| ||
[795] Возлюбленные! Когда общий наш Спаситель Иисус Христос имел родиться, от кесаря Августа выходит общее повеление, касающееся вселенной. Так так всеобщая благодать должна была воссиять на всю землю, то некоторым образом и дело общественное соприкасается с религиею, и, при рождении Спасителя, происходит одно повеление во всей вселенной. Итак, изыде повеление от кесаря Августа, чтоб была сделана перепись всей вселенной для приготовления единения религии, для приготовления пути евангельской проповеди, для приготовления пути учению. Прежде было, конечно, много местных начальственных учреждений, не было кесарева повеления, касавшегося того всеобщего объявления; а когда при посредстве проповеди вера благочестия должна была распространиться по всей вселенной, вселенная соединяется под одним лозунгом; и не только вселенная, но и земное — с небесным, и к пользе для людей благочестие доводится до общего сведения, чтобы божественная истина ни от кого не осталась сокрытою. Кесарь Август повелевает — и Иосиф повинуется и берет Деву. Когда ты спросишь эллина или даже самого иудея о том, почему Август удостоился чести много времени царствовать (а он царствовал пятьдесят шесть лет и четыре месяца), то они ничего не отвечают, но, не зная причины вещей и не веря Божией благодати, думают, что весьма продолжительное время выпало ему на долю по некоторому жребию. При нем родился Иисус Христос. Поэтому, если Август был римским императором и, притом, первым, то Христос естественно воспринял на Себя исполнение домостроительства Божия об Его воплощении при основании римской империи. Должен был быть введен жезл железный, жезл, о котором говорит Давид: упасеши я жезлом железным; и: проси от Мене, и дам ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Псал. II, 9, 8), как будто бы Отец беседовал с Сыном и говорил: иудеи отреклись от Твоего царства [796] и оскорбили Твою власть; это — народ презренный, немного таких, которые обратились. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли, не угол Палестины и не обрезанный народ, пустой и с душей без сердца, но: дам ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Ты же упасешь их, так как они не пожелали повиноваться евангелию, так как не захотели уступить чудесам, упасешь их, не словом, но делом и железным жезлом, римскою властью; по этой причине они подчинены власти жезла. Иисус, когда пришел в Иерусалим и увидел в храме торговлю и корыстолюбивое занятие, — потому что внутри продавали и покупали, ввозя внутрь товар под предлогом жертвоприношений, — то, сделав жезл и бич из веревок, выгнал торжников из храма, говоря: не творите дому Отца Моего дому купли (Иоан. II, 16). И если бы они приняли тот жезл, то не были бы упасены жезлом железным; а так как они не почтили спасительного жезла, то подпали не под бич и не под слово, бичующее людей со здравыми чувствами, но под жезл железный; и часто они хотели удалить его, но их поражал жезл железный, не просто ударяя, но умерщвляя. Поэтому, когда железный жезл начал владычествовать в царствование Августа, тогда именно родился и Христос. Власть римлян — начало проповеди, четвертое царство времен. Можно заметить, что это у пророков таинственно сохранено, так как ни в новом ни в ветхом завете не находится ничего незаписанного, но ветхий предупредил собою новый, а новый истолковал собою ветхий. И часто я говорил, что — два завета и две рабыни, и две сестры, которые в роде как бы телохранителей сопровождают единого Господа. Господь возвещается у пророков; Христос проповедуется в новом завете; новое не ново, потому что ветхое предупредило; ветхое не погасло, потому что оно истолковано в новом завете. Ты мог бы увидеть, что тот Даниил, очень юный возрастом, но седой по пророческому дару, пророчествовал в Вавилоне. Почему в Вави- [797] лоне? Потому, что народ был отведен в рабство в Вавилон, и семьдесят лет провел в Ассирийской земле. Итак, там рождается Даниил, там воспитывается, ни в чем не потерпев вреда от иноплеменной земли. Он имел отеческое благоразумие, и от юности делается пророком, и Святой Дух вошел в его душу, и, достигши 18-летнего возраста, Даниил начал свою пророческую деятельность. И многое есть, о чем он пророчествует, но истолковывается также и четыре царства. Навуходоносор, ассирийский царь, видел в образе четыре различия, одно тело, но четыре цвета. Образ имел золотую голову, грудь же имел серебряную, а живот имел медный, ноги же имел железные, и этот образ состоял из четырех веществ (Дан. II, 31...). И увидел царь; но не было того, кто бы изяснил. Пришли маги, пришли халдеи, были приведены прорицатели, были призваны те, которые всегда вводили царя в заблуждение; и что же они говорят? Повежд нам сон, и мы истолкуем его ( — 4). Итак, Бог, устраивая, чтоб они по обыкновению не обманули его, удаляет из памяти царя образ сновидения; и царь сказал: сон мой победите мне ( — 9). А так как они ясно признавались, что невозможно рассказать сон другого, но они растолкуют в том только случае, если услышат о нем, то приглашается Даниил, о котором стало известно, что он силен в такого рода вещах; и он входит к царю Навуходоносору, после того как Святый Дух открыл ему содержание сна, и говорит царю: царь, ты видел это и это. И одновременно со словами пророка слушавший вспоминал о сне; и слышанное напомнило ему о видении. Итак, пророк изъясняет этот сон, — ведь после того, как он рассказал самый сон, он был уже истолкователем достойным доверия, — и говорит: образ, который ты видел, это — четыре царства, потому что четыре царства возстанут на земле ( — 37 и след.). Тот образ был цельный, и стояло одно тело. Но ты, царь, увидел, что оторвался без участия чьих-либо рук камень и сокрушил образ, и камень занял и наполнил всю землю. Вот — то, что ты увидел: ты увидел четыре царства. Ты еси глава златая ( — 38), — потому что первыми царствовали ассирийцы, весьма богатые и весьма пышные, и весьма изнеженные. И говорит ему: ты еси глава златая; и последи тебе возстанет царство меньше тебе ( — 38, 39), — потому что после ассириян царствуют персы и мидяне; были же и эти весьма блистательны. Третье царство возстанет медное — царство греков и македонян, — когда именно Александр, будучи в Элладе, снарядив войска, сделал нападение на Персию и низложил Дария, а царство его подчинил своей власти. Итак, он сравнен с медью по причине благозвучия беседы и языка. Эллины, бывшие с Александром, и сам Александр, бывшие красноречивыми в беседе, были сравнены с медью, так как золото, хотя и блестяще, однако же неблагозвучно; подобным же образом также и серебро; а медь, хотя и хуже по веществу, но благозвучна в отношении к издаваемому ею звуку. Поэтому он говорит: третье царство — то, которое обозначается чрез посредство меди; четвертое же царство и последнее — железное (Дан. II, 40). Итак, упасеши я жезлом железным (Псал. II, 9). Смотри на согласие пророчества: Даниил видел, что камень отсечен от горы без участия рук. Каким образом отсечен? Не железом, без содействия рук, потому что Дева рождает без постороннего содействия; камень же поразил образ и превратился в великую гору и наполнил всю вселенную. Один камень наполняет всю землю. Тот камень отторжеся без рук, и бысть гора велика и наполни всю вселенную (Дан. II, 34, 35). 2. Какой это камень? Слушай, что говорит Исаия: се Аз полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна (ср. Исаии. VIII, 14, XXVIII, 16): и всяк, веруяй в онь, не постыдится (Римл. IX, 33). Но не один только Исаия говорит об этом камне, а пророчествует и Давид: камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших (Исая. CXVII, 22, 23). Каким сделался углом? [798] Всякий угол связывает собою две стены; а этот Камень связал новый и ветхий завет, два народа из язычников и из иудеев, почему от Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших, не в глазах всех, но в глазах нас верующих. Поэтому, всякий раз как увидишь, что церковь из иудеев и эллинов сохраняется чрез посредство одного Камня, то более всего пусть приходит тебе на ум сказанное. Но, конечно, кто-нибудь, быть может, спросит: где среди нас кто-либо из иудеев? Из числа эллинов — тех мы видим. А те, что — из иудеев, где они находятся? Откуда был Павел? Откуда был Петр? Откуда был Андрей? Откуда Иоанн? Откуда многотысячная церковь в Иерусалиме? Прежде всего — из иудеев, потом — из эллинов. Когда уверовали те, которые были среди них, имея надежду благочестия, тогда пришел железный жезл и рассеял оставшихся в неверии, так как упасеши я жезлом железным, яко сосуд скудельнич, сокрушиши я (Псал. II, 9). Почему яко сосуд скудельнич? Если упадет глина в то время, когда она еще влажная, то она приводится в прежнее состояние; если же будет сделан сосуд и уже будет обожжен огнем и сделается весьма сухим глиняным черепком, то, после того как будет сокрушен, уже не допускает восстановления в прежнее состояние. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи, сокрушиши я. Конечно, Христос рождается во время преобладания царства железного: камень отсечен без содействия рук. Смотри на согласные дела и на одинаковые слова: камень сокрушил образ и прекратил бытие существовавших на земле царств; сделался великою горою и наполнил всю землю. Навуходоносор, царь, увидел этот сон; забыл же он сон, чтоб не мог рассказать магам и чтоб по обычаю не был обманут ими, услышав от них одно вместо другого. Итак, спустя немного времени, сам Даниил другим образом видит сон; впрочем, то был не сон, а откровение видения. Казалось ему, что он находится при море; и говорит Даниил: четыре, звери велицыи исхождаху из моря (Дан. VII, 3). Но тихо и понемногу последуем за образом пророчества. Исхождаху, говорит он, четыре звери велицыи из моря, различни между собою, и, по его словам, между ними весьма велико различие. Первый, аки львица, и криле его, аки орли ( — 4). Там ты имеешь золото, здесь — львицу; почему здесь — львицу и там — золото? Там — золото по причине роскоши и богатства; здесь — львицу по причине женского пола и женской нежности, но однако — зверя. Первый, аки львица. Второго же зверя увидел, как медведицу; и на стране единей ста ( — 5); там серебро, здесь медведица, по причине жестокости. Третьего зверя, говорит он, я видел, аки рысь ( — 6), быстрейший зверь. Так как Александр, царь македонский, весьма быстро сделал нашествие на восток, то он сравнен с рысью. Там медь по причине благозвучности языка Эллады, здесь рысь по причине весьма большой быстроты нападения. Говорит и о четвертом звере, но не называет по имени, а именует страшным, весьма страшным выше меры; зубы его велии; без меры ели и истончевали, и останки ногама своима попираше; и той же различаяся излиха паче всех зверей, бывших прежде его ( — 7); это был страшный зверь; пророк не сказал его имени. Так как это место пророчества должно было быть ясным, — его пророк относил к римлянам, — то, чтобы это царство не подверглось поруганию, он оставляет этого зверя без имени. Когда же, говорит он, я увидел этого четвертого зверя, то испугался и затрепетал, потому что он был очень страшен и ужасен: все попирал, все сокрушал, все пожирал; над всем неограниченно господствовал, — куда отправлялся, там подчинял своей власти. И что говорит пророк? Вдруг я увидел реку огненную: престол поставися, Ветхий денми седе, тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху [799] Ему ( — 9, 10), Ветхому денми. Книги отверзошася ( — 10), и се на облацех небесных, яко Сын человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде ( — 13). И что тотчас произошло? Уже не звери, уже не море, уже не страх перед зверем; но Тот принял власть и Сам стал неограниченно господствовать: царство Его — царство вечное, еже не прейдет, так как власть Его — до рода родов ( — 14). До зде, говорит пророк, скончание словесе ( — 28). И пророк таким образом видит четыре царства, как приличествовало ему, удалявшемуся от житейских дел; царь же, как ему приличествовало, видит четыре царства как бы в золоте и серебре, и меди, и железе. Если бы царь увидел царства под видом зверей, а потом истолковал ему Даниил, то было бы странно говорить ему: ты — первый зверь, так как показалось бы оскорбительным для слушателя; но царь видит, как царь, и пророк видит подобное же в другом образе. Это нами сказано, возлюбленные, не напрасно, и не без причины мы изучили эту древнюю историю, но для того, чтобы вы удостоверились, что царство Августа было прославлено, было почтено, было восхвалено, было долговременно, потому что при нем родился Христос, и тот муж настолько был почтен, что даже и имя его сделалось титлом достоинства. Надлежит вам знать, что он царствовал пятьдесят шесть лет; когда же исполнилось сорок два года, родился Христос; следовательно, Христос воспитывался в течение пятнадцати лет его царствования. За Августом же по порядку следует Тиверий, и в 18-м году царствования Тиверия Христос идет на крест и страдает, и воскресает, и возносится. Поэтому при Августе Он жил 15 лет, при Тиверии же 18. Иисус, в царствование Тиверия кесаря, будучи 30-летним, открыл о Своем божестве ученикам и проповедовал, сверх того, три года; всюду чтится Троица, поэтому, проповедавши в течение трех лет, на 18-м году Тивериева царствования шествует на страдание, исполнив во плоти домостроительство. 3. Итак, бысть во дни тыя, — чтоб нам восстановить то чтение, — изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную (Лук. II, 1). Эта перепись — выяснение дел, первое обнажение истины, чтобы род человеческий не был в неизвестности: это — первая перепись. Ужели и сами пророки умолчали об этом? Сделаем отступление в ветхий завет, исследуем иудейские дела и дела иудейского неверия. Призываю во свидетельство Давида, мужа достойного доверия, чтимого у иудеев, даже если только сделано о нем одно воспоминание, достойного веры в глазах церкви. Итак, что же говорит Давид? Господь повесть в писании людий и князей сих (Псал. LXXVI, 6). Это — слова пророка, а вот — дела евангельские: сие написание первое; взыде же, говорит (евангелие), и Иосиф от Галилеи, из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною (Лук. II, 2, 4), — потому что при браках только происходит зачатие. Бысть же, егда быша тамо, исполнишася дние родити ей, и роди сына своею первенца и повит Его, и положи Его во яслех, зане не бе им места во обители (Лук. II, 6, 7). Ничего нет более простого, чем это дело, ничего нет беднее, чем рождение Иисусово. Иисус сделался бедным ради нас, хотя и был богат; Мариам положила Спасителя в яслях; не было ничего, что можно было бы подостлать, ничего, чем бы укрыться; Спаситель и не имел нужды в такого рода попечении о Нем и не нуждался во внеш- [800] ней заботливости, подобно тому как и зачинается Он не по закону естества. Достаточно было услужения со стороны Девы; Он сам был устроителем всего. Таким образом, говорит (Писание), положи Его во яслех, и пастырие беху в тойже стране, бдяще ( — 7, 8). Матфей повествует, что пришли маги; Лука же, что и пастырие беху в стране, бдяще; там маги, здесь пастыри. И пришел к ним ангел, возвещая о великих делах: радость велию благовествую вам ныне, яко родися Спас миру во граде Давидове (Лук. II, 10, 11). И когда один ангел говорил, отверзлись небеса, и явилось единое согласное пение восхваляющих и говорящих: слава в вышних Богу и на земли мир, во человецех благоволение ( — 14). Все должно сочетаваться, небо и земля вступить в единение, для того, чтобы нижнее сделалось верхним, чтобы был мир у тех, которые обитали далеко, и у ближних. Поэтому пастыри выслушивают радостную весть. Почему пастыри? Потому что мы заблудились наподобие овец, поэтому-то пришел для мира пастырь — Христос Иисус, Спаситель вселенной, и пастыри ради Пастыря получают радостную весть, и — слава в вышних Богу. Люди должны были прославлять и воссылать благодарность Пославшему на землю мир, потому что люди освободились от вражды, бывшей к Богу. Во человецех благоволение — надлежало, чтоб людям казалось хорошим то, что относилось к благочестию. Итак, пастыри, получив радостную весть и выслушав слово, увидели дела; пришли в пещеру; они не увидели ложа, не увидели постели, не увидели пригототовления трапезы, но сидящую Мариам и Иосифа, и возлежавшее дитя. Евангелист не говорит прежде всего об отце, но сначала говорит о Мариам, потому что она — поистине Мать, лучше же сказать: и Она сама не мать, так как Она не родила по естеству, но зачала преестественно. Она не знала происходившего, но была орудием Художника. Итак, они увидели Мариам и Иосифа и дитя; услышав слово, они увидели самые дела, удивились, были спасены. Дитя, конечно, лежало, терпеливо снося пока еще несовершенное развитие тела и перенося увеличение его; и, подобно тому, как художник взял и приготовил инструмент, чтобы, напр., игрок на цитре воспользовался затем цитрою, или стрелок надлежащим образом воспользовался затем луком и стрелою, — так и Иисус, входя в общение со всеми, понемногу растет. Почему же не вдруг? Почему сразу не стал совершенным мужем? Он пришел, чтобы подражать нашему естеству, чтоб освятить бренность чрез пример. Конечно, если бы Он пришел совершенным по возрасту, то еретики поспешили бы говорить: Дева не родила Его, Он не воспринял бренности от нашего рода. Итак, Он родился от Девы, восприяв от общей бренности, чтобы освятить Адама — Свое создание; и по этой причине Он растет понемногу, и хотя, как человек обращается с людьми, но, будучи Господом естества, жил безгрешно. Поэтому, когда ты услышишь о Нем — дитяти, то припоминай то пророчество Исаии, которое он произнес: Отроча родися нам, Егоже начальство бысть на раме Его, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века (IX, 6). Когда услышишь о дитяти, то не презирай имени, но подивись человеколюбию Бога и подивись устроению спасения, чтобы тебе сделаться достойным слушания евангельских слов, тебе, сопутствуемому верою, упражняемому терпением, состязующемуся благочестием, усовершаемому любовью, ставшему всецело неповрежденным во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. ______________________ * Эта и следующие беседы в издании Миня относятся к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемых св. И. Златоусту. ______________________
Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. | ||
|