Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



Святитель Иоанн Златоуст

Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том 1, книга 1

Святого отца нашего Иоанна Златоуста. К Феодору падшему. Увещание 1-е
Святого отца нашего Иоанна Златоуста. К тому же Феодору увещание 2-е
К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. Слово первое
К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. Слово второе. К неверующему отцу
К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. Слово третье. К верующему отцу
Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни
О сокрушении. Слово первое — к Димитрию монаху
О сокрушении. Слово второе — к Стелехию
К Стагирию подвижнику, одержимому демоном. Слово первое
К тому же Стагирию о том, что уныние хуже демона. Слово второе
К тому же Стагирию об унынии. Слово третье
Слово к жившим вместе с девственницами
Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами
Книга о девстве
К молодой вдове. Слово первое
К той же вдове. Слово второе — о воздержании от второго брака

Том 1, книга 2

О священстве. Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста — Василий. — Они никогда не расставались между собою. — Намерение их обоих принять иночество. — Слезы и просьбы матери, отклонившие Иоанна от исполнения этого намерения. — Подвижническая жизнь друзей. — Слух о намерении посвятить их обоих в епископский сан. — Уклонение Златоуста и избрание Василия. — Жалобы Василия и оправдания Иоанна. Нравственное значение хитрости — в зависимости от намерения. — Польза ее как в мире, так и на войне. — К ней прибегают как врачи тела, так и врачи души. — Исцеление больных таким способом. — Ею пользуется и ап. Павел, чтобы привлечь иудеев к Иисусу Христу
О священстве. Слово второе. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать в отношении к Иисусу Христу. — Преимущества священства. — Кровь Иисуса Христа есть цена душ. — Любовь Иисуса Христа к Своей церкви. — Обязанности священства более важны, чем всякого другого положения. — Мало достойных для него. — Ответственность священника. — Враги стада Христова. — Лечение душ труднее, чем лечение овец. — Трудность постижения самой причины боления душ. — Нет другого средства, кроме убеждения. — Священство требует превосходной души. — Насколько благоразумие необходимо священнику. — Священство есть должность, исполненная затруднений и опасностей. — Необходимость вполне знать кандидата на священство. — Превосходные свойства человеколюбия. — Похвала Василию. — Его человеколюбие. — Почему Златоуст отказался от епископства. — Его отказ не только не послужил ко вреду избирателей, но избавил их от нареканий, которым они иначе подверглись бы
О священстве. Слово третье. Златоуст продолжает свое оправдание. — Его отказ произошел не от гордости. — Обвинять других в неуважении к священству значит обнаруживать собственное невысокое мнение о нем. — Отказ его произошел не из тщеславия. — Любовь к славе напротив должна бы побудить его принять епископство. — Священство имеет небесный характер. — Величавая обстановка священства ветхозаветного и превосходство священства новозаветного. — Величие христианского тайнодействия. — Священник сильнее ангелов. — Источники его могущества. — Священники ветхозаветные только давали свидетельство об исцелении проказы тела, а священники новозаветные исцеляют проказу души. — Если наши родители дают нам жизнь телесную, то священники сообщают нам жизнь духовную, и они могут нам давать ее, когда даже мы потеряли ее. — Крещение. — Покаяние. — Даже ап. Павел трепетал, размышляя о высоте своего служения. — Тоже самое устрашило и Златоуста. — Ясное сознание высоты священнослужения с одной стороны и сознание своей слабости — как побуждения, заставившие его отказаться от епископства. — Другие побуждения, как заключающиеся в опасностях и трудностях, сопряженных с священнослужением. — Устранение тщеславия со всеми сопровождающими его страстями. — Чем возвышеннее священство, тем омерзительнее злоупотребления им. — Можно желать священства, но не возвышения и власти, связанных с священством. — Священник должен быть господином над самим собою: печальные последствия гнева. — Погрешности священников быстро становятся известными всем и происходящий отсюда соблазн. — Примеры неудачных избраний. — Управление вдовицами, попечение о девственницах, церковное судопроизводство, связанные с ним трудности. — Отлучение и требуемое им благоразумие
О священстве. Слово четвертое. Возражение Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. — Опровержение этого возражения. — Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. — Иуда был призван к апостольству. — Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. — Необходимо рукополагать с крайнею осторожностью. — О церковном служении. — Дар слова, как необходимая принадлежность священника. — Без дара слова не достаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. — Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов церкви. — Сравнение церкви с сильною крепостью. — Главные враги, с которыми приходится церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. — Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. — Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? — Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. — Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненною любовью к Господу Иисусу. — Красноречие ап. Павла — простое и сильное, единственно основанное на знании и восторженности. — Похвальный отзыв о его посланиях. — Необходимость для епископа обладать ученостью, чтобы наставлять других. — Он должен быть способен защищать догматы веры
О священстве. Слово пятое. Продолжение рассуждения о церковном красноречии. — Беседы, предназначаемые для народа, требуют большого труда. — Трудность удовлетворить слушателей, потому что они часто приходят не за тем, чтобы назидаться, но за тем, чтобы судить о проповеднике. — Чтобы с успехом преодолеть эту трудность и овладеть слушателями, необходимы две вещи: пренебрежение к похвалам и сила слова. — Пренебрежение к похвалам не имеет никакого значения без силы слова, и наоборот. — К пренебрежению похвалами нужно прибавить и презрение к зависти. — Недостаточно приобрести дар слова, нужно еще сохранять его трудом и упражнением, потому что красноречие есть дар изучения еще более, чем природы. — Чем выше у проповедника дар слова, тем более он должен трудиться над ним. — Козни великому проповеднику со стороны его завистливых врагов. — Немного людей, которые в состоянии основательно судить о беседах. — Сильный сознанием своего дара, проповедник может становиться выше суждений толпы. — Еще больше уверенности ему может дать стремление к главной цели — благоугодить Богу. — Пренебрежение к похвалам не менее необходимо и тому, кто не обладает даром красноречия
О священстве. Слово шестое. Ответственность священника за грехи вверенной ему паствы. — Благоразумие и осторожность, с которыми нужно жить, чтобы предохранить себя от заражения делами мира сего и сохранять красоту души. — Ревность, тщательность и бдительность в отправлении священнослужения. — Священники суть посланники Божии не к одному только городу, но ко всей земле. — Они поставлены, чтобы молиться и ходатайствовать о прощении грехов людей, и не только живых, но и умерших. — Призвав Св. Духа, они благоговейно приносят великую жертву, приближаться к которой должно со страхом и трепетом. — Они носят в своих руках Владыку и Господа всех людей. — Необходимость для них самого тщательного благоразумия, чтобы не оскорбить кого-нибудь из ближних, приспособляться ко всем, не прибегая к хитрости, притворству и лести, но скорее действуя с великим дерзновением и свободою, причем попеременно, смотря по обстоятельствам, можно употреблять суровость или мягкость. — Как ни велики труды монахов и как ни трудна брань, которую они ведут, но во всяком случае служение епископа труднее отшельничества. — Осуществлять добродетель в пустыне легче, чем при исполнении церковных дел, так как эти дела подвергают епископа многим случайностям и легко открывают в нем пороки и недостатки, которые не обнаружились бы в пустыне. — Повторение совета непренебрегать народною молвою, хотя бы она была ложною. — Нетрудно спастись самому себе. — Священник подлежит более страшному наказанию, чем простые верующие. — Состояние, которое должен переживать человек, когда его хотят возвесть в священный сан. — Нет более страшной брани, как та, которую воздвигает на нас в таких случаях диавол
Беседа по рукоположении во пресвитера. Мысли и чувства по случаю возведения в высокий сан священства. Неуверенность в своих способностях. — Воя вселенная хвалит Бога, за исключением грешников. — Но и грешник может найти способ славословия. — Похвала Фланиану, епископу антиохийскому. — Знатность его происхождения и великость его подвижничества. — Воспоминание о Мелетие, епископе антиохийском. — Просьба о молитве за нового пресвитера
Против аномеев. Слово первое. Похвала Флавиану. Величие его человеколюбия. — Смысл изречения: «аще разум испразднится». — Опровержение аномеев. — Проповедник намерен вразумлять, а не побивать своих противников. — Бог непостижим не только в Своей сущности, но и в Своем промышлении; не только в Своем промышлении, насколько оно управляет всем творением, но еще и насколько оно управляет судьбами одного народа, например народа иудейского. — Увещание
Против аномеев. Слово второе. В рассуждении о божественных предметах нужно руководиться не разумом, а верою. — Аномеи притязают на то, что они знают Бога так же, как Он знает Самого Себя. — Испытывать Его сущность с чрезмерным любопытством значит оскорблять Его. — Необходимость умеренности в рассуждениях с еретиками
Против аномеев. Слово третье. Славословие Бога более полезно человеку, чем Богу. — Бог не постижим для ангелов. — Человек не может проникнуть даже в существо ангелов. — Верховные силы не могут постигнуть Бога и при Его снисхождении. — Укор антиохийцам за то, что они тотчас после беседы ушли из церкви. — Действенность общественной молитвы
Против аномеев. Слово четвёртое. О непостижимом Краткое повторение предшествующих бесед. — Ангелы узнали о некоторых тайнах только с нами и чрез нас. — Они не знают существа Божия. — Похвала антиохийцам за ту послушность, с которою они исполняли данные им советы. — Предостережение против карманных воров, появившихся в церкви
Против аномеев. Слово пятое. О непостижимом Сын и Св. Дух вполне знают Отца. — Слова: Бог и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну. — Мудрость ап. Павла в его наставлениях. — Не только существо ангелов, но даже и существо нашей души не постижимо для нас. — Возражение аномеев, что нельзя поклоняться тому, чего не знаешь. — Ответ на это возражение. — Сила молитвы. — Смирением производится дерзновение
Против аномеев. Слово шестое. О святом Филогоние. — Насколько будущая жизнь выше настоящей. — Св. Филогоний сначала был адвокатом. — Избранный во епископа, он предался совершению всякого рода добродетелей. — Назидание по случаю приближения праздника Рождества Христова. — Истинное покаяние, даже краткое, может очистить совесть. — Способ совершения покаяния
Против аномеев. Слово седьмое. О единосущии Сына с Отцом. — Необходимость внимательного отношения к слову Божию. — Сын единосущен Отцу. — Выражения св. Писания, невидимому уничижающие Сына, находят себе объяснение в воплощении. — Другие побуждения для таких изречений св. Писания. — Две воли до Иисусе Христе. — Увещание к молитве
Против аномеев. Слово восьмое. О суде и милостыне и о просьбе матери сынов Заведеевых. — Ответ на возражение еретиков. — Сын имеет ту же власть, что и Отец. — Милостыня измеряется не по величине подаяния, но по чистоте намерения. — Похвала ап. Павлу, изречения которого приводит проповедник. — В каком смысле сказал Иисус Христос: "несть Мое дати". — Награду заслуживает тот, кто подвизается
Против аномеев. Слово девятое. О четырехдневном Лазаре. Иисус Христос знал, где находился Лазарь. — Не должно быть слишком легковерным. — Почему Иисус Христос молился пред воскрешением Лазаря? — Не вследствие необходимости, а вследствие присутствовавшего там народа и в ответ на просьбу Марфы
Против аномеев. Слово десятое. Вступление. — Различие между долгом денежным и долгом духовным. — Иисус Христос единосущен Отцу. — Уничижение принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставлять нас не только словами, но и примером. — Ему свойственно то же всемогущество, что и Отцу. — Доказательство, заимствуемое из исцеления слепорожденного. — Как несовершенен закон. — Сын равен Отцу. — Доказательства из св. Писания. — Нужно избегать всякой вражды. — Увещание к примирению с врагами
Против аномеев. Слово одиннадцатое. О непостижимости существа Божия. — Когда дело идет об истинах веры, то следует основываться главным образом на св. Писании. — Божество Иисуса Христа, доказываемое на основании первой главы книги Бытия. — Согласие Ветхого и Нового Заветов. — Обязанность христиан присутствовать при собраниях верующих и водить туда своих детей. — Присутствие в этих собраниях в церквах приносит двоякую пользу
Против аномеев. Слово двенадцатое. О расслабленном, бывшем в расслаблении тридцать восемь лет и на слова: "Отец Мой доселе делает и Аз делаю" Иоан. V, 17. — Сравнение проповедника с землепашцем. — Почему Иисус Христос показывался иудеям в дни праздников. — Исцеление расслабленного. — Почему Иисус Христос спрашивает больного. — Похвала расслабленному. — Почему Иисус Христос повелевает ему взять и понести постель. — Иисус Христос по всемогуществу равен Отцу. — Увещание присутствовать в собраниях церкви
Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Нелюбовь большинства людей к длинным рассуждениям. — Простое общедоступное рассуждение. — Обращение к язычникам с доказательствами, что Иисус Христос есть Бог: основание церкви, быстрое распространение Евангелия, обращение римлян и варваров, совершенное в непродолжительное время лицами совне презренными, без всякой посторонней помощи. — Такое дело не могло быть делом рук человеческих. — Обращение к иудеям. — Против них гласит Ветхий Завет. — Все главные тайны и события христианства предсказаны были пророками. — О том, что Христос будет Богом и человеком, предсказывал пророк Варух. — Что Он родится от девы — Исаия. — Что родится в Вифлееме — Михей. — Что будет исцелять всякие болезни — Исаия. — Неблагодарность иудеев также предсказана Давидом и Исаией. — Погребение Христа — Давидом и Исаией. — Проповедь апостолов — Давидом и Иоанном. — Об отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. — Страшный суд предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией. — Чествование, воздаваемое кресту. — Частое употребление крестного знамения. — Части истинного креста, находимые по всему миру. — Исполнение пророчеств Иисуса Христа. — Чудо распространения Евангелия. — Поражение императоров в войне, воздвигнутой ими против церкви. — Тщетность усилий, которые иудеи с помощью Юлиана Отступника употребляли для восстановления храма вопреки пророчеству Иисуса Христа
Против иудеев. Слово первое. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. — Христианам не должно принимать участия в постах и праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие все несвоевременно. — Они не постились, когда следовало им поститься, и постятся теперь, когда не следует поститься: потому-то они и отвергнуты и на их место явились христиане. — 2) Их синагога не лучше театра, место распутства и вертеп разбойников; она есть обиталище демонов, между тем как церковь есть дом Божий. — Обладание св. Писанием не делает синагогу досточтимою и не может служить оправданием для тех, кто посещает ее, ибо 1) иудеи оскорбляют св. Писание, утверждая, что оно не говорит ничего об Иисусе Христе; 2) они пользуются им лишь для того, чтобы обольщать немощных; 3) не только синагога, но и самая душа иудеев есть обиталище демонов. — Бог отверг их жертвы, их праздники и самый храм, предавая его в руки язычников. — Не может служить оправданием посещения синагоги и желание получить исцеление от какой-нибудь болезни, потому что 1) обитающие в ней демоны не могут исцелять; 2) даже если бы они и могли, не следует губить свою душу ради исцеления тела. — Нужно употреблять все средства к тому, чтобы отвращать своих братьев от иудействования, особенно потому, что, не делая этого, мы участвуем в их преступлении и подвергнемся одинаковому с ними наказанию
Против иудеев. Слово второе. Против тех, которые содержат иудейский пост, и против самих иудеев. — Не должно соблюдать иудейского поста, потому что 1) лишаются благодати Христовой те, кто служат ветхому закону, хотя бы в одном каком-нибудь отношении; 2) соблюдающие закон в одном отношении, тем самым обязываются соблюдать его весь под страхом проклятия. — Закон есть добрая вещь, но под условием, если он приводит к Иисусу Христу. — Он есть зло для тех, которых не приводит к Нему, следовательно для иудействующих. — Бог более ревнует о чести верующих, чем о собственной славе; взаимно и верующие должны ревновать о чести Божией и не допускать своих жен посещать синагоги
Против иудеев. Слово третье. К тем, которые по прежнему постятся в Пасху. — Не должно участвовать в соблюдении поста, который иудеи соблюдают перед своей пасхой, потому что это может служить причиной раскола и разномыслия, а разномыслие есть худшее из зол: таково учение ап. Павла и отцов Никейского собора. — Бог, разрушая город, в котором только и можно было законно совершать иудейскую пасху, о достаточностью показал, что Он отверг вое праздники иудейские и освободил нас от обязанности соблюдать дни, установленные законом. — У самих иудеев соблюдение места должно бы стоять выше и иметь больше важности, чем соблюдение времен, потому что соблюдение времен часто бывает совершенно невозможным
Против иудеев. Слово четвертое. Против иудеев, на трубы их пасхи. Сказано в Антиохии, в великой церкви. — Чтобы судить, хорошо, или худо известное действие, нужно не столько соображаться с его сущностью, сколько с волей Божией. — Между тем пост иудейский идет против воли Божией. — Все священнодействия должны в действительности совершаться в Иерусалиме, а не в другом каком-либо месте, как это доказывает сам закон и пример святых праведников. — Разрушая Иерусалим, Бог ясно показал, что ему не благоугодно было более богослужение иудеев
Против иудеев. Слово пятое. Похвала усердию слушателей. — Храм иудейский не будет восстановлен. — Это доказывается: 1) предсказанием Иисуса Христа, которое несомненно возъимеет силу, так как другие предсказания Сына Божия уже исполнились; 2) на основании пророков: те же пророки, которые предсказывали начало и конец трех первых пленений, не только не указали конца для четвертого, теперешнего их пленения, но прямо предсказывали, что оно не окончится; 3) тщетностью усилий, которые иудеи употребляли для восстановления их храма; 4) на основании пророчеств, которыми предвозвещено, что новозаветное богослужение распространится по всей земле. — Увещание христианам удаляться от праздников иудейских
Против иудеев. Слово шестое. Предшествующая длинная беседа, как причина горловой болезни проповедника. — Жажда к обличению иудеев. — Краткое обобщение предшествующей беседы. — Чему иудеи могут приписать теперешнее свое бедствие. — Нельзя приписывать его ни тяжести их грехов, ни могуществу людей. — Не смотря на старание точно соблюдать закон, они теперь более несчастны, чем когда-либо, и это потому, что они распяли Господа Иисуса. — Подтверждение этого на основании пророков. — Из их бедствий обнаруживается Божество Иисуса Христа, потому что если бы Он был обманщик, то не смотря на всех грехи, Бог пощадил бы их ради имени Своего, чтобы не дать основания для прославления врага Своего. — Кроме своего города и своего храма, иудеи потеряли и все свои преимущества, они не имеют более и священства. — Что такое их теперешние священники в сравнении с древними священниками? — Изложение обрядов посвящения и других обстоятельств, придававших досточтимый характер священству в древности. — Обличение христиан, посещающих синагоги. — Поведение их подлежит осуждению и неизвинительно ни в каком отношении. — Увещание к более благоразумным отвращать своих собратьев от этих нелепых, как и преступных суеверий
Против иудеев. Слово седьмое. Если храм иудейский, как доказано выше, разрушен окончательно, то вследствие этого у иудеев не может уже быть ни жертвоприношений, ни священства. — Эти учреждения, как доказывает св. Писание и особенно ап. Павел, отменены вследствие их несовершенства, жертвоприношением воплотившегося Бога, и они не будут восстановлены. — На место священства по чину Ааронову явилось священство по чину Мелхиседека и древний закон заменен новым, соответственно новому священству
Против иудеев. Слово восьмое. Недостаточно только предостерегать своих собратьев прежде, чем они согрешили; нужно еще заботиться о них и после того, как они подпали греху. — Так Бог действовал по отношению к Адаму и Каину, ап. Павел по отношению к блуднику, самарянин к израненному разбойниками. — Мы не должны разглашать о проступках наших собратьев, а должны стараться о том, чтобы излечить согрешающих и удержать их от иудействования, внушая им особенно, как нелепо прибегать к демонам для поправления здоровья. — Христианин должен скорее страдать, чем грешить, по примеру Иова, расслабленного и Лазаря. — Эти страдания посылаются от Бога для исправления нас, и сын не должен жаловаться на отца, когда он исправляет его. — Кроме того, терпение в страдании приносит добрые плоды; на земле оно приобретает похвалу и преклоняет Бога к исцелению переносимых болезней, а на небе оно подготовляет получение венца мученического
Слово о проклятии. Связь этого слова с беседами против аномеев. — После опровержения еретиков проповедник обращается к тем из своих слушателей, которые по избытку ложной ревности проклинали еретиков, не имея права на то. — Проклинающие грешат против человеколюбия. — Любовь Иисуса Христа ко всем людям. — Пример ап. Павла. — Его мягкость и умеренность. — Не должно проклинать ни живых, потому что они могут еще покаяться, ни мертвых, потому что суд над ними принадлежит уже Богу
Слово на новый год. Сожаление об отсутствии епископа (Флавиана). — Намерение проповедника продолжать похвалу ап. Павлу начатую за несколько дней раньше, но обстоятельства заставили его изменить предмет речи и заняться обличением безумств, происходивших в городе Антиохии. — Обличение языческих суеверий. — Заблуждение тех, которые думают, что для того, чтобы весело и счастливо провести наступающий год, необходимо весело и счастливо провесть первый день его. — Истинное средство быть счастливым в течение всего года состоит в том, чтобы и начать и проводить его в страхе Божием и в соблюдении его заповедей. — Дни не разделяются на счастливые и несчастные. — Кто имеет чистую совесть — всегда счастлив, а чья совесть обременена грехами — всегда несчастлив, что бы он ни делал. — Изъяснение изречения ап. Павла: "аще убо ясте, аще ли пиете, вся во славу Божию творите"
О Лазаре. Слово первое. Похвала слушателям за то, что они не предавались новогодним безумствам и сделали из новолетия день духовных радостей. — Многие однако перешли от церкви в корчемницу, издеваясь над увещаниями. — Обличение их. — Их издевательства не препятствуют высказывать истину и восставать против безобразий. — Образ действий Иисуса Христа по отношению к Иуде, которого Он не переставал предостерегать и наделять благами, чтобы напоминать ему о его обязанностях. — Так же нужно и вообще поступать по отношению к грешникам. — Неодинаковая судьба уготована в будущей жизни тем, которые живут в изнеженности и наслаждениях, и тем, которые проводят жизнь в бедности и страдании. — Пример Лазаря и бессердечного богача. — Трапеза христианина должна сопровождаться молитвой и чтением св. Писания. — Нужно есть и пить умеренно
О Лазаре. Слово второе. Продолжение истории Лазаря и бессердечного богача. — Опровержение народного поверья, перешедшего от язычников, что люди, умершие насильственною смертью, становятся демонами. — Если Иисус Христос называет иудеев сынами диавола, то потому, что они подражали делам диавола. — Чрез свои грехи, а не чрез насильственную смерть люди могут уподобляться демону. — Трогательное описание смерти бедного Лазаря и смерти бессердечного богача. — Жестокость богача в сопоставлении с человеколюбием Авраама. — Закон милостыни. — Если бедный нуждается в хлебе, то нужно подать ему, хотя бы он был и негодным человеком
О Лазаре. Слово третье. Почему сказано богачу не: приял еси благая твоя в животе твоем, но восприял? — Почему праведники часто подвергаются опасностям, а грешники избегают их? — Необходимо всем христианам читать св. Писание, не только духовным, но и светским. — Последним еще более необходимо это чтение, потому что они более подлежат искушениям. — Св. книги так превосходны, что они всегда полезны даже и тем, которые понимают их лишь немного. — То, что осталось непонятным при первом чтении, сделается понятным при втором. — Незнание св. Писания есть источник ересей. — Бог не оставляет без вознаграждения никакого добра, даже совершенного злыми людьми, равно как не оставляет без наказания никакого греха, даже у добрых людей, и у них даже в особенности. — Нет ничего опаснее положения нечестивого, который благоденствует. — Похвала терпению. — Нетерпеливость есть мать богохульства. — Почему Бог не наказывает всех в этом мире? — Примеры терпения, заимствованные из Ветхаго Завета
О Лазаре. Слово четвёртое. Предложение объяснения притчи о богаче и Лазаре. — Евангельские примеры и особенно пример богача показывают, что все мольбы отошедших отсюда отягченными грехами будут бесполезны. — Рассматриваемая притча есть превосходный урок для богатых и бедных, она может одинаково смирять первых и унижать последних, заставить нас любить бедность и презирать богатство. — Св. Писание и разум с достаточностью убеждают нас в существовании загробной жизни; нет надобности, чтобы мертвые возвращались к нам для удостоверения нас в этом. — Сила и значение совести, напоминающей нам о старых наших прегрешениях. — Подтверждение этого изложением истории Иосифа
О Лазаре. Слово пятое. Рассуждение о воскресении. — Объяснение слов ап. Павла о будущем воскресении 1 посл. к Фессал. IV, 12. — Утешение верующим в скорби по случаю смерти дорогих для них лиц. — Они должны отличаться от неверных своим поведением так же, как они отличаются от них и своим верованием. — При смерти дорогих и близких лиц не нужно предаваться скорби, а нужно уподобляться в этом отношении прав. Иову и Аврааму, которые оба обнаружили великодушие и мужество: первый не пал духом при лишении всех своих детей, а второй не поколебался даже принесть в жертву своего единственного наследника — сына
О Лазаре. Слово шестое. Страшно проявление всемогущества и благости Божией в землетрясении. — Но день последнего суда будет еще страшнее. — Нужно бояться не землетрясения, а причины, его производящей. — Нужно сожалеть не о тех, которые огорчены, но о тех, которые грешат. — Возвращение к притче о богаче и Лазаре. — Сравнение житейских событий с представлением на театральной сцене. — В будущей жизни всякий явится тем, что он в действительности. — Благородство состоит не в знаменитости предков, а в добродетели. — Происхождение рабства. — Всемирный потоп. — Сравнение ковчега с церковью. — Употребление вина для исцеления скорби. — В чем состоит истинное рабство. — В чем состоит истинное богатство. — Различные степени праведников и грешников, но никто не без греха. — Добро и зло получают должное воздаяние
О Лазаре. Слово седьмое. Огорчение при виде того, что многие из слушателей, не смотря на увещания проповедника, посещают конские ристалища. — Не смотря на тяжесть своей вины, пусть они не отчаиваются в возможности загладить свой грех покаянием. — Бессердечный богач — пример тех, которые следуют широким путем в жизни: Лазарь — пример тех, которые идут узким путем. — Великое различие цели, к которой каждый из них пришел по своей дороге. — В чем состоят истинные блага. — Находящиеся в бедности и огорчении не должны считать себя несчастными. — Пропасть, отделяющая Лазаря и бессердечного богача в загробной жизни. — Заключение

Том 2, книга 1

Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа первая, произнесенная в бытность пресвитером, в Антиохии, в старой церкви, на слова: Мало вина приемли стомаха ради твоею и частых твоих недугов (1 Тимоф. V, 28)
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа вторая, произнесенная в Антиохии, в церкви, так называемой, старой, когда он был пресвитером — о бедствии постигшем город, по случаю низвержения статуй благочестивого царя Феодосия Великого, на слова апостола: богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати (Тим IV, 17), и против любостяжания
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа третья, по случаю отправления епископа Флавиана для ходатайствования пред царем о городе, также о том, что такое истинный пост, — что злословить хуже, чем снедать человеческую плоть, — о казненных за возмущение, и против жаловавшихся на то, что многие схвачены невинно
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа четвертая. Увещание к народу о твердости и терпении примерами Иова и трех отроков и о воздержании от клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа пятая. Еще увещание к народу о мужественном перенесении угрожающего бедствия по примеру того, что случилось с Иовом и ниневитянами; и о том, что бояться должно не смерти, а греха; и о том, что значит умереть худо; и о том, что нужно со всяким тщанием избегать клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа шестая, о том, что бояться начальников полезно, и рассказ о случившемся на пути с теми, кои несли к царю весть о возмущении; также о том, что кто терпит что-либо неправедно и благодарит Бога, попускающего это, равен тому, кто терпит за Бога; предлагаются опять примеры трех отроков и печи вавилонской; и о воздержании от клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа седьмая, о том, что скорбь полезна только к уничтожению греха, и на слова: в начале сотвори Бог небо и землю, где показывается, что сотворение мира служит источником величайшего утешения; также на слова: Адаме, где еси? и об избежании клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа восьмая. Увещание к добродетели, и на слова: хождаше Бог в раи по пополудни (Быт. III, 8), и — о воздержании от клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа девятая. Похвала тем, кои оставили привычку клясться, и о том, что никто не должен думать, будто бы после принятия пищи нельзя слушать в церкви слово Божие; также о том, почему спустя много времени дано Св. Писание, и на слова: небеса поведают славу Божию (Псал. XVIII, 1), и к концу — об избежании клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа десятая. Похвала тем, которые, вкусив пищи, пришли слушать (беседу); учение о естестве мира, также против боготворящих тварь, и о избежании клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа одиннадцатая. Благодарение Бога за освобождение от бедствий, ожидаемых вследствие возмущения, и воспоминание о том, что тогда случилось; также против унижающих наше тело, о сотворении человека вообще, и наконец — о воздержании от клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа двенадцатая. Благодарение Богу за прощение виновных против царя; учение о естестве мира, также о том, что Бог, сотворив человека, дал ему естественный закон, — и о самом тщательном воздержании от клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа тринадцатая. Еще благодарение Богу за прекращение печали и воспоминание о тех, которые по случаю мятежа схвачены и наказаны; потом еще исследование о сотворении человека и о том, что он получил естественный закон; и о совершенном воздержании от клятв
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа четырнадцатая. Когда весь народ освободился от беспокойства и стал благодушен, некоторые снова возмутили город, выдумывая ужасные слухи, и были изобличены: посему и сказана эта беседа, с увещанием о клятвах, для чего приведена история об Ионафане, Сауле и Иеффае, и показано, сколько от одной клятвы бывает клятвопреступлений
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа пятнадцатая. Еще о бедствии антиохийского народа; также о том, что страх везде полезен и плач благотворнее смеха; и на слова (Писания): познавай, яко посреде сетей минуеши, — и о том, что клясться хуже, чем убивать
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа шестнадцатая. Настоящая беседа сказана была после того, как градоначальник, получив известие о волнении народа и о том, что все помышляют о бегстве, пришел в церковь и утешил (народ); также о том, что не должно клясться, и на слова апостола: Павел, юзник Иисус Христов (Филим. 1)
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа семнадцатая. На начальников, Еллевиха вождя и Кесария магистра, посланных императором Феодосием для расследования о виновных в низвержении статуй
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа восемнадцатая. О прежнем предмете — возмущении, также о посте, и на изречение апостола: радуйтеся всегда о Господе (Филип. IV, 4)
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа девятнадцатая. В воскресенье спасительной недели к сельским жителям, и о том, что не должно клясться
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа двадцатая. О том, что поста четыредесятницы недостаточно для приготовления к приобщению, а требуется преимущественно душевная добродетель; также о том, как возможно не злопамятствовать, — что у Бога много значит этот закон, и что злопамятство, еще до геенны, наказывает преданных ему; наконец, о воздержании от клятв, и о не переставших клясться
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа двадцать первая. На возвращение епископа Флавиана и примирение царя с городом, и к виновным в низвержении статуй
Слова огласительные. Слово первое. К готовящимся к просвещению, и о том, почему крещение называется банею пакибытия, а не оставления грехов, и что опасно не только нарушать клятву, но и клясться, хотя бы мы клялись справедливо
Слова огласительные. Слово второе. К готовящимся ко просвещению, и о женах, украшающих себя плетением волос и золотом, и о тех, которые занимаются приметами или привесками, или заговорами, — что все чуждо христианству
Беседы о диаволе. Беседа первая. Против тех, которые говорят, что демоны управляют человеческими делами, — равно и тех, которые негодуют на наказания Божии и соблазняются благополучием нечестивых и несчастиями праведных
Беседы о диаволе. Беседа вторая. Против возражающих, почему диавол не истреблен; также о том, что злоба, его нисколько не вредит нам, если мы внимательны к самим себе, — и о покаянии
Беседы о диаволе. Беседа третья. О том, что грех от беспечности, а добродетель от рачительности, и что бдительному не могут повредить ни злые люди, ни сам диавол; также доказательство, почерпнутое из многого другого и из того, что касается Адама и Иова
Беседы о покаянии. Беседа первая. О покаянии, по возвращении из села
Беседы о покаянии. Беседа вторая. О покаянии и о печали царя Ахаава, а также и о пророке Ионе
Беседы о покаянии. Беседа третья. О милостыне и о десяти девах
Беседы о покаянии. Беседа четвертая. О покаянии и молитве
Беседы о покаянии. Беседа пятая. О посте, также о пророке Ионе, Данииле, и о трех отроках. Сказана пред наступлением святого поста
Беседы о покаянии. Беседа шестая. Беседа о посте, сказанная в шестую неделю святые Четыредесятницы
Беседы о покаянии. Беседа седьмая. О покаянии и сокрушении сердца, а также о том, что Бог скор на спасение и медлен на наказание; здесь же дивная повесть о Раави
Беседы о покаянии. Беседа восьмая. О покаянии
Беседы о покаянии. Беседа девятая. О покаянии и о тех, кто оставляют собрания; здесь же о священной трапезе и суде
Похвальные беседы на праздники Господни и святых. Беседа в день Рождества Спасителя нашего
Похвальные беседы на праздники Господни и святых. Слово в день Богоявления
О предательстве Иуды. Беседа первая. О предательстве Иуды и о Пасхе, о преподании таин, а также и о непамятозлобии. (Сказана) в святый и великий четверток
О предательстве Иуды. Беседа вторая. О святой и тайной вечери Спасителя и предательстве Иуды, о пасхе и установлении божественных таинств, и о непамятозлобии, сказанная во святой и великий четверг
Беседа о кладбище и о кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа
Беседы о Кресте и разбойнике. Беседа первая о кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов
Беседы о Кресте и разбойнике. Беседа вторая о кресте, — сказана во святый и великий пяток, — и об исповедании разбойника, и о том, что нам должно молиться за врагов
Беседа о воскресении мертвых
Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи
Беседа на Вознесение Господа Нашего Иисуса Христа; сказана в храме мучеников в Романезии, куда перенесены были тела мучеников, лежавшие под спудом близ трупов еретиков, и положены особо наверху
Беседа первая на святую Пятидесятницу и о том, почему ныне не бывают знамения, и что дела и слова наши записываются
Беседа вторая на Святую Пятидесятницу

Том 2, книга 2

Беседы о св. апостоле Павле
Беседа первая. Духовная красота св. апостола Павла — Он в необычайной степени соединял в себе все, что есть великого и доброго, не только между людьми, но даже и между ангелами. — Он имел все добродетели Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Моисея, Давида, Илии и Иоанна Крестителя, а также и ангелов

Беседа вторая. Св. апостол Павел осуществлял добродетель во всех ее отношениях и исполнял ее без всяких видов ни на земное возмездие, ни даже на небесное. — Он не избегал страданий, а даже искал их и наслаждался ими; скорбел из-за спасения всех людей вообще и каждого в отдельности. — На земле он жил, как будто будучи уже на небе. — Он сподобился самых великих милостей и самых знаменательных даров благодати. — Наконец он есть превосходный образец добродетели, который не недоступен и всем нам
Беседа третья. Величие человеколюбия св. ап. Павла. — Он любил врагов и тех, кто делал ему зло, желал спасения иудеям, воздвигавшим на него гонения. — Это человеколюбие внушало ему великую нежность как к соотечественникам, так и к иноплеменникам, желание спасения всем людям, побуждало его к щедрой помощи нуждающимся. — Он не только был одушевлен человеколюбием, но был сам воплощенною любовью. — Мы должны подражать великому апостолу в этой главнейшей добродетели
Беседа четвертая. Призвание св. ап. Павла к апостольству. — Верность, которую он сохранял бывшему ему призванию свыше. — Причины успешного распространения веры в мире, не смотря на немощность проповедников. — Мужество и успехи ап. Павла в деле проповедания Евангелия
Беседа пятая. Похвала добродетелям св. ап. Павла. — Никакое препятствие не могло ни ослабить, ни остановить их совершения. — Средства, которыми апостол пользовался для достижения своей цели. — Формы, в которых выражалась его ревность о спасении всех людей. — Применительность их к временам и лицам, насколько это было возможно
Беседа шестая. Опровержение некоторых укоров, делаемых св. апостолу Павлу за то, что он в некоторых случаях боялся ударов и смерти; иногда позволял себе произносить проклятия и наносить оскорбления. — Все это не только не унижает великого апостола, а содействует возвышению его славы
Беседа седьмая. При всем величии добродетелей св. апостола Павла, мы все можем достигать их, потому что и он был подобострастный нам человек. — Ревность и уверенность, которые он внушал своим ученикам и которые тем более возрастали, чем сильнее ему препятствовали, заключая его в узы. — Все препятствия и стеснения содействовали только большему успеху его проповеди
Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие. Похвалы св. Мелетию, поселившему в антиохийцах великую любовь к нему, и антиохийцам, сохраняющим эту любовь. — Проявления этой любви при вступлении св. Мелетия на кафедру. — Обстоятельства изгнания святого из Антиохии — пример любви ко врагам. — Изгнание усиливает еще более любовь к святителю, проявления ее при возвращении его. — Путешествие св. Мелетия в Константинополь, кончина на вселенском соборе и принесение мощей его в Антиохию. Утоление преемником скорби о кончине святого и еще большее усиление любви к почившему и памяти о нем. Св. Мелетий — ходатай пред Богом за антиохийцев
Похвальная беседа о св. мученике Лукиане. Малочисленность слушателей сравнительно с предшествующим праздником; увещание постоянно посещать церковь и разъяснение пользы для души от пребывания в церкви. Мученичество — крещение. Мучение св. Лукиана голодом, тяжесть этого рода муки. Единственный ответ мученика на суде: я — христианин. Значение этого ответа в устах христианина. Увещание презирать роскошь и смело исповедовать Христа
О св. священномученике Вавиле. Св. Вавила — епископ Антиохии и мученик. Возможность для мученика подвигов и по смерти, удостоверяющая воскресение. Отступничество Юлиана, его усилия истребить христианство; невозможность этого, доказанная событиями. Перенесение мощей святого из предместья, по требованию оракула. Не мертвое тело есть скверна, а злая воля. Страх Юлиана пред мощами мученика. Сожжение капища Аполлона молниею. Похвала усердию антиохийцев и епископа их к мученику
Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана. Предсказание Господа о совершении чудес последователями Его, невозможное в язычестве. Приношение людей в жертву обличает происхождение язычества от демонов. Беспредельная благость Спасителя. Деяния Апостолов свидетельствуют об исполнении предсказания Господа, а истинность их повествования удостоверяется и современным состоянием христианства и язычества, и первоначальным успехом проповеди апостолов. Гнусное убийство римским царем взятого в заложники мира царского сына. Бог не тотчас наказывает грешников, давая время и случай для покаяния. Св. Вавила не допускает этого царя войти в церковь. Правомерность этого подвига сравнительно с угодливостью языческих жрецов и хвастливою, но пустою смелостью иных философов. Необходимость охранять законы Божии и при вероятной безуспешности этого охранения. Развитие греха в душе при невнимании к нему. Заключение св. Вавилы в темницу, скорбь его о погибели нечестивого царя, кончина и завещание положить в гроб и узы в свидетельство того, что поношение за Христа — истинная слава. Возможность для мученика подвигов и по смерти, ибо Бог оставляет на земле мощи святых для возбуждения именно живых к добродетели. Перенесете мощей в Дафну, предместье, бывшее по самому мифу о Дафне обычным местом разгула, прекращает силою мученика этот разгул и принуждает к молчанию бывший здесь оракул Аполлона. Воцарение Юлиана, его языческий образ жизни; его приказ, по требованию оракула, удалить из Дафны гробницу мученика обличает страх пред мучеником и демона и Юлиана. Примеры наказания Богом гонителей. Молния сожигает капище Аполлона в Дафне при таких обстоятельствах, которые делают несомненным, что это было наказание от Бога. Речь Ливания по поводу этого события и разбор ее. Премудрость Божия проявилась в сохранении остатков капища в назидание потомкам, а благость — в том, что удар направлен не на царя прямо, которому даны и другие знамения для обращения его к истине. Неудачная попытка Юлиана восстановить Иерусалимский храм, старание вызвать внутренние раздоры в христианстве, бедствия похода на Персов и смерть Юлиана. Благость и премудрость Божия проявились в том, что крайние бедствия постигли Юлиана лишь в конце, когда он упорно оставался неисправимым, хотя Бог и предвидел эту неисправимость, и в том, что бесполезные для него самого бедствия эти дают урок всем остальным людям
Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане Отступнике. Попытки Юлиана истреблять христианство, не воздвигая открытого гонения, которое лишь укрепляет христиан. Выражение св. мучениками скорби о таком положение христианства, заключение в темницу за это, собрания христиан там, безуспешные попытки соблазнить их наградами к отречению от Христа, тайная казнь их ночью и погребение христианами. Заключительная похвала мученикам
Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей. Беседа первая. Мужество мучеников — следствие пришествия Христа. Св. Пелагия, для сохранения девства, добровольною смертью спаслась от схвативших ее для представления в суд воинов. Мужество ее в этом, божественная помощь ей, посрамление гонителей, слава мученицы по смерти. Увещание подражать мученице, презревшей ради Христа жизнь, воздержанием от удовольствий жизни, Должно удерживать собратий от беспорядочного провождения времени, а самим полезно, возвращаясь из храма, вспоминать подвиги мученицы
Беседа вторая. Посрамление диавола отроковицею, захваченною уже воинами, но смертью спасшеюся от поругания. Вера и мужество мученицы разрушили коварство диавола. Увещание к воздержанию от страстей
Похвала св. священномученику Игнатию Богоносцу. Мученические подвиги доступны всем — мужам и женам. Св. Игнатий — и епископ, и апостол, и мученик. Игнатий поставлен в епископа самими апостолами, следовательно — обладал всеми добродетелями, которых требует от епископа ап. Павел; он управлял церковью в самое первое, наиболее трудное, время, при гонениях извне и неустроенности еще внутри. — управлял антиохийскою, очень большою, церковью, — преемствовал самому ап. Петру. Гонение диавол направляет на предстоятелей, чтобы ослабить церковь, и предает их смерти вдали от их церквей, чтобы и их утомить долгим путем и церквам не дать хорошего примера; но Бог путешествие Игнатия в Рим обратил в средство научения и укрепления в истине и римлян, и всех попутных церквей. Мученическая смерть — очевидное доказательство воскресения Христа, особенно столь публичная, как смерть св. Игнатия. Торжественное перенесение его мощей в Антиохию еще увеличило пользу для церкви от его путешествия в Рим. Увещание прибегать к гробнице мученика и в счастии и в несчастии, ибо это спасительно для всех и всегда
Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой. Ублажать людей можно только после их смерти, потому что все на земле изменчиво. Мертвые и вообще блаженны более живых; а особенно — умершие за Христа. Св. Евстафий умер во Фракии, церковь ему в Антиохии, все присутствующие — памятники его, ибо в них — его благоухание. Св. Евстафий — мученик, хотя умер своею смертью. Жертвоприношение Исаака — прообраз бескровной жертвы христианской. Деятельность св. Евстафия против ариан и изгнание его. Бог попускает гонение на церковь, чтобы показать силу истины, преуспевающей во время гонений, и немощь ересей и язычества, разрушающихся и в мирное для них время. Св. Евстафий и в изгнании продолжает заботиться о церкви до времени св. Мелетия
Похвальные слова о св. мученике Романе. Слово первое. Общение между мучениками и всеми другими членами церкви в силу любви, соединяющей всех. Сорадование труднее сострадания, оно уничтожает зависть. Любовь выше даже мученичества. Св. Роман соединял любовь с мученичеством; в жестокое гонение он ободряет и укрепляет христиан; диавол отсекает ему язык, чтобы верующие лишились наставлений, а сам он не подтвердил бы увещаний своих смертью и мучился бы, не имея возможности подкреплять падающих, но Бог дарует мученику и без языка дар слова, как и всегда Он злоумышления диавола обращает в благодеяния для человека. Это чудо-доказательство возможности воскресения тела, подобно чуду с жезлом Аарона. Увещание к ревности о спасении, потому что Бог несомненно спасет, лишь бы люди исполнили, что с их стороны нужно для этого
Слово второе. Подобное буре гонение на церковь; мужество св. Романа в различных мучениях; ребенок спрошенный признает истину христианства; св. Роману отрезан язык, но он и без языка продолжает говорить. Это чудо обличает Македония, доказывает возможность дара языков. Картина встречи св. Романом гонителя, молитва его к Господу и речь к мучителю, не прерываемая и отсечением языка
Беседы о святых Маккавеях. Беседа первая. Мощи святых устрашают демонов. — Благодать дает мужество мученикам. — Сила души матери Маккавеев. — Матери христианские должны подражать ее примеру и наставлять своих детей в добрых правилах. — Стойкость этой святой женщины не дает извинения тем старым или молодым мужчинам, у которых недостает мужества в виду испытаний гонительства
Беседа вторая. Мы не можем должным образом восхвалять мучеников. — Но мы должны стараться о том. — Похвала младшему из св. мучеников Маккавеев. — Сравнение его с Исааком. — Величие души матери Маккавеев. Увещание христианам подражать ей
Беседа третья. Похвала старцу Елеазару, семи братьям — мученикам и их матери. — Противоположность между неслыханной жертвой этой святой женщины и малодушием некоторых христиан, жалеющих иногда пожертвовать даже немного серебра
Еще о Маккавеях. Отрывок, извлечение из трактата св. Иоанна Дамаскина «об иконах»
Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине. Дерзновение мучениц — плод смерти Христовой, упразднившей страх смерти. Авраам, страшась смерти, называл в Египте Сарру сестрою, а не женою. Несправедливость упрека, будто бы Авраам при этом жертвовал целомудрием жены ради спасения своей жизни. Иаков и Илия также боялись смерти, а ныне жены презирают ее, потому что тогда смерть была грозным наказанием, ныне же она — переход к лучшей жизни, ко Христу. По умершим ныне не плачут, а поют — символ радости. Св. мученицы во время жестокого гонения покидают родной город, жертвуя всем ради спасения веры, и Бог охраняет их в пути; жизнь их в Едессе, усиление гонения согласно с предсказанием Христа; цель этого предсказания. Муж и отец их является гонителем и схватывает их, но на пути они уходят ночью от воинов и бросаются в реку, принимая истинное крещение. Тяжесть такого подвига, особенно для матери; не пыток боялась она, но желала охранить дочерей от поруганий, а эти оказали высшую степень послушания матери
Слово о четверодневном Лазаре. Спаситель воскресил Лазаря пред своими страданиями для того, чтобы удостоверить неразлучное соединение в Себе Божества с человечеством, предстоящее воскресение свое и будущее воскресение всех людей. Похвалы мученицам применительно к обстоятельствам их кончины
Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне. Превосходство церковных праздников пред мирскими зрелищами. Души святых — колесница Божия и храм. Равенство города и села в деле религии. Изобилие мучеников в селе возмещает недостаток учителей; мученики и молча учат и убедительнее проповедников они. Их тела оставлены Богом на земле, чтобы люди приходя к ним облегали душу от житейских треволнений. Недостойно причащающиеся распинают Христа. Самоосуждение строгое и плач о грехах избавляют от будущего суда. Поучение церковное — светильник для души; и по выходе из церкви, куда диавол не имеет доступа, надо сохранять этот свет и проводить учение в жизнь, не увлекаясь, в особенности, богатством и роскошью
Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно. Оправдание строгости проповедника в обличении недостойно причащающихся. — Цель проповедника — не удалить от чаши Господней, а привлекать к ней для достойного причащения. — Проповедник не должен скрывать недостатков слушателей, — иначе не будет пользы от проповеди. — Не нужно забывать даже грехов уже прощенных. — Памятование о них полезно. — Нужно постоянно каяться в них с сокрушением сердечным
Беседа о мучениках. Праздновать в честь мучеников надо подражанием им, чистотою совести. Хорошее дело — посещать гробницы мучеников, но надо и после богослужения сохранять благоговение к мученикам. Пьяница не наследует царства Божия и здесь не испытывает настоящего удовольствия. У гробов мучеников можно иметь свое, духовное наслаждение и должно учиться мужеству, борьбе со страстями, а не предаваться чувственным удовольствиям
Похвальное слово о св. мученике Юлиане. Слава мучеников на земле и несомненность большей еще славы на небе. Награда за земные подвиги отложены Богом для того, чтобы она была вечною и чтобы ожидание ее облегчало и самые подвиги. История св. Юлиана: его происхождение, продолжительность исповедничества и добрые последствия от этого для самого мученика и для других христиан; последние мучения и смерть, уподобившая Юлиана Даниилу во рве львином и Ною в ковчеге. Тела святых оставлены на земле в научение нам. Увещание слушателям воздержаться от участия на другой день в разгульном празднестве в Дафне; превосходство настоящего праздника пред завтрашним и по роду удовольствий и по результатам. Увещание тем, кто сам не пойдет завтра в Дафну, позаботиться, не боясь ложного стыда, остановить и идущих туда на дороге еще и привести их в храм мученика
Похвала св. мученику Варлааму. Похвала истинная мученикам — подражание им. Можно и без гонения подражать им — бороться с огнем страстей. Диавол медленностью мучений и необычностью их пытается победить мучеников. На руку св. Варлаама кладут горячие уголья и ладов над жертвенником идола. Уронить ладонь на жертвенник при этом не было бы отречением от Христа, но мученик, при помощи Божией, не уронил. Увещание всем всегда сохранять в памяти образ мучеников, как оружие в житейской борьбе с увлечениями чем-либо видимым, и таким образом подражать мученикам
Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти. Посещение пригородного храма — прогулка за город. Вид гробниц напоминает о смерти, непрочности всего земного, необходимости готовиться здесь к вечности. Воспоминание о мучениках смиряет высокое мнение о себе, предохраняет и от отчаяния. Смерть мучеников — доказательство воскресения Христова, обличение бессилия бесов, осуждение их неблагодарности к Творцу. Воспоминание о подвигах мучеников побуждает людей к добродетели. Противопоставление смерти мучениц падению Евы. Обстоятельства кончины св. Дросиды и прославление ее. Увещание не заботится о месте погребения своего. Иосиф, своим завещанием о перенесении костей, предупреждал обоготворение его египтянами и утверждал в евреях веру в обетования Божии. Увещание не заботиться о роскошном погребении. Богатые похороны грешника, загробная судьба его и дурная слава о нем на земле. Смерть бедняка праведного, его погребение ангелами, прославление Богом и память благодарная о нем на земле
Похвала египетским мученикам. В богоборном Египте — изобилие мучеников, так что и другие страны он наделяет ими. Мощи святых лучше оружия ограждают город от видимых и невидимых врагов и Самого Бога разгневавшегося могут преклонять на милость. Тяжесть мучений. Мучителя, при всем неистовстве, не только не похитили душевных сокровищ мучеников, но даже умножили их. Диавол умножал мучения, чтобы одолеть подвижников, а Бог попускал это, чтобы более прославить их. Страдания мучеников в рудниках, самые тяжкие по существу дела, легки для них по их душевному настроению. Увещание — взирая на мучеников, не искать в этой жизни наслаждений, но трудами и скорбями снискивать блага вечные
Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков. Перенесение мощей священномученика, призыв участвовать в празднестве. Борьба с еретиками направляется не против людей, но против заблуждения, не губит людей, а лечит их. Кротость Христа пред рабом первосвященника. Обличение Иеровоама пророком — пример долготерпения Божия и урок людям прощать личные обиды. Церковь всех призывает и, если увещания еретикам бесполезны, виною их развращенная воля. Еретики перетолковывают Св. Писание себе только на погибель, не вредя ни Богу своими хулами, ни достоинству Писания. Св Писание не Отцу только усвояет имя Бог, но и Сыну. Имя Господь не ниже имени Бог

Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том 3, книга 1

Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха
Беседа на слова: "Отче, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты" (Матф. XXII, 39)
Беседа о жизни по Богу и на слова: "Узкая врата"... и пр. (Матф. VII, 14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"
Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцем
Беседа о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных
Беседа в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений
Беседа о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и самые цари, и наконец к новопросвещенным
Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов
Беседа по прочтении места: Савл же еще дыхая прещением и убийством (Деян. XI, 1), когда все ожидали, что будет сказана беседа на начало IX гл. Деяний, - о том, что призвание Павла есть доказательство воскресения
Беседа к роптавшим на продолжительность поучений и к тем, которые недовольны были краткостью их; об имени Савла и Павла, и о том, для чего первый человек назван был Адамом, - что это было полезно и благотворно, - и к новопросвещенным
Беседа к упрекавшим, за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, - что эта перемена произошла с ним, не по принуждению, но по свободной воле его; и на слова: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. IХ, 4)
Беседа содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: Павел зван (1 Кор. I, 1), и о смиренномудрии
Беседа на слова Апостола: Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает и пр. (Рим. V, 3)
Беседа на слова Апостола: Вемы, яко любящым Бога вся поспешествуют во благое (Римл. VIII. 28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей
Беседа против непришедших в собрание и на слова апостола: Аще алчет враг твой, ухлеби его (Римл. XII, 20), и о злопамятстве
Беседы на слова: Целуйте Прискиллу и Акилу и проч. (Римл. XVI, 3)
Слово 2-е об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих
Беседа на слова апостола: но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (1 Кор. VII, 2).
Беседа на слова: жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет, свободна есть, за него же хощет посягнути, точию о Господе: блаженнейша же есть, аще тако пребудет (1 Кор. VII, 39-40).
Похвала Максиму, и о том, каких должно брать жен
Беседа на слова апостола: Не хощу вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша (1 Кор. X, 1)
Беседа на слова апостола: Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают (1 Кор. XI, 19)
Беседа о милостыне, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения
Беседа на слова апостола: Имуще же той же дух веры, по писанному (2 Кор. IV, 13), и на слова: веровах, темже и возглаголах (Исая, CXV, 1, 2 Кор. IV, 13), и о милостыне
Беседа на слова апостола: имуще же той же дух веры, по писаному (2 Кор. IV, 13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне
Беседа еще на те же слова: имуще же той же дух веры, по писаному (2 Кор. IV. 13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
Беседа на слова апостола: О, да бысте мало потерпели безумию моему (2 Кор. XI, 1)
Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: аще виною, аще истиною, Христос проповедаем есть (Филипп. I, 18), и о смирении
Беседа на слова: Вдовица да причитается не менши лет шестидесяти (1 Тим. V, 9), и о воспитании детей, и о милостыне
Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне
Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих
Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам
Беседа о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами
Беседа, сказанная в старой церкви на слова апостола: егда же прииде Петр в Антиохию, в лице ему противустах (Гал. II, 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности


О св. Иоанне Златоусте



При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

Наверх