Литература и жизнь        
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки

М.В. Гуминенко

Кто больше всего страдает от американской демократии, или Размышления о фильмах: "Война в доме" и "В долине Эла"

Существует мнение, что если бы Джон Уилкс Бут не пристрелил Авраама Линкольна, когда тот в Страстную Пятницу отправился развлекаться в театр, "старина Эйб" не считался бы сейчас таким великим и непогрешимым. Убиение сделало Линкольна "мучеником за правое дело". Было ли это дело правым - отдельный вопрос, которого я сейчас не буду касаться.

Заметьте, что наибольшей популярностью в Штатах пользуются президенты, которые угробили очень много людей, и отличились развязыванием или поддержкой жестоких войн. Например, тот самый президент Линкольн, о котором сказано выше, предпочёл пожертвовать сотнями тысяч своих же американцев ради того, чтобы Север не лишился дармового хлопка. Или Джон Кеннеди, который активно поддержал никому не нужную войну во Вьетнаме, опозорил свою страну в инциденте в заливе Свиней и чуть не развязал третью мировую войну. Кеннеди, кстати, тоже убили. Ему вынес мозги техасец Ли Харви Освальд, едва президент прибыл в штат Техас. Поговаривают, что это инициировала мафия (финансировавшая его предвыборную кампанию), по принципу: "Я тебя породил - я тебя и убью".

Джордж Буш-младший, наверное, не стал таким же популярным, как Линкольн и Кеннеди только по одной причине: не нашлось киллера, который убил бы его при всём народе. Хотя попытка была: во время визита Буша в Грузию, 10 мая 2005 года, некто Владимир Арутюнян бросил гранату в сторону трибуны, на которой находились Буш и президент Грузии. Хотя граната была приведена в боевое состояние, она не взорвалась. Наверное, не судьба была Бушу прослыть "великим". А погиб бы - американцы простили бы своему президенту вторжения в Афганистан и Ирак, и почитали наравне с Линкольном и Кеннеди.


***


Искусство - это отражение жизни, и американские режиссёры не могли обойти в своём творчестве наиболее важные события истории. Поговорим о двух фильмах: "Война в доме", и "В долине Эла".

Первый из них - "Война в доме" (The War At Home) - снят режиссёром Эмилио Эстевесом в 1996 году, по пьесе Джеймса Даффа "Домашний фронт", вышедшей в 1984 году.

Фильмы Эмилио Эстевеса, как правило, образны, аллегоричны, они раскрывают такие стороны американской души, о которых наверное сами американцы мало задумываются. И, как в настоящем, хорошем кино, Эстевес не только "обнажает язвы", но и оставляет некоторую надежду, намечает направление, следуя которому человек мог бы что-то в своей жизни изменить к лучшему. Вспомните фильм "Путь" ("The Way" (2010 год) - авторский фильм Эстевеса о путешествии пятерых паломников по знаменитому пути Св. Иакова. В этом фильме Эстевес касается проблем взаимоотношения и понимания между людьми. Сын главного героя отправляется в Европу, чтобы пройти по знаменитому паломническому пути св. Иакова, но попадает в бурю в Пиренеях и погибает. Его отец оставляет свою вымеренную и устроенную жизнь в Штатах, и едет в Европу, чтобы забрать его тело. Но прибыв на место, начинает задумываться о том, зачем его сыну понадобилось идти паломническим путём, вслед за множеством других людей. В результате, отец забирает вещи своего сына и ковчжец с его прахом, и совершает это паломничество вместо него, постигая в пути то, о чём он может быть никогда не задумывался, встречаясь с людьми и впервые пытаясь по-настоящему понять, каким же человеком был его сын, о чём он в предыдущие сорок лет не задумывался.

В другом фильме Эстевеса, который он снял на четырнадцать лет раньше - "Войне в доме", - затрагиваются проблемы, общие для большинства жителей Америки. Здесь на примере одной единственной семьи режиссёр показывает серьёзную проблему всего американского общества.

Под аккомпанемент красивых лозунгов, Америка бросила своих сыновей - неподготовленных мальчишек - в бессмысленную бойню во Вьетнаме. И вот эти мальчишки вернулись, но их родина отказалась принимать их такими, какими они стали, пройдя Вьетнам. Эти ветераны не могут влиться в общество, а общество хочет, чтобы они вели себя так же, как было до Вьетнама, отторгает их, не желает понимать их проблем, стыдится их орденов и военной формы. Это не отцу предъявляет претензии сын, это претензии от всех сыновей всей Америке, американскому правительству, потому что именно оно выбросило собственных детей в бой, совершенно не готовых, и главное - не видящих никакого смысла во вьетнамской войне, а потом сделало попытку стыдливо отвернуться от них. На протест юных ветеранов, на их требование признания, на попытку объяснить свои чувства, и свои проблемы - общество вместо понимания, с яростью отшвырнуло их от себя, выгнало вон - лишь бы только эти мальчишки не тревожили устоявшегося американского образа жизни, который сами американцы возводят едва ли не в культ. "Великая Америка", которая гордится своей "Великой Демократией" - и тут какие-то полупомешанные двадцатилетние ветераны, которые лезут со своими проблемами! Да как они смеют!..

Но Вьетнам, как оказалось, был всего лишь "цветочками". Если из Вьетнама солдаты возвращались и не могли приспособиться к прежней жизни - то из Ирака они пришли нелюдями. И именно об этом второй фильм - "В долине Эла" ("In the Valley of Elah"), снятый в 2007 году другим режиссёром - Полом Хаггисом. Хаггис - канадско-американский сценарист, продюсер и кинорежиссёр, поставивший такие известные фильмы, как "Столкновение" (2004 год), "Казино "Рояль"" (2006 год), сценарист знаменитого фильма "Письма с Иводзимы" (2006), "Флаги наших отцов" (2006). В фильмах Хаггиса часто не просто прорабатываются проблемы общества, расовых столкновений, или противостояния различных культур, а говорится о том, что всё это не имеет значения, потому что самое главное - это то, что каждый человек имеет в своей душе. Противоречивая человеческая натура такова, что от героя до антигероя его может отделять всего один маленький шаг, и этот шаг в любой момент могут спровоцировать внешние обстоятельства.

Фильм "В долине Эла" снят по мотивам реальных событий. Этот фильм - по-настоящему страшное кино, страшное своей откровенной правдивостью, неприкрытым показом того, что делают все эти никому не нужные войны за пол-мира от Америки с её же гражданами.

Главный герой фильма, отец пропавшего солдата, сам ветеран Вьетнама. Тут можно провести параллель: те мальчишки, которые не могли адаптироваться к мирной жизни, возвращаясь с вьетнамской войны, стали родителями других мальчишек, которых "демократическое" американское правительство бросило в ещё более бессмысленную войну в Ираке. Вспомните о том, сколько раз агенты доставляли из Ирака сведения, что там нет никакого оружия массового поражения, и о том, что правительство Буша в обход требований ООН начало вторжение в Ирак. Кому была нужна та война? Как обычно, только политикам "самой демократической страны".

И вот, сын главного героя, вернувшись из Ирака и даже не успев связаться с родителями (или не захотев с ними связаться), неожиданно пропадает с военной базы. Отец начинает его разыскивать, надеясь, что он просто "загулял", захотел, что называется, "оторваться" после напряжения военной обстановки. Но очень скоро на пустыре неподалёку от базы находят расчленённый, обгорелый труп. Начинается следствие.

Примечательный момент: когда отец, ветеран Вьетнама, узнаёт, что сын весь вечер был в компании своих сослуживцев, он тут же с негодованием отметает саму мысль о том, что его сына могли убить эти люди. Он объясняет это тем, что человек, с которым ты сражался плечом к плечу, никогда тебя не убьёт. С ним можно ссориться и даже драться, это нормально, это всего лишь способ "выпустить пар". Но убивать своего товарища по оружию, с которым ты прошёл вместе "огонь и воду" - это совершенно невозможно!

Увы, главный герой судит по себе. Он ещё не понимает, что для "выпускания пара" для ветеранов Ирака недостаточно потасовки и мордобоя.

Солдаты, которые возвращаются из Ирака - уже не люди. Они не то, чтобы не могут вписаться в прежнюю жизнь, они уже сами не желают в неё вписываться. Из них будто вынули душу, и они способны тут же убить товарища, расчленить, и бросить, потому что в данный момент им "так хотелось есть", что они тут же развернулись и ушли в ближайшую закусочную. И совесть-то их по-настоящему не мучает, несмотря на их уверения в том, что они "сожалеют". Они способны лишь убивать ни за что всех: и своих товарищей, и своих близких. Да, они могут повеситься, наверное потому, что сами где-то в остатках души, понимают, что превратились в нелюдей, которым нет места на земле. В отличие от ветеранов Вьетнама, которые не могли влиться в мирную жизнь, ветераны Ирака могут только убивать и умирать (под ножом ли боевых товарищей или в собственноручно сделанной петле, в казарме). Больше им ничего не остаётся.

Иракская война по своей бессмысленности превзошла многие конфликты. По данным Пентагона, с неё дезертировало более восьми тысяч американских военнослужащих. Четыре с половиной тысячи военнослужащих погибли, и тридцать две тысячи получили ранения. Со стороны Ирака точных сведений о потерях нет. Данные различных источников расходятся от девяноста тысяч - до миллиона ста тысяч. Нарушения прав человека зафиксированы с обеих сторон конфликта. Пытки и массовые убийства зафиксированы со стороны иракцев. Пытки, насилие над мирными жителями, массовые убийства мирных граждан Ирака, в том числе женщин и детей, применение белого фосфора в местах сосредоточения гражданского населения имели место со стороны американских военных. Америке никто не указ! Американцы делают то, что прикажут их "демократичные" политики, даже если это против норм международного права, указаний ООН, а уж тем более, против человечности. Стоит ли удивляться тому, что бравые американские солдаты теряют человеческий облик?

В начале фильма "В долине Эла" на глазах у главного героя происходит примечательная сцена в полицейском управлении: женщина пришла жаловаться на своего мужа (ветерана Иракской войны). Его укусила собственная собака, и он утопил её в ванной. Женщина пытается объяснить, что дело не в собаке: её муж совершенно неадекватен. Он так разъярился, что долго и упорно топил добермана в ванной, на глазах у малолетнего сына, не обращая внимания на то, что собака продолжает его грызть (мог бы застрелить, усыпить - но предпочёл топить, несмотря на все её укусы). В полиции женщине объясняют, что ей следует обратиться в организацию, которая занимается расследованием жестокого обращения с животными, а на то, что она пытается объяснить свой страх и неадекватное состояние мужа - попросту не обращают внимания. В конце фильма этот человек - ветеран Ирака - точно так же топит в ванной свою жену, прогневавшись непонятно на что...

Ни полицейские, ни главный герой фильма - ветеран Вьетнама, - не могут понять, с чем они имеют дело. Им, наверное, в голову не могло прийти, что человек, который возвращается с иракской войны - это уже не просто ненормальный человек - это не человек вовсе.

Проблемы с ветеранами Ирака имеют место до сих пор: в апреле 2014 года, на базе Форт-Худ в Техасе, ветеран Ирака застрелил троих и ранил ещё 16 сослуживцев. Другой ветеран Ирака - Том Янг, спустя 10 лет после ввода войск в Ирак, умирая, написал письмо Бушу-младшему и Чейни, в котором обвинил их в убийстве "тысяч молодых американцев".

Ветераны умирают в Америке от самоубийств, автокатастроф и передозировок, которые во многих случаях считаются недоказанными актами суицида. Среди покончивших собой - 80 % ветеранов, стоящих на учёте с диагнозом посттравматического стресса. Считается, что эта цифра гораздо больше, потому что многие из ветеранов Ирака не стоят ни на каком учёте, и всё равно умирают: от передозировки лекарственных средств, или в спровоцированных ими же самими автомобильных авариях. (http://topwar.ru/19656-sudba-amerikanskih-veteranov-obratnaya-storona-medali.html)

Вернёмся к фильму "В долине Эла". Главному герою помогают расшифровать видеозаписи, которые его сын сделал телефоном во время иракских событий. На одной из записей - раненый военнопленный, которого, как показалось сначала главному герою, пытают. Но позднее он узнал, что это была не пытка. Просто его сын "делал вид", что он доктор, и пока они все ехали вместе с военнопленным в машине - то и дело запихивал ему пальцы в раны и спрашивал: "Здесь больно? А здесь?"... Делал он это "просто для развлечения", за что получил от своих товарищей, одобрявших такое "развлечение", прозвище "Док" - о чём со смехом рассказывал один из бывших его сослуживцев.

Запись зафиксировала и солдатское чувство юмора, с которым он наклеивает детскую наклейку на лоб женщине, погибшей о время химической атаки.

Несмотря на ужас подобных картин, иракские события наводят на своеобразные размышления. Американскому Конгрессу двадцать раз доложили, что никакого оружия массового поражения у Саддама Хусейна нет - но Конгресс всё равно послал войска. Вопреки мировой общественности, вопреки запрету ООН, американцы пошли войной на Ирак, неся туда свою "демократию". А вот у Кореи, к примеру, есть атомная бомба (то есть, оружие массового поражения). Пусть эта бомба пока не в состоянии улететь за пределы самой Кореи, но она уже существует как факт. И Штаты не нападают на Корею. Почему? Наверное боятся. А в Ирак идти не боялись, потому что точно знали, что у Ирака оружия массового поражения нет. Напрашивается простой вывод: если в вашей стране есть оружие массового поражения - США на вас никогда не нападут! Нужно раздать каждой, даже самой маленькой, стране всего по одной атомной бомбе - и воцарится мир во всём мире! Понадобится меньше двухсот бомб на всех - и Америка уже ни на кого нападать не станет! Это конечно шутка - но как в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки...

"Американская исключительность", которую сейчас пропагандируют в США - слишком похожа на "избранность арийской расы", которую, в своё время, проповедовали нацисты. Американцы считают себя в праве вмешиваться в дела любой суверенной страны, силой оружия менять политический строй, убивать и калечить мирных жителей. Не удивительно, что военные-американцы начинают чувствовать себя безнаказанно и творить всё, что им вздумается, и уже не понимая ценности человеческой жизни: ни чужой, ни своей.

Вернёмся к фильму "В долине Эла". В начале повествования есть такой эпизод: главный герой, ветеран Вьетнама, увидев, что служащий супермаркета, по незнанию, вешает американский флаг вверх ногами, решительно переворачивает стяг и объясняет служащему, что на военном языке знаков это означает призыв о помощи и признание своего бессилия. Символично, что в финале фильма главный герой сам поднимает присланный ему сыном из Ирака, истрёпанный в боях флаг США на флагшток вверх ногами. Этим жестом он признаёт, что американская нация находится в таком страшном положении, что ей уже в пору звать на помощь.

Наверное, невозможно честнее и откровеннее признать поражение так называемой "американской демократии", чем это сделал режиссёр фильма "В долине Эла". Очень символично звучит в конце диалог между героиней Шарлиз Терон и её малолетним сыном. Она рассказывает ему перед сном библейское сказание о Давиде и Голиафе. Мальчик недоумевает, зачем было царю посылать биться с великаном Голиафом маленького и слабого Давида? Мать отвечает: "Не знаю".

Этот вопрос адресован всем тем, кто управляет современной Америкой. Конечно же, в иракской войне сам Ирак сильно пострадал. Было очень много жертв, прежде всего среди мирных жителей, которых убивали просто потому, что они подворачивались под руку. Как уже говорилось, против иракцев применяли запрещённое оружие - белый фосфор. Но и сами Штаты пострадали не меньше, хотя и выглядело это не так явно. И главное - простые американские парни и их семьи пострадали по вине своего собственного правительства, которое за идеей "нести демократию" совершенно забывает, что прежде всего нужно думать о своих же людях, гражданах своей страны. А получается, что о людях не просто забывают, о них вообще не думают. Человек как личность, как гражданин - никого больше не интересует в Америке. Он интересен лишь как "пушечное мясо".

Больше всего Иракская война коснулась того самого поколения людей, молодёжи, которое теоретически должно формировать основу будущего для страны. Именно они, эти молодые парни, должны стать отцами следующего поколения американцев. Но какими они вернулись из Ирака, и какие отцы из них получатся? Да и получатся ли вообще?

В Пятикнижии Моисея есть описание десяти казней египетских - бедствий, которые послал Бог на египтян за то, что они не послушали воли Божьей: не отпускали на свободу сынов Израилевых. Последняя из десяти казней - казнь первенцев: "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота". Современная Америка сама устроила себе "казнь первенцев": она пожертвовала своими детьми, убив их, а оставшихся в живых превратив в нелюдей.

Где теперь древний Египет? От него остались лишь пирамиды. Кто знает, может быть, однажды от Штатов останется лишь Статуя Свободы.

Автор - М.В. Гуминенко


© М.В. Гуминенко. 2014 г.
По вопросам использования материалов сайта обращаться по адресу: Kippari2007@rambler.ru