А.А. Фет
<Письмо к И.С. Тургеневу>

На главную

Произведения А.А. Фета


      30 апреля 1864. Степановка

      Тебя искал мой стих по всем концам земли,
      И вот тебя настиг он в Rue de Rivoli.
      Не знать, куда писать, меня ужасно бесит:
      Зачем-то затвердил я нумер 210.
      О чем писать? О чем? Как туп такой вопрос!
      Когда б я разом мог все то, что лезет в нос,
      Сказать иль очеркнуть стихами или прозой,
      То я бы не стоял, как тот осел над розой,
      Которого ты нам на невских берегах
      Так ясно указал в журнальных крикунах.
      Люблю, в согласии иль во вражде открытой,
      С тобой беседовать, поэт наш знаменитой.
      Ценя сердечного безумия полет,
      Я тем лишь дорожу, кто сразу все поймет:
      И тройку, и свирель, и Гегеля, и суку,
      И фриз, и рококо крутую закорюку,
      И лебедя в огнях скатившегося дня —
      Ну, словом, чуткий ум душе моей родня.
      Ты понял и теперь, что этими словами
      Хвалю я не себя. Подобными хвалами
      Пусть забавляется тот юный хор калек,
      Который думает: «Всё понял человек».
      А мы — зайдет ли речь о Дании иль Польше, —
      Мы знаем: журавли гораздо смыслят больше
      Об этих казусах, чем мудрые земли.
      Хоть вспомни Ивика! Хвала вам, журавли!
      Приличие? И тут ты повторял, бывало,
      Что мудрая о нем старуха толковала:
      «Приличен каждый зверь, носящий сзади хвост,
      Затем что он умен и, между прочим, прост».
      Взгляни в Степановке на Фатьму-кобылицу:
      Ну, право, поезжай в деревню иль в столицу,
      Едва ль где женщину ей равную найдешь, —

      Так глаз ее умен, так взгляд ее хорош.
      Вся в сетке, рыжая, прекраснейшего тона,
      Стоит и движется, как римская матрона.
      Так не в претензиях тут дело, а в одной
      Врожденной чуткости. — Подумай-ка, какой
      Дубиной нужно быть, чтоб отрицать искусство,
      Права на собственность, родительское чувство,
      Самосознание, — ну, словом, наконец,
      Всё то, чего не знать не может и слепец.
      А этим юное кичится поколенье!
      К чему ж их привело природы изученье?
      Сама природа их наводит на беду.
      Поймавши на слове, я к Фатьме их веду.
      Она хоть нежный пол и ходит в кринолине,
      Но не уступит прав на кафедру мужчине.
      Что ж проповедует она? Ее сосун
      Щипал при ней сенцо. Вот подошел стригун
      И стал его теснить, сам ставши над корытом;
      Но истинная мать так зубом и копытом
      Сумела угостить пришедшего не в час,
      Что тот не сунется уж к ним в другой-то раз.
      «Что ж, сила грубая! На то она кобыла!»
      Груба ль, нежна ль она — я знаю: сила — сила.
      То сила им груба, то тянутся из жил,
      Чтобы расковырять указкой силу сил!..
      Но полно Пиерид пугать таким предметом.
      Ужели нынешним тебя не встретит летом
      Осинка «Reviendront» и необъятный пруд,
      Где пихты стройные по берегам растут
      И где гуляющий, как мощная Россия,
      Пожалуй, невзначай наступит и на змия,
      Где стройный хор берез и вереницы лип
      Тебя приветствуют, блаженный Аристипп,
      Где, умиления исполненный и жару,
      Я пред тобой возжечь всегда готов сигару

      И в дни июльские, когда горит душа,
      Кричать «лупи его!», как срежешь черныша.
      Люблю я видеть кровь лукавой этой птицы:
      Бровь красная ее, дьячковские косицы
      И белые портки мне раздражают взор.
      Но, кажется, опять понес я прежний вздор...
      Привычка, подлинно, вторая в нас натура:
      Наш брат куда ни ткнись — везде литература!
      Вчера меня с утра охота петь взяла
      «На холмах Грузии лежит ночная мгла»;
      Заставил я жену, забывши завтрак, рано
      Усесться разбирать романс у фортепьяно.
      Про этот про романс скажу тебе одно:
      Коль услыхать его мне будет суждено
      От Полигимнии, его облекшей в звуки,
      То прежде попрошу связать мне ноги, руки,
      Чтобы, пришедши вдруг в болезненный экстаз,
      Я в доме каковых не учинил проказ.
      Но извини меня! я заврался безбожно;
      Да сам же подал ты пример неосторожно
      Ломать язык богов над будничным письмом.
      Пора и перестать. Кончаю. Дело в том,
      Чтоб, озабоченный бездельем иль делами,
      Ты не забыл писать мне прозой иль стихами.
      Ты знаешь, как мне мил и дорог твой привет.
      Жена приветствует тебя и твой

              А. Фет


Впервые опубликовано: Фет А. Полн. собр. стихов. СПб., 1901. Т. 2. С. 257. Стихотворение содержалось в письме Фета Толстому от 19 октября 1862 г. из Степановки.

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892) русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН (1886).



На главную

Произведения А.А. Фета

Монастыри и храмы Северо-запада