а не "российском" языке для народных училищ, и что земство не только приняло это предложение г. Коссюры, заявив при этом, что "литература русьская" (малороссийская) без этого гибнет, но и решило основать периодическое издание на том же, ad hoc фабрикуемом, украйнофильском языке. Dziennik Poznanski и тут имел случай пролить горькие слезы по поводу протеста губернатора против таких решений Золотоношского земства.

Такие ничтожные факты, как речи какого-то специально малорусского патриота, г. Гольштейна из Бердичева, или г. Коссюры, наводят польскую газету на серьезные размышления об "искрах, воспламеняющихся в пожар" и о роли Польши в славянском мире. Польская лига готова была бы употребить все средства, чтоб украйнофильство сослужило ей добрую службу. Но неужели польская справа так недальновидна и так мало ценит этот "русинский" народ, что считает его неспособным понять, что значат ее сладкие речи об его правах на отчуждение от своего народа, на измену своему Отечеству?

Что касается отношения поляков к свободе "русьской веры" и уважения их к "русьской" униатской Церкви, то вот свежий факт. Поляки распинаются за унию и униатов в Холмской Руси, сообщая множество нелепостей о положении их в России. Они в заграничных органах клянутся, что заступаются за униатскую Церковь и питают чувство любви к жителям Холмской Руси. Но вот именно теперь в Галиции затевается новое насилие над униатами с целью совратить их в латинство. Два с половиной года тому назад монастырь униатов Базилианскаго ордена в Добромиле был насильно передан иезуитам, которые взяли в свои руки и школу при этом монастыре и теперь усердно полячат русский народ этой местности. Дело было сделано тогда чрезвычайно искусно, и патеры иезуитского ордена служат там в церкви по-славянски, лишь бы понравиться народу. Но народ их не терпит. Теперь русские галицкие газеты сообщают, что поляки задумали проделать и с Базелианским монастырем в Лаврове, в Самборском уезде, то же, что с Добромильским. Весть эта произвела угнетающее впечатление на русских в Галиции. Даже польские газеты начинают бояться подвигов иезуитов: так Gazeta Narodowa (№ 49 от 28 февраля), известная своими выходками против всего русского, и та вознегодовала. "Нужно желать, говорит она, чтоб из сфер компетентных решительно было опровергнуто подобное известие, потому что нет сомнения, что иезуиты не помирят русинов с поляками. Объединение русинов с поляками при помощи иезуитов содействовало бы в тысячу раз скорее распространению среди нас москалефильства, нежели вся агитация русской Рады". Если даже Gazeta Narodowa принуждена признаться, что иезуиты совершают насилие над унией, то что же в самом деле делается в несчастной Галицкой Руси?


Впервые опубликовано: Русский вестник. 1863. Т. 43. № 1. С. 471-482.

Катков Михаил Никифорович (1818-1887) - русский публицист, издатель, литературный критик.


На главную

Произведения М.Н. Каткова

Храмы Северо-запада России