Литература и жизнь
Поиск по сайту

На Главную
Статьи современных авторов
Художественные произведения
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки
Статьи на заказ



Монастыри и храмы Северо-запада



С.Е. Данилов. Очень страшный мужик, или Размышление о произведении И.С. Тургенева "Му-Му"

Все мы с детства знаем очень трогательную историю, которая выжала немало слёз из детских глаз и заставила негодовать на крепостничество - историю о том, как одна вредная старушка так допекла здорового мужика, что он пошёл и утопил свою собачку. Казалось бы - всё ясно: барыня - самодурка, Герасим - жертва крепостничества, а ещё большая жертва - сучка "испанской породы". Что тут ещё размышлять? А если перечитать рассказ снова? Вот прямо сейчас. Повторите ли вы то, что повторяли на уроке литературы в пятом классе (или в шестом)?

Привычно считать, что Герасим - добросовестный, "русский богатырь", "беззаветный жертвенник и мученик", который "вбирает в себя лучшие стороны народных характеров" [http://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/svet-teni-zvuk-i-tishina-v-povesti-turgeneva-mumu]. Но по моему глубокому убеждению, главный герой произведения, Герасим, прежде всего - мужик страшный и весьма неуправляемый. Да, он подчиняется порой приказам, но подчиняется лишь потому, что соглашается на это сам. Но если он с чем-то не согласен - он просто сделает по-своему, и никто его не остановит. Так что назвать его "беззаветным" язык не поворачивается.

Вот смотрите сами: какой образ жизни ведёт Герасим? У себя в деревне он привык, что ему дают задание, например вспахать поле, накосить сена, или молотить зерно - и он это делает, потому что для него все эти занятия привычны. А если попадётся нечто такое, что ему не понравится? Герасима увозят в город - поначалу он подчиняется и едет. Однако когда ему в городе надоедает - он разворачивается и уходит обратно в деревню. Но не будем забегать вперёд, посмотрим, чем же он занимается в городе. Он работает на барыню, у него есть определённый круг обязанностей, но это круг обязанностей он исполняет лишь тогда, когда сам этого хочет. Захотел он - поехал за водой, не захотел - не поехал, потому что пребывал в расстроенных чувствах. Он не боится, что кому-то может не понравиться его поведение, не боится наказаний или даже просто упрёков. Кому нужна вода - сами привезут, а Герасим изволит расстраиваться, и вообще не до воды ему...

Обязанности свои Герасим выполняет потому, что в данный момент соглашается их выполнять. Захотел - "вылизал" двор, все травинки повыдёргивал, потому что на него усердие нашло, а не захотел - вообще ничего не стал делать, заперся у себя и сидит там сутки. Огромный, страшный мужик, как огромная своенравная сильная лошадь, которая соглашается нести на себе всадника - и несёт, но едва ей надоест - просто сбросит, и всадник уже ничего с ней не сможет сделать. Абсолютно. И то же самое с Герасимом. Недаром сам Тургенев сравнивает его то с молодым быком, то с диким зверем. И домочадцы боятся Герасима не напрасно. Он совсем не безответен, как иногда принято о нём говорить. Он себе на уме. И в доме барыни он занимает такое место, которое его самого устраивает, так что все остальные слуги не смеют ни на его стул за столом сесть, ни подойти лишний раз к его жилищу.

Во всём бытие у барыни в городе Герасим устраивает такие порядки, которые ему нравятся, и остальные люди, и даже животные вынуждены с ним считаться и делать так, как он позволяет. Даже петухи при нём не дерутся. То, что сам Герасим при этом боится барыню, не мешает ему ни бросить водовозную бочку, когда ему не захотелось за водой ехать, ни бросить саму барыню, когда он пришёл к выводу, что уйдёт обратно в деревню.

Все остальные слуги в доме барыни сильно боятся Герасима. Это можно понять по эпизоду с женитьбой прачки. Пришла барыне идея женить одного из своих людей на прачке по имени Татьяна - и вся челядь тут же "перекакалась" от страха, потому что на эту Татьяну Герасим изволил глаз положить. Барыне возразить не посмели, но и от Герасима ожидали чего угодно, вплоть до смертоубийства. Ночью, тайком от жуткого дворника, собирают слуги совет, решая, что им делать, чтобы не переубивал он никого из-за этой Татьяны, и не переломал руки-ноги её жениху, а заодно и всем, кто под руку подвернётся. Слуги прекрасно понимают, что Герасим - человек совершенно непредсказуемый. Несмотря на всё своё кажущееся смирение, он смиряется только там, где хочет смириться. Наконец, решено было, что Татьяна прикинется пьяной, а Герасим пьяных терпеть не может, поэтому должен к ней интерес потерять. Тут хочется сказать: хорошо, что Герасим бедную девушку не зашиб, увидев, как она шатается, притворяясь хмельной. Вдруг он бы так разочаровался в предмете своего внимания, что попросту прибил бы её сперва, а уж потом разбирался, стоило ли это делать?

Герасим - человек, который лично у меня, как у читателя, не вызывает ни симпатии, ни даже сочувствия. Он вызывает только страх. И то, что он так трогательно прячет свою собачку от барыни - это его личное произволение. Захотел - спрятал, надоело - утопил. Он вообще мог плюнуть на барыню и не обращать на неё никакого внимания. Пусть бы собачка гавкала, сколько хотела, всё равно он-то не слышит, как она гавкает.


На бедную старушку-барыню, которая "уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости", почему-то очень любят нападать критики. Но если посмотреть отвлеченно, барыня уже очень стара, у неё, возможно, просто старческий маразм. Все её дочери и сыновья оставили её, и им нет до неё никакого дела. Ничего страшного ни с кем эта барыня не делает. Никого на конюшне не порет, никого не продаёт против воли. Даже если хочет женить - она спрашивает и того, и другую, согласны ли они пожениться. Нигде в рассказе не сказано, что если бы они не согласились - барыня насильно потащила бы их под венец.

И сам Тургенев сочувствует этой женщине, когда пишет: "День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи". А вот критики почему-то сочувствовать не спешат. Правильно, зачем жалеть какую-то старую маразмичку? Лучше пожалеть мужика Герасима, которому, как дубу, ничего не делается, или уж на худой конец - пожалеть его собачку. Её хоть утопили. Всё повод...

Со своей дворней барыня обращается не так уж плохо, только капризничает время от времени, так что приходится ей капать лавровишнёвых капель. Но и без капель барыня ведёт себя мирно. Например, при старушке есть компаньонка, которая сидит и развлекает барыню, когда у той по ночам бессонница. Компаньонка больше ничего не делает. День - её законное время, никто её не трогает, она спокойно спит, на всякий случай, а вдруг у барыни будет бессонница. Если у барыни нет бессонницы, компаньонка точно так же спокойно спит и ночью вместе с ней. Работа не такая уж сложная, и работает компаньонка за содержание, за то, что её кормят (и весьма сытно) и одевают (очень даже прилично). Мне бы такую работу, чтобы сутками спать, а за это кормили бы и одевали!

И вот барыне не понравилось, что собака ночью гавкает. Конечно, собачий лай был только предлогом. На самом деле барыне не понравилось, что собака на неё зарычала. Это не удивительно. Кому понравится, когда на него рычат и скалятся? Какая-то собачонка, гнусная, непонятно откуда взявшаяся, которая смеет гавкать, рычать и крыситься на барыню! Почему барыня должна терпеть рядом с собой присутствие чужой шавки, которая лично ей не нравится? Да и требовала барыня лишь чтобы эту собаку убрали, продали, куда-то дели, а вовсе не убивали.

С первого раза избавиться от собаки не удалось, она вернулась обратно. Герасим её стал прятать, но на этот раз она ночью действительно подняла лай, выдав своё присутствие. Поскольку вся дворня ополчилась на Герасима, намереваясь отобрать у него собаку, он под конец сам её утопил. Покормил, пожалел - да и бросил в воду с камнем на шее. Потом собрал пожитки и ушёл обратно в деревню, радостный такой, даже счастливый. Наверное, Герасим радовался, что больше ни за кого отвечать не надо.

Нет. Не нравится мне этот Герасим.



© С.Е. Данилов. 2015.
При использовании материалов библиотеки, просьба оставлять действующую ссылку на наш сайт

НАВЕРХ