Итальянский мост через канал Грибоедова,
Санкт-Петербург


Итальянский мост


Итальянский мост - однопролётный металлический пешеходный мост через канал Грибоедова (ранее - Екатерининский канал) в Центральном районе Санкт-Петербурга. Он соединяет Казанский и Спасский острова. Тип конструкции - балочный. Материал - сталь. Общая длина - 19,66 м. Ширина моста - 3 м.

Итальянский мост прекрасно виден с места пересечения Невского проспекта и канала Грибоедова. Он расположен примерно по середине расстояния между собором Спас-на-Крови (Храм Воскресения Христова) и Невским проспектом. Мост является продолжением Итальянской улицы. Выше по течению находится Ново-Конюшенный мост, ниже - Казанский мост.

В начале XVIII века на левом берегу реки Фонтанки был построен дворец по образцу итальянских увеселительных домов, его назвали Итальянским. Он предназначался для проведения ассамблей. Сад под названием Итальянский, с оранжереями и парниками, простирался до Знаменской улицы (совр. улица Восстания). Именно этот сад и дал название улице, проходившей вдоль него. Сначала она называлась Садовой Итальянской, потом - Малой Итальянской. Другая улица, которая выходила к правому берегу Фонтанки напротив Итальянского дворца, получила имя Большой Итальянской. В 1902 году Малую Итальянскую переименовали в улицу Жуковского, Большая Итальянская стала просто Итальянской. А на месте повременного Итальянского моста в то время существовала яличная переправа.

В 1896 году молодой инженер, выпускник Института путей сообщения Л.Н. Колпицын предложил соорудить пешеходный мост на месте лодочного (яличного) перевоза. Однако Городская управа предложение не поддержала. Но Л.Н. Колпицын на свои средства и по своему проекту построил однопролётный деревянный мост с опорами на гранитные стенки набережных канала соединявший Большую и Малую Итальянские улицы.

Пролётное строение состояло из 10 дощато-гвоздевых ферм раскосной системы, пролёт в свету был равен 19,7 м. Основанием для моста служила стенка набережной. Полотно переправы было приподнято над уровнем набережной на 1,4 метра для удобного прохода судов, по обоим концам моста были сооружены каменные лестницы (эта схема сохранилась и поныне). Новшество для мостостроения того времени было использование ксилолитовых плит для мощения мостового полотна (ксилолит - "дерево-камень", xylolith - искусственный строительный материал, состоящий из спрессованной под сильным давлением смеси древесных опилок, стружек и растительных отбросов с магнезиальным цементом и хлор-окисью магния).

Сооружение моста обошлось Л.Н. Колпицыну в 3 000 рублей. 6 октября 1896 года состоялось торжественное открытие Итальянского моста. Городские власти мост приняли, но отказались компенсировать юному инженеру-максималисту потраченные на строительство средства. Л.Н. Колпицын хотел сделать проход по мосту платным и брать с прохожих по 1 копейке, но и в этом ему было отказано властями. В итоге молодой инженер просто подарил мост городу.

В 1902 году мост был перестроен по проекту архитектора К. Бальда с заменой ксилолитовых плит дощатым настилом: шпунтовыми 37-мм досками.

В 1911 - 1912 годах мост был перестроен по проекту инженера К.В. Ефимьева. Новый мост был брусчатым, подкосной системы, опорами для него служили трёхрядные деревянные сваи в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Пролет его уменьшился до 9,1 м.

В 1937 году мост был капитально перестроен для укладки между его прогонами двух теплофикационных труб и электрических сетей. Теперь Итальянский мост выполнял функцию теплопровода и пешеходного моста одновременно. Судя по документу 1946 года, длина моста равнялась 18,4 м, ширина между перилами - 2,07 м, отверстие моста - 8,5 м; кованые железные перила имели простой рисунок.

В 1955 году в связи с аварийным состоянием моста и капитальным ремонтом набережных канала Грибоедова был построен новый металлический однопролетный мост. Проект в стиле сталинского классицизма был разработан в институте Ленгипроинжпроект архитектором В.С. Васильковским и инженером А.Д. Гутцайтом. Именно тогда Итальянский мост приобрёл свой современный облик.

В 2002 году Итальянский мост вновь преобразился. Специалисты питерского "Ленсвета", разработали и осуществили подсветку моста по индивидуальному проекту. Теперь мост освещают одновременно четыре источника света, исходящие от прожекторов, установленных на специальных стойках.

Мост имеет стальное балочное пролётное строение криволинейного очертания. Несущими элементами пролётного строения являются две сварные главные балки с криволинейным очертанием нижнего пояса. Опорами главных балок служат подпорные стенки набережных канала. Минимальная высота балок в середине пролета, равная 0,7 м, обусловлена габаритами теплофикационных труб, размещённых под конструкцией покрытия. Поперечными связями служат обратные полурамы, ригели которых несут продольную среднюю балку двутаврового сечения. Сверху пролётное строение перекрыто железобетонными сборными плитами. Покрытие прохожей части моста асфальтобетонное. Длина моста составляет 19,66 м; ширина - 3 м; расчетный пролет - 19,5 м; расстояние между осями главных балок - 2,39 м.

Декор моста не оригинален, но разнообразен и обладает высокими художественными качествами. Украшения исполнены в стиле элементов декора мостов, построенных в первой половине XIX века. Перильное ограждение чугунное художественного литья, на устоях завершается гранитными тумбами с металлическими торшерами со стилизованными под русский классицизм фонарями (очень похожие торшеры на Зелёном мосту через Мойку). Они оказались настолько удачно стилизованными, что в 1993 году три из них были украдены, вероятно для продажи в качестве антиквариата. В 1996 отреставрированы "венецианские" фонари и перильное ограждение.

Секции перил моста выполнены из вертикальных круглых стержней со своеобразными капителями в виде раскрывающихся бутонов и украшены чугунными овальными стойками с накладными элементами: круглыми щитами с перекрещенными стилизованными мечами, продольными пиками с нанизанными на них веточками акаций. Щиты украшены советскими пятиконечными звёздами, без которых не обходилось ни одно украшение того времени! По композиции, характеру и содержанию ограждения моста во многом близки классическим образцам, хотя и выполнены в художественной манере середины XX века.

Фасадные стороны главных несущих балок также декорированы аналогично тому, как это было принято в эпоху классицизма, но иными средствами. Вместо скульптурного орнамента животного или растительного характера архитектор прибег к разделению поля балок по кривым дугам на три полосы, напоминающему разделение антаблемента классических зданий на архитрав, фриз и карниз. Верхняя и нижняя полосы декорированы различными архитектурными деталями.

Итальянский мост весьма органично вписан в окружающую городскую среду и вероятно потому Итальянский мост был выбран для съемок эпизода фильма "Невероятные приключения итальянцев в России": во время раскопок якобы разрушались статуи львов, которых на самом деле возле Итальянского мостика никогда не было.

На Итальянском мосту всегда кипит жизнь: уличные музыканты и художники, попрошайки и просто туристы спешат запечатлеть себя на фоне прекрасно открывающегося вида на собор.

Мост является культурным наследием Российской Федерации, объект № 7802241000.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 11.
Ближайшая станция метро (300 м) - "Невский проспект", выход на канал Грибоедова.



Итальянский мост

Итальянский мост, вид с Невского проспекта,
фото 2006 года.

Итальянский мост

Итальянский мост, фрагмент ограды.
Фото 2003 года.

Итальянский мост

Итальянский мост. Отражение. 2003 год.

Итальянский мост

Пролёт Итальянского моста над Каналом Грибоедова,
фото 2008 года.

Итальянский мост

Итальянский мост, вид с северной стороны (в сторону Невского проспекта). Гранитные тумбы с металлическими торшерами со стилизованными под русский классицизм фонарями.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Итальянский мост, вид с южной стороны. Гранитные тумбы с торшерами и фонарями.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Фрагмент украшений Итальянского моста и вид на Храм Спас-на-Крови.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Фрагмент украшений Итальянского моста в 2008 году.
У Итальянского моста только такие львы!

Итальянский мост

Вид с Итальянского моста на Казанский мост и фрагмент колоннады Казанского собора.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Вид с моста в противоположную сторону, на Храм Спас-на-Крови.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Вид с Итальянского моста на Спас-на-Крови.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Украшение ограждения Итальянского моста выполнено из вертикальных круглых стержней с капителями в виде раскрывающихся бутонов и украшены чугунными овальными стойками с накладными элементами: круглыми щитами с перекрещенными стилизованными мечами и советскими пятиконечными звёздами, продольными пиками с нанизанными на них веточками акаций.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Итальянский мост, фрагмент: гранитные постаменты, торшеры и фонари.
Фото 2008 года.

Фонарь итальянского моста

Фонарь итальянского моста,
2008 год.

Итальянский мост

Итальянский мост.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Итальянский мост. На противоположной набережной виден угловой дом Чебоксарского переулка, в котором находится Государственный Литературно-Мемориальный Музей М.М.Зощенко.
Фото 2008 года.

Итальянский мост

Итальянский мост.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Украшения Итальянского моста в 2014 году.

Итальянский мост

"Лев" Итальянского моста. "Итальянцы", приехавшие за кладом, его бы не заметили.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост - приют художников, фотографов и разного прочего творческого люда.

Итальянский мост

Итальянский мост. Художник.

Итальянский мост

Возле Итальянского моста можно встретить не только людей, но и енотов.

Итальянский мост

Итальянский мост. Бабушкино творчество - художественное вязание.

Итальянский мост

Итальянский мост. Фасадные стороны главных несущих балок также декорированы, как это было принято в эпоху классицизма. Вместо скульптурного орнамента животного или растительного характера архитектор прибег к разделению поля балок по кривым дугам на три полосы, напоминающему разделение антаблемента классических зданий на архитрав, фриз и карниз. Верхняя и нижняя полосы декорированы различными архитектурными деталями, в том числе и масками львиных морд.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост. Фрагмент фасадной стороны несущей балки.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост. Пешеходная часть теперь покрыта асфальтом.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост и Итальянская улица за ним.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост. Мы уходим вверх по течению, к Ново-Конюшенному мосту.
Фото 2014 года.

Итальянский мост

Итальянский мост.
Фото 2014 года.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Вернуться на Главную