| ||
Изощряющие свои языки против Святой и Единосущной Троицы, и беснующиеся, и замышляющие ниспровержение достоинства Единородного Сына и Святого Духа изобличаются самим Святым Духом, говорившим чрез святых пророков, и Словом, которое возвестило о Своем пришествии во плоти, бывшем ради нас от святой Девы, и неизреченном, и чуждом изменении, вследствие Его достоинств. Будут же изобличены они окончательно в день праведного суда Его, когда Он снова придет с неба, чтобы прославиться во святых Своих и явиться дивным в тех, кто сохранил Его веру неизменно. Но, о, возлюбленные, ученики ариан и одержимые безумием македониан осмелились говорить о Боге великом и Боге малом и созданном, привнося к нам эллинизм. Тем свойственно поклоняться твари и одного из своих богов считать великим, а другого умалять. Если недостает чего-либо Сыну, или Духу, то это не — Бог. Павел, порицая их в послании к Римлянам, говорит: почтоша и послужиша твари паче Творца, иже есть благословен над всеми Бог (Римл. I, 25). Если же кланяются твари, называя Сына и Духа тварью, то они — прокляты согласно словам Моисея: проклят всякий, поклоняющийся твари и созданию (Второз. XXVII, 15). Мы же поклоняемся не твари, но несозданной Троице, непреложной, неизменной и единосущной, не имеющей ничего привведенного или рабского, или достигшего бытия вследствие приращения, как бы такого, что прежде не существовало, а явилось после. Смотри у меня на свидетельства Святой и Единосущной Троицы и почитай Ее право, чтобы тебе не погибнуть. И рече, говорит (Писание), Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. I, 26). Итак, скажи мне, с кем Бог советуется? С ангелами, говорит. Но ангелы не имеют образа Божия; говорит же к творящему вместе с Ним Сыну и Святому Духу. И чтобы ты поверил, что это — истинно, послушай, что говорит псалмопевец: словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Псал. XXXII, 6). Но тебе небезызвестно, что Слово — Сын, потому что Иоанн Богослов говорит: и Бог бе Слово (Иоан. I, 1); и о Духе: Дух — Бог ( — IV, 24). Итак, говорит Бог Отец к Богу Сыну и к Богу Духу Святому: сотворим человека по образу Нашему. И не сказал: Моему и вашему, ни: Моему и твоему. Указывая же, что образ Святой Троицы — один, (Писание) говорит: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт. I, 27). Как и [1088] Павел взывает о Сыне: Иже сый сияние славы и образ ипостаси (Евр. I, 3). И опять в другом месте Писание говорит: приидите, и сошедше смесим язык их (Быт. XI, 7). Словом: приидите — зовет равных по чести. Если бы повелел ангелам, то не сказал бы: приидите, а повелительно: идите. Обращай же, прошу, внимание на голос Отца, призывающий Сына и Духа. Если бы сказано это было к одному только, то Он сказал бы; прииди, и сошедше смесим языки их, слово же: приидите — голос одного к некоторым двум равночестным. Послушай же и блаженного Иова, который ясно указывает на нераздельную Троицу, так как он говорит: жив Господь, иже ми сице суди, и Вседержитель, иже огорчи ми душу, и Дух Божий, сущий в ноздрех моих (Иов. XXVII, 2 — 3). Назвавши Господа и Вседержителя, и Духа Божия, он возвестил Единосущную Троицу. Заметь и песнь серафимов, взывающих трижды: свят, свят, свят (Иса. VI, 3). Они не говорят только однажды: свят, и не говорят дважды: свят, свят, и не четырежды, и не говорят: святы, святы, святы, чтобы многоименность не ввела нас в многобожие, но об одном только, но трижды: свят, свят, свят, так как чрез это они указывают на единое и равное славословие Отца и Сына, и Святаго Духа. Послушай и пророка, который снова говорит: Дух Господень глагола во мне, и слово его на языце моем (2 Цар. XXIII, 2). Прежде показано, что Бог бе Слово. Сказав же о Духе Господнем и Слове и Господе, он возвещает нераздельную Троицу. Смотри и на трех отроков в пещи, к славословию Бога призывающих все твари и создания, солнце, луну, звезды, небеса, ангелов, силы, людей, духов, всю тварь — видимую и невидимую, духовную; и нигде они не исчислили Сына или Духа Святого между тварями. Ты, конечно, скажешь: они не знали о Духе или Сыне, так как были иудеями; но тебя тотчас изобличает само Писание: четвертый был, говорит Писание, как подобие Сына Божия (Дан. III, 92). О Святом же Духе говорит: воздвиже Бог Духом Святым отрока юна, емуже имя Даниил (Дан. XIII, 45). А также и во многих других местах в Ветхом Завете был предвозвещен Дух Святый. Итак, они знали, что Отец и Сын, и Святый Дух — одного божества и силы; знали же и призывать то, что служило Богу, к славословию божества. А чтобы ты узнал, что в Троице нет места ничему сотворенному или привводному, это показывал Павел, по- [1089] ставивший впереди Отца, а в другом месте — Святого Духа, потому что он так говорил: един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус, Имже вся, и мы Тем (1 Кор. VIII, 6), и един Дух Святый. Опять же говорит: разделения дарований суть, а тойжде Дух; и разделения служений суть, а тойжде Господь; и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет ( — XII, 4 — 6, 11), а не как приказывается. Когда же Сын крестился, Отец свидетельствовал с неба, Дух же Святый в виде голубя нисшел на равночестного (Мф. III, 16, 17). Чрез все это мы научаемся усматривать единое царское достоинство нераздельной Троицы. Сам же Бог — Слово, ради нас воистину воплотившийся, намереваясь возвратиться туда, откуда Он и не был разлучен, говорит святым Своим апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа (Матф. XXVIII, 10). Мы запечатлены, но печать Святой Троицы — едина, едино крещение. Итак, каким образом ты осмеливаешься отчуждить от Отческой сущности Сына или Святого Духа? Если бы Они были чужды, то не исчислялись бы при крещении вместе с Отцом. На каком основании, согласно с твоим словом, о, богоборец, Сын или Дух — берутся вместе с Отцом, если они созданы? Если одно только имя Отца могло спасти крещающегося, то зачем вместе с Ним берутся творения, как будто бы один только Отец был не в состоянии спасти? Да не будет! Итак, если ты проповедуешь о немощи Отца, избегая того, что — единосущно, то будешь вынужден самою истиною вместе с нами исповедовать Троицу — несозданную и единосущную, и всемогущую. Но ты скажешь мне, что об Отце написано: Тебе единаго истиннаго Бога (Иоан. XVII, 3). Но и Бог бе Слово ( — I, 1). И каким, следовательно, образом Оно равно Отцу, когда изречение об Отце: Тебе единаго истиннаго Бога показало, что Сын не естественный, а усыновленный Бог? Итак, что же, воюющий против своего собственного спасения? Так как написано, как говорит Иоанн об Отце, что Бог есть свет, а о Сыне, что бе свет истинный, то ужели вследствие этого ты дерзаешь говорить, что Отец меньший, потому что не присоединено: свет истинный, но только о Сыне сказано: бе свет истинный? Подобно тому как ты не дерзаешь умалить Отца из-за неприсоединения слова: истинный, точно так же, слыша об Отце: Тебе единаго истиннаго Бога, а о Сыне: Бог только, не дерзни умалить Сына из-за противопоставления имен — об Отце: Бог истинный, о Сыне: Бог, в свою очередь — о Сыне: бе свет истинный, об Отце же: свет только. Итак, как не должно дерзать говорить об Отце, что Он не свет истинный, и о Сыне, что Он не Бог истинный, потому что сам Он сказал: Аз есмь истина (Иоан. XIV, 6), так — и о Духе Святом, потому что Он — Дух истины. Чрез посредство этих свидетельств учись почитать нераздельную Троицу: вся, елика имать Отец, Моя суть (Иоан. XVI, 15), сказал Единородный Бог, сый в лоне Отца. Моисей говорит: Сый посла мя (Исх. III, 14). Сый — Отец, Сый — Сын, Сый — у Сущего, безначально и безвременно рожденный. Все имеет Отец, Он — поистине жизнь и бессмертие, и свет, и всемогущий, и Бог, и Господь; это же имеет и Сын. Аз есмь, говорит Он, истина и живот (Иоан. XIV, 6); и: бе свет истинный ( — I, 9); и: Бог бе Слово ( — 1). Так же и апостол Фома говорит: Господь мой и Бог мой ( — XX, 28), подобно тому как и псалмопевец говорит: взысках Бога рукама моима и не обманулся (Псал. LXXVI, 2). Фома в неверии осязал Слово и не обманулся, верою исповедав Его Господом и Богом. Да, говорит он**: называю Сына Божия Богом, но не безначальным, а сотворенным; следовательно, и рабом. И каким образом? Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Филип. II, 6 — 7). Итак, если Он — раб, потому что всякая тварь — рабская, то каким образом, будучи рабом, принял зрак раба? Как же Себе умалил, если не был [1090] совершенным Богом? Принял то, чего не имел, оставшись тем, чем был; не сделался тем, чем был, но, сый во образе Божии, по человеколюбию, не потерпев изменения, принял зрак раба. Если же ты не желаешь исповедывать Его безначальным, то, следовательно, было время, когда Сына не было? Да, говорит. Итак, смотри, я говорю согласно с твоею речью: было время, когда Отца не было, потому что не имеющий сына не называется отцом. И Отец возимел начало отчего бытия, потому что отец узнается, благодаря сыну. Итак, разве было время, когда и Отец сам был сыном другого отца? О, сколь великое богохульство! Думая, что почитаешь Отца совершенно, ты обнаруживаешь в отношении к Нему нечестие. Итак, если Сын сам сотворил времена и сроки [потому что вся Тем быша] (Иоан. I, 3), то каким образом осмеливаемся говорить, что было время, когда Сына не было? По твоему слову, время — больше, чем Бог-Слово, так как то, что прежде, по необходимости — и больше. ______________________ * Это и следующие творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, помещены в I т. этого издания. Так как они не вышли в I томе нашего издания, то мы и помещаем их в конце II-го тома. (Прим. ред. изд. 1896 г.)
______________________ 2. Но хочешь ли узнать, что Сын — совечен Отцу? Исаия говорит: Аз Бог первый и Аз по сих; прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет (XLIV, 6. XLIII, 10). Итак, если ты говоришь, что Сын — позже Отца, то каким образом Отец говорит, что по Мне не будет ин Бог? Если же ты поймешь это о Сыне, то каким образом Он говорит: прежде Мене не бысть ин Бог? Чрез это усматривай, что Сын — совечен Отцу. Слушай же свидетельства, произнесенные о Сыне, и избегай бесчестить Его: одожди Господь огнь от Господа, и огнь на Содом (сравн. Быт. XIX, 24). Господом называет Отца, Господом — Сына, Господом — Святого Духа, так как говорит: Господь же Дух есть (2 Кор. III, 17); и не сказал: Господь меньший возле Господа великого. И Моисей говорит: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Второз. XXXII, 43); ангел же творению не поклоняется. И чтобы ты понял, что это сказано о Сыне, послушай, что говорит Павел: егда же вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Евр. I, 6; Псал. XCVI, 7). А также и Давид взывал: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Псал. CIX, 1). И не сказал: Господь Господа моего; но сказал: Господь Господеви моему. Се, говорит Исаия, Дева во чреве зачнет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил (Иса. VII, 14; Матф. I, 23), еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. I, 23). Да, называю Его Сыном, однако же, подчиненным и меньшим Отца. Снова изобличает тебя Исаия, говоря, что Отроча родися нам, Сын и дадеся нам; и порицается имя Его: Велика совета Ангел, Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Иса. IX, 6). Пророк провозглашает Властелином, Богом крепким; а ты называешь Его подчиненным? Тот называет Велика совета Ангелом; а ты называешь малым? Смотри же, прошу, что о Нем взывает также и Иеремия: Сей Бог наш, не вменится ин к Нему (Варух. III, 36). Об Отце речь или о Сыне? Об Отце, говорит он. Отец воплотился или Сын? Сын. А по твоему слову, воплотился Отец. Но теперь я вижу, согласно со словом пророка, что — Сын, Который и с человеки поживе ( — 38). Да, Господь воплотился, а Отец остался бесплотным. Убедись же, о, неразумный, что он о Сыне говорит, следующими словами: Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Исраилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе ( — 36 — 38). Видишь ли Его и Законоположником? Ведь если Он сам изобрете всяк путь хитрости, даде ю Иакову, отроку Своему и Исраилю возлюбленному Его, то Он сам есть и явившийся Моисею, и давший закон. Откуда это ясно? Послушай, что говорит пророк: завещаю вам завет нов, не по завету, его же завещах отцом вашим, когда взял за руку их извести я от земли Египетския; дая законы [1091] Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я; и будут Ми в люди, и буду им в Бога (Иерем. XXXI, 31 — 33). Видишь, что сам Он — Законодатель ветхого и нового завета? Что Он сам законополагает новый завет, и ты не усумнишься. И ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти тебе в тысящах Иудиных. Из тебе бо Мне изыдет старейшина; и исходи его из начала от дней; и Он упасет люди Моя — Исраиля (Мих. V, 2; Матф. II, 6). Ты видишь — один народ Отца и Сына. Сын говорит: буду им в Бога, и они будут Ми в люди. Отец говорит о Христе: упасет люди Моя — Исраиля. Замечай единое царское достоинство Отца и Сына. А то, что после этого слышишь от Него, говорящего уничиженное, после того как Он по Своему благоволению воплотился и уничижил Себя ради человеческого спасения, это понимай соответственно Божию достоинству: писмя бо убивает, а дух животворит (2 Кор. III, 6). Если к апостолам, видевшим Его чудеса и во имя Его исцелявшим всякую болезнь, Он говорил: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Иоан. XVI 12), то что — к иудею, гораздо более тупоумному? Если, когда Он сказал: прежде даже Авраам бысть, Аз есмь (VIII, 58), они взяли в руки камни, чтобы побить Его ими, то как они снизошли бы выслушать, если бы Он сказал им что-либо возвышенное? Кто-либо мог бы найти, что таким образом и в ветхом завете многое говорится об Отце приспособительно к тупоумию слушателей, как-то: седмь (сия) очеса Господня, призирающая на всю землю (Захар. IV, 10); и: в крове крилу твоею покрыеши мя (Псал. XVI, 8); и: возстани, вскую спиши, Господи (Псал. XLIII, 24); и: аще не обратиться, оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и; стрелы своя сгараемым содела (Псал. VII, 14). Каким же образом? Божество ни окрыленно, ни одержимо сном, нет у Бога и меча, или лука, или стрел, — Божество бестелесно. Но пророк угрожает этим, желая возбудить тупоумие слушателей. Так и Бог — Слово, ради нас воплотившийся, подражая Своему Отцу, говорит уничиженное, обращая взоры на наше спасение. После того как думали, что Он — противник Богу, говоря, что несть сей от Бога (Иоан. IX, 16); и: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога ( — X, 33), и желали побить Его камнями по той причине, что Он не только раззорял субботу, но — что Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу, также и по той, что они не вмещали возвышенного и достойного Его божества, — Он начинает говорить уничиженное, всячески показывая, что Он — не противник Богу. Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко иду к пославшему Меня Отцу, яко Отец Мой болий Мене есть (Иоанн. XIV, 28). Когда Он делал Себя равным Отцу, то они замышляли побить Его камнями. Если же это не так, то ты будешь вынужден хвалить иудеев за то, что они справедливо распяли Его, как противника Богу, потому что тот, кто делает себя равным Богу и Отцу, а на самом деле не таков, есть противник Богу. Следовательно, наконец, лжет Павел, говоря: не восхищением непщева быти равен Богу (Филипп. II, 6). Что́ же есть Спаситель, — сообразно с чем Он не воплотился? Таким образом в изречении: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Иоанн. ХХ, 17) иначе называет Свое, сообразно с естеством, и иначе наше, сообразно с благодатью и усыновлением, иначе Свое, как по собственному благоволению и по созданному восприятию и иначе наше, как творений. Если же ты сомневаешься в этом, то Он мог сказать: Отцу нашему и вашему. Почему Он отделил Себя, если не для того, чтобы научить нас этому богоприличному мнению? Видишь, говорит*, каким образом Он нуждается в помощи Отца, говоря: ныне душа Моя возмутися. И что реку: Отче, спаси Мя от часа сего (Иоан, XII, 27). Худо читаешь: сказал: ныне душа Моя возмутися, и, таким образом разлучив одно от другого, присоединил слова: что реку: Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей ( — 27). Чрез изречение: сего ради приидох на час сей Он показал, что не избегал спасительной смерти. Желанием возжелех сию пасху ясти с вами, говорит Он (Лук. XXII, 15). Аще возможно есть, да мимоидет от Мене [1092] чаша сия: обаче не моя воля, но твоя да будет (Матф, XXVI, 39). Разве он ужасается смерти, или не добровольно идет на страдание, — Он, сказавший: подобает Сыну человеческому много пострадати и убиену быти, и быть погребену, и в третий день воскреснути (Матф. VIII, 31), — сказавший: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Иоан. II, 19), — сказавший: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю ( — X, 17, 18), и: никтоже возмет ю от Мене; Аз полагаю ю о Себе, и Я паки прииму ю (18), — упрекнувший Петра, которого за немного времени прежде счел блаженным за его слово: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Матф. XVI, 16), а после того как Петр счел страдание недостойным Его, то услышал от Господа: иди за Мною, сатано, соблазн Ми еси: яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая ( — 23), — вознамерившийся взойти в Иерусалим, чтобы чрез Свое страдание всем доставить спасение, — предвозвестивший чрез пророков даже и образ Своего страдания: чрез Иеремию: на Мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще: приидите и вложим древо в хлеб его и истребим его от земли (Иерем. XI, 19), — знаменуя крест; а чрез Давида: даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта (Псал. LXVIII, 22); и: ископаша руце Мои и нозе Мои, разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Псал. XXI, 17, 19); и чрез Исаию: плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моею не отвратих от студа заплеваний (Иса. L, 6)? Итак, знаешь, что все это совершилось на кресте. Пилатом Он был бит, рабом был заушен, беззаконными оплеван, воинами был пригвожден гвоздями на кресте, при чем они разделяли Его одежды и бросали жребий. Чрез многое предзнаменовавший Свое страдание, каким образом Он избегает его теперь? Для чего же Он говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матф. XXVI, 39)? Диавол не знал, кто Он был. Видя, что терпит жажду, голод, утомляется, видя и остальные действия Его домостроительства, подумал, что Он — простой человек, а видя Его божеские чудеса, догадывался, что Он — Бог; следовательно, усомнился относительно Его, не зная Его. Если бы он точно знал, что был Бог, то не дерзнул бы подойти к Нему, как говорит и Павел: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. II, 8). Итак, Господь прикрывает Себя робостью, привлекая того к Себе, чтобы он, придя к Нему, как к человеку, был обращен Им в бегство, и чтобы были искуплены все пленники, которые задерживались им. Подобно тому как какой-либо царь, намереваясь сразиться с каким-либо слабым тираном и зная, что этот побежит от него, выдумывает трусость, говоря своим войскам побежим, по видимому, от лица его, чтобы он не убежал от нас, но стал преследовать, и таким образом, повернувшись, схватим его, — точно так же и Господь прикрывался робостью, чтобы диавол приблизился к Нему, как к человеку, и нашел Его Богом, имеющим одолеть его и освобождающим всех, находившихся во власти ада. Именно так говорится: явися ангел, укрепляя Его (Лук. XXII, 43). Тот, Кому поклонялись ангелы и пред Кем преклоняется всяко колено небесных и земных, и преисподних (Филип. II, 10), каким образом получал силу от ангела? Не силу, но славословие ангела, говорившего: Твое, Господи, царство и сила. О дни том или часе никтоже весть, ни ангелы, ни Сын, токмо Отец (Марк. XIII, 32; Матф, XXIV, 36). И каким образом, говорит, равен Отцу Тот, Кто не знает того дня? Кто сотворил его (т.е. день), разве не знает о нем? И почему же говорит: ни Сын? Здесь усматривай умозрительное знание. В Писании можно найти два ведения и знания: одно, получаемое на основании действия, и другое — на основании разума. Адам, говорит (Писание), позна Еву, жену свою (Быт. IV, 1), не как прежде незнавший ее, потому что каким образом не знал тот, кто сказал: се ныне кость [1093] от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. II, 23)? И Авраам познал Сарру, жену свою, и Иаков — Лию и Рахиль ( — XXIX). Разве же он не знал их, ради них служивший четырнадцать лет? Он знал их, конечно, умом, а наконец узнал и на деле. Итак, Отец, не судящий никого, но весь суд давший Сыну (Иоан. V, 22), видел день и умственно, и на деле; Сын же, придя спасти мир, а не осудить, видел его умственно, но так как еще не судил, то не знает дня, разумея знание практическое, т.е. самым делом. ______________________ * Т. е. еретик. ______________________ 3. Но Павел говорит: разумейте посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа, верна суща Сотворшему Его (Евр. III, 1 — 2); и в ином месте: Господа и Христа Его Бог сотворил есть (Деян. II, 36); и Соломон: Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя (Притч. Сол. VIII, 22). Видишь как Писание объявляет Его творением и созданием? Но, о, богоборец, тебя изобличит то, что следует: всяк бо, говорит (Писание), первосвященник, от человек приемлем, за человеки поставляется, да приносит и дары, и жертвы (Евр. V, 1). Он получил от нас сотворенную плоть без греха, которую принес Отцу в жертву за нас. Итак, понимай слова: сотворшему Его в отношении к плоти, а не в отношении к божеству. Так Бог сотворил и Его — Господа и Христа. Прежде домостроительства всюду, как показано выше, возвещается Бог, и нигде никто не называет Его творением; но по причине соединения сотворенной плоти (Писание) говорит: Господа и Христа Его Бог сотворил есть; в виду тупоумия слушателей, оно говорит: Господь созда мя начало путей Своих. Видишь, что́ говорит о твари? Но обратимся к тому, что следует там по порядку: прежде век основа Мя, прежде же всех холмов рождает Мя (Притч. Сол. VIII, 23, 25). Прежде всего, о, тщеславный, замечай, что эта книга называется: Притчи; все же, о чем говорится приточно, не понимается в буквальном смысле. Господь уподобил и царство небесное неводу и квасу, и зерну горчичному, и многому другому в таком же роде (Мф. XIII), однако же, мы не говорим, что царство есть что-либо из такового. Но я без иносказания скажу: Господь созда Мя, начало путей Своих, прежде век основа Мя, прежде же всех холмов раждает Мя. Итак, каким образом рождаемое творится или основывается? Или каким образом творимое рождается? Если Он — сотворен, то не рожден; мы не творим того, что́ рождаем, и не рождаем того, что́ созидаем. И каким образом возможно, чтоб несозданный Отец родил сотворенного Сына? Мы, будучи сотворенными, рождаем сотворенное; Отец же, будучи несозданным, родил несозданного Сына. Акила же, толкуя, сказал: владел Мною. Итак, выражение: созда Мя предсказывает о долженствующем случиться, как о случившемся уже; это — обычно в Писании, подобно тому как выражением: ископаша руце Мои и нозе Мои (Псал. XXI, 17) Господь говорит: Я, Которого видите соединившимся, по Своему благоволению, с сотворенною плотью, есмь от начала, не от Марии имею Свое начало, потому что в начале бе Слово (Иоан. I, 1), и: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Иоан. VIII, 58). Итак, исповедуй Сына несозданным и собезначальным Отцу, чтобы и Отцу не дать начала отчего бытия. Если ты говоришь, что Сын собезначален Отцу, то каким образом Отец родил Сына? По желанию или не по желанию? Если скажем: по желанию, то они оспаривают: вот желание было прежде Слова, так как прежде чем Он пожелал, говорят, не было Сына. Если же скажем: не по желанию, то они говорят: Божество испытывает принуждение; все же, терпящее принуждение, не Бог. А мы говорим, что как солнце имеет совечными себе лучи и сияние, так и Отец — Сына и Святаго Духа, — чтобы нам не сказать, что и Отец — во власти начала. Если говорится: во власти начала, прежде чем начал бытие Сын, то Отец не был Отцом, по твоему слову, и ты будешь вынужден нечестиво поставить Отца в зависимость от начала; если же нет, то и я, с своей стороны, устремлюсь на тебя: по желанию Отец сделался Отцом или против желания? Если ты скажешь: по желанию, то смотри: прежде, чем пожелал, Он не был Отцом; итак, было время, когда Отец не был Отцом; следовательно, и Сам Он начал бытие, как Отец. Если скажешь: не по желанию, то Он подвергся принуждению, а Бог принуждению не подвергается, так как то, что испытывает принуждение, не — Бог. Видишь, в сколь великое впадаешь нечестие, если не будешь исповедовать, что Сын — собезначален и совечен с Отцом и вместе с Ним Творец? А почему я говорю: вместе [1094] Творец? Потому что написано: вся Тем быша (Иоан. I, 3). Разве не слышишь, что́ говорит о Сыне пророк: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Псал. VIII, 3) и дал.; яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси ( — 4)? Разве не видишь достоинства Христа, который говорит: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. V, 17); и: якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (V, 21); и: юноше, тебе глаголю: возстани (Лук. VII, 14); и нечистому духу: Я повелеваю тебе: премолчи и изыди из него ( — IV, 35); и: дерзай, дщи, отпускаются тебе твои грехи (сравн. Мф. IX, 21, 22)? После того как те говорили: никто не может оставляти грехи, токмо един Бог (Лук. V, 21), Он, изобличая их, их же устами, говорит: вы сказали, что одному только Богу свойственно отпускать грехи; итак, вот Я отпускаю грехи, и исповедайте Мое божество. Если же не веруете, то усматривайте из выздоровления тела и научитесь также и здоровью души. Тогда говорит тому: восстав, возми твой одр и иди в дом твой (Мф. IX, 6); и опять другому: простри руку твою (Мф. XII, 13); и морю: молчи, престани (Марк. IV, 39). Отроковице, возстани (Лук. VIII, 54). Лазаре, гряди вон (Иоан. XI, 43). Хощу, очистися (Марк. I, 41). И все прочее, чрез что показывает Свою равночестность с Отцом, каковое все рассматривая, веруй, что Он единосущен со Отцем, и что единосущен также и Дух, так как, если Он исходит от Отца и от Сына приимет, то Дух не чужд существа Божия. Дух Божий, Дух Христов, Дух истины, Дух Утешитель — выражения, обозначающие сравнительно одно и то же. Бог — Дух, Господь же — Дух, подобно тому как и Петр говорит Анании: почто вы сговорились искусить Духа Святаго (Деян. V, 3)? И, показывая, что Он — Бог, говорит: не человеку солгал еси, но Богу ( — 4). Видишь, что Дух, пред которым тот солгал, есть Бог? И Павел говорит: вы храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. III, 16). Ясно, что Дух, живущий в нас, есть Бог. О Нем бо живем и движемся, и есмы (Деян. XVII, 28); и: второй Человек — в Дух животворящ (1 Кор. XV, 45); и в другом месте говорит: плоть не пользует ничтоже; дух есть то, что животворит (Иоан, II, 63). 4. Итак, не дерзни сказать что-либо против Единосущной и всемогущей Троицы. И опять: никто же весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. II, 11); при этом не прибавлено: живущий в Нем, чтобы кто-либо не подумал, что Дух — сложен. Дух бо вся испытует, и глубины Божия ( — 10). Да, испытует, но не постигает; не написано, что постигает. Каким же образом испытует? Как любопытствующий? Как чуждый? Как неведущий? Если написано: вышних себе не ищи, и креплших себе не испытуй (Иис. Сир. III, 21), то о повеленном тебе и размышляй, — нет надобности в том, что скрыто. Если Он, по твоему слову, чужд, то каким образом осмеливался исследовать глубины Божии? Об Отце написано: Аз Бог, испытуяй сердца и искушаяй внутренности утробы (Псал. VII, 10. Иерем. XVII, 10). Разве потому, что не присоединено слово: постигаю, ты скажешь, что Он не знает Отца? Разве не зная, испытует и искушает, — что́ и о поклоняемом Духе ты дерзнул говорить? Каким образом Он сказал: отделите Ми Павла и Варнаву на дело, на неже призвах их (Деян. XIII, 2)? Видишь власть Его; усматривай божество. И Агав: тако глаголет Дух Святый: мужа, его же есть пояс сей, тако свяжут во Иерусалиме (Деян. XXI, 11). И апостолы: изволися Святому Духу ничтоже множае соблюдать ( — XV, 28); и опять: прошедше же Фригию и Галатийскую страну, возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово во Асии. Пришедше же в Мисию, покушахуся в Вифинию поити, и не позволил им Дух Святый ( — XVI, 6, 7). И опять: Дух Мой Святый свидетельствует в городе, глаголя и проч. (Деян. Ап. ХХ, 23); и пророк: Дух Мой, говорит, настоит посреде вас (Агг. II, 6). Господь же: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. XVIII, 20); и: [1095] Господь посла мя и Дух Его (Иса. XLVIII, 16). Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (Деян. XX, 28) и диаконы. Замечай силу Святаго Духа и достоинство, и власть. Следовательно, Дух не чужд Богу. Видев, говорит Исаия, Бога на престоле высоце и превознесенне, и серафимы окрест Его и проч. И рекох: о, окаянный аз, яко умилихся, яко нечисты устне имый, посреде людий нечистые у сыне имущих аз живу: и царя Господа Саваофа видех очима моима. И рекох: се аз есмь: посли мя. И рече ко мне (очевидно — Сидящий на престоле): иди к людем сим и рцы: слухом услышите и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите (Иса. VI, 1, 2, 5, 8, 9). Кто — Сидящий на престоле? Отец, говорит. Если же ты узна́ешь от Павла, что — Дух, то признаёшь ли Его Богом? Покажи, говорит, и верую. Слушай же, что говорит Павел: добре Дух Святый глагола. Исаием пророком: иди к людем сим и рцы: слухом услышите и прочее (Деян. XXVIII, 25, 26). Павел говорит: Дух Святый глагола. Исаия говорит: рече Господь Саваоф, так как для Писания безразлично говорить об Отце и Сыне, и Святом Духе. Итак, впредь не говори о великом и малом Боге, впадая в эллинизм. Если Сын — малый Бог, то Павел лжет, говоря: ждуще блаженного упования славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. II, 13). Кого Павел называет великим, ты не называй малым; ведь в Боге все — совершенно. И опять: от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки (Римл. IX, 5). Никогда не называй Бога сотворенным, потому что нечестив, кто поклоняется творению. Что же? Не называешь ли тела Господня сотворенным? Следовательно, смотри: и ты, неразумный, поклоняешься твари. Никто не говорит царю: сними свою багряницу, или: встань с твоего престола, чтобы я поклонился только тебе одному, но поклоняется царю, сидящему на престоле и облеченному в багряницу. Бог — Слово благоволил соединить с Собою нашу созданную плоть без порока; посему, она покланяема вместе с Богом — Словом, так как [1096] Он и обожествил ее. И, показывая это, божественный Давид восклицает: возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свят есть (Псал. XCVIII, 5). В другом месте говорит (Бог): небо — престол Мой, земля же — подножие ног Моих (Исаии. LXVI, 1). О, блаженный Давид, ты приказываешь нам поклоняться земле? А как же Моисей предписывает законы: не поклоняться ни небу, ни земле, ни тому, что на них? Видите таинство. Так как Он намеревался соединить с Собою без греха нашу плоть для единого поклонения, а плоть наша — от Адама, из земли, — то поэтому говорит: и покланяйтеся подножию ногу Его. Мы земле не поклоняемся, а Богу — Слову, без греха соединившему с Собою образованную из земли Адамову плоть. Итак, впредь не говори, что Сын — сотворенный Бог; в самом деле, укажи — где сказал Отец: Я сотворил Себе Сына; или Сын: Меня создал Отец? И человеческих слов Христа не бери для умаления Его! В самом деле, если после того, как было это сказано, и после того, как в Нем было явлено человеческое, некоторые дерзнули говорить, что Он воплотился притворно и призрачно, то, если бы этого не произошло, в какое только не впали бы они нечестие? Итак, всякий, кто верит святым Писаниям, да поклоняется Троице — несозданной, непреложной, неизменной, всемогущей, собезначальной, совечной и единосущной, Отцу и Сыну, прежде бесплотному, а наконец, по Своему хотению совершенно вочеловечившемуся, без греха, непреложно и неизменно; — так как, сделавшись человеком, Он остался быть и Богом, потому что не лишился Своей славы и достоинства, — и Духу Святому, Духу, глаголавшему чрез пророков. Говорящим же, что Сын или Дух преложились или изменились, или произошли из другой сущности, или из не сущего, или — что было время, когда не были, — таких кафолическая церковь да анафематствует! Этого достаточно для желающего, хотя сказано и немного, все же вполне изложить — невозможно, потому что у меня, повествующего, не достанет времени. Да и сам мир, думаю, не вместит пишемых книг (Иоан. XXI, 25). Мы же недостойные, сподобившиеся получить пользу от божественных Писаний, поклоняемся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.
Опубликовано: Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Констанипольскаго, в русском переводе. Том 2, книга 2. СПб., Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. | ||
|