Е.Ф. Шмурло
Приложения к I тому Курса русской истории:
Спорные и невыясненные вопросы русской истории

Приложение № 7
Происхождение имени Русь

На главную

Произведения Е.Ф. Шмурло


Происхождение имени Русь толкуется различно, в большинстве случаев в зависимости от взгляда на племенное происхождение основателей Русского государства — Варягов-Руси. Эти толкования можно свести к четырем главным группам: скандинавской, местной (славянской), южной и ее разновидности — готской.

I. Гипотеза скандинавского происхождения

W. Thomsen. Die Ursprung des russischen Staates. Berlin. 1879.

В. Томсен. Начало Русского государства. Три чтения, пер. В. Аммона. М., 1881 (из "Чтений").

1. Призванное финнами и славянами скандинавское племя Русь состояло "из шведских переселенцев, первоначальную родину которых следует искать (не в Швеции, а) на прибрежье, лежащем прямо против Финского залива"; эти переселенцы "уже прожили известное время где-нибудь по соседству с финнами и славянами, вероятно, при Ладожском озере. Может быть, люди из племени Рос, появившиеся в 838 или 839 г. в Константинополе, принадлежали именно к этому поселению, а не пришли из самой Швеции; также известие мусульманских авторов о том, будто Русь живет на каком-то нездоровом острове посреди озера, могло первоначально относиться к такой колонии. Возможно, что и рассказ некоторых русских летописей о том, что Рюрик и его братья построили город Ладогу и там сперва поселились, является отголоском предания о подобном промежуточном поселении Руси, так как Ладога, действительно, лежит вне древней территории славян" (с. 92-93).

2. "Единственным именем, с которым имя Русь непосредственно связано, является финское обозначение Швеции: Ruotsi" (84).

"Откуда, в свою очередь, взялось имя Ruotsi (84)? Весьма вероятным является предположение, что шведы, жившие на морском берегу и ездившие на противоположный его берег, очень рано могли назвать себя — не в смысле определения народности, а по своим занятиям и образу жизни — rods-menn или rods-karlar, или как-нибудь в этом роде, т.е. гребцами, мореплавателями. В самой Швеции это слово, равно как и отвлеченное понятие roder, мало-помалу обратилось в имя собственное. Тем не менее, удивительно, что финны приняли это имя за название народа и переняли его в свой язык с таким значением, удержавши при этом лишь первую половину сложного существительного" (с. 85-86).

Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. Летопись мыслит имя Руси как "имя княжеской дружины, княжеских бояр и вообще правящих верхов". Эта Русь и полянам передала свое название: "Поляне, иже ныне зовомая Русь" (под 6406 г.). Но если на Юге правящий слой носил название Руси, то на Севере, в Новгороде, он назывался Варягами. "Летописец различает и на севере, и на юге эти правящие слои от сидевшего под ними народа. Говоря о древнейших временах или сообщая этнографические подробности современные, он скажет о словенах и полянах, но в рассказе о политических событиях, где на первом месте выступают князь и его дружина, он употребит названия Варяги и Русь, прибегнет еще к терминам кыяне и новгородцы" (с. 324-325).

"Варяги и Русь — это, с одной стороны, племена севера, с другой — племена юга". Повесть Временных Лет говорит иное: она отождествляет Русь с Варягами (325). Действительно, ср.: "идоша за море к Варягом к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь... И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по себе всю Русь, и придоша... От тех прозвася Русская земля... и прия власть Рюрик, и раздая мужем своим грады... И по тем городом суть находници Варязи" (под 6370 годом).

Хотя в словах летописца и ясно просвечивает тенденциозное желание доказать тождество Руси и Варягов, однако в исходных своих положениях он прав: "Русь — это те же норманны, те же скандинавы; Русь — это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном, лесистом и болотистом славянском севере. Эти вторые выходцы, потомки скандинавского населения, давшего и первых выходцев, стали известны уже не под именем Руси, а варягов; впрочем, финские племена продолжали называть и новых выходцев из Скандинавии старым именем, как и до сих пор финны называют их все так же (Ruotsi)" (с. 325).

Выводы, к каким пришел Шахматов, передаем здесь в форме нижеследующих положений:

1. Скандинавы-Русь садятся в укрепленных местах в Приднепровье и занимают южные области.

2. Скандинавы-варяги, новые выходцы, направляются туда же, но Русь встречает их недружелюбно, не желая делиться насиженными местами, облюбованными данями.

3. Юг для варягов, таким образом, отрезан; колонизационная волна вынуждена осесть севернее; она занимает Озерную область, покоряя себе финнов и Ильменских славян (с. 326).

4. И на Юге и на Севере зарождается государственность. "Покорители и тут и там ассимилируются с местным населением: в этом их сила".

5. Выходцы из Скандинавии, ранние и поздние, дают местностям, в которых они осели, и племенам, которых они покорили, свои имена: на юге поляне получают имя Русь, на севере — словене получают имя варягов.

6. "Русскому (т.е. южному) князю необходимо удержать в своих руках весь торговый путь из Варяг в Греки, иначе упадет торговое значение Киева, Переяславля, Чернигова и других южных городов; ему важно оградить свои владения от новых пришельцев, которых готов выслать теперь не только скандинавский, но и славянский, и чудской Север".

7. "Варяжскому (т.е. северному) князю естественно стремиться на юг с организованными полчищами словен и чуди, чтобы вытеснить оттуда счастливых своих сородичей, занявших богатые области славянского юга".

8. "Столкновение двух государственностей — русской и варяжской становится неизбежным". "В IX веке начинается продолжительная борьба, тянувшаяся около двух столетий, борьба между варяжским Севером и русским Югом".

9. "Северный князь остается не раз победителем (сравн.: Олег, Игорь, Владимир, Ярослав); он захватывает Киев, изгоняет соперника, но потом оседает в Киеве и становится сам уже русским, а не варяжским князем: "и беша у него мужи Варязи и отьтоле прозвашаяся Русью" (сравн. про Олега, под 6390 г.: "Беша у него варязи и словени, и прочи прозвашашася Русью").

10. Своеобразная особенность в этой борьбе Юга с Севером: русские (южные) князья проигрывают, зато Юг выигрывает; князья варяжские (северные) побеждают, зато варяжский Север проигрывает. Восторжествовало русское (южное) начало; северный Новгород подпал под зависимость южного киевского князя. "Ясно, что государственность покоилась на юге на более прочных основаниях" (с. 327).

11. "Торжество русской (южной) государственности имеет самое решительное значение для судьбы варяжского имени: Варяги спешат переименоваться в русских не только на юге, но и на севере. Имя Варягов быстро забывается; не удерживается оно и в Новгороде; на смену ему проникает на север имя Руси, но оно означает уже не Скандинавов, а киевского князя и его родичей, а также княжеских дружинников; преимущественное же его значение — это жители южного Приднепровья" (328)*.

______________________

* Сравн. сводку однородных мыслей в другой статье Шахматова: "Сказание о призвании варягов" (см. приложение № 6: "Как зародилось Русское государство").

______________________

М.Ф. Владимирский-Буданов. Национальное имя Русь ("Обзор истории русского права", изд. 5-е. Киев, 1907. С. 289-291). Цель этой коротенькой заметки — уяснить, что думал наш летописец о названии Русь, какой смысл и значение вкладывал в него. Сам летописец дает на это вполне определенный ответ:

1. Русью называлось одно из варяжских племен — "И от тех варяг прозвася Русская земля".

2. Имя Русь перешло на славянские племена по мере завоевания их варягами — "Словенеск язык в Руси; поляне, древляне, новгородьци, полочане, дьрьговичи, севере, бужане".

3. В X и XII вв. Русью называлось не какое-либо одно славянское племя, а вся совокупность их — "А словенеск язык и Рускый один; от варяг бо прозвашася Русью, а первее беша Словене".

Что это не простая догадка летописца, а исторический факт, можно проверить по договорам Олега и Игоря с греками: договоры заключены от имени Руси; клятва дана "по закону Русскому"; страна названа "Русскою землею" — между тем, в походе Олега участвовали варяги и все восточные племена. Поэтому "нет никакого сомнения, что здесь под Русскою землею, или Русью разумеется вся совокупность территорий славянских, подчиненных Олегу, ибо дань, которую должны платить греки, назначалась "на Руские городы: первое на Киев, таже и на Чернигов, и на Переяславль, и на Полтеек, и на Ростов, и на Любеч и на прочая городы".

Niederle. Manuel, 206: слово "Русь" происходит, вероятно, от финского Routsi, по аналогии со славянским именем Сумь от финского Suomi. Происхождение же слова Ruotsi еще не разъяснено окончательно (ссылка на Томсена, Ursprung, 93, 96).

Niederle. Slov. Star. Oddili, Svazek. IV, стр. III: объяснение Томсена (Rodslagen — roper (плавание) — Rops-maen (корабельщики) правдоподобно; его объяснение приняли Шахматов, Ягич, Брикнер, Миккола; но затруднение — как объяснить греческую форму 'ρϖς, которая, по-видимому, более древняя. Нидерле указывает еще на три сочинения по данному вопросу (107): 1. Н. Pipping. De skandinavska Dnjeprnamnen (Stud. Nord Fil. II. 5); 2. T. Torbiornsson. Den sjunde Dnjepr-forsen (St. Nord Fil. II, 6) Helsingfors. 1910; 3) E. Muka. Prohi Dnjepra a mestne mjena z 10 1 (Cas. mat serb. 1916. 68), 84 — 89 С.Ф. Платонов. Русса. "Дела и дни. Исторический журнал". 1920. Кн. 1. С. 1-5. Автор подтверждает мысль Шахматова о существовании политического центра варягов в местности к югу от озера Ильменя указанием на обилие там топографических названий, производных от имени Рус: вся эта местность еще в XV веке носила название Русы.

Ф.А. Браун. Варяги на Руси. "Беседа", кн. 6/7. Берлин, 1925: "Русь и варяги — два элемента одного и того же явления; и те и другие — шведы". Народа "Русь" в Швеции никогда не было, а потому нечего искать его в Скандинавии: "оно возникло лишь на русской почве"; это финны называли Швецию "Русью" (Ruotsi). Слово "варяг" происходит от древнешведского vaeringi, var, верность, обещание обоюдной верности.

Б. Брим Происхождение термина "Русь". "Россия и Запад". Историч. сборники. I. СПб., 1923. С. 5-10 (указана литература).

1. Исторически засвидетельствованы две формы: одна с "у" — "Русь", другая с "о" — "Россия". Первая сложилась на севере, вторая на юге. Сравн. ряд местностей с именем Руса, Русский, Порусье и т.д. — на севере, и Рось — на юге (откуда и греческая форма 'ρϖς).

2. Русью в древности называли варягов-дружинников. Лингвистическая связь слова Русь с финским Ruotsi, для обозначения Швеции, как страны, доказана. Ср. финское Ruotsalainen = швед.

3. Как же возникло самое слово "Русь"? Из древнешведского drot = толпа, дружина. Так как финский язык не терпит в начале слов сочетания согласных, то слово drot финн произносит rot, а сложное слово drotsmenn, дружинники — rotsmenn. Приставка menn (люди) отпала, осталась первая половина — rots, давшее в конечном образовании rotsi, ruotsi.

А.Л. Погодин. Вопрос о происхождении имени Руси. Сборник в честь на Васил Н. Златарски. София, 1925. С. 269-275. Ставит вопрос "чисто филологический": "через какую среду проникло имя Русь в славянский язык, и к какому периоду это проникновение может фонетически относиться?" Автор отрицает возможность образования слова Русь из финского Ruotsi: "Никакого финского посредничества здесь не было: древнешведская форма Rovs прямо перешла в русскую Русь: или непосредственно с выпадением d перед с, или же через промежуточную форму Рудсь", причем самое слово Русь вошло в русский язык задолго до "призвания варягов" — быть может, еще в IV-V веке. Мнение Брима (см. выше) Погодин считает совершенно "искусственным", а мнение Пархоменка (см. ниже) "будто имя Русь заимствовано из греч. 'ρ ϖς, опровергается и лингивстически (отсутствием d перед s) и культурно-исторически: северные славяне давно и хорошо знали скандинавов (мурман), и их культурное влияние отразилось в их языке, политическое — в договорах с греками".

R. Ekblom. Rus et Vareg dans les noms de lieux de la region de Novgorod. "Archives d'Etudes Orientales. publiees par J.-A.Lundell" Vol. II. Upsala. 1915. Труд историко-географический. Анализ местных названий в целях подобрать материал для выяснения этимологии и происхождения слов "Русь" и "Варяг". См. рецензию Е. Брима в "Историческом сборнике" "Россия и Запад". I, СПб., 1923: "Достоинство книги Экблома заключается в добросовестном собирании и ясном изложении фактов. Но он не делает никаких выводов".

Ф.И. Кнауэр. О происхождении имени народа Русь. Труды XI археолог. Съезда в Киеве. Т. II. М., 1901. Knauer. Die russische Nationalname und die germanische Urheimat. Zu Russ-Frage "Indoget manische Forschungen". Bnd XXXI (1912), XXXII (1914). K. Fritzler Das russische Reich — eine Grundung der Franken. 2 Aufl. Marburg 1923; Об этой книге см.: А. Флоровский. Франко-тюркская теория происхождения Руси. "Slavia", 1924, III.

II. Гипотеза местного (славянского) происхождения

Гедеонов. Варяги и Русь. СПб., 1876. Часть 2-я.

1. Эсты и финны называли шведов ротсами, от слова roots, хребет, скала; Rootsmaa — Швеция, утесистая страна; rootsmees — швед, обитатель утесов, горец. Точно в таком же смысле прозваны и хорваты, от слова horby, Chrby, обитателями горных хребтов; поляне от полей, древляне от дерев и т.д. (II, 415).

2. Имя Русь славянского происхождения: коренное PC, РЬС проявляется вообще у славянских народов в названиях рек, источников и озер (417). Явление отнюдь не случайное это "множество названий Рось, Русь для славянских вод" (419).

3. Двойное значение имени Русь до Нестора и в эпоху его:

а) "Как народное, оно принадлежность всех славянских племен, входивших в состав словенорусского союза. Только этим именем отличает себя русский народ в сношениях с иноземцами".

б) "Как племенное, имя Руси принадлежит южным племенам, искони признававшим старейшинство Киева; сначала только полянам, древлянам, северянам, и, кажется, южным дреговичам; впоследствии и прочим, с ними слившимися югославянскими народностями. В теснейшем смысле Русью именуются только поляне и Киев; русский — синоним Киевского; Киев был настоящим центром Руси" (439-440)

Иловайский. Разыскания о начале Руси. М., 1876. С. 254-258: по поводу слов Лиутпранда ("по наружному качеству греки называют этот народ Русыми Rusios), Иловайский замечает: очень возможно, что "толкование Руссов в смысле русых перешло к грекам от самой же Руси, которая главным образом осмысливала свое собственное название. Древнейшая форма этого названия, по всей вероятности, была не Русь, а Рас или Рось. Это Рось, как слово, чуждое греческому языку, потому и сохранилось в нем без изменения, в неподвижной, несклоняемой форме (Pϖς).

Грушевський. История Украiни — Руси. Т. I, изд. 3-е. 1913. С. 192: "Очевидно, "Русь" було спецiальне iмя киiвськоi околицi, Поляньiоi землi, i як bci проби вивести руське iмя вiд иiьших, чужих народiв, пiвнiчних i полудневих, не удають ся досськ, то приходить ся вважати його просто тубильним споконвiчним iменем Киiвськоi околицi".

Д.А. Хвольсон. О Русах у арабского писателя первой половины IX века Ибн-Хордадбеха. Труды VIII Археол. Съезда. Т. IV, 1897. С. 116: коротенькое изложение доклада; пересказ более подробный (с изложением дебатов, вызванных докладом) у Шмурло, "Восьмой археолог. Съезд". Ж. М. Н. Пр. 1890, май и отд. СПб., 1890.

1. Показание Ибн-Хордадбеха (847 г.): в Багдаде существовали славянские пленники-евнухи, служившие в случае нужды переводчиками для русских, приехавших в столицу халифов со своими товарами с севера по Дону, Волге и Каспию.

2. Значит, арабы знали руссов раньше появления на Руси норманнов — "основателей" Русского государства.

3. А поэтому слово русский есть наше, родное, исконное, от норманнов не заимствованное. Иначе пришлось бы допустить невозможное: что норманны настолько быстро успели передать свое имя племенам Восточной Европы, что имена: славянин и русс стали синонимами в Багдаде еще в IX веке.

Примечание. Напомним, что у Гаркави, Сказания мусульманских писателей. СПб., 1870. С. 48 о славянах и руссах сказано только это: "В Магреб (?) привозятся также через Западное море эвнухи Славянские и Суданские, мальчики Румские, девушки Андалузские, кожи рогатого и домашнего скота".

III. Гипотеза южного происхождения

В.З. Завитневич. Происхождение и первоначальная история имени "Русь". Труды Киев. Дух. Акад., 1892, декабрь. Слово "Русь" возникло на греческой почве: русами ('Poνσιυς, т.е. рыжими, краснотелыми) греческое простонародье называло восточных славян по их внешнему виду, и не только их, но, вероятно, и проходивших через их землю северных варягов. Таким образом, слово Русь не было названием народа, а было народной кличкой.

Marquardt. Osteuropaische und ostasiatische Streifzvige. Leipzig, 1903. Излагаю по статье Ю.Кулаковского. Новые домыслы о происхождении имени Русь. Киев. Ун. Изв. 1906, июнь. Имя Ros или Kρóς держалось в приазовских странах в течение веков еще с IV века, прилагалось к народу высокого роста, знавшего только пеший строй. Когда шведы пришли в середине IX в. на юг, то это имя было перенесено на них. — Кулаковский оспаривает этот домысел. Не со гласен с Марквардтом и Грушевский: История Украши — Руси. Т. 1 С. 611.

Влад. Пархоменко. Норманизм и антинорманизм (к вопросу о происхождении имени "Русь"). Изв. отд. р. яз. и сл. Рос. Акад Наук. 1923. Т. XXVIII (1924). С. 71 -74: оспаривает гипотезу Брима; по его мнению, 1) имя Русь "возникло на юге в связи с Византией и походами туда"; 2) "Позже, затем уже оно принесено было в Киев"

IV. Гипотеза готского происхождения

A.С. Вудилович. К вопросу о происхождении слова Русь. Труды VIII археолог. Съезда. Т. IV (1897). С. 118-119; более подробный отчет о содержании доклада см. у Шмурло: "Восьмой Археолог-Съезд". СПб., 1890 (отд. отт. из Ж. М. Н. Пр., 1890, май).

1. В неоднородности строения слова Русь (двойственность корневой вокализации); в разнообразии его значения (земля; народ; государство) автор чувствует какой-то иноязычный и инородческий элемент.

2. С севера прийти Русь не могла, так как Русь распространялась не с севера на юг, а с юга на север, причем Киев являлся матерью русских городов. Однако норманисты правы, находя в германских корнях объяснение значительному числу загадочных древнерусских слов. Трудно оспаривать присутствие в древнерусском языке германского наслоения.

3. Таковым наслоением было наслоение готское, слово "Русь" соответствует готскому Hrothis, hros, в котором о произносится как русское о и у, и в слове слышатся два корня — рус и рос, так что из него легко могло образоваться как Русь, так и Рось. Hrothis у Ульфилы означает: победоносный, славный. Hrodh — gotoland означало готскую область, лежавшую к востоку за Польшею, между Карпатами и Днепром.

B.Г. Васильевский. Житие Стефана Сурожского. Ж. М. Н. Пр., 1889, июнь. С. 448-450 (позже вошло в "Русско-византийские отрывки". СПб., 1893; отд. отт. из "Летописи занят. Археогр. Комиссии". Т. IX).

1. "Тавроскифы суть смесь готов с таврами, иначе аланами". На юге России было три центра, сохранивших остатки пребывания там готов: 1) полуостров Тендра, близ устьев Днепра; 2) южный берег Крыма и 3) местность около Анапы.

2. "Не мы первые скажем, что и под русскими письменами, найденными св. Кириллом, следует разуметь готские письмена, Евангелие и Псалтирь в переводе Ульфилы".

3. "Мы не хотим здесь проповедовать новой теории происхождения Русского государства или, лучше сказать, русского имени, которую пришлось бы назвать готскою, но не можем обойтись без замечания, что при современном положении вопроса она была бы во многих отношениях пригоднее норманно-скандинавской" (449).

4. "В самых звуках слова тавроскифов есть элементы, из которых в народном греческом языке, столь склонном к усечениям, могло выработаться название Рось" ("тавРОСкиф"), "На это как будто указывает замечание Льва Диакона (рад. 63), что Рось есть простонародное выражение, означающее народ, который по-настоящему должен именоваться тавроскифами" (460).

Дополнение к № 7

Толкование наших историков имени Русь в значительной степени опирается на показания арабских писателей IX-XI вв. Их сведения, чаще всего отрывочные, случайные и мало согласованные, дают материал для догадок и выводов (большей частью довольно шатких), позволяя судить о географическом местоположении народа русое и сближать (или противополагать) с народом славянским. Наиболее ценные указания дают следующие писатели:

1. Ибн-Хордадбе (Хордадбех, Хордадбег, Кхордадбег), ум. 912 г.: "Книга путей и государств" (написана между 866 — 874 гг.); сочинение географического характера. "У него единственно мы находим славянское слово князь; он один знает о славянском происхождении Русов, и ему одному известно о торговом пути купцов Русов" (Гаркави).

2. Аль-Якуби: "Книга стран" (892 г.). Труд тоже географический. Упоминает о набеге русов на город Ишбилия (Севилья в Испании) в 843 году.

3. Абу-Джафар ат-Табари (839-923), родом из Табаристана: "История царей". Это всеобщая история, доведенная до 915 года. Сведения о русах, хазарах: русы живут к западу от хазар, у Черного моря.

4. Ибн-Фадлан (Ибн-Фацлан): "Записка" — официальный отчет правительству (халифу) о посольстве, посланном из Багдада в 921 году к Волжским болгарам в целях укрепления в вере новообращенных в мусульманство болгарского царя и его подданных. Обстоятельное описание болгар (автор считает их славянами), хазар и русов (подробный рассказ о погребении воина и сожжении его трупа). Одно Из "важнейших литературных произведений арабов о Восточной Европе" (Гаркави). См. А.Спицын. О степени достоверности "Записок" Ибн-Фадлана. Записки Р. Арх. Общ. Т. XI (Труды отд. Слав, и р. арх., кн. IV. СПб., 1899).

5. Ибн-Даста (Ибн-Дустэ или Ибн-Дустех) (Куник). Голландский ориенталист де Гуе (de Goje) а за ним Вестберг, предпочитают звать его: Ибн-Ростах (Ibn-Rostch) в силу обычного у арабов смешения букв Даль (Д) с буквою Реш (Р). "Книга драгоценных сокровищ" ок. 930-х годов (Гаркави). По Хвольсону, писано раньше Ибн-Фадлана, даже ранее 913-914 г.: о болгарах, буртасах; быт славян и русов. Между прочим: "Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они (русы), занимает пространство трех дней пути; покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды. Они имею! царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их (славян) в плен, отвозят в Хазрен и Булгар и продают там".

6. Аль-Масуди: "Золотые Луга", ок. 940-950 гг.: о хазарах, славянах (их цари; племена), русах (их поход 913 г. на Каспийске, побережье). После Ибн-Фадлана это наиболее подробные сведения о славянах и русах.

7. Аль-Истахри аль-Фарси [т.е. (человек) из Истархи (города), из Фарси — Персии]: "Книга климатов", ок. 950 г.: Каспийское море; река Итиль; деление русов на 3 племени: 1) Славия, 2) Арта (Эрзя-Мордва?); 3) третье племя не поименовано, названа лишь его столица: Куяба (Киев).

8. Ибн-Хаукал: "Книга путей и государств", 976 год. Немало заимствований у прежних писателей (болгары, хазары, русы): О по ходах русов 913, 943 гг. и Святослава.

9. Аль-Мукадесси: "Книга лучшего разделения в познании климатов", 985 год. Торговля славян: город Итиль. "Русы живут на нездоровом острове, окруженном озером и служащем укреплением для них против врагов. Количество их — около ста тысяч человек; не имеют ни пашен, ни стад. Славяне нападают на них и забирают их имущество". Сравн. — противоречие с ибн-Дастой о том, кто на кого нападает.

10. Ибн-ан-Надим: "Книга росписи наукам", 987 год. Краткое сообщение о существовавших у русов письменах, вырезанных на дереве.

11. Аноним X века: "Книга стран": с какими странами и народами ведут торговлю славянские купцы: 1) Рум-Византия; 2) хазары; 3) Джурджана (юго-восточное побережье Каспийского моря).

12. Аль-Бекри, ум. 1094 г.: "Книга путей и стран", труд географический и компилятивный. Главные источники: аль-Масуди, ибн-Дустэх и гл. обр. (недошедший до нас) испанский еврей Ибрагим-ибн-Якуб, писавший ок. 965 г.: славяне, хазары, буртасы, мадьяры, болгары приволжские и придунайские (их крещение), русы, печенеги.

См. еще: В. Бартольд. Новое мусульманское известие о русских. Записки Вост. отд. Рус. Арх. Общ., т. IX, вып. I — IV (1896). С. 262 — 267: персидский писатель Ауфи, XIII в., "Сборник анекдотов". В главе "О путях и государствах" повторяет показание Ибн-Рустэ о русах, живущих на острове среди моря. — А. Туманский. Новооткрытый персидский географ X века и известия его о славянах и русских. Записки Вост. отд. Рус. Арх. Общ. Т. X. СПб., 1897.


Впервые опубликовано: Курс русской истории в 3 тт. Прага, 1931-1935. Т. 1.

Шмурло Евгений Францевич (1853-1934) русский учёный-историк, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского и Дерптского университетов. 4-й Председатель Императорского Русского исторического общества.



На главную

Произведения Е.Ф. Шмурло

Монастыри и храмы Северо-запада