Казанский мост через канал Грибоедова по оси Невского проспекта,
Санкт-Петербург


Казанский мост


Пешеходный и автомобильный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Этот мост один из старейших каменных мостов города. Общая длина моста - 18,8 м, ширина - 95,5 м . Это третий по ширине мост в городе после Синего моста (97,3 м) через р. Мойку и Аптекарского (96 м) через р. Карповку. Казанский - самый низкий мост в городе, под ним запрещено прохождение любых плавсредств. Запрещение систематически нарушается туристскими катерами.

В 1716 году через реку Кривушу (современный канал Грибоедова) в створе Невского проспекта был построен деревянный Рождественский мост. Назван он был по церкви Рождества Богородицы, находившейся рядом. Она была построена на месте нынешнего сквера перед Казанским собором. Этот мост был снесён при облицовке гранитом набережных канала.

В 1765-1766 годах при прорытии по руслу речки Кривуши Екатерининского канала на месте старого деревянного был построен однопролетный арочный каменный мост по проекту инженера В.И. Назимова. Строительными работами руководил инженер Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов (1717-1784, отец фельдмаршала М.И. Кутузова). Пролет моста был перекрыт кирпичным сводом с прокладными рядами из известняковых плит, фасадные арки были сделаны из гранита, опоры моста были бутовой кладки с облицовкой из выборгского гранита. Тогда же рядом с мостом были построены спуски к воде, служащие пристанями для лодок. Своды моста были выполнены из кирпича, а фасадные арки сделаны из гранита, обработанного "бриллиантовым" рустом. Чугунные перила моста были такого же рисунка, как и на набережной Екатерининского канала. По ширине мост значительно уступал Невскому проспекту, а арка была настолько высокой, что въезд на него облегчили длинными пологими уклонами. Для пешеходов были устроены ступени. Казанский мост, 1810-е годы

На время постройки нового каменного моста, за Казанским собором был сооружен временный мост и проезжающим по Невскому проспекту приходилось делать изрядный крюк.

В 1805-1806 годах при строительстве Казанского собора, мост был перестроен по проекту архитектора Луиджи Руска (Алоизий Иванович Руска, 1762-1822). Мост был расширен до современных размеров, уменьшена крутизна моста - проезжая часть понизили до уровня мостовой. Были убраны лестничные спуски к воде и уничтожены "бриллиантовые" русты фасадов, а чугунные решётки заменены гранитными парапетами. Со старой конструкции скопировали арочный пролет и глубоко вдающиеся в воду канала устои. Наружная арка была сделана в виде параболической кривой без замковых камней. Гранитные глухие парапеты отделены от пролетного строения полуовальной карнизной тягой.

В 1880 году тротуары выложили гранитными плитами, а по проезжей части были проложены рельсы конно-железной дороги.

В 1912 году было замечено разрушение неизолированного кирпичного свода Казанского моста. Инженер К.В. Ефимьев, проводивший осмотр, предположил, что свод может полностью разрушиться, если его вовремя не покрыть водоизоляционным ковром. Однако никаких работ проведено не было из-за наступившей Первой мировой войны, а затем - революции.

При советской власти, в 1923 году мост был переименован в мост Плеханова. И в 1934 году была всё-таки выполнена гидроизоляция кирпичного свода, в которой мост давно нуждался: свод был усилен бетонным покрытием.

В 1944 году мосту вернули историческое название - Казанский.

В 1999-2002 годах ходе ремонтных работ в свод моста был реставрирован на ширину 53 м, также укреплены бутовая кладка устоев и кирпичный свод, устроена гидроизоляция, произведена установка гранитных камней, отделяющих тротуар от проезжей части (главный инженер реконструкции - Анатолий Сычёв). Отмечена ветхость свода, разрушение которого достигало половины при его общей толщине в 75 сантиметров. Дополнительным разрушающим свод фактором стала его ширина. Переправа представляет собой длинную "трубу" и в ней, даже при значительном морозе, температура может оставаться плюсовой. Этот перепад температуры негативно влияет на конструкции моста. Также большую проблему ремонтникам создали инженерные коммуникации в проезжей части Невского проспекта. Из 45 пар телефонных кабелей, лежащих в арке Казанского моста, самая старая датировалась 1910 годом. Тревожить их при укладке гидроизоляции было нельзя, поэтому она была уложена не на сам свод, а в проезжую часть Невского проспекта.

В 2007-2008 годах был проведён ремонт набережной канала Грибоедова от Казанского до Банковского моста.

Мост образует единое целое с Казанской площадью, перед Казанским Кафедральным собором. На противоположной стороне Невского проспекта расположен Дом книги (дом компании "Зингер"). Сейчас на половине моста не занятой проезжей частью, сделана автомобильная стоянка.
Казанский мост - культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810694004.

Ближайшая станция метрополитена - "Невский проспект", выход на Канал Грибоедова.



Казанский мост, 2006

Казанский мост через канал Грибоедова. Вид - с южной стороны. За ним, в перспективе, виден храм Спас-на-крови. Слева - крайняя колонна колоннады Казанского собора.
Фото: 2006 год.

Казанский мост, 2006

Тот же вид на Казанский мост с бо́льшего расстояния.
Фото: 2006 год.

Казанский мост, 2006

Вид с Казанского моста на канал Грибоедова. Теперь колоннада Казанского собора у нас справа.
Фото: 2006 год.

Казанский мост, 2006

Вид с Казанского моста на пристань экскурсионных катеров на канале Грибоедова. Впереди, в перспективе, виднеется пешеходный Банковский мостик через канал. Кстати, на фотографии хорошо видно, что набережная канала нуждается в ремонте - гранитные плиты облицовки стоят неровно, линия тротуара кое-где просела.
Фото: 2006 год.

Казанский мост, 2006

Казанский мост во всей его ширине. слева на фотографии - Дом компании "Зингер", в котором находится книжный магазин. Также слева, спиной к нам - памятник фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому.
Фото: 2006 год.

Казанский мост, 2008

В 2007-2008 годах был проведён ремонт набережной канала Грибоедова от Казанского до Банковского моста. Экскурсии не проводились и пристань, конечно же, пуста.
Фото: 2008 год.

Казанский мост, 2008

Казанский мост через канал Грибоедова с южной стороны, во время ремонта набережной.
Фото: 2008 год.

Набережная канала Грибоедова во время ремонта 2008 года

Набережная канала Грибоедова во время ремонта 2008 года.

Казанский мост, 2008

Казанский мост через канал Грибоедова с противоположной, северной стороны. За ним виден первый этаж Дома компании Зингер.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2014

Казанский мост через канал Грибоедова. Справа на фото виден фрагмент Казанского собора.
Фото: 2014 год.

Казанский мост, 2014

Экскурсионные катера, постоянно нарушают запрет прохода под мостом.
Фото: 2014 год.

Казанский мост, 2014

Вид на Казанский мост с Итальянского пешеходного мостика.
Фото: 2014 год.

Казанский мост, 2016

Мне приходилось слышать, как Казанский мост называют "мостом-невидимкой" и это действительно так. По нему можно проехать и не понять, что это был мост, а не просто участок Невского проспекта. Вот как раз на этой фотографии перед нами - Казанский мост, но он "не виден".
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост с северной стороны.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Фасады моста чрезвычайно просты, строги, монументальны.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост через канал Грибоедова.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Табличка с названием моста, чтобы Казанский мост всё-таки заметили!
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Вид с Казанского моста. Впереди виднеется переброшенный через канал Грибоедова Итальянский пешеходный мостик. За ним - собор Спас-на-крови.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Вид на канал Грибоедова с Казанского моста.
Фото: 2016 год.

Казанский собор, 2016

Фото собора, сделанное с Казанского моста.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Фото собора Спас-на-крови, сделанное с Казанского моста.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост через канал Грибоедова.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост через канал Грибоедова. Вид с северной стороны.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост. Вездесущие ларьки с напитками и мороженым. Слева на фото виднеется Башня здания Городской Думы (бывшая пожарная каланча).
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

И снова мы смотрим на Казанский мост с южной стороны. Туристы спешат на прогулочный катер.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост и колонна Казанского собора.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост через канал Грибоедова.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост. Прогулочный катер у пристани.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Канал Грибоедова. Там впереди, в перспективе, виднеется крохотный Казанский мост.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Канал Грибоедова. Далеко впереди - Казанский мост.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост через канал Грибоедова. Слева - фрагмент казанской колоннады, за ним - собор Спас-на-крови.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост через канал Грибоедова.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост. С этого ракурса даже виден "свет в конце туннеля", длинна которого без малого сто метров! Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Фрагмент колоннады Казанского собора и Казанский мост.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост и здание "Зингер".
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Казанский мост через канал Грибоедова.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Гранитные глухие парапеты Казанского моста.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

А это - та самая стоянка автомобилей на очень широком Казанском мосту.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Вид с Казанского моста. Хорошо видна отремонтированная набережная канала Грибоедова.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

Причальные кольца в гранитной набережной.
Фото: 2016 год.

Казанский мост, 2016

А это, собственно, весь Казанский мост в ширину.
Фото: 2016 год.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

Вернуться на Главную