Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте
Санкт-Петербург


Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте


Первая деревянная церковь во имя Божией Матери Владимирской была построена в 1730-1735 годах. Она предназначался для Кронштадтского гарнизонного полка и находилась в ведении Адмиралтейств-коллегии. Храм этот не простоял и двух десятков лет: в 1753 году вместо прежнего храма, на пожертвования, на углу Владимирской и Михайловской улиц был устроен новый, также деревянный. Но и этому храму не очень везло: всего через 11 лет он уже нуждался в ремонте, который и был произведён в 1764 году. А спустя всего 34 года (в 1798 году) церковь опять находилась в ветхом состоянии! Эта постройка не простояла даже пятидесяти лет и была сломана в 1801 году. На том же месте снова возвели деревянную церковь, рассчитанную на 500 человек.

В 1826 году, как и все военно-крепостные храмы, кронштадтскую церковь передали на баланс военного ведомства.

Деревянный храм постоял почти 73 года и сгорел в ночь на 21 октября (2 ноября н. ст.) 1874 года. На его месте была снова построена деревянная церковь, на этот раз - временная. После окончания строительства каменного храма, она была разобрана, а её материал был использован при строительства Мариинского приюта для вдов и сирот военно-морского духовенства.

Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал и главный командир Кронштадтского порта Пётр Васильевич Казакевич подал прошение о строительстве каменного собора, на что 21 декабря 1872 (2 января 1873) получил высочайшее разрешение.

Для новой церкви инженерное ведомство приобрело у купца Ильина за 7050 рублей серебром место, находившиеся рядом с церковным.

Возведение нового храма было начато в 1875 году. Торжественная закладка была совершена 8 мая 1875 году.

Проект храма был создан Давидом Ивановичем Гриммом (1823-1898) - российским архитектором, одним из создателей "русского стиля", академика архитектуры, председателя Петербургского общества архитекторов (1888-1890). Наиболее известные из его работ: проект церкви святой Ольги на Михайловской даче Великого князя Михаила Николаевича, Покровская церковь Егерской слободы в Гатчине, архитектурная часть памятника Екатерине II на площади Островского и др.

Строительство нового храма происходило под руководством академика архитектуры Христиана Ивановича Грейфана (1825-1906).

Здание было окончено в 1879 году, а внутренняя и внешняя отделка храма - в 1882 году. Строительство велось на казённые средства; общая сумма составила 201 687 рублей. Церковные колокола, самый большой из которых весил 250 пудов, отлили из старых медных пушек.

Церковь носила название Владимирской военно-крепостной. Никольский Морской храм (освящённый в 1913 году), считался собором для "морских чинов", а Владимирский храм оставался собором для сухопутных частей Кронштадта.

Освящение храма состоялось 24 февраля (7 марта) 1880 года. Его совершал главный священник армии и флота протоиерей Петр Евдокимович Покровский.

25 октября (6 ноября) 1888 года был освящён нижний придел во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали". До постройки кладбищенской церкви св. Сергия Радонежского, он использовался для отпевания нижних чинов гарнизона.

В 9 (22) ноября 1908 года епископом Гдовским Кириллом был освящён правый (южный) придел верхнего храма во имя блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского, небесного покровителя Великого князя Николая Николаевича (младшего), являвшегося с 1905 года командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа.

Северный придел Казанской иконы Божией Матери был освящён в 1919 году.

В 1871 году по проекту военного инженера Сысоева на казенные средства был построен каменный дом для причта, в нем находились квартиры для настоятеля и двух священников. В 1886 году к дому пристроен каменный двухэтажный флигель.

Приказом по Военному ведомству от 7 (20 н. ст.) сентября 1902 года (№ 335) гарнизонная церковь получила статус собора. К собору были приписаны церковь военно-морского участка кладбища и церкви на фортах.

Архитектурный стиль собора - смешение неорусского и неовизантийского, иными словами эклектика. Ряд искусствоведов считают, что это "псевдорусский стиль".

Это пятинефная базилика которая опирается на высокий подклет из гранита. В плане храм представляет прямоугольник, вытянутый с запада на восток. На восточном фасаде расположены три апсиды, центральная из которых, выше боковых. Верхняя часть центральной апсиды украшена поясом колонок. Три луковичные главки венчают восточный фасад. Внутренняя планировка помещений копирует базилики ранехристианских церквей и по планировке схожа с внутренней планировкой церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в V веке в Равенне. Для сходства с римским стилем потолок также выполнен с использованием кессонов. Отсутствие трансепта (поперечного нефа) - нечастое явление в православных храмах, но встречается в византийских. Особенность Владимирского собора в том, что он пятиглавый, но его луковичные главки разнесены по концам здания. Две маленькие главки расположены по сторонам от центральной главы в алтарной части собора, а две другие главки - по сторонам от шатровой колокольни - в западной части собора.

Внешний вид храма в основном соответствовал первоначальному чертежу, хотя в процессе строительства были внесены незначительные изменения: с запада к церкви пристроен портик.

Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами, в стиле русских церквей. Стены окрасили в серый цвет, крыша была железной, колокольня покрыта шиферным железом.

Семь медных крестов для храма по рисунку X. Грейфана изготовил фабрикант бронзовых изделий Ф. Перро. Кресты были одинакового рисунка, но разных размеров, медные, вызолоченные через огонь, на железном каркасе: шесть для церкви и один для портика.

Крыльцо-портик с открытыми арочными проемами покрыто металлической крышей со скатом и над центральным проемом украшено небольшим фронтоном в форме трехлопастного кокошника с крестом. Проемы разделены узкими стенками со сдвоенными полуколоннами, что напоминает аркаду на колоннах - мотив, повторяющийся в оформлении боковых стен и интерьеров. Внутри портика, на стенах церкви, слева и справа от входных дверей, были помещены большие иконы, писанные на металле, святых Александра Невского и Николая Новгородского (Качанова). В храм ведет высокая гранитная лестница с каменным портиком.

Храм был рассчитан на 3000 человек.

Главы и колокольня Владимирского храма были видны с дальних точек Невского фарватера и являлись ориентиром для морских судов. И в наше время восстановленные церковные шатры и главы можно видеть примерно с середины дамбы.

Колокольня - восьмерик на четверике. Высота ее составляет 50 метров. Она покрыта высоким восьмигранным шатром с двумя ярусами слухов. Основание шатра украшает ряд сложных кокошников. Ребра шатра подчеркнуты валиками, окрашенными в белый цвет. Завершает шатер луковичная главка на высоком барабане с рядом кокошников у основания. Под колокольней в квадратном картуше под стеклом - икона Спасителя Благословляющего, писанная на металле. С наружной стороны в полукружии портика установлен образ Владимирской Божьей Матери, написанный масляными красками на металле с медным вызолоченным ободком. На фасадах четыре образа, написанные на металлических досках масляными или другими красками, под стеклом. Это было вызвано особыми климатическими условиями.

Иконы и "железные рамы с бронзовой, золоченой гальванопластически окладкой и с зеркальными стеклами" для них были заказаны Обществу русских художников, которое обладало опытом выполнения подобных работ. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами. Иконы на фасаде помещены в картуши повторяющие рисунок наличников окон первого этажа.

Главной святыней собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, написанный 29 мая (9 июня) 1703 года по приказу Петра I специально для Кронштадта. Образ был исполнен маслом на металле и украшен позолоченной медью. В 1735 году для иконы были устроены бронзовый киот и сребро-вызолоченная риза с венцом и разноцветными камнями. На иконе была надпись: "Сей образ написан ΣCI года мая 29 дня, оклад сделан 1735 года февраля 20-го дня".

ΣCI - славянские цифры означают 7210 лет от сотворения мира, из них вычесть 5507 (число лет до Р. X.) получаем 1703 год.

Над иконой Владимирской Божией Матери в медальоне располагался образ Рождества Христова, а слева над образом Николая Чудотворца - образ Рождества Пресвятой Богородицы. Икона располагалась специальном бронзовом киоте, по правую сторону от Царских врат.

Внутреннее пространство храма разделено на пять нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах. На западной стене расположены три арки хоров. Пол был мозаичный, на темно-вишневых стенах и потолке красиво выделялся пестрый орнамент, выполненный в византийском стиле.

План храма в виде вытянутого прямоугольника имеет функциональное значение: во время богослужения воинские подразделения выстраивались в шеренгу так, что первые ряды каждого подразделения занимали место вблизи алтарной части, а последние - ближе к притвору. Таким образом, устранялись нередкие тогда споры о том, какая воинская часть имеет преимущественное положение. Впоследствии этот опыт был использован при создании в 1901 году типового проекта полкового храма.

Впервые в практике храмового строительства были применены металлические конструкции, заполненные внутри цементным составом. Благодаря их незначительному объему богослужение можно было наблюдать буквально отовсюду.

Обществом русских художников был написан запрестольный образ "Моление о Чаше". Роспись храма осуществлялась по эскизам Евгения В. Годуна, художником А. Фишером.

Трехъярусный иконостас из черного американского орехового дерева по чертежу Х. Грейфана был заказан на фабрике Г. Шрадера. Там же были изготовлены два резных ореховых киота для старых икон, которые предполагалось разместить на пилястрах, отделяющих Царские врата главного придела от северного и южного, и два ореховых аналоя.

Царские врата были изготовлены из кипариса. Амвон был обнесен прекрасной балюстрадой из белого мрамора с бронзовой решеткой по рисунку Грейфана. Его изготовил крестьянин И. Михайлов. Он же изготовил и мраморные подоконники. В зимних рамах были вставлены цветные стекла по рисунку того же Грейфана. Южные и северные двери, ведущие к алтарю, были из резного ореха.

Все образа в иконостасе были написаны на медных досках. Живописные работы и окраска храма были выполнены Обществом русских художников, кроме четырех старинных образов в серебряных позолоченных ризах, оставшихся от старого храма.

Храм освещался тремя бронзовыми паникадилами по 40 свечей каждая, выполненными на заводе "Никольс и Плинке". Они были копией с люстр лондонской домовой церкви императрицы Марии Александровны, герцогини Эдинбургской. В мае 1879 года на том же заводе был заказан семисвечник и четыре бронзовых подсвечника.

В верхних окнах стояли желтые стекла, еще более увеличивавшие эффект пестрой орнаментации. Над притвором были устроены большие хоры. Ризница была изготовлена в византийском стиле. Храм отличается прекрасной акустикой.

Внутренняя и внешняя отделка церкви была завершена в 1882 году. В 1894-1900 годах при ремонте были оборудованы калориферные печи и вентиляция.

В храме хранились знамёна различных воинских частей.

На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы в 1870 году на средства новгородского купца Василия Васильевича Епишкина была выстроена каменная часовня, которая действует и в настоящее время.

Рядом с этой часовней находилась могила протоиерея Василия Салтыкова, который 17 лет был настоятелем. Над его захоронением в июле 1898 года был установлен памятник из серого мрамора, обнесённый железной оградой.

В 1918 году собор стал приходским. А 2 ноября 1918 года, отмечая первую годовщину большевистской власти, улицу Владимирскую переименовали в улицу Красноармейскую.

В 1922 году были изъяты церковные ценности. Храмовая святыня - образ Владимирской Божьей Матери в 1931 году был изъят и дальнейшая его судьба неизвестна по сей день.

Последним настоятелем был - протоиерей Памфил Тимофеевич Населенко (1870-1953). 16 февраля 1931 года собор был закрыт и переоборудован под склад. Кресты и колокола демонтировали.

В период Великой Отечественной войны два снаряда повредили крыльцо и кровлю на одной из главок, но главные испытания для собора были впереди. В 1950-х годах здание трижды взрывалось. До сентября 1966 года здание собора стояло пустым и его, с прилегающими территориями, было решено переоборудовать под центр физического воспитания школьников. В 1967 году чтобы ускорить работы, стали взрывать отдельные конструкции. В результате взрывных работ были разрушены алтарь, паперть и колокольня. Однако взрывы вызвали появление трещин в соседних домах и работы были остановлены. Впоследствии здание пустовало; существовали проекты размещения в нём бассейна или конюшен.

20 апреля 1990 года храм был освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. А 17 ноября 1990 года Исполком Ленинградского городского Совета принял решение о возвращении этого полуразрушенного храма Русской православной церкви. В городе начал действовать приход во главе со священником - отцом Владиславом Клановцом.

В Центральном военно-историческом архиве были найдены чертежи храма, в начале 1990-х было создано НПО "Владимирский собор", которое приступило к его консервации и восстановлению.

В 1994 году, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Владимирский собор признан памятником архитектуры федерального значения.

С 1999 начались службы в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и во временной церкви Всех Святых в деревянном доме причта, освященной в 1992 году.

В 2000 возобновились богослужения в верхнем храме.

В 2000-2001 годах реставрационные работы проводила компания "Лапин Энтерпрайз": была перебрана кирпичная кладка, произведена расчистка и штукатурка фасадов, воссозданы главки куполов из оцинкованной стали.

Во время длительной (более десяти лет) реставрации Никольского Морского собора Владимирский собор был главным храмом Кронштадта.

Осенью 2006 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии провело конкурс среди реставрационных мастерских на право проводить работы по реставрации и воссозданию монументальной живописи собора, который выиграл ООО "Карэ". Были воссозданы орнаменты на потолке и стенах храма; отреставрированы семь фигурных композиций: Св. Апостола Павла, Св. Апостола Петра, Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова, Св. Иоанна Златоуста, Св. Григория Двоеслова, а также многофигурную композицию "Крещение".

На полевой кухне при храме организован полноценный обед для социально адаптированных граждан: летом - один раз в месяц, зимой - дважды в месяц. Действует помощь с 2005 года.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Кронштадтского благочиннического округа. Настоятель (с 1 декабря 1998 года) - протоиерей Святослав Викторович Мельник.

Литургия: 10.00. Исповедь: 9.00.
Адрес: Кронштадт, Владимирская ул., 32.
Телефон: (812) 311-00-01, 311-53-30.
Объект культурного наследия № 7801914001.



Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Вид на собор Владимирской иконы Божией Матери со стороны Флотской улицы.
Фото: 2017 год.

Купола Собора Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Купола Собора Владимирской иконы Божией Матери сквозь листву окружающий его деревьев.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Собор Владимирской иконы Божией Матери со стороны проспекта Ленина (бывший Николаевский проспект).
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Алтарная часть собора.
Центральная апсида Владимирского собора трёхгранная (половина шестиугольника); если она и имеет конху, то очень небольшую, снизу незаметную. Правда, две малые апсиды, расположенные по бокам от неё и обозначающие приделы верхнего храма, накрыты заметным полусводом. Внешняя сторона центральной апсиды украшена мозаичной иконой Св. Иоанна Кронштадтского.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Три луковичные главки восточного фасада собора.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Центральная главка с крестом.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Над центральной апсидой собора расположена икона "Спас Нерукотворный".
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Фрагмент восточного фасада храма.
Фото: 2017 год.

Икона Св. Иоанна Кронштадтского

Мозаичная икона Св. Иоанна Кронштадтского. На свитке, который он держит в левой руке, начертаны слова, сказанные им на освящении крестов Владимирского Собора: "Да славится в храме сем имя Божие и Пречистой Богородицы до скончания века!" В правой руке у него - макет самого храма.
Фото: 2017 год.

Мозаичная икона Св. Иоанна Кронштадтского

Мозаичная икона Св. Иоанна Кронштадтского.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Верхняя часть восточной апсиды с тремя главами.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Фрагмент восточного фасада.
Фото: 2017 год.

Окно первого этажа

Окно первого этажа, украшенное лепным кокошником сверху и балясинами по бокам.
Фото: 2017 год.

Окно первого этажа

Окно первого этажа.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Фрагмент северного фасада. На стене - порядковый номер здания.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Северный фасад и окна первого этажа.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Северный фасад и шатёр колокольни над входом в храм.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Окна первого этажа, украшенные лепными кокошниками сверху и балясинами по бокам.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Окно первого этажа. В просвет через пространство храма видно окно второго этажа противоположной стены.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Фрагмент северного фасада и шатёр колокольни, расположенной над входом в храм.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Вход в подвальное помещение.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Вход в подвальное помещение.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Фрагмент северного фасада и луковичные главки над алтарной частью храма.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Фрагмент северного фасада.
Фото: 2017 год.

Крыльцо-портик

Крыльцо-портик. Вид сбоку, с северной стороны.
Фото: 2017 год.

Крыльцо-портик

Внутреннее пространство портика с тремя люстрами под потолком.
Фото: 2017 год.

Крыльцо-портик

Вход в церковь оформлен в виде крыльца-портика с пятью арочными проёмами.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Собор Владимирской иконы Божией Матери западный фасад.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Портик и колокольня западного фасада храма.
Фото: 2017 год.

Портик и икона Спасителя

Наверху под шатровой колокольней располагается икона "Спаситель Благословляющий".
Фото: 2017 год.

Икона Спаситель Благословляющий

Икона "Спаситель Благословляющий".
Фото: 2017 год.

Икона Владимирской Божьей Матери над входом

Над центральной аркой портика установлена икона Владимирской Божьей Матери.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

В храм ведет высокая гранитная лестница с каменным портиком.
Фото: 2017 год.

Портик и гранитная лестница

Портик и гранитная лестница.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Центральная из трёх дверей портика.
Фото: 2017 год.

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери над дверью.
Фото: 2017 год.

Мозаичная икона св. Мефодия

Мозаичная икона св. Мефодия, расположенная к северу от центральной двери.
Фото: 2017 год.

Мозаичная икона св. Кирилла

Мозаичная икона св. Кирилла с южной стороны от центральной двери.
Фото: 2017 год.

портик

Внутреннее пространство портика.
Фото: 2017 год.

Портик

Арочные проемы портика разделены узкими стенками со сдвоенными полуколоннами, что напоминает аркаду на колоннах.
Фото: 2017 год.

Люстра портика

Люстра портика.
Фото: 2017 год.

Табличка, укреплённая на граните собора.
Фото: 2017 год.

Внутреннее пространство Собора Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Внутреннее пространство храма разделено на пять частей нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

В центре храма поставляется облачальный амвон для Архиерея (в современной практике называемый кафедрой). Кафедра покрывается ковром. Вне богослужений кафедра огораживается от посетителей.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Южная часть пространства храма, огороженная аркадами и колоннами.
Фото: 2017 год.

Паникадило

Паникадило в северной части храма и украшения потолка. Слева и справа фотографии видны окна второго ряда.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Северная часть храма, отграниченная колоннами. Впереди виден иконостас, но вместо Царских врат в нём поставлена икона.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Пространство собора.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Пространство собора, разделенное аркадами и колоннами.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте.
Фото: 2017 год.

Резной иконостас

Резной иконостас главного придела Владимирской иконы Божией Матери.
Фото: 2017 год.

притвор

Помещение притвора.
Фото: 2017 год.

Выходим из собора.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Сегодня - 8 сентября: Престольный праздник храма - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Угощают всех, кто был на службе и не был. Во дворе видны столы с угощением.
Фото: 2017 год.

Столы с угощением.
Фото: 2017 год.

Предлагается гречневая каша с салатом и чай.
Фото: 2017 год.

Полевая кухня

Полевая кухня.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Западный фасад храма.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Западный фасад храма: главный вход и колокольня над ним.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Портик и фрагмент колокольни с южной стороны.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Вход в нижний храм. Нынче был закрыт.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Южный фасад храма.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Окна первого этажа, украшенные лепными кокошниками сверху и балясинами по бокам.
Фото: 2017 год.

Окно первого этажа

Окно первого этажа.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Фрагмент украшения окна.
Фото: 2017 год.

Луковичные главы

Луковичные главы над алтарной частью храма.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Шатровая колокольня и луковичная главка.
Фото: 2017 год.

Кресты на куполах Собора

Кресты на куполах.
Фото: 2017 год.

Цветы в саду собора.
Фото: 2017 год.

Странная рябина изогнутая кольцами.
Фото: 2017 год.

Северные ворота, выходящие на Владимирскую улицу.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Вид на собор от северных ворот.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Перспектива Владимирской улицы. Справа - жилой дом, слева - часовня.
Фото: 2017 год.

Часовня

Часовня со стороны Владимирской улицы.
Фото: 2017 год.

Часовня

Часовня используется как церковная лавка собора.
Фото: 2017 год.

Часовня

На часовне тоже маленькая главка и крест, но не отреставрированные.
Фото: 2017 год.

Часовня

Часовня.
Фото: 2017 год.

Ограда собора

Ограда собора.
Решетка ограды храма была создана в 80-х годах XIX века. Её украшали металлические пики и чугунное литье, в основании лежал пудожский камень. За время ХХ века ограда была большей частью утеряна: металл проржавел, ряд элементов - чугунные звездочки - растащили вандалы. Четыре месяца понадобилось реставраторам, чтобы восстановить 150 метров металлической ограды, причем больше половины пролетов исторические. Реставраторы сохранили и известняк каменного цоколя. Только сверху поврежденный пудожский камень заменили новыми плитами. Ворота созданы новые, по сохранившимся чертежам и фотографиям.
Фото: 2017 год.

Ограда собора

Ограда собора.
Торжественная церемония, посвященная завершению восстановления исторической ограды Собора Владимирской иконы Божьей Матери состоялась 28 августа 2017 года.
Фото: 2017 год.

Аллея через сад собора, идущая в западном направлении.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Дом на территории, прилегающей к собору. Что в нём - выяснить не удалось.
Фото: 2017 год.

Детская площадка к западу от собора.
Фото: 2017 год.

Дом причта Владимирского собора

Дом причта Владимирского собора. Построен в 1871 году военным инженером Сысоевым на казенные средства. В доме находились квартиры для настоятеля и двух священников. В 1886 году к дому пристроен каменный двухэтажный флигель.
В бывшем доме причта настоятель Владимирского собора священник Владислав Клановец в 1992 году устроил и освятил небольшую церковь во имя Всех Святых.
Фото: 2017 год.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2017-2018

Вернуться на Главную