В.В. Маяковский
Марксизм — оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!

На главную

Произведения В.В. Маяковского





      Штыками
                      двух столетий стык
      закрепляет
                        рабочая рать.
      А некоторые
                      употребляют штык,
      чтоб им
                  в зубах ковырять.
      Все хорошо:
                          поэт поет,
      критик
                  занимается критикой.
      У стихотворца —
                                  корытце свое,
      у критика —
                              свое корытико.
      Но есть
                  не имеющие ничего,
                                                        окромя
      красивого почерка.
      А лезут
                  в книгу,
                                хваля
                                          и громя
      из пушки
                      критического очерка.
      А чтоб
                  имелось
                                  научное лицо
      у этого
                  вздора злопыханного —
      всегда
                на столе
                                покрытый пыльцой
      неразрезанный том
                                      Плеханова.
      Зазубрит фразу
                                (ишь, ребятье!)
      и ходит за ней,
                                как за няней.
      Бытье —
                      а у этого — еда и питье
      определяет сознание.
      Перелистывая
                              авторов
                                          на букву «эл»,
      фамилию
                      Лермонтова
                                          встретя,
      критик выясняет,
                                  что́ он ел
      на первое
                      и что́ — на третье.
      — Шампанское пил?
                                          Выпивал, допустим.
      Налет буржуазный густ.
      А его
              любовь
                              к маринованной капусте
      доказывает
                        помещичий вкус.
      В Лермонтове, например,
                                                чтоб далеко не идти,
      смысла
                не больше,
                                      чем огурцов в акации.
      Целые
                хоры
                        небесных светил,
      и ни слова
                        об электрификации.
      Но,
          очищая ядро
                                  от фразерских корок,
      бобы —
                      от шелухи лиризма,
      признаю,
                      что Лермонтов
                                              близок и дорог
      как первый
                        обличитель либерализма.
      Массам ясно,
                              как ни хитри,
      что, милюковски юля,
      светила
                  у Лермонтова
                                          ходят без ветрил,
      а некоторые —
                                и без руля.
      Но так ли
                      разрабатывать
                                              важнейшую из тем?
      Индивидуализмом пичкать?
      Демоны в ад,
                              а духи —
                                              в эдем?
      А где, я вас спрашиваю, смычка?
      Довольно
                      этих
                              божественных легенд!
      Любою строчкой вырванной
      Лермонтов
                        доказывает,
                                          что он —
                                                              интеллигент,
      к тому же
                      деклассированный!
      То ли дело
                        наш Степа
      — забыл,
                      к сожалению,
                                              фамилию и отчество,—
      у него
                в стихах
                              Коминтерна топот...
      Вот это —
                        настоящее творчество!
      Степа —
                      кирпич
                                  какого-то здания,
      не ему
                разговаривать вкось и вкривь.
      Степа
                творит,
                              не затемняя сознания,
      без волокиты аллитераций
                                                  и рифм.
      У Степы
                      незнание
                                      точек и запятых
      заменяет
                      инстинктивный
                                                массовый разум,
      потому что
                          батрачка —
                                              мамаша их,
      а папаша —
                          рабочий и крестьянин сразу.—
      В результате
                          вещь
                                      ясней помидора
      обволакивается
                              туманом сизым,
      и эти
                горы
                        нехитрого вздора
      некоторые
                        называют марксизмом.
      Не говорят
                        о веревке
                                          в журнале повешенного,
      не изменить
                          шаблона прилежного.
      Лежнев зарадуется —
                                          «он про Вешнева».
      Вешнев
                  — «он про Лежнева».

              19 апреля 1926 г.


Впервые опубликовано: Журналист. М. 1926, № 5. Май.

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) — российский и советский поэт-футурист, драматург, дизайнер, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».


На главную

Произведения В.В. Маяковского

Храмы Северо-запада России