Литература и жизнь        
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
На Главную
Современная публицистика
Роман "Созвездие Близнецов"
Зарисовки прошлого и настоящего
Библиотека
История Европы и Америки XIX-XX вв
Как мы делали этот сайт
Форум и Гостевая
Полезные ссылки

М.В. Гуминенко

Матриархат - и с чем его едят

18+

Желание написать данную статью возникло у меня после того, как я ознакомилась с романами современных авторов, в которых они описывали такое явление, как матриархат, и поучаствовала в диспутах на данную тему на некоторых интернет-форумах. Постепенно я сформулировала для себя, что именно мне так не нравится в современной интерпретации матриархата. Начну с того, что матриархальное общество, в понимании большинства, всегда имеет какие-то уродливые, подчас совершенно отвратительные черты. Приведу несколько примеров.

У М. Семёновой в романе "Волкодав" главный герой происходит из матриархального племени. Автор старается показать это явление как положительное. Однако приведу всего один пример, который на мой личный взгляд перечёркивает всё хорошее, что может подразумевать писательница. В обычае племени, если мужчина изнасилует или совершит попытку изнасилования женщины, его предают смерти. Причём, весьма извращённой: ему вскрывают брюшную полость, растягивают его собственные кишки на всю длину и заставляют пройтись по ним. Естественно, после этого насильник погибает. Бесспорно, человек, который кого-то подвергает насилию, заслуживает сурового наказания. Но вот что бросается в глаза: несоответствие вины и тяжести возмездия. Придумать столь жестокий способ казни может только психически неуравновешенный садист. А если представить, что такие идеи рождаются в голове у женщины, то вообще приходишь в ужас.

Другое произведение - роман "Тезей" Мэри Рено. Помимо прочих приключений, Тезей попадает в общество, в котором царит матриархат. Мужчины занимают подчинённое положение. Для царицы выбирают мужа, которого по истечении года убивают. Причём опять-таки убивают зверски - растаскивают в клочки впавшие в экстаз женщины во время религиозного обряда.

Ещё одно произведение, в котором автор фантазирует на тему матриархата - роман "Выбор принцессы Леи" Дэйва Волвертона. Тут всё гораздо более цивилизовано. Показываются два государства-планеты, на которых царит матриархат. Датомирские ведьмы просто держат мужчин на уровне рабочей скотины. Нет, над ними не издеваются и их не мучают, точно так же как хороший хозяин не будет мучить своих домашних животных, с которых он получает прибыль (молоко, тягловую силу, мясо). Но тем не менее, они считаются неполноценными и интеллектуально низкоразвитыми, годными только на то, чтобы обслуживать женщин. На другой планете - Хайп - общество еще более "развито": мужчин тоже никто не мучает и не убивает по любому поводу, но они также являются "низшими существами". Например, принца Изольдера - прекрасно воспитанного, сильного воина и умного человека - привозят "в дар" принцессе Лее, как наложника, и демонстрируют из-под покрывала, поставив перед ней на колени.

Роберт Сальваторе в романе "Тёмный эльф", показывает матриархатное общество дроу (тёмных подземных эльфов) как средоточие всех пороков, какие только можно вообразить. Мужчины на положении рабов и собственности, не имеют права лишний раз глаза поднять на женщину, подвергаются жесточайшим наказаниям за любую провинность, а окружающие их дамы только и хватаются чуть что за свои бичи, просто мечтая избить хотя бы одного из них и унизить. Конечно, автор подразумевает, что это - общество отрицательных персонажей - тёмных эльфов. Но мне не удалось найти в художественной литературе обратного примера, где описывалось бы общество, в котором царит матриархат, и при этом оно было бы справедливым и привлекательным. Даже амазонки из легенд Древнего Мира, не представляют собой народа, среди которого хотелось бы очутиться.

Конечно, и в обществе, где главенствуют мужчины, далеко не всегда торжествует справедливость. Тем не менее, императрица или королева в патриархальном обществе точно так же уважаема, и перед ней точно так же преклоняются, как и перед королём или императором. Есть масса исторических примеров, когда при патриархальных устоях общества, государством совершенно самостоятельно правила женщина. И пол её не умалял её власти. Но в фантастических матриархальных обществах муж королевы - это всегда какой-то довесок, недочеловек, зависимый от жены, едва ли не раб, не имеющий никаких прав.

Вернусь к случаю с принцем Изольдером из романа Волвертона. Читатели романа могут мне возразить, что когда в гарем какого-нибудь турецкого султана привозят наложниц, они точно так же не имеют никаких прав, и в этом отношении патриархальное общество ничуть не более справедливо, чем матриархальное. Но полигамное общество (то есть, многожёнство) развивается по своим собственным законам. Многожёнство - явление более объяснимое и естественное, чем "многомужество". Мужчине нужно продлевать свой род и преумножать его. Физически один мужчина может оплодотворить много женщин, и потому "гарем" в какой-то степени физиологически объясним. Наследником при этом становился сын от любимой (главенствующей в гареме) жены, а дети прочих женщин воспитывались при дворце, и в дальнейшем из них часто формировали гвардию султана. Но зачем женщине много мужей? Если её цель - продление рода, достаточно один раз в год встретиться с одним мужчиной. Многомужество абсолютно абсурдно и афизиологично. Однако, разбирать законы и порядки полигамного общества не является целью данной статьи.

На мой взгляд, матриархальное общество, создаваемое воображением писателей, приобретает такие отталкивающие формы, потому что среднестатистическая женщина по своей физиологии всегда слабее среднестатистического мужчины. И для того, чтобы она могла командовать им, она должна с самого детства стремиться полностью доминировать над ним, доказывать, что мужчина обязан подчиняться, ибо он - низшее существо, и не смеет даже посмотреть на женщину лишний раз, а уж, тем более, ей перечить.

Но оставим художественные фантазии писателей и обратимся к реальной истории человеческого общества. В ней есть примеры существования настоящих матриархальных племён. Сам образ жизни этих племён объясняет, почему в них необходим именно матриархат. Но реальность очень резко отличается от фантазии авторов всех времён и народов.

Энциклопедический словарь даёт такое определение матриархата: "МАТРИАРХАТ (от лат. mater - мать и греч. arche - начало, власть; букв. - власть матери) (гинекократия), одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытного общества. У некоторых народов предшествовал патриархату. Характеризуется доминирующим положением женщины, матрилинейностью наследования имущества, социального положения, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений".

Матрилинейность - это счёт происхождения детей, родства и наследования по матери. Матрилокальность - проживание мужа в семье или доме жены, выбор места проживания семьи женой. Другими признаками матриархата являются: групповой брак, беспорядочные половые связи матери с несколькими мужчинами (часто, но необязательно), распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью.

Все эти признаки могут проявляться с разной степенью интенсивности, в разных комбинациях, что обуславливает индивидуальность каждого случая. Причиной матрилинейности в матриархальной семье является невозможность определить отца ребёнка при свободных половых отношениях одной женщины с несколькими мужчинами. Матрилинейность связана с правом женщины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению женщины-матери, в отличие от аналогичного права мужчины-отца при патриархате.

Вот несколько примеров реально существующих в мире матриархальных обществ:

Minangkabau. Это сообщество живет на Западе Суматры и насчитывает около четырех миллионов человек; считается самым большим и стабильным обществом такого типа в современном мире. Его основной признак - матрилинейность. В связи с той путаницей, которая внесена сегодня в определение матриархата, учёные остерегаются называть это общество матриархальным, а осторожно именуют матрилинейным.

Народ Mosuo из юго-западного Китая (возле озера Lugu на границе провинции Сычуань и Юньнань).

Народ острова Minicoy (к востоку от полуострова Индостан). Община Nair в штате Керала на юге Индии (её называют "матрифокальной"), согласно исследованиям антрополога R. L. Smith. Традиционная семья Nair состоит из матери и ее детей, живущих вместе с их старшим братом по матери или старшим дядей по матери. Последние называются словом karanavan. Karnavan уполномочен распоряжаться делами семьи. До недавнего времени наследниками собственности семьи были женщины, мужчинам только позволялось использовать собственность на протяжении жизни этих мужчин. Фамилии членов общины имели префикс, идущий от семьи матери, а основой фамилии была фамилия дяди матери. При разделе собственности женщины общины имели преимущественное право на доли собственности. Так, брат получит одну долю, но сестра и её дети и внуки получат каждый по такой же доле. После 1975 года такой порядок был упразднён.

Племена Guajiro (Колумбия).

Государство Израиль и еврейские общины, базирующиеся на ортодоксальном и консервативном иудаизме. Согласно Галахе (еврейскому религиозному закону), евреем считается только потомок матери-еврейки (её дети и дети её дочерей). Закон о возвращении (репатриации в Израиль), действующий в современном иудейском государстве, различает две категории иммигрантов: еврей (рождённый еврейской матерью) и не еврей (тот, среди чьих предков были евреи, но материнская линия потомства не прослеживается).

Фактического материала по вопросу матриархата (то есть описаний реально существующих матриархатных племён) можно найти достаточно много. Подвожу итог, который лично у меня сложился благодаря моим наблюдениям: реальный матриархат в большинстве своём - это признак очень примитивных племён, для которых является вынужденной мерой. Фантастический матриархат - это всегда уродливое, неправдоподобное и безобразное общество. Следовательно, матриархат как строй в основе своей ненужен и неправилен, и является противоестественным для социума. Даже писатель-фантаст не может сочинить гармоничного общества при таком строе.

Автор - М.В. Гуминенко


© М.В. Гуминенко. 2008.
Опубликовано: "Сибирские истоки". 2014. N 3(66), сентябрь. С. 7-9.

По вопросам использования материалов сайта обращаться по адресу: Kippari2007@rambler.ru